КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Воспитание взрослых
5 .1. РЕТРОСПЕКТИВА ВОСПИТАНИЯ ВЗРОСЛЫХ Достаточно полных исследований, посвященных зарождению и развитию теории и практики воспитания взрослых, до сих пор практически не проводилось. Само воспитание как социальный феномен появилось значительно раньше термина, его определяющего. Для ретроспективного взгляда на теорию и практику воспитания взрослых представляет интерес условная периодизация развития отечественной педагогики, предложенная П.Ф. Каптеревым (1849—1921)1: — период, называемый «церковной педагогикой», охватывает время до правления Петра I и характеризуется преобладанием влияния церкви на жизнь русского народа и его образование; — период до освобождения крестьян от крепостной зависимости отличается так называемой преобладающей государственностью всего народного образования; — период «общественной педагогии* характеризуется приоритетным влиянием именно общественности на народное образование, семейное воспитание, подготовку педагогических кадров. П.Ф. Каптерев выделяет в развитии воспитания две эпохи, разграниченные освобождением крестьян от крепостной зависимости. Условность предложенной периодизации объясняется тем, что основная характеристика не пропадает с истечением определенного периода, а только утрачивает доминирующее влияние. Современные исследователи в становлении отечественной системы воспитания выделяют периоды: от принятия христианства до петровской эпохи; затем — до Октябрьской революции 1917 г.; далее — до середины 1930-х годов; советский; постсоветский. Оба подхода к периодизации дополняют друг друга. В нашей стране воспитание имеет глубокие древнеславянские языческие корни. Огромное влияние на русскую культуру и просвещение оказало принятие христианства на Руси. Мощным толчком послужило появление и распространение славянской письменности. Утверждение христианства в качестве господствующей идеологии наложило неизгладимый отпечаток на всю общественную жизнь, в том числе и воспитание. Данный период связан с монополией церкви на образование, мировоззрение и жизнь народа. Именно христианские общечеловеческие ценности закладываются в основу культуры и искусства того времени. Государственная система народного образования возникает с появлением государственных школ и других учебных заведений светского характера. В середине XVIII в. И.И. Бецкий ввел термин «воспитание» и предложил правила воспитания и обобщенные методы их реализации. Позже в России начинают выходить словари, справочная литература и периодические издания на эту тему: «Словарь физического и нравственного воспитания» П. Енгалычева (1827), «Народная энциклопедия научных и прикладных знаний» (1913), педагогические журналы «Библиотека для воспитания», «Новая библиотека для воспитания», «Журнал для воспитания» и др. При сохранении христианской направленности зарождаются и развиваются идеи гражданского и народного воспитания. Примечательно определение воспитания, данное П. Редкиным, как «сознательного, намеренного и по определенному плану совершаемого влияния образованных людей... на тех, которые еще не образованы». Воспитание, по его мнению, должно объять всего человека, каким его сотворила природа. В России конца XIX — начала XX вв. появляются редкие (в основном в городах) очаги культуры для трудящихся: городские и общественные публичные библиотеки, бесплатные народные читальни, театры, народные дворцы, воскресные школы для взрослых, общества трезвости. Проводятся бесплатные народные чтения, публичные чтения для народа и др. Период, начавшийся после революции 1917 г., отличается коренными преобразованиями сути воспитания. Происходит разрыв с христианским воспитанием, веками питавшим народное образование. Акцент делается на социальном воспитании, что диктуется особой социальной обстановкой, отличавшейся такими социальными язвами, как беспризорность, безработица, проституция, пьянство, воровство. Показательно, что в Педагогической энциклопедии конца 1920-х гг. появляется специальный раздел «Система социального воспитания в РСФСР». Ориентиром становится реализующее классовый подход воспитание борца, строителя нового общества. Во второй половине 1930-х гг. воспитание увязывается с утопической идеей построения коммунистического общества. Выдвигается цель всестороннего и гармонического развития, средством достижения которого является коммунистическое воспитание. Тогда же были выделены его составляющие: нравственное, умственное, трудовое, эстетическое и физическое. Позже к этому ряду были добавлены идейно-политическое, идейно-нравственное, экологическое, экономическое, политехническое, правовое и другие виды воспитания. Однако при всей многоплановости воспитательных воздействий была упущена личность, все строилось в основном на формах и средствах организации воспитания. Проблемы воспитания взрослых долгое время оставались под прессом партийной пропаганды. Акцент делался именно на формировании коммунистического мировоззрения. Постсоветский период отличается отказом от коммунистических идеалов. Это нарушило равновесие в существовавшей системе и потребовало постановки новых целей и разработки нового содержания воспитания, значимых социальных институций. Происходит возрождение христианского и усиление социального воспитания. Особый акцент делается на гуманизации воспитания, создании условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности1. Знаковым является сведение в Российской педагогической энциклопедии всего многообразия направлений воспитания к социальному воспитанию. Завоевывающее сегодня сторонников христианское воспитание, тем не менее, не имеет сколько-нибудь четкого определения, терминологического содержательно-методического инструментария. Таким образом, на сегодняшний день наиболее актуальным научным направлением является разработка целей и сущности воспитания, удовлетворяющих новым реалиям.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |