Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Практическая психология в воспитании взрослых




При работе со взрослыми особую роль играют определение ин­дивидуальных различий, а также возрастная и образовательная пси­хология.

По существу, работа андрагога очень близка к работе практичес­кого психолога — специалиста, который помогает решать личност­ные проблемы. Правомерно говорить о возможности использования андрагогами отдельных принципов, методов, приемов, техник, форм психотерапевтической работы. Это касается поведения андрагога на занятиях, в процессе профессионального общения, а также его само­совершенствования. Речь также идет о его психологической культуре и практических психологических навыках. Методический арсенал обеих наук очень сходен. Это беседы, анализ ситуаций, убеждение, групповые дискуссии, внушение, упражнение, ролевые игры, пример, стимули­рование и мотивация, тренинги. Психотерапевтические методики позволяют расширить круг решаемых андрагогом проблем коррекции поведения, межличностных отношений, а также мировоззренческих и нравственно-этических ценностей; формирования я-концепции; обучения самовоспитанию, решению личных проблем и др. Однако следует предостеречь андрагога от непрофессионального применения психодиагностических методик.

Человек — целостная уникальная система, открытая к самоакту­ализации (а не заранее заданная или детерминированная внешними условиями). Отсюда следует:

—человека надо изучать в его целостности;

—каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан и ценен, нежели статистические обобщения;

—человек открыт миру, переживания им мира и себя в мире — главная психологическая реальность;

—человеческую жизнь следует рассматривать как единый процесс его становления и бытия;

—человек наделен способностью к непрерывному развитию и самореализации, что является частью его природы;

—человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;

— человек — это активное, творческое существо. Современные решения в воспитании основываются на мотиваци-

онной сфере личности: потребностях, мотивах, интересах. Центральное место в поведении человека отводится мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не комфортное поведение, а рост конструк­тивного начала человеческого «я», стремление организовать свой внут­ренний («феноменальный») мир и достичь собственной целостности, понять смысл существования («экзистенции»).

На основе представления о самом себе, своей «я-концепции» человек выбирает линию поведения. «Я-концепция» проявляется как «самореализующееся пророчество»: если человек думает о себе плохо, то он и поступает плохо, убежденный в своей правоте; и наоборот, если думает о себе хорошо, то и поступает хорошо и убеждается в этом. Объективного образа самого себя не существует. Только актуальный жизненный опыт (например, действия в той или иной ситуации и их результаты) может адаптировать сложившуюся «я-концепцию». Не­соответствие, противоречие (неконгруэнтность) между представле­нием о себе и актуальным опытом может быть разрешено либо через изменение поведения, либо через модификацию представления о себе. Например, если человек думает, что он добр, но его поступки говорят об обратном, он может либо модифицировать свое поведение, либо признать, что он злой. Человеку присуще естественное стремление к по­зитивному разрешению этого внутреннего конфликта, но для этого он должен принять себя таким, каков он есть на самом деле. В этом случае пробуждаются силы самоизменения и самоисцеления, и вмешательство андрагога, коррекция извне не требуются. Описанные идеи могут быть использованы в групповой работе, отличающейся многофакторным влиянием участников друг на друга.

Идея клиентоцентричности в воспитывающей практике помогает личности прийти к самораскрытию, пониманию своих проблем и при­нятию соответствующих жизненной ситуации решений. Тем самым опять-таки снижается зависимость от профессионального вмешатель­ства. Предлагаемые отношения подобны отношениям с духовными учи­телями Древнего Востока, которые, видя божественное начало в каждом человеке, относились ко всем с одинаковым уважением и состраданием и никому не навязывали своих решений.

Чтобы стать значимым для личности, андрагог сам должен обрести подлинность, а не играть роль (в особенности роль специалиста). Это предполагает наличие стремления быть собой, адекватно выражать свои мысли, чувства и отношения, поступать по-своему. При этом не­пременным условием является установление со стажером отношений принятия и понимания, лишенных оценок и суждений, оказание ему «необусловленного позитивного внимания». Это позволяет человеку быть тем, что он в действительности представляет собой. Андрагог должен поддерживать осознание позитивной сущности личности. Он может быть откровенным с человеком, но не должен допускать в ответ проявления скуки, агрессии, гнева. В его задачи не входит руководство деятельностью (советы, интерпретация), он только содействует макси­мально полному самовыражению и самопониманию, а также принятию ответственности за решение своих проблем. Андрагог, как и его подо­печный, постоянно должен находиться в процессе развития внутреннего соответствия (конгруэнтности), становления себя как целостной лично­сти. Шаги терапевтической помощи ведут к определению стажером собственного пути (при одобрении и поддержке специалиста) и в ре­зультате позволяют ему «встать на свои ноги». Наиболее приемлемая форма, действенно реализующая данные идеи, — группы встреч (или энкаунтер-группы). Основная особенность этих групп — поддержание климата психологической безопасности, принятия и понимания, важ­ного и в индивидуальной работе. Занятия такой группы — сложный динамический процесс.

Не менее важны для андрагогики принципы самоактуализации и концепция иерархии фундаментальных потребностей. Основатель гуманистической психологии А. Маслоу в своих исследованиях цен­тральными считал проблемы личностного роста и развития, особое вни­мание уделяя понятию самоактуализация, которую можно определить, с одной стороны, как искреннюю и удовлетворяющую индивида реали­зацию своего творческого потенциала в жизни, с другой — как процесс становления личности, развития ее потенциальных возможностей.

Изучив психологические черты выдающихся людей (А. Линкольн, Т. Джефферсон, А. Эйнштейн, Ф. Рузвельт, А. Швейцер и др.), Маслоу выделяет следующие их характеристики:

—более эффективное восприятие реальности и более комфортное отношение к ней;

—принятие себя, других, природы;

—спонтанность, простота, естественность;

—центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе);

—некоторая отъединенность и потребность в уединении;

—автономия, независимость от культуры и среды;

—постоянная свежесть оценки;

—мистичность и опыт высших состояний;

—чувство сопричастности, единения с другими;

—более глубокие межличностные отношения;

—демократическая структура характера;

—различие средств и целей, добра и зла;

—философское невраждебное чувство юмора;

—самоактуализирующееся творчество.

Исследователь отмечал, что самоактуализирующиеся личности отнюдь не совершенны. Напротив, они могут испытывать досаду, раз­дражение, порой быть вздорными, эгоцентричными, злыми или пере­живать депрессию. Самоактуализация — это не идеальное состояние, не отсутствие проблем, наоборот, это движение к реальным и сложным проблемам, но отказ от мелких и иллюзорных.

Именно отказ от самоактуализации приводит индивида к невроти­ческим расстройствам. Андрагогу следует исходить из того, что основные эмоции (радость, страх, гнев, удивление и их производные) являются приспособительным продуктом эволюции и возникают в ответ на явле­ния, отвечающие или не отвечающие потребностям индивида. Различия людей по эмоциональному типу (эмоциональный; сен­тиментальный; страстный; эмоционально-фригидный) существенным образом отражаются на результативности воспитательного процесса.

Андрагогу достаточно часто приходится сталкиваться с конфликт­ными эмоциональными состояниями личности, такими как стресс, аффект, фрустрация.

Сталкиваясь со стрессом, нельзя не учитывать, что он, с одной стороны, может представлять действительную опасность для жизни, но

с другой, — необходим, поскольку отрабатывает адаптационные механиз­мы индивида. Он может мобилизовать (австресс — «хороший стресс») или угнетать (дистресс). Целенаправленное использование психологи­ческих механизмов позволяет превращать стресс из деструктивного в мобилизующий фактор развития личности. При работе в стрессовой ситуации следует учесть этапы ее развития (тревога, сопротивление и возникновение устойчивости к действию стрессоров, истощение), активизировать комплекс психических ресурсов индивида (адаптаци­онные возможности, развитость защитных механизмов, способность к выживанию, опыт разрешения критических ситуаций, врожденные качества). Воздействие стресса на физическое и психическое здоровье значительно смягчается хорошими взаимоотношениями (в семье, на работе и пр.). Поэтому для успешности воспитательного процесса так важен психологический климат.

Андрагог должен не только уметь справляться с негативными пси­хическими состояниями, но и настраиваться на позитивные. Для этого ему необходимо знать их сущность. В частности, что такое счастье, как его достичь, каковы его составляющие. Известный психолог М. Аргайл определяет свое понимание счастья как переживание удовлетворенно­сти жизнью в целом, общую рефлективную оценку человеком своего прошлого и настоящего, а также как частоту и интенсивность положи­тельных эмоций.

Настраивая стажеров на благоприятный психологический кли­мат, андрагогу следует ориентировать их на ощущение целостности своей личности, разрешение внутренних конфликтов, уменьшение рассогласования между собственным представлением о себе (реаль­ной я-концепцией) и идеалом собственной личности (идеальной я-концепцией) либо между своими желаниями и достижениями. Ориентиром могут служить определенные характеристики индивида (качества, способности, деятельность и пр.), которые способствуют достижению состояния счастья: добродетельность (отсутствие чувства вины), вовлеченность в целенаправленную деятельность (при этом цели должны быть достижимыми и индивидуальными), истинная вера в Бога, совместное участие в нужной для других деятельности, полезный досуг (садоводство, занятия физкультурой и спортом и пр.), общение с другими, поддержка супруга (супруги), воспитание детей, чувство самоуважения, преодоление трудностей, ощущение контроля над ситуацией.

Важнейшая характеристика социально зрелой личности — ответ­ственность. В современных воспитательных концепциях большое вни­мание уделяется переносу ответственности на саму личность. Андрагогу необходимо развивать чувство ответственности у взрослой личности, опираясь на данные исследователей-психологов.

Согласно концепции локус-контроля о двух типах ответствен­ности:

— интернальный локус-контроль: личность возлагает на себя всю ответственность за происходящее с ней в жизни. Ее жизненное кредо: «Я сам отвечаю за свои успехи и неудачи. От меня само­го зависят моя жизнь и жизнь моей семьи. Я должен и могу это сделать»;

— экстернальный локус-контроль: человек склонен считать ответ­ственными за все происходящее с ним либо других людей, либо внешние обстоятельства, ситуацию. Соответствует житейскому понятию безответственности.

Установлено, что интерналы более уверены в себе, более спокойны и благожелательны, более популярны. Экстерналов же отличают повы­шенная тревожность, обеспокоенность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность, конформизм, меньшая популярность. Все это, конечно, связано с их зависимостью от внешних обстоятельств и неспособностью управлять своими делами. Имеются данные о боль­шей склонности экстерналов к обману и совершению аморальных по­ступков.

Как потребность, так и ответственность являются функциями «я» человека. Потребности демонстрируют стремления и целенаправлен­ность личности. Что касается ответственности, то здесь, прежде всего, проявляются способности видеть происходящее, верить в возможность повлиять на события, отложить немедленное удовлетворение потреб­ностей, а также умение входить в положение других людей, уважать их потребности.

Для людей, считающих себя пассивными жертвами обстоятельств, характерны высказывания типа: «Я случайно оказался...», «Я не хотел...»,

«Он заставил меня...», «Муж развелся со мной...». Андрагогу следует овладеть приемами, позволяющими его стажерам осознать собственную роль во взаимоотношениях с другими. Это могут быть ответные реплики, повтор высказывания собеседника в более активной форме (например, «вы разошлись друг с другом»). Специалисту в соответствии с информа­цией, которой делится стажер, следует научиться улавливать моменты понимания, выражать пожелания и стараться подчеркивать их. Это поможет стажеру понять, что он может контролировать ситуацию.

Педагоги, андрагоги и психологи совместными усилиями успешно решают проблему развития чувства ответственности как ключевую за­дачу воспитательной работы. В последние годы активно разрабатывается педагогика ответственности.

Поскольку потребности и ответственность проявляются в триви­альных ситуациях, последние можно использовать в целях формирования «я-концепции» личности. В повседневной жизни ответственность выражается в умении выполнять обещания, соблюдать договоренно­сти, справляться с повседневной жизнью. Первым шагом, например, может стать борьба с опозданиями. При кажущейся незначительности это существенно — будь то на работе или в дружеских отношениях. У справившегося с чем-то негативным в себе человека значительно по­вышается уверенность. Андрагогу приходится работать как с людьми с очень сильно развитым контролем над собственными чувствами, так и с неспособными самостоятельно побороть потребности, безответствен­ными. Последние могут, например, получить зарплату или социальное пособие и растратить деньги, а потом занимать у родных и знакомых на оплату квартиры, лечения или решение других проблем. Именно такое поведение считается безответственным. Однако легко сказать, что че­ловек должен сам нести за себя ответственность, задача андрагога — не осуждая, помочь стажеру изменить данный поведенческий алгоритм, предоставив ему возможность убедиться в наличии лучшего решения.

В воспитательной работе могут использоваться психологические занятия. Это условное название для лекций, бесед, дискуссий, роле­вых игр, консультаций, на которых андрагог-воспитатель использует некоторые психологические методы. В ходе таких занятий с успехом разрабатываются методы принятия решения, общения и взаимопони­мания, выбора позитивного образа жизни, выхода из стресса, преодо­ления вредных привычек и т.п. При подготовке к занятию с помощью анкетирования, тестирования, опросных листов собирается информация и диагностируются проблемы стажеров, выявляются актуальные темы. Беседы, обсуждения, дискуссии позволяют их участникам усваивать нормы, ценности, правила поведения, узнать самих себя. Полезны пси­хологические тренинги, направленные на решение личностных проблем (ролевые игры, дискуссии). Ролевые игры эффективны, если речь идет, например, о межличностных взаимоотношениях. Можно разыграть сцены с распределением ролей и исполнением вариантов диалога. По­лезным представляется последующее обсуждение ощущений, реакций, чувств участников. Сформулированные в заключение выводы позволя­ют акцентировать внимание на важнейших моментах и закрепить до­стигнутое. Андрагог должен обеспечить психологическую безопасность, комфорт участников занятий, подготовить их к толерантному поведе­нию, созданию атмосферы доверия. Для этого составляются правила поведения на занятиях. Разработано множество игровых упражнений, которые можно использовать для разминки и в ходе занятий. В андрагогике активно используют известный в психологии аутотренинг — сис­тему упражнений по саморегуляции и самовнушению, способствующую контролю над внутренним состоянием, управлению собой, облегчающую функционирование всего организма. Один из эффективных приемов — релаксация. Подобные и другие психологические упражнения способ­ствуют развитию самого андрагога, совершенствованию его поведения, отношений, общения со стажерами, коллегами, близкими.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.