КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Диагностика в воспитании взрослых
Диагностика позволяет получить относительно объективные данные о состоянии воспитательного процесса, его качестве, проблемах, достигнутом уровне воспитанности. Введение в воспитательную систему элемента диагностики подводит научную базу под измерение эффективности воспитательного или развивающего влияния на личность. Диагностирование воспитательного процесса основано на обратной связи. Слабая разработанность этой проблемы в некоторой степени обусловлена сложностью самого процесса воспитания, его многофакторностью и непрерывностью, отсроченностью результатов, индивидуальной обусловленностью. Предметом диагностики могут быть результаты воспитательного обучения (знания, умения), результаты воспитания и развития (социальные, эмоциональные, моральные качества личности). Для определения реально достигнутого уровня в воспитании следует исходить из того, что было целью процесса, как он проходил, насколько близок к запланированному действительный результат. За каждым этапом воспитательного процесса кроется сложная и разноплановая работа, требующая от андрагога решений, подчас принимаемых на интуитивном уровне. Следует сказать, что процесс проверки и оценки результатов может оказаться едва ли не самым сложным элементом воспитательной системы. Действительно, когда и как можно диагностировать результаты воспитательного влияния, которые из-за своей отсроченное™ еще не стали для стажера личностными, полностью осознанным? На эти и многие другие вопросы помогает ответить правильно организованная диагностика, оценочная процедура. Несмотря на отдельные попытки разработать надежные измерители результативности воспитания, уровень воспитанности выявляется пока весьма приблизительно, с помощью сложных и трудоемких процедур и аналитических исследований. В настоящее время не разработаны критерии, позволяющие оценить личность как целостное явление во всем многообразии ее качеств и проявлений. Определить степень приближения к намеченным в воспитании целям бывает очень трудно. Существующие тесты позволяют лишь диагностировать отдельные качества воспитанности личности (общечеловеческие, нравственные, социальные и др.). Однако применяемые в этих целях методики сложны и громоздки и, что самое главное, не обеспечивают адекватности выводов. На практике чаще всего некоторую комплексность исследования обеспечивает изучение отдельных качеств личности совместно с психологом. Проведение диагностических процедур необходимо планировать в виде программы изучения. Диагностика может быть общей или направленной на отдельные аспекты развития личности или группы. Системность диагностирования позволяет получить более полную информацию. Оценивание может быть непосредственным и опосредованным. Непосредственно оценивают с помощью наблюдения и сотрудничества, опосредованно — анализируя «продукты» деятельности (вещественные, интеллектуальные и духовные). При оценивании следует учитывать три аспекта: —меру овладения необходимыми знаниями; — мотивы, которыми человек руководствовался, выполняя различные социальные роли и основную роль — гражданина своей страны; — проявление личности в различных ситуациях деятельности, общения и познания. Оценивание знаний позволяет определить потенциал развития личности; оценивание мотивов затрагивает нравственно-психологические проявления личности; оценка поступков определяет реальный вклад человека в совокупный труд коллектива и общества. Немаловажен способ (или форма) предъявления результатов оценивания. Чтобы оценивание стимулировало личность, необходимо тщательно продумать, как будет проходить этот процесс и какова будет степень участия в нем оцениваемого. При работе со взрослыми предпочтительно привлекать их к формулированию оценки. Есть разные приемы фиксации оценки. Балльные оценки — наиболее разработанная и хорошо известная система, используемая в школах, вузах, при аттестации сотрудников, в спорте и пр. Ее слабость в отсутствии надежных критериев. Словесные оценки предполагают устную форму выражения мнения. Их роль вспомогательная, так как часто не воспринимается обучающимся всерьез. Словесные оценки могут иллюстрировать или комментировать балльную оценку (смягчать или ужесточать), подсказывать возможности ее исправления и закрепления. Словесные оценки могут быть представлены в форме рецензирования, комментария к ответу, как реплика, замечание или поощрение. Они могут служить урегулированию взаимоотношений, выражать солидарность или несогласие с высказанным суждением. Словесные оценки часто используются при подведении итогов мероприятия. Характеристика, как описание совокупной оценки личности, представляет собой документальную форму отражения словесной оценки. Слабость словесных методов в их вербальности. Считается, что низкая эффективность словесной оценки является симптомом неблагополучия в коллективе, проявляющегося в низком уровне критики и самокритики, взаимовнимания и взаимоподдержки. Оценивание по своей природе выступает как способ фиксации достигнутого, а также как способ стимулирования деятельности. Оно необходимо для объективного измерения результатов. Оценивание может иметь духовное и материальное выражение, но, так или иначе, фиксирует вклад каждого участника процесса. Оценивание позволяет регулировать взаимоотношения, поэтому Вместе с тем приходится признать особую сложность проблемы оценивания в воспитании. Сложность заключается в том, что оценивание часто вступает в противоречие с самооценкой. Специалисты отмечают: «Субъективно оценивание является результатом определенного переосмысления и переживания объективной оценки („внешней" оценки) в контексте самооценки. Взаимоотношения оценки и самооценки — тот узел, в котором соединяются основные, наиболее тонкие черты человеческого поведения». Восприятие личностью оценки зависит от формы ее предъявления, а также от репутации и компетентности оценивающего. В воспитательном процессе «цель не оправдывает средства». Сами средства, а значит, и весь воспитательный процесс, воспитательно заряжены. Поэтому о его эффективности можно судить не только по результатам, но и по характеру и организации самого процесса. Таким образом, чтобы воспитательный процесс был результативным, следует определить его цели, содержание, методы и формы, условия организации и многое другое, а затем проследить, чтобы результаты максимально соответствовали запланированной цели. Уровень воспитанности определяется с помощью различных, методов: наблюдения, беседы, тестирования, анализа и пр. Однако эти методы отличаются от методов выявления сформированных знаний. Тесты предлагают практические ситуации, требующие выполнения каких-то действий. Эти действия и выявляют определенные качества личности. В настоящее время предприняты попытки разработать критерии воспитанности, т.е. показатели уровня сформированности качеств личности (коллектива, группы). Во-первых, это статистические показатели (например, уровень правонарушений, число разводов, темпы распространения пьянства, алкоголизма, курения, наркомании, проституции и т.п.), во-вторых, — показатели общего хода и результатов воспитательного процесса, отдельных качеств личности, коллектива, группы. В качестве критериев оценки воспитанности человека предлагаются: «добро» как поведение на благо другого человека (группы, коллектива, общества в целом), «истина» как руководство при оценке действий и поступков, «красота» во всех формах ее проявления и созидания. Критерии эффективности воспитательного процесса учитывают умения и знания, коллективные и межличностные отношения, социальную активность, нравственные нормы, развитость эстетических вкусов и пр. Кроме того, показательны внешний облик, речь, манера поведения в целом и характерные отдельные поступки, ценностные ориентации, деятельность и стиль общения. Показателями эффективности воспитательного процесса служат критерии меры воспитанности человека: степень ориентации в правилах, нормах, идеалах и ценностях общества, мера руководства ими в поступках и действиях, уровень приобретенных на их основе личностных качеств. Интересны мысли А.П. Чехова о воспитанных людях: «Воспитанные люди, по моему мнению, должны удовлетворять следующим условиям: 1) Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних... 2) Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом... 3) Они уважают чужую собственность, а потому и платят долги. 4) Они чистосердечны и боятся лжи как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим ушам они чаще молчат. 5) Они не уничтожают себя с той целью, чтобы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: „Меня не понимают!"... 6) Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство с знаменитостями, восторг встречного в 8а1оп'е, известность по портерным... 7) Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой... 8) Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу...». Успешность воспитательной акции определяется степенью самостоятельной активности стажера. Здесь самокритика и самоконтроль взаимодополняют друг друга. Ошибки оценивания проявляются тем чаще, чем сложнее оцениваемое явление. Воспитанность взрослого человека относится именно к таким сложноорганизованным явлениям. Необходимо принимать во внимание уже сформированные основы самооценки (может быть, и не адекватные). Роль оценивания в этих условиях отягощается ее восприятием взрослой личностью, которая может выставлять барьер перед неприемлемой оценкой, воспринимая ее как посягательство на самомнение, жизненный опыт и установки, социально-психологический статус в целом. Рассмотрим наиболее часто используемые методы диагностирования. Наблюдение — доступный и эффективный метод при условии его квалифицированной организации и проведения. Определите цель и объект наблюдения, длительность и способы фиксации результатов (например, ведение дневника), можно приступать к сбору и описанию фактов, реакций, особенностей поведения объекта. Метод ценен естественностью условий проведения. Например, позиция умолчания характеризует нейтральную или примирительную точку зрения. Прямые вопросы (открытого или закрытого типа) позволят изучить представления стажера о процессах и правилах поведения. Открытые вопросы стимулируют свободные развернутые ответы. Например, «Что такое счастье?», «Зачем людям нравственность?» и др. Анкеты и другие опросные методы помогают получить информацию о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности личности. Беседа (диспут), как уже упоминалось, позволяет диагностировать обученность и воспитанность личности. Метод сложен, но предоставляет широкие возможности для решения воспитательных и диагностических задач. Стандартизованная беседа строится в определенной последовательности по заранее сформулированным вопросам. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, но требует известного навыка. Однако, чтобы не потерять диагностичную направленность, беседа должна преследовать четко установленные цели (что и как следует узнать). Желательно не смешивать диагностическую беседу с воспитательной. В ходе диагностической беседы собирается как вербальная, так и невербальная информация. Результаты беседы следует фиксировать. Весьма распространенными и эффективными для выявления межличностных отношений в группе и для обнаружения личностных качеств являются социометрические методы. Тест — стандартизованное испытание, выявляющее или измеряющее свойства личности. Тесты позволяют судить об успешности учебной и воспитательной деятельности. Разработаны разнообразные тесты интеллекта и личности, специальных способностей и достижений1, тесты воспитанности (сформированное™ общечеловеческих, нравственных, социальных и других качеств). Созданы проективные тесты, показывающие особенности восприятия и поведения испытуемого. К таким тестам можно отнести методические материалы, в которых испытуемый должен дописать незаконченное предложение или историю; объяснить какое-либо событие, ситуацию, нарисовать что-то или дополнить рисунок, разыграть сценку. Метод воспитывающих ситуаций (его модификация — метод проблемных ситуаций) позволяет не только воспитывать качества, но и диагностировать уровень их достижения. Например, искусственно созданная или естественная ситуация используются для того, чтобы человек своими действиями продемонстрировал уровень сформированности определенных качеств. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Составьте план прочитанной главы. 2. Что движет взрослой личностью при принятии решения о необходимости самосовершенствования? 3. В чем заключаются сущность и цель воспитания взрослых? 4. Как в андрагогике определяется понятие «воспитание»? 5. В чем заключается современная трактовка личностно ориентированного подхода к воспитанию взрослых? 6. Охарактеризуйте последовательность воспитательного процесса. 7. Какие из современных методологических концепций представляются вам наиболее перспективными в воспитании взрослых и почему? 8. Охарактеризуйте значимость гуманистического подхода для воспитания взрослых. 9. Проиллюстрируйте на примере влияние принципов воспитания на выбор методов воспитания. 10. Обоснуйте взаимосвязь развития, воспитания и самовоспитания взрослых. 11. Проанализируйте личный опыт самовоспитания. Что оказалось наиболее действенным в этом процессе? 12. Охарактеризуйте значение самовоспитания для взрослых. 13. Разработайте собственную программу самовоспитания. 14. Дайте сравнительную характеристику целей воспитания - современных и в 1990-х годах. 15. В чем состоит содержание воспитания взрослых? 16. Какие методы воспитания взрослых вы считаете наиболее эффективными? 17. Охарактеризуйте особенности работы с коллективом. 18. Дайте сравнительную характеристику работы с коллективом и с группой. 19. Охарактеризуйте методы работы с коллективом на различных стадиях его развития. 20. Проанализируйте особенности восприятия взрослыми оценивания. 21. Обоснуйте выбор форм организации воспитательной деятельности на конкретном примере. 22. Проанализируйте критерии выбора форм организации воспитательной деятельности. 23. Каковы цели использования основных методов воспитания взрослых? 24. Приведите пример организации работы с группой. 25. Дайте сравнительную характеристику ключевых воспитательных направлений (бихевиоризм, прагматизм и пр.). 26. Раскройте суть, значение и основные характеристики физического воспитания взрослых.
Глава 6
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1962; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |