Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация андрагогического процесса




Особенности взрослых в процессе обучения   Требования к организации процесса в зависимости от особенностей обучения взрослых
Учат только то, что хотят учить Обучающихся нужно заинтересовать (мотивировать). Нельзя форсировать обучение
Учатся тогда, когда чувствуют в этом необ­ходимость   Следует доказать обучающимся необходимость обучения и, по возможности, в короткий срок
Учатся в процессе дея­тельности   Необходимо при обучении организовать прохождение практики
При обучении должны решить проблемы, связан­ные с реальной жизнью   Надо разыгрывать с ними ситуации, близкие их жизненно­му опыту
Накопленный опыт, предыдущая подготовка определяют отношение к учебе Устанавливаемая взрослыми связь между тем, что ониизучают, и тем, что уже знают, может быть полезной, когда обучение дополняет профессиональный опыт, либо создавать трудности, когда оно переворачивает привычки обучающихся. Преподавателю следует учитывать профессиональный опыт обучающегося
Жизненный опыт стажера может быть использован в обучении как им самим, так и его коллегами по учебе     Несмотря на то, что обучающийся занят освоением нового, всегда можно найти то, что он в этом новом уже знает, и опереться на эти уже сформированные знания и умения
Лучше учатся в непри­нужденной обстановке Методы обучения, окружающая обстановка не должны напоминать школьные годы; надо создавать максимально располагающие и комфортныеусловия
Ценят вариативность методов обучения Следует избегать частого повторения одних и тех же методов, надо искать альтернативные способы передачи информации
Не желают, чтобы им выставляли оценки Предпочтителен абстрактный характер оценки практи­ческих занятий и упражнений, в которые каждый стажер может внести что-то свое
Играют ведущую роль напротяжении всего про­цесса обучения Надо привлекать обучающегося не только к усвоению информации, но и к процессу организации, планирования и пр. — вплоть до оценивания и коррекцииобучения
Стремятся к самореализа­ции, самостоятельности, самоуправлению   Взрослых обучающихся надо ставить в такие условия, ког­да они активно овладевают информацией, сами стремятся учиться, последовательно проходя все этапы (не переска­кивая на следующий этап, не отработав предыдущий)
Особенности взрослых в процессе обучения Требования к организации процесса в зависимости от особенностей обучения взрослых
Цели обучения конкретны и направлены на решение жизненных проблем Важно показать стажерам перспективу: что их ожидает в период обучения, что может быть использовано ими в работе и т.п.
Рассчитывают на безот­лагательное применение полученных умений, на­выков, знаний и качеств Необходимо с самого начала вырабатывать у обучающихся правильные навыки, постепенно увеличивать сложность и темп их работы
Учебная деятельность зависит от временных, пространственных, быто­вых, профессиональных, социальных обстоятельств Желательна максимальная гибкость и индивидуализация организации обучения, усиление акцента на самообучение

Очень важно учитывать степень участия стажеров в организации учебной деятельности. Высший уровень характерен для стажеров, чья цель обучения далеко выходит за рамки конкретного курса и рассчитана на всю жизнь. Вместе с тем не каждый сразу готов учиться, активно уча­ствуя в организации учебной деятельности. Даже те взрослые, которые самостоятельно организовывали свою профессиональную деятельность, не всегда готовы к самоуправлению в учебной деятельности (особенно если подобный опыт ими со временем утрачен). Принято считать, что основной путь развития самостоятельности обучающихся — это орга­низация их активной самостоятельной работы. Тем не менее, если мы хотим, чтобы она стала подлинно полноценной, стажеру необходимо получить опыт выполнения преподавательских функций: анализа, планирования, регулирования, оценки деятельности. Между тем при­обретение такого опыта напрямую зависит от взаимодействия стажера с преподавателем, от гармонического соответствия, корреляции их ролей. (табл. 6.5).

Таблица 6.5

Взаимосвязь особенностей обучающихся, преподавателя и методов обучения

Тип обучающегося Тип преподавателя Методы обучения
Зависимый Учитель наставник Информационная лекция, инструктаж. Упражнения и т.п.
Заинтересованный Воодушевляющий Направляющий, мотивирующий Вдохновенные лекции, обсуждения и т.п.
Включенный Содействующий, помощник Дискуссии, семинары,
Самоуправляемый Консультант, советник Индивидуальная работа, работа самоуправляемых учебных групп на завершающих стадиях персона-обучения

 

Задачи андрагога состоят в отслеживании развития обучающихся и вовлечении их в более эффективные формы познавательного процесса, основанные на максимальной их активности.

Индивидуализация обучения предполагает учет особенностей
стажеров, уровня его развития, готовности к самостоятельной учебной
деятельности.

Индивидуализация реализуется в различных формах и методах организации познавательной деятельности и зависит от дидактических целей и содержания обучения, особенностей контингента: его базового образования, квалификации, опыта учебной и трудовой деятельности, возраста, психологического состояния, способностей к усвоению, обобщению и воспроизведению новой информации. Немалое значение имеют семейное положение обучающегося, степень удаленности места жительства от учебной базы, а также опыт преподавателя в обучении взрослых, подготовке необходимых методических и дидактических материалов.

Для правильной организации обучения помимо общевозраст­ных важны индивидуальные психологические особенности стажеров (уровень умственного развития, обучаемости и обученности, скорость усвоения), наличие специальных способностей, владение приемами учебно-познавательной деятельности, психологическая готовность к обучению, навыки самостоятельного учения, специализация пред­шествующего обучения и т.п. Следует учитывать состояние здоровья, ценностные ориентации, потребности, пристрастия и наклонности обучающегося.

Прежний опыт стажера может играть как положительную, так и отрицательную роль. С одной стороны, личностный, социальный, профессиональный опыт, свидетельствующий о зрелости человека, обеспечивает ему выигрышный старт к новым знаниям и умениям, с другой — привязывает стажера к знакомым ему стратегиям обучения, некогда приводившим к успешным результатам. При этом взрослые часто имеют негативный учебный опыт и предубеждения по отношению к учебе. Поэтому важно расширять (но не ломать) границы прежнего опыта, обучая не только новой профессии, но и методам и приемам управления самообучением.

Индивидуализация обучения может касаться темпов обучения, целей, методов, содержания учебного материала, требуемого уровня успеваемости и т.п.

Активизируют обучение его содержание, поддерживающие вни­мание приемы и методы, компетентность преподавателя.

Учебный материал тогда интересен, когда он отличается новизной, яркостью приведенных фактов, оригинальностью выводов, неординар­ным раскрытием, казалось бы, сложившихся представлений, глубоким проникновением в сущность явлений. Возбуждают мыслительную активность, удерживают внимание обучающихся такие задания, как: осмыслить проблемную ситуацию; решить познавательную задачу; осмыслить логику изложения, выделив в тексте главные положения; сравнить и сопоставить новые факты, примеры и положения с ранее изученными.

Далеко не всякий учебный процесс активизирует деятельность об­учающихся и ее контроль, предоставляя необходимые средства и инфор­мацию. Активные методы обучения ориентированы на продуктивный, творческий и поисковый характер деятельности стажера. Эта большая группа методов объединяет дидактические (имитационные) игры, ре­шение проблемных задач, обучение по алгоритму, анализ конкретных ситуаций и др. Такие методы усиливают интерес к обучению, поощряют инициативу, рождают новые идеи и мысли, способствуют коммуникации и кооперации, побуждают к дискуссиям и спорам в группах, способству­ют обмену мнениями, взаимоподдержке и др.

Эффективна опора на эмоции и подсознание. Так, приемы пси­хологического тренинга активизируют восприятие, переосмысление, запоминание и применение информации. Они хорошо себя зарекомен­довали при обучении бизнесу, маркетингу, практической психологии, педагогике и андрагогике, на интенсивных курсах обучения иностран­ному языку.

Интенсификация обучения, позволяющая достичь учебно-воспитательных целей в минимальные сроки при максимальном объеме учебного материала, требует применения научно обоснованных методов преподавания и учения, направленных на мобилизацию творческих способностей личности. Особенно важно использовать методы, повыша­ющие творческую самостоятельность обучающихся и преподавателя.

При организации интенсивного обучения надо руководствовать­ся определенными принципами. Принцип группового взаимодействия

связывает цели обучения и воспитания, диктует выбор средств, спо­собов и условий учебно-воспитательного процесса. Типы и способы учебного взаимодействия должны обеспечивать активную и посто­янную вовлеченность стажеров в общение и обмен информацией. Принцип личностного общения включает в структуру воспитательных отношений в качестве обязательных условий личностные и социально-психологические факторы, предполагает неразрывное единство общения и учебно-познавательной деятельности. Принцип личностно-ролевой организации учебного процесса нацелен на превращение общения в творческий, личностно-мотивированный процесс, не имитацию дея­тельности, а подлинную самодеятельность обучающихся, совершение мотивированных поступков, повышение уровня коммуникативной мотивации и пр. Принцип поэтапно-концентрической организации учебного процесса предполагает распределение учебного материала по трем концентрам в соответствии с моделью овладения общением: «синтез — анализ — синтез».

6.4. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Содержание обучения взрослых имеет явно выраженную социаль­но-профессиональную и практико-ориентированную направленность. Оно обращено на развитие интеллектуального, творческого, психолого-физиологического потенциала личности.

Принципы формирования содержания:

гуманистичности — ориентирует на общечеловеческие ценно­сти, свободное развитие личности;

научности — обеспечивает соответствие современным достиже­ниям науки, социального и культурного прогресса;

последовательности — предполагает развивающее восхождение каждого нового знания;

историзма — демонстрирует наиболее значимые этапы станов­ления изучаемой науки;

систематичности — берет за основу взаимосвязи и соподчине­ния внешних и внутренних элементов системы обучения;

связи с жизнью — ориентирует на проверку действенностью;

доступности — обеспечивается логикой структуры, способом изложения, объемом изучаемого;

мобильности, динамичности и гибкости — адаптирует к профес­сиональной или личностной специализации группы и индивида; обновляет материал в соответствии с требованиями личности, меняющимися условиями и социальным заказом;

индивидуальности — максимально ориентирует на потребности и особенности конкретной личности.

Содержание учебного процесса фиксируется в учебном плане, программах по предметам или курсам, в учебных книгах, электронных накопителях информации.

Нормативные требования к содержанию обучения устанавлива­ются законодательно. Закон РФ «Об образовании» регламентирует организацию образовательного процесса через учебный план, (с раз­бивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, дисциплинам и по годам обучения), годовой календарный учебный график и расписание занятий, разрабатываемые и утверждаемые об­разовательным учреждением самостоятельно. Органы государственной власти и управления, а также местного самоуправления не вправе из­менять учебный план и учебный график образовательного учреждения после их утверждения.

Приступая к разработке содержания, андрагог должен ориен­тироваться на требования, которые предъявляет современное обще­ственное производство к знаниям, умениям и навыкам работников. Так, установлены следующие требования к профессиональным качествам работников:

—«базовые» качества: ответственность, отзывчивость, новатор­ство, надежность, профессионализм, умение мобилизоваться в нестандартных ситуациях, уверенность в себе, инициатива;

—умение работать в команде, способность к операторским дей­ствиям по загрузке, контролю, эксплуатации оборудования;

—наличие абстрактного мышления для работы с кодами, пони­мание пространственного взаимодействия производственных объектов;

—умение работать с информационными технологиями и вычис­лительной техникой;

—умение вводить полученную информацию в систему.

Как уже отмечалось, разработка содержания обучения начинается с определения цели. Она задает объем и глубину изучаемого материала, способы и формы его подачи. Затем отбираются наиболее значимые и достоверные социальные и научные достижения с учетом насущных и перспективных общественных и личностных потребностей, Далее следует сопоставить запланированное содержание обучения с реальны­ми материально-техническими и экономическими, кадровыми и про­чими возможностями и условиями.

Отобранное содержание структурируется одним из следующих способов:

— линейный — обеспечивает систематичность, последовательность, непрерывность и неповторяемость тесно связанных между собой частей учебного материала;

—концентрический — предполагает возврат к ранее изученному материалу при нарастании сложности, широты и глубины охвата учебного материала;

—спиральный — задает последовательное и беспрерывное расши­рение и углубление представлений об исходной проблеме;

—смешанный — комбинирует перечисленные выше варианты структуры.

Правильно выбранная структура содержания ориентирована на особенности и потребности стажеров.

Учебный план устанавливает продолжительность обучения (учеб­ного года) и его отдельных частей (семестров, четвертей), полный перечень предметов и их распределение по периоду (сроку) обучения, число часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждой группе (на курсе), число часов в неделю на изучение каждого предмета, структуру и продолжительность практикумов и пр. Основой для определения структурных компонентов учебных планов является модель учебного плана учреждений профессионального обра­зования, которая служит ориентиром для проектирования примерной (типовой) и рабочей учебно-программной документации. Порядок разработки примерных (типовых) учебных планов устанавливается со­ответствующими нормативными документами отраслевых министерств и Министерства образования и науки РФ.

Типовой учебный план регламентирует на федеральном уровне со­держание профессиональной подготовки для достижения профессио­нальной квалификации определенного уровня, а также служит ориенти­ром при формировании рабочей учебно-программной документации.

Примерный учебный план раскрывает варианты содержания обучения в соответствии с целями профессиональной подготовки: первоначальное обучение граждан, не имеющих профессиональной квалификации; повышение квалификации в рамках конкретной профес­сии; переподготовка рабочих и специалистов со средним или высшим образованием в данной или вне данной сферы деятельности.

Примерный учебный план устанавливает срок обучения рабочих, не имеющих профессиональной квалификации; наименование пред­метов, разделов, курсов обязательного обучения; примерный объем учебного времени на различные виды подготовки и его ориентировочное распределение по разделам, курсам и предметам; объем и варианты со­держания дополнительного обучения; резерв времени на реализацию регионального компонента.

Обобщенная структура учебного плана позволяет организовать обучение как по рабочему учебному плану с традиционной (предметной) структурой, так и по учебным модулям, сформированным на основе от бора учебного материала в зависимости от цели обучения.

Предметное наполнение учебных курсов должно соответствовать
профессиональным характеристикам, а для профессий, по которым
разработаны стандарты профессионального образования, обязательным
компонентам стандартов.

При определении перечня предметов учебного плана следует иметь в виду, что:

общетехнический курс охватывает научные основы техники и технологии межотраслевого характера (обязателен для учеб­ных планов по профессиям производственной сферы);

отраслевой или общепрофессиональный курс ориентирован на определенный вид деятельности межотраслевого характера или на профессии одной отрасли, одного вида производства или социальной сферы;

социально-экономический курс формирует правовую, организа­ционно-управленческую и экономическую компетентность граждан, поведенческие умения на рынке труда;

специальный курс вводит в теоретические основы конкретных видов профессиональной деятельности и формирует соответ­ствующие практические умения.

Предметное наполнение общетехнического, отраслевого, обще­профессионального и специального курсов составляет федеральный компонент примерного (типового) учебного плана. Наименование предметов социально-экономического курса в примерном учебном пла­не не указывается, а раскрывается в рабочем учебном плане на основе вариантов, предлагаемых на федеральном уровне, с учетом специфики экономики и рынка труда региона.

Учебно-программная документация. В соответствии с методоло­гией государственных стандартов профессионального образования предусмотрена двухуровневая технология проектирования содержания обучения: с одной стороны, обеспечивается реализация федеральных требований к рабочим и специалистам, а с другой — вариативность, ориентированная на региональную (местную) специфику производ­ственной среды и трудовых процессов, требования работодателей или личные потребности граждан в обучении.

На федеральном уровне предложен образец учебно-программной документации по конкретным профессиям (специальностям) — при­мерная учебно-программная документация (УПД), которая в случае адекватности целям учебного заведения может быть использована в качестве рабочей. Это позволяет сформировать эталонный банк со­держания профессионального обучения. Такой банк открывает путь к широкому использованию новых информационных технологий при проектировании УПД, позволяет оптимизировать содержание профес­сионального обучения.

Итак, новые технологии, заложенные в УПД, предполагают соз­дание программ двух уровней — типовых и рабочих.

Типовая программа — единая программа для подготовки, как правило, рабочих сквозных профессий, занятых в различных отраслях производства: машиниста экскаватора (горнорудная промышленность, открытые горные работы); электрослесаря (угольная промышленность, открытые горные работы); машиниста по обслуживанию компрессора в горнорудной промышленности и т.п. Типовая программа содержит основные требования к результатам обучения в соответствии со стан­дартами профессионального образования, что соответствует получению квалификации определенного уровня независимо от форм обучения. Типовая программа включает пояснительную записку, примерный тематический план, требования к результатам обучения по каждой теме, возможные уровни усвоения учебного материала, развернутое описа­ние содержания обучения по типовым темам. Пояснительная записка раскрывает подходы к трансформации типовой программы в рабочую, а требования к результатам обучения по каждой теме отражены в переч­не специальных умений.

Рабочая программа по предмету раскрывает содержание профес­сионального обучения применительно к конкретным условиям, уровню квалификации и сроку обучения, времени на изучение предметов в учеб­ном плане, состоянию материальной базы и т.п. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, тематического плана, изложения целей обучения по каждой теме, развернутого пересказа содержания каждой темы (с рекомендациями по уровням усвоения), перечня средств обучения. Пояснительная записка разъясняет организационные и ме­тодические условия использования программы в учебном процессе. Тематический план рассчитан на выделенное в учебном плане время. Цели обучения по каждой теме устанавливают требования к умениям, соответствующие уровню квалификации.

УПД, как правило, ориентирована на ступенчатую форму обучения конкретной профессии, что позволяет подняться от низшего до высшего уровня квалификации (в соответствии с установленной системой тари­фикации), постепенно от разряда к разряду наращивая объем и слож­ность учебного материала. Учебные программы начального уровня ква­лификации фактически являются базовым блоком профессиональной подготовки. Ступенчатая (по уровням квалификации) структура УПД дидактически целесообразна при решении внутрифирменных задач, однако она не позволяет оперативно изменить содержание обучения в соответствии с потребностями рынка труда, не обеспечивает вариативность форм и методов подготовки. До сих пор УПД не удалось уни­фицировать по структуре и содержанию. Квалификационные характе­ристики не раскрывают содержательные параметры профессиональной деятельности на обще -профессиональном и специальном уровнях, что приводит к различию удержания общетехнических или отраслевых программ для профессий с политехнической основой. Многие учебные программы перегружены профессионально невостребованным материалом. Традиционная методология составления УПД ориентиро­вана в основном на профессии технического направления. Содержание учебных планов и программ как правило, не отвечает задачам интен­сификации, дифференциации, индивидуализации и вариативности обучения. Отсутствие в учебных программах четко сформулированных целей обучения не позволяет объективно оценить уровень усвоения учебного материала. Разработчики учебной документации не исполь­зуют в полном объеме новые технологии проектирования содержания обучения, не предусматривают возможности формирования пакетов учебных модулей, в том числе и модулей трудовых навыков для вы­полнения конкретной работы или группы работ.

Учебная программа отражает содержание предмета в рамках основ­ных параметров, обозначенных в учебном плане.

Чтобы достичь максимальной эффективности обучения, учебные программы должны отвечать определенным требованиям. Так, при обучении техническим профессиям они будут состоять в следующем.

- учет изменений в содержании труда рабочих;

- систематизация сведений прикладного характера;

- продуманное включение той или иной темы;

- систематизированное изучение основ специальных наук;

- тесная взаимосвязь отдельных тем и предметов (в частности, производственного обучения и спецтехнологии);

- воспитательная направленность (например, включение навыков социального общения)

В качестве примера учебный план может включать блоки базисной подготовки, повышения квалификации и индивидуализированной пере­подготовки. Обучающие распределяются по этим блокам с учетом результатов входного тестирования и предварительного собеседова­ния. Каждый блок может содержать ряд обязательных дисциплин, на изучение которых отводится две трети учебного времени. Далее стаже­ры выбирают спецкурс в соответствии с ранговыми показателями спецкурсов, составляется расписание. Каждый обучающийся получает «Меню курсов по выбору, в котором проставляет ранговое значение по всем предлагаемым курсам. В расписание могут быть включены несколько спецкурсов, получивших минимальные ранговые показате­ли. Если выбранные обучающимся спецкурсы не были реализованы, ему предоставляются индивидуальные консультации и возможность выполнять выпускную работу по избранной теме. В свидетельстве о повышении квалификации выставляются оценки, полученные на экзамене по профилирующему предмету и дифференцированные за­четы по спецкурсам.

Уверенно завоевывает позиции модульный подход (или блочно-модульный — по названию основных структурных элементов). Чаще всего он используется как алгоритм структурирования содержания обучения. Данный подход нацелен на рациональную организацию учебного процесса и учет неформальных факторов обучения (исходно­го уровня знаний обучающихся, индивидуальной скорости усвоения учебного материала). Минимизируя сроки обучения, он вместе с тем обеспечивает его высокое качество. Однако ему свойственны ограничен­ность применения для сложных профессий, существенные временные и материальные затраты при разработке учебных элементов.

По сути, модульный подход группирует содержание обучения в виде содержательно и функционально завершенных структурных элементов — блоков, модулей, модульных единиц. Это хорошо струк­турированная по форме, связно и легко адаптирующаяся система. Она позволяет гибко варьировать содержание обучения и учебный процесс в соответствии с целями, имеющимися ресурсами, а также потребно­стями рынка труда и производства.

В структуре модульного содержания обучения два уровня: макро­уровень группирует содержание в блоки, модули, модульные единицы, а микроуровень — в учебные элементы. Блоки, в свою очередь, включают базовый и дополнительный модули. Базовый модуль обеспечивает на­чальную квалификацию по профессии /специальности, дополнительные модули — повышение ее уровня. Этим достигается преемственность при повышении квалификации.

Модульный подход к проектированию УПД, разработанный и при­меняемый Международной организацией труда (МОТ), заключается в выделении модульных единиц в содержании деятельности по про­фессии (специальности). При этом за модульную единицу принима­ется логически завершенная и приемлемая часть работы в пределах производственного задания, профессии или области занятости с четко обозначенным началом и окончанием. Следующим шагом является представление содержания обучения в виде набора учебных элементов. Каждый учебный элемент нацелен на овладение конечным практиче­ским навыком и (или) приобретение теоретических знаний по данной работе. Здесь применяется специально разработанная методика пере­хода: модульная единица (вид работы) — набор учебных элементов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.