КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организация андрагогического процесса
Очень важно учитывать степень участия стажеров в организации учебной деятельности. Высший уровень характерен для стажеров, чья цель обучения далеко выходит за рамки конкретного курса и рассчитана на всю жизнь. Вместе с тем не каждый сразу готов учиться, активно участвуя в организации учебной деятельности. Даже те взрослые, которые самостоятельно организовывали свою профессиональную деятельность, не всегда готовы к самоуправлению в учебной деятельности (особенно если подобный опыт ими со временем утрачен). Принято считать, что основной путь развития самостоятельности обучающихся — это организация их активной самостоятельной работы. Тем не менее, если мы хотим, чтобы она стала подлинно полноценной, стажеру необходимо получить опыт выполнения преподавательских функций: анализа, планирования, регулирования, оценки деятельности. Между тем приобретение такого опыта напрямую зависит от взаимодействия стажера с преподавателем, от гармонического соответствия, корреляции их ролей. (табл. 6.5). Таблица 6.5 Взаимосвязь особенностей обучающихся, преподавателя и методов обучения
Задачи андрагога состоят в отслеживании развития обучающихся и вовлечении их в более эффективные формы познавательного процесса, основанные на максимальной их активности. Индивидуализация обучения предполагает учет особенностей Индивидуализация реализуется в различных формах и методах организации познавательной деятельности и зависит от дидактических целей и содержания обучения, особенностей контингента: его базового образования, квалификации, опыта учебной и трудовой деятельности, возраста, психологического состояния, способностей к усвоению, обобщению и воспроизведению новой информации. Немалое значение имеют семейное положение обучающегося, степень удаленности места жительства от учебной базы, а также опыт преподавателя в обучении взрослых, подготовке необходимых методических и дидактических материалов. Для правильной организации обучения помимо общевозрастных важны индивидуальные психологические особенности стажеров (уровень умственного развития, обучаемости и обученности, скорость усвоения), наличие специальных способностей, владение приемами учебно-познавательной деятельности, психологическая готовность к обучению, навыки самостоятельного учения, специализация предшествующего обучения и т.п. Следует учитывать состояние здоровья, ценностные ориентации, потребности, пристрастия и наклонности обучающегося. Прежний опыт стажера может играть как положительную, так и отрицательную роль. С одной стороны, личностный, социальный, профессиональный опыт, свидетельствующий о зрелости человека, обеспечивает ему выигрышный старт к новым знаниям и умениям, с другой — привязывает стажера к знакомым ему стратегиям обучения, некогда приводившим к успешным результатам. При этом взрослые часто имеют негативный учебный опыт и предубеждения по отношению к учебе. Поэтому важно расширять (но не ломать) границы прежнего опыта, обучая не только новой профессии, но и методам и приемам управления самообучением. Индивидуализация обучения может касаться темпов обучения, целей, методов, содержания учебного материала, требуемого уровня успеваемости и т.п. Активизируют обучение его содержание, поддерживающие внимание приемы и методы, компетентность преподавателя. Учебный материал тогда интересен, когда он отличается новизной, яркостью приведенных фактов, оригинальностью выводов, неординарным раскрытием, казалось бы, сложившихся представлений, глубоким проникновением в сущность явлений. Возбуждают мыслительную активность, удерживают внимание обучающихся такие задания, как: осмыслить проблемную ситуацию; решить познавательную задачу; осмыслить логику изложения, выделив в тексте главные положения; сравнить и сопоставить новые факты, примеры и положения с ранее изученными. Далеко не всякий учебный процесс активизирует деятельность обучающихся и ее контроль, предоставляя необходимые средства и информацию. Активные методы обучения ориентированы на продуктивный, творческий и поисковый характер деятельности стажера. Эта большая группа методов объединяет дидактические (имитационные) игры, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, анализ конкретных ситуаций и др. Такие методы усиливают интерес к обучению, поощряют инициативу, рождают новые идеи и мысли, способствуют коммуникации и кооперации, побуждают к дискуссиям и спорам в группах, способствуют обмену мнениями, взаимоподдержке и др. Эффективна опора на эмоции и подсознание. Так, приемы психологического тренинга активизируют восприятие, переосмысление, запоминание и применение информации. Они хорошо себя зарекомендовали при обучении бизнесу, маркетингу, практической психологии, педагогике и андрагогике, на интенсивных курсах обучения иностранному языку. Интенсификация обучения, позволяющая достичь учебно-воспитательных целей в минимальные сроки при максимальном объеме учебного материала, требует применения научно обоснованных методов преподавания и учения, направленных на мобилизацию творческих способностей личности. Особенно важно использовать методы, повышающие творческую самостоятельность обучающихся и преподавателя. При организации интенсивного обучения надо руководствоваться определенными принципами. Принцип группового взаимодействия связывает цели обучения и воспитания, диктует выбор средств, способов и условий учебно-воспитательного процесса. Типы и способы учебного взаимодействия должны обеспечивать активную и постоянную вовлеченность стажеров в общение и обмен информацией. Принцип личностного общения включает в структуру воспитательных отношений в качестве обязательных условий личностные и социально-психологические факторы, предполагает неразрывное единство общения и учебно-познавательной деятельности. Принцип личностно-ролевой организации учебного процесса нацелен на превращение общения в творческий, личностно-мотивированный процесс, не имитацию деятельности, а подлинную самодеятельность обучающихся, совершение мотивированных поступков, повышение уровня коммуникативной мотивации и пр. Принцип поэтапно-концентрической организации учебного процесса предполагает распределение учебного материала по трем концентрам в соответствии с моделью овладения общением: «синтез — анализ — синтез». 6.4. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ Содержание обучения взрослых имеет явно выраженную социально-профессиональную и практико-ориентированную направленность. Оно обращено на развитие интеллектуального, творческого, психолого-физиологического потенциала личности. Принципы формирования содержания: — гуманистичности — ориентирует на общечеловеческие ценности, свободное развитие личности; — научности — обеспечивает соответствие современным достижениям науки, социального и культурного прогресса; — последовательности — предполагает развивающее восхождение каждого нового знания; — историзма — демонстрирует наиболее значимые этапы становления изучаемой науки; — систематичности — берет за основу взаимосвязи и соподчинения внешних и внутренних элементов системы обучения; — связи с жизнью — ориентирует на проверку действенностью; — доступности — обеспечивается логикой структуры, способом изложения, объемом изучаемого; — мобильности, динамичности и гибкости — адаптирует к профессиональной или личностной специализации группы и индивида; обновляет материал в соответствии с требованиями личности, меняющимися условиями и социальным заказом; — индивидуальности — максимально ориентирует на потребности и особенности конкретной личности. Содержание учебного процесса фиксируется в учебном плане, программах по предметам или курсам, в учебных книгах, электронных накопителях информации. Нормативные требования к содержанию обучения устанавливаются законодательно. Закон РФ «Об образовании» регламентирует организацию образовательного процесса через учебный план, (с разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, дисциплинам и по годам обучения), годовой календарный учебный график и расписание занятий, разрабатываемые и утверждаемые образовательным учреждением самостоятельно. Органы государственной власти и управления, а также местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график образовательного учреждения после их утверждения. Приступая к разработке содержания, андрагог должен ориентироваться на требования, которые предъявляет современное общественное производство к знаниям, умениям и навыкам работников. Так, установлены следующие требования к профессиональным качествам работников: —«базовые» качества: ответственность, отзывчивость, новаторство, надежность, профессионализм, умение мобилизоваться в нестандартных ситуациях, уверенность в себе, инициатива; —умение работать в команде, способность к операторским действиям по загрузке, контролю, эксплуатации оборудования; —наличие абстрактного мышления для работы с кодами, понимание пространственного взаимодействия производственных объектов; —умение работать с информационными технологиями и вычислительной техникой; —умение вводить полученную информацию в систему. Как уже отмечалось, разработка содержания обучения начинается с определения цели. Она задает объем и глубину изучаемого материала, способы и формы его подачи. Затем отбираются наиболее значимые и достоверные социальные и научные достижения с учетом насущных и перспективных общественных и личностных потребностей, Далее следует сопоставить запланированное содержание обучения с реальными материально-техническими и экономическими, кадровыми и прочими возможностями и условиями. Отобранное содержание структурируется одним из следующих способов: — линейный — обеспечивает систематичность, последовательность, непрерывность и неповторяемость тесно связанных между собой частей учебного материала; —концентрический — предполагает возврат к ранее изученному материалу при нарастании сложности, широты и глубины охвата учебного материала; —спиральный — задает последовательное и беспрерывное расширение и углубление представлений об исходной проблеме; —смешанный — комбинирует перечисленные выше варианты структуры. Правильно выбранная структура содержания ориентирована на особенности и потребности стажеров. Учебный план устанавливает продолжительность обучения (учебного года) и его отдельных частей (семестров, четвертей), полный перечень предметов и их распределение по периоду (сроку) обучения, число часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждой группе (на курсе), число часов в неделю на изучение каждого предмета, структуру и продолжительность практикумов и пр. Основой для определения структурных компонентов учебных планов является модель учебного плана учреждений профессионального образования, которая служит ориентиром для проектирования примерной (типовой) и рабочей учебно-программной документации. Порядок разработки примерных (типовых) учебных планов устанавливается соответствующими нормативными документами отраслевых министерств и Министерства образования и науки РФ. Типовой учебный план регламентирует на федеральном уровне содержание профессиональной подготовки для достижения профессиональной квалификации определенного уровня, а также служит ориентиром при формировании рабочей учебно-программной документации. Примерный учебный план раскрывает варианты содержания обучения в соответствии с целями профессиональной подготовки: первоначальное обучение граждан, не имеющих профессиональной квалификации; повышение квалификации в рамках конкретной профессии; переподготовка рабочих и специалистов со средним или высшим образованием в данной или вне данной сферы деятельности. Примерный учебный план устанавливает срок обучения рабочих, не имеющих профессиональной квалификации; наименование предметов, разделов, курсов обязательного обучения; примерный объем учебного времени на различные виды подготовки и его ориентировочное распределение по разделам, курсам и предметам; объем и варианты содержания дополнительного обучения; резерв времени на реализацию регионального компонента. Обобщенная структура учебного плана позволяет организовать обучение как по рабочему учебному плану с традиционной (предметной) структурой, так и по учебным модулям, сформированным на основе от бора учебного материала в зависимости от цели обучения. Предметное наполнение учебных курсов должно соответствовать При определении перечня предметов учебного плана следует иметь в виду, что: — общетехнический курс охватывает научные основы техники и технологии межотраслевого характера (обязателен для учебных планов по профессиям производственной сферы); — отраслевой или общепрофессиональный курс ориентирован на определенный вид деятельности межотраслевого характера или на профессии одной отрасли, одного вида производства или социальной сферы; — социально-экономический курс формирует правовую, организационно-управленческую и экономическую компетентность граждан, поведенческие умения на рынке труда; — специальный курс вводит в теоретические основы конкретных видов профессиональной деятельности и формирует соответствующие практические умения. Предметное наполнение общетехнического, отраслевого, общепрофессионального и специального курсов составляет федеральный компонент примерного (типового) учебного плана. Наименование предметов социально-экономического курса в примерном учебном плане не указывается, а раскрывается в рабочем учебном плане на основе вариантов, предлагаемых на федеральном уровне, с учетом специфики экономики и рынка труда региона. Учебно-программная документация. В соответствии с методологией государственных стандартов профессионального образования предусмотрена двухуровневая технология проектирования содержания обучения: с одной стороны, обеспечивается реализация федеральных требований к рабочим и специалистам, а с другой — вариативность, ориентированная на региональную (местную) специфику производственной среды и трудовых процессов, требования работодателей или личные потребности граждан в обучении. На федеральном уровне предложен образец учебно-программной документации по конкретным профессиям (специальностям) — примерная учебно-программная документация (УПД), которая в случае адекватности целям учебного заведения может быть использована в качестве рабочей. Это позволяет сформировать эталонный банк содержания профессионального обучения. Такой банк открывает путь к широкому использованию новых информационных технологий при проектировании УПД, позволяет оптимизировать содержание профессионального обучения. Итак, новые технологии, заложенные в УПД, предполагают создание программ двух уровней — типовых и рабочих. Типовая программа — единая программа для подготовки, как правило, рабочих сквозных профессий, занятых в различных отраслях производства: машиниста экскаватора (горнорудная промышленность, открытые горные работы); электрослесаря (угольная промышленность, открытые горные работы); машиниста по обслуживанию компрессора в горнорудной промышленности и т.п. Типовая программа содержит основные требования к результатам обучения в соответствии со стандартами профессионального образования, что соответствует получению квалификации определенного уровня независимо от форм обучения. Типовая программа включает пояснительную записку, примерный тематический план, требования к результатам обучения по каждой теме, возможные уровни усвоения учебного материала, развернутое описание содержания обучения по типовым темам. Пояснительная записка раскрывает подходы к трансформации типовой программы в рабочую, а требования к результатам обучения по каждой теме отражены в перечне специальных умений. Рабочая программа по предмету раскрывает содержание профессионального обучения применительно к конкретным условиям, уровню квалификации и сроку обучения, времени на изучение предметов в учебном плане, состоянию материальной базы и т.п. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, тематического плана, изложения целей обучения по каждой теме, развернутого пересказа содержания каждой темы (с рекомендациями по уровням усвоения), перечня средств обучения. Пояснительная записка разъясняет организационные и методические условия использования программы в учебном процессе. Тематический план рассчитан на выделенное в учебном плане время. Цели обучения по каждой теме устанавливают требования к умениям, соответствующие уровню квалификации. УПД, как правило, ориентирована на ступенчатую форму обучения конкретной профессии, что позволяет подняться от низшего до высшего уровня квалификации (в соответствии с установленной системой тарификации), постепенно от разряда к разряду наращивая объем и сложность учебного материала. Учебные программы начального уровня квалификации фактически являются базовым блоком профессиональной подготовки. Ступенчатая (по уровням квалификации) структура УПД дидактически целесообразна при решении внутрифирменных задач, однако она не позволяет оперативно изменить содержание обучения в соответствии с потребностями рынка труда, не обеспечивает вариативность форм и методов подготовки. До сих пор УПД не удалось унифицировать по структуре и содержанию. Квалификационные характеристики не раскрывают содержательные параметры профессиональной деятельности на обще -профессиональном и специальном уровнях, что приводит к различию удержания общетехнических или отраслевых программ для профессий с политехнической основой. Многие учебные программы перегружены профессионально невостребованным материалом. Традиционная методология составления УПД ориентирована в основном на профессии технического направления. Содержание учебных планов и программ как правило, не отвечает задачам интенсификации, дифференциации, индивидуализации и вариативности обучения. Отсутствие в учебных программах четко сформулированных целей обучения не позволяет объективно оценить уровень усвоения учебного материала. Разработчики учебной документации не используют в полном объеме новые технологии проектирования содержания обучения, не предусматривают возможности формирования пакетов учебных модулей, в том числе и модулей трудовых навыков для выполнения конкретной работы или группы работ. Учебная программа отражает содержание предмета в рамках основных параметров, обозначенных в учебном плане. Чтобы достичь максимальной эффективности обучения, учебные программы должны отвечать определенным требованиям. Так, при обучении техническим профессиям они будут состоять в следующем. - учет изменений в содержании труда рабочих; - систематизация сведений прикладного характера; - продуманное включение той или иной темы; - систематизированное изучение основ специальных наук; - тесная взаимосвязь отдельных тем и предметов (в частности, производственного обучения и спецтехнологии); - воспитательная направленность (например, включение навыков социального общения) В качестве примера учебный план может включать блоки базисной подготовки, повышения квалификации и индивидуализированной переподготовки. Обучающие распределяются по этим блокам с учетом результатов входного тестирования и предварительного собеседования. Каждый блок может содержать ряд обязательных дисциплин, на изучение которых отводится две трети учебного времени. Далее стажеры выбирают спецкурс в соответствии с ранговыми показателями спецкурсов, составляется расписание. Каждый обучающийся получает «Меню курсов по выбору, в котором проставляет ранговое значение по всем предлагаемым курсам. В расписание могут быть включены несколько спецкурсов, получивших минимальные ранговые показатели. Если выбранные обучающимся спецкурсы не были реализованы, ему предоставляются индивидуальные консультации и возможность выполнять выпускную работу по избранной теме. В свидетельстве о повышении квалификации выставляются оценки, полученные на экзамене по профилирующему предмету и дифференцированные зачеты по спецкурсам. Уверенно завоевывает позиции модульный подход (или блочно-модульный — по названию основных структурных элементов). Чаще всего он используется как алгоритм структурирования содержания обучения. Данный подход нацелен на рациональную организацию учебного процесса и учет неформальных факторов обучения (исходного уровня знаний обучающихся, индивидуальной скорости усвоения учебного материала). Минимизируя сроки обучения, он вместе с тем обеспечивает его высокое качество. Однако ему свойственны ограниченность применения для сложных профессий, существенные временные и материальные затраты при разработке учебных элементов. По сути, модульный подход группирует содержание обучения в виде содержательно и функционально завершенных структурных элементов — блоков, модулей, модульных единиц. Это хорошо структурированная по форме, связно и легко адаптирующаяся система. Она позволяет гибко варьировать содержание обучения и учебный процесс в соответствии с целями, имеющимися ресурсами, а также потребностями рынка труда и производства. В структуре модульного содержания обучения два уровня: макроуровень группирует содержание в блоки, модули, модульные единицы, а микроуровень — в учебные элементы. Блоки, в свою очередь, включают базовый и дополнительный модули. Базовый модуль обеспечивает начальную квалификацию по профессии /специальности, дополнительные модули — повышение ее уровня. Этим достигается преемственность при повышении квалификации. Модульный подход к проектированию УПД, разработанный и применяемый Международной организацией труда (МОТ), заключается в выделении модульных единиц в содержании деятельности по профессии (специальности). При этом за модульную единицу принимается логически завершенная и приемлемая часть работы в пределах производственного задания, профессии или области занятости с четко обозначенным началом и окончанием. Следующим шагом является представление содержания обучения в виде набора учебных элементов. Каждый учебный элемент нацелен на овладение конечным практическим навыком и (или) приобретение теоретических знаний по данной работе. Здесь применяется специально разработанная методика перехода: модульная единица (вид работы) — набор учебных элементов.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |