КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Сравнение педагогической и андрагогической модели обучения
В педагогической модели обучения доминирует педагог. Именно он определяет параметры процесса обучения: цели, содержание, формы и методы, средства и источники обучения. По объективным причинам (несформированность личности, зависимое экономическое и социальное положение, малый жизненный опыт, отсутствие осознанной потребности в обучении) обучаемый, так же как и учебная группа (класс), в педагогической модели занимает подчиненное положение (статус объекта манипулирования) и не участвует в планировании, организации, реализации и оценивании процесса обучения. Вандрагогической модели обучения доминирование обучающего изначально неприемлемо. Речь может идти только об организованном и целенаправленном, гибком и психологически настроенном влиянии на обучающегося. Право выбора любого элемента познавательного процесса (методов, форм обучения и пр.) всегда остается за стажером. При этом нельзя не учитывать мощное влияние учебной группы, в которой должна быть создана соответствующая психолого-андрагогическая атмосфера взаимодействия стажера с обучающим (дружеская, неформальная, основанная на взаимном уважении, совместной работе, поддержке и чувстве ответственности). М.Ш. Ноулзом было проанализировано взаимодействие взрослых обучающихся и андрагогов-преподавателей, позволяющее эффективнее реализовать возможности каждого участника познавательного процесса (табл. 6.3). Таблица 6.3
Представляют несомненный интерес условия применения андрагогической модели с учетом основных характеристик обучающихся. Рассмотрим наиболее существенные требования к организации процесса обучения взрослых. Обстановка во время обучения должна быть максимально благоприятной — непринужденность в отношениях между участниками, недирективный тон наставников. Важна также и внешняя обстановка — состояние здания, устройство помещения и др. Преподаватель должен знать свой предмет и уметь преподнести его аудитории, а еще лучше — увлечь им. Это является также одним из условий снятия стрессовой ситуации. Необходимо регулярно проверять уровень знаний обучающихся. Каким бы высоким ни было мастерство преподавателя, без этого невозможно добиться хороших результатов. Обязателен предварительный и сопровождающий диагностический анализ. Часто для этого достаточно нескольких простых вопросов. Следует избегать вопросов типа «поняли или нет», а определять это по знаниям и умениям обучающихся, повторяя свое сообщение и проверяя, достигло ли оно адресата. Каждому человеку свойственно свое восприятие, часто слишком абстрактная информация плохо усваивается обучающимися. Нужны конкретные иллюстрирующие теорию примеры или организация практических упражнений. Обучающийся. Наличие некоторого объема знаний по данной теме способно пробудить у стажера любопытство или вызвать интерес. Нельзя допускать, чтобы он форсировал обучение, не имея к этому достаточной мотивации. Установлено, что для юношеского возраста более корректно применение андрагогической модели, чем педагогической. Взрослому обучающемуся присущ высокий уровень самосознания и ответственности; наличие жизненного опыта и практических навыков, предварительной подготовки в той области, в которой проходит обучение; стремление при помощи обучения достичь определенной цели; активное участие в организации процесса обучения. При повышении квалификации наличие практических навыков и умений может служить: во-первых, базой для дальнейшего обучения; во-вторых, источником знаний для учебной группы; в-третьих, объектом систематизации и теоретического обобщения для структурирования системы знаний в данной области деятельности. Процесс обучения. Достижение поставленной цели не всегда означает успешность обучения. Слишком легкие или, наоборот, слишком сложные упражнения тормозят формирование знаний и умений, так как и в том, и в другом случае стажер не ощущает прогресса. Для облегчения восприятия можно дробить темы на части. Интенсифицирует обучение адекватность методов и дополнительных средств. Преподаватель должен подбирать соответствующие упражнения, вызывать вопросы обучающихся, мотивировать их обучение, направленное на решение конкретных проблем. Учебный курс должен строиться на мониторинге содержания, форм и методов обучения в группе; на постановке целей и поиске необходимых знаний; на связи с практикой и проверке с ее помощью полученных результатов; на диалоге между членами группы. Все участники познавательного процесса должны разделять ответственность за процесс обучения и его результаты. Обучение должно быть интенсивным и проводиться в минимальные сроки. Комбинирование группового и индивидуального самообучения способствует развитию творческого и критичного мышления. Обучение для взрослого — это не столько получение знаний, сколько их отбор, систематизация, синтез, открытие и диалог. Оценка. Преподаватель должен отслеживать прогресс обучения стажеров, и оценивать его. Основные характеристики андрагогического процесса представлены в табл. 6.4.
Таблица 6.4
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 4680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |