Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнение педагогической и андрагогической модели обучения




Параметр Педагогическая модель Андрагогическая модель
Самосознание обучаю­щегося Ощущение зависимости Осознание возрастающей само­управляемости
Готовность обучающе­гося к обучению Определяется физиологи­ческим развитием и соци­альным принуждением Определяется стремлением к развитию личности и овладе­нию социальными ролями
Применение получен­ных знаний   Отсроченное, отложенное   Немедленное
Ориентация в обучении   На учебный предмет   На решение проблемы
Психологический кли­мат обучения Формальный, ориентиро­ванный на авторитет препо­давателя, конкурентный Неформальный, основанный на взаимном уважении и совмест­ной работе
Планирование учебного процесса   Преподавателем   Совместно с обучающимся
Определение потребно­стей обучения   Преподавателем   Совместно с обучающимся
Формулирование целей обучения   Преподавателем   Совместно с обучающимся
Построение учебного процесса Логика учебного предмета, содержательные единицы В зависимости от готовности стажера к обучению, проблем­ные единицы
  Учебная деятельность   Технология передачи знаний Технология поиска новых зна­ний на основе опыта
  Оценка   Преподавателем Совместное определение новых учебных потребностей, совмест­ная оценка программ обучения

В педагогической модели обучения доминирует педагог. Именно он определяет параметры процесса обучения: цели, содержание, формы и методы, средства и источники обучения. По объективным причинам (несформированность личности, зависимое экономическое и социаль­ное положение, малый жизненный опыт, отсутствие осознанной по­требности в обучении) обучаемый, так же как и учебная группа (класс), в педагогической модели занимает подчиненное положение (статус объекта манипулирования) и не участвует в планировании, организации, реализации и оценивании процесса обучения.

Вандрагогической модели обучения доминирование обучающего изначально неприемлемо. Речь может идти только об организованном и целенаправленном, гибком и психологически настроенном влиянии на обучающегося. Право выбора любого элемента познавательного про­цесса (методов, форм обучения и пр.) всегда остается за стажером. При этом нельзя не учитывать мощное влияние учебной группы, в которой должна быть создана соответствующая психолого-андрагогическая атмосфера взаимодействия стажера с обучающим (дружеская, нефор­мальная, основанная на взаимном уважении, совместной работе, под­держке и чувстве ответственности).

М.Ш. Ноулзом было проанализировано взаимодействие взрослых обучающихся и андрагогов-преподавателей, позволяющее эффективнее реализовать возможности каждого участника познавательного процесса (табл. 6.3).

Таблица 6.3

Взрослые обучающиеся   Преподаватель
Ощущают потребность в обучении     Должны находиться в учебной обстановке, харак- теризующейся взаимным доверием и уважением, взаимопомощью, свободой самовы-ражения и до-пущением разных точек зрения Нацеливает обучающихся на новые возможности самореализации. Помогает каждому уяснить его стремление к самосовершенствованию. Способствует тому, чтобы каждый обучающийся определил разрыв между устремлениями и нынешним уровнем своей деятельности. Помогает обучающимся определить затруднения в жизни, обу­словленные нынешним уровнем подготовки   Обеспечивает комфортную физическую среду обучения (удобная мебель, освещение, интерьер, вентиляция, температура воздуха, возможность курить). Рассматривает каждого обучающегося как личность, имеющую ценность, уважает его чувства и мысли. Стремится установить отношения взаимного доверия и взаимопомощи, поощряя взаимные действия обучающихся и предотвращая конкуренцию и критику. Не скрывает своих чувств и вносит в учебный процесс дух совместного поиска истины    
Уясняют цели обучения и воспринимают их как свои собственные Вовлекает обучающихся в процесс определения целей обучения, в котором принимаются во внимание потребности обучающихся, учебного заведения, преподавателя, общества, логика учебных дисциплин
Берут на себя часть ответствен­ности за планиро­вание и осущест­вление учебного процесса и потому испытывают чув­ство причастности к нему   Делится с обучающимися своими соображениями относительно возможных направлений обучения, отбора учебного материала и методов обучения, совместно с ними принимает решение по этим вопросам  
  Принимают активное участие в осуществлении учебного процесса   Помогает стажерам организоваться в группы (учебные или проект­ные группы, самообучающиеся команды и т.д.), чтобы они взяли на себя ответственность за процесс совместного поиска
Участвуют в учебном процессе, который использует опыт обучающихся Помогает обучающимся использовать их опыт в качестве источника обучения, применяя такие методы, как дискуссии,ролевые игры, разбор конкретных случаев и т.п. Подает информацию на уровне опыта конкретных обучающихся. Помогает обучающимся применять на практике их новые знания
  Ощущают продвижение к поставленным целям   Вовлекает обучающихся в поиск взаимоприемлемых критериев и методов оценки продвижения к целям обучения; помогает развивать и применять приемы самооценки в соответствии с вырабо­танными критериями  

Представляют несомненный интерес условия применения андра­гогической модели с учетом основных характеристик обучающихся. Рассмотрим наиболее существенные требования к организации процесса

обучения взрослых.

Обстановка во время обучения должна быть максимально благо­приятной — непринужденность в отношениях между участниками, недирективный тон наставников. Важна также и внешняя обстановка — состояние здания, устройство помещения и др.

Преподаватель должен знать свой предмет и уметь преподнести его аудитории, а еще лучше — увлечь им. Это является также одним из условий снятия стрессовой ситуации. Необходимо регулярно проверять уровень знаний обучающихся. Каким бы высоким ни было мастерство преподавателя, без этого невозможно добиться хороших результатов. Обязателен предварительный и сопровождающий диагностический анализ. Часто для этого достаточно нескольких простых вопросов. Следует избегать вопросов типа «поняли или нет», а определять это по знаниям и умениям обучающихся, повторяя свое сообщение и про­веряя, достигло ли оно адресата. Каждому человеку свойственно свое восприятие, часто слишком абстрактная информация плохо усваивается обучающимися. Нужны конкретные иллюстрирующие теорию примеры или организация практических упражнений.

Обучающийся. Наличие некоторого объема знаний по данной теме способно пробудить у стажера любопытство или вызвать интерес. Нельзя допускать, чтобы он форсировал обучение, не имея к этому до­статочной мотивации.

Установлено, что для юношеского возраста более корректно при­менение андрагогической модели, чем педагогической.

Взрослому обучающемуся присущ высокий уровень самосознания и ответственности; наличие жизненного опыта и практических навы­ков, предварительной подготовки в той области, в которой проходит обучение; стремление при помощи обучения достичь определенной цели; активное участие в организации процесса обучения. При повы­шении квалификации наличие практических навыков и умений может служить: во-первых, базой для дальнейшего обучения; во-вторых, источ­ником знаний для учебной группы; в-третьих, объектом систематизации и теоретического обобщения для структурирования системы знаний в данной области деятельности.

Процесс обучения. Достижение поставленной цели не всегда озна­чает успешность обучения. Слишком легкие или, наоборот, слишком сложные упражнения тормозят формирование знаний и умений, так как и в том, и в другом случае стажер не ощущает прогресса. Для облегчения восприятия можно дробить темы на части. Интенсифицирует обуче­ние адекватность методов и дополнительных средств. Преподаватель должен подбирать соответствующие упражнения, вызывать вопросы обучающихся, мотивировать их обучение, направленное на решение конкретных проблем. Учебный курс должен строиться на мониторинге содержания, форм и методов обучения в группе; на постановке целей и поиске необходимых знаний; на связи с практикой и проверке с ее помощью полученных результатов; на диалоге между членами группы. Все участники познавательного процесса должны разделять ответствен­ность за процесс обучения и его результаты.

Обучение должно быть интенсивным и проводиться в минималь­ные сроки. Комбинирование группового и индивидуального самообу­чения способствует развитию творческого и критичного мышления.

Обучение для взрослого — это не столько получение знаний, сколь­ко их отбор, систематизация, синтез, открытие и диалог.

Оценка. Преподаватель должен отслеживать прогресс обучения стажеров, и оценивать его.

Основные характеристики андрагогического процесса представ­лены в табл. 6.4.

 

Таблица 6.4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 4680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.