КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическая психология в воспитании взрослых
При работе со взрослыми особую роль играют определение индивидуальных различий, а также возрастная и образовательная психология. По существу, работа андрагога очень близка к работе практического психолога — специалиста, который помогает решать личностные проблемы. Правомерно говорить о возможности использования андрагогами отдельных принципов, методов, приемов, техник, форм психотерапевтической работы. Это касается поведения андрагога на занятиях, в процессе профессионального общения, а также его самосовершенствования. Речь также идет о его психологической культуре и практических психологических навыках. Методический арсенал обеих наук очень сходен. Это беседы, анализ ситуаций, убеждение, групповые дискуссии, внушение, упражнение, ролевые игры, пример, стимулирование и мотивация, тренинги. Психотерапевтические методики позволяют расширить круг решаемых андрагогом проблем коррекции поведения, межличностных отношений, а также мировоззренческих и нравственно-этических ценностей; формирования я-концепции; обучения самовоспитанию, решению личных проблем и др. Однако следует предостеречь андрагога от непрофессионального применения психодиагностических методик. Человек — целостная уникальная система, открытая к самоактуализации (а не заранее заданная или детерминированная внешними условиями). Отсюда следует: —человека надо изучать в его целостности; —каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан и ценен, нежели статистические обобщения; —человек открыт миру, переживания им мира и себя в мире — главная психологическая реальность; —человеческую жизнь следует рассматривать как единый процесс его становления и бытия; —человек наделен способностью к непрерывному развитию и самореализации, что является частью его природы; —человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; — человек — это активное, творческое существо. Современные решения в воспитании основываются на мотиваци- онной сфере личности: потребностях, мотивах, интересах. Центральное место в поведении человека отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не комфортное поведение, а рост конструктивного начала человеческого «я», стремление организовать свой внутренний («феноменальный») мир и достичь собственной целостности, понять смысл существования («экзистенции»). На основе представления о самом себе, своей «я-концепции» человек выбирает линию поведения. «Я-концепция» проявляется как «самореализующееся пророчество»: если человек думает о себе плохо, то он и поступает плохо, убежденный в своей правоте; и наоборот, если думает о себе хорошо, то и поступает хорошо и убеждается в этом. Объективного образа самого себя не существует. Только актуальный жизненный опыт (например, действия в той или иной ситуации и их результаты) может адаптировать сложившуюся «я-концепцию». Несоответствие, противоречие (неконгруэнтность) между представлением о себе и актуальным опытом может быть разрешено либо через изменение поведения, либо через модификацию представления о себе. Например, если человек думает, что он добр, но его поступки говорят об обратном, он может либо модифицировать свое поведение, либо признать, что он злой. Человеку присуще естественное стремление к позитивному разрешению этого внутреннего конфликта, но для этого он должен принять себя таким, каков он есть на самом деле. В этом случае пробуждаются силы самоизменения и самоисцеления, и вмешательство андрагога, коррекция извне не требуются. Описанные идеи могут быть использованы в групповой работе, отличающейся многофакторным влиянием участников друг на друга. Идея клиентоцентричности в воспитывающей практике помогает личности прийти к самораскрытию, пониманию своих проблем и принятию соответствующих жизненной ситуации решений. Тем самым опять-таки снижается зависимость от профессионального вмешательства. Предлагаемые отношения подобны отношениям с духовными учителями Древнего Востока, которые, видя божественное начало в каждом человеке, относились ко всем с одинаковым уважением и состраданием и никому не навязывали своих решений. Чтобы стать значимым для личности, андрагог сам должен обрести подлинность, а не играть роль (в особенности роль специалиста). Это предполагает наличие стремления быть собой, адекватно выражать свои мысли, чувства и отношения, поступать по-своему. При этом непременным условием является установление со стажером отношений принятия и понимания, лишенных оценок и суждений, оказание ему «необусловленного позитивного внимания». Это позволяет человеку быть тем, что он в действительности представляет собой. Андрагог должен поддерживать осознание позитивной сущности личности. Он может быть откровенным с человеком, но не должен допускать в ответ проявления скуки, агрессии, гнева. В его задачи не входит руководство деятельностью (советы, интерпретация), он только содействует максимально полному самовыражению и самопониманию, а также принятию ответственности за решение своих проблем. Андрагог, как и его подопечный, постоянно должен находиться в процессе развития внутреннего соответствия (конгруэнтности), становления себя как целостной личности. Шаги терапевтической помощи ведут к определению стажером собственного пути (при одобрении и поддержке специалиста) и в результате позволяют ему «встать на свои ноги». Наиболее приемлемая форма, действенно реализующая данные идеи, — группы встреч (или энкаунтер-группы). Основная особенность этих групп — поддержание климата психологической безопасности, принятия и понимания, важного и в индивидуальной работе. Занятия такой группы — сложный динамический процесс. Не менее важны для андрагогики принципы самоактуализации и концепция иерархии фундаментальных потребностей. Основатель гуманистической психологии А. Маслоу в своих исследованиях центральными считал проблемы личностного роста и развития, особое внимание уделяя понятию самоактуализация, которую можно определить, с одной стороны, как искреннюю и удовлетворяющую индивида реализацию своего творческого потенциала в жизни, с другой — как процесс становления личности, развития ее потенциальных возможностей. Изучив психологические черты выдающихся людей (А. Линкольн, Т. Джефферсон, А. Эйнштейн, Ф. Рузвельт, А. Швейцер и др.), Маслоу выделяет следующие их характеристики: —более эффективное восприятие реальности и более комфортное отношение к ней; —принятие себя, других, природы; —спонтанность, простота, естественность; —центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе); —некоторая отъединенность и потребность в уединении; —автономия, независимость от культуры и среды; —постоянная свежесть оценки; —мистичность и опыт высших состояний; —чувство сопричастности, единения с другими; —более глубокие межличностные отношения; —демократическая структура характера; —различие средств и целей, добра и зла; —философское невраждебное чувство юмора; —самоактуализирующееся творчество. Исследователь отмечал, что самоактуализирующиеся личности отнюдь не совершенны. Напротив, они могут испытывать досаду, раздражение, порой быть вздорными, эгоцентричными, злыми или переживать депрессию. Самоактуализация — это не идеальное состояние, не отсутствие проблем, наоборот, это движение к реальным и сложным проблемам, но отказ от мелких и иллюзорных. Именно отказ от самоактуализации приводит индивида к невротическим расстройствам. Андрагогу следует исходить из того, что основные эмоции (радость, страх, гнев, удивление и их производные) являются приспособительным продуктом эволюции и возникают в ответ на явления, отвечающие или не отвечающие потребностям индивида. Различия людей по эмоциональному типу (эмоциональный; сентиментальный; страстный; эмоционально-фригидный) существенным образом отражаются на результативности воспитательного процесса. Андрагогу достаточно часто приходится сталкиваться с конфликтными эмоциональными состояниями личности, такими как стресс, аффект, фрустрация. Сталкиваясь со стрессом, нельзя не учитывать, что он, с одной стороны, может представлять действительную опасность для жизни, но с другой, — необходим, поскольку отрабатывает адаптационные механизмы индивида. Он может мобилизовать (австресс — «хороший стресс») или угнетать (дистресс). Целенаправленное использование психологических механизмов позволяет превращать стресс из деструктивного в мобилизующий фактор развития личности. При работе в стрессовой ситуации следует учесть этапы ее развития (тревога, сопротивление и возникновение устойчивости к действию стрессоров, истощение), активизировать комплекс психических ресурсов индивида (адаптационные возможности, развитость защитных механизмов, способность к выживанию, опыт разрешения критических ситуаций, врожденные качества). Воздействие стресса на физическое и психическое здоровье значительно смягчается хорошими взаимоотношениями (в семье, на работе и пр.). Поэтому для успешности воспитательного процесса так важен психологический климат. Андрагог должен не только уметь справляться с негативными психическими состояниями, но и настраиваться на позитивные. Для этого ему необходимо знать их сущность. В частности, что такое счастье, как его достичь, каковы его составляющие. Известный психолог М. Аргайл определяет свое понимание счастья как переживание удовлетворенности жизнью в целом, общую рефлективную оценку человеком своего прошлого и настоящего, а также как частоту и интенсивность положительных эмоций. Настраивая стажеров на благоприятный психологический климат, андрагогу следует ориентировать их на ощущение целостности своей личности, разрешение внутренних конфликтов, уменьшение рассогласования между собственным представлением о себе (реальной я-концепцией) и идеалом собственной личности (идеальной я-концепцией) либо между своими желаниями и достижениями. Ориентиром могут служить определенные характеристики индивида (качества, способности, деятельность и пр.), которые способствуют достижению состояния счастья: добродетельность (отсутствие чувства вины), вовлеченность в целенаправленную деятельность (при этом цели должны быть достижимыми и индивидуальными), истинная вера в Бога, совместное участие в нужной для других деятельности, полезный досуг (садоводство, занятия физкультурой и спортом и пр.), общение с другими, поддержка супруга (супруги), воспитание детей, чувство самоуважения, преодоление трудностей, ощущение контроля над ситуацией. Важнейшая характеристика социально зрелой личности — ответственность. В современных воспитательных концепциях большое внимание уделяется переносу ответственности на саму личность. Андрагогу необходимо развивать чувство ответственности у взрослой личности, опираясь на данные исследователей-психологов. Согласно концепции локус-контроля о двух типах ответственности: — интернальный локус-контроль: личность возлагает на себя всю ответственность за происходящее с ней в жизни. Ее жизненное кредо: «Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи. От меня самого зависят моя жизнь и жизнь моей семьи. Я должен и могу это сделать»; — экстернальный локус-контроль: человек склонен считать ответственными за все происходящее с ним либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию. Соответствует житейскому понятию безответственности. Установлено, что интерналы более уверены в себе, более спокойны и благожелательны, более популярны. Экстерналов же отличают повышенная тревожность, обеспокоенность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность, конформизм, меньшая популярность. Все это, конечно, связано с их зависимостью от внешних обстоятельств и неспособностью управлять своими делами. Имеются данные о большей склонности экстерналов к обману и совершению аморальных поступков. Как потребность, так и ответственность являются функциями «я» человека. Потребности демонстрируют стремления и целенаправленность личности. Что касается ответственности, то здесь, прежде всего, проявляются способности видеть происходящее, верить в возможность повлиять на события, отложить немедленное удовлетворение потребностей, а также умение входить в положение других людей, уважать их потребности. Для людей, считающих себя пассивными жертвами обстоятельств, характерны высказывания типа: «Я случайно оказался...», «Я не хотел...», «Он заставил меня...», «Муж развелся со мной...». Андрагогу следует овладеть приемами, позволяющими его стажерам осознать собственную роль во взаимоотношениях с другими. Это могут быть ответные реплики, повтор высказывания собеседника в более активной форме (например, «вы разошлись друг с другом»). Специалисту в соответствии с информацией, которой делится стажер, следует научиться улавливать моменты понимания, выражать пожелания и стараться подчеркивать их. Это поможет стажеру понять, что он может контролировать ситуацию. Педагоги, андрагоги и психологи совместными усилиями успешно решают проблему развития чувства ответственности как ключевую задачу воспитательной работы. В последние годы активно разрабатывается педагогика ответственности. Поскольку потребности и ответственность проявляются в тривиальных ситуациях, последние можно использовать в целях формирования «я-концепции» личности. В повседневной жизни ответственность выражается в умении выполнять обещания, соблюдать договоренности, справляться с повседневной жизнью. Первым шагом, например, может стать борьба с опозданиями. При кажущейся незначительности это существенно — будь то на работе или в дружеских отношениях. У справившегося с чем-то негативным в себе человека значительно повышается уверенность. Андрагогу приходится работать как с людьми с очень сильно развитым контролем над собственными чувствами, так и с неспособными самостоятельно побороть потребности, безответственными. Последние могут, например, получить зарплату или социальное пособие и растратить деньги, а потом занимать у родных и знакомых на оплату квартиры, лечения или решение других проблем. Именно такое поведение считается безответственным. Однако легко сказать, что человек должен сам нести за себя ответственность, задача андрагога — не осуждая, помочь стажеру изменить данный поведенческий алгоритм, предоставив ему возможность убедиться в наличии лучшего решения. В воспитательной работе могут использоваться психологические занятия. Это условное название для лекций, бесед, дискуссий, ролевых игр, консультаций, на которых андрагог-воспитатель использует некоторые психологические методы. В ходе таких занятий с успехом разрабатываются методы принятия решения, общения и взаимопонимания, выбора позитивного образа жизни, выхода из стресса, преодоления вредных привычек и т.п. При подготовке к занятию с помощью анкетирования, тестирования, опросных листов собирается информация и диагностируются проблемы стажеров, выявляются актуальные темы. Беседы, обсуждения, дискуссии позволяют их участникам усваивать нормы, ценности, правила поведения, узнать самих себя. Полезны психологические тренинги, направленные на решение личностных проблем (ролевые игры, дискуссии). Ролевые игры эффективны, если речь идет, например, о межличностных взаимоотношениях. Можно разыграть сцены с распределением ролей и исполнением вариантов диалога. Полезным представляется последующее обсуждение ощущений, реакций, чувств участников. Сформулированные в заключение выводы позволяют акцентировать внимание на важнейших моментах и закрепить достигнутое. Андрагог должен обеспечить психологическую безопасность, комфорт участников занятий, подготовить их к толерантному поведению, созданию атмосферы доверия. Для этого составляются правила поведения на занятиях. Разработано множество игровых упражнений, которые можно использовать для разминки и в ходе занятий. В андрагогике активно используют известный в психологии аутотренинг — систему упражнений по саморегуляции и самовнушению, способствующую контролю над внутренним состоянием, управлению собой, облегчающую функционирование всего организма. Один из эффективных приемов — релаксация. Подобные и другие психологические упражнения способствуют развитию самого андрагога, совершенствованию его поведения, отношений, общения со стажерами, коллегами, близкими.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |