КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическая поддержка взрослых в обучении
Мотивация отвечает за направленность образовательной деятельности, интенсивность и длительность сохранения ее основных параметров. Она формируется во взаимосвязи с развитием мировоззрения, общих, индивидуальных и специальных способностей и с осознанием личностью своего места в жизни. Мотивация сложна, противоречива и изменчива. Существуют различные мотивационные состояния: интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки (смысловые, целевые, операционные). Оказывая целенаправленное влияние на мотивационные состояния личности, можно повлиять на мотивацию к обучению и развитию. Основная цель психолого-андрагогической поддержки при обучении — поддержание оптимального уровня активности как психологической основы профессиональной и социальной мобильности. Она должна оптимизировать включение человека в учебно-воспитательную деятельность с учетом его психологического потенциала. Для этого могут быть задействованы различные психокоррекционные и релаксационные мероприятия, консультации, тренинги (мотивационный тренинг; тренинг поведения и общения в типовых ситуациях и деловых отношениях; тренинг средств индивидуальной психологической защиты в стрессовых ситуациях; тренинг психической функции оценивания; тренинг средств коррекции личностных качеств и др.). Данные мероприятия могут включаться непосредственно в учебные планы, а при ограниченных сроках обучения — в клубные формы работы. Одна из сложнейших проблем, возникающих у взрослых при переходе от профессиональной к образовательной деятельности, проблема перемотивации — с мотивации на труд к мотивации на учебу. На этап перехода от профессиональной деятельности к учебной следует обратить самое пристальное внимание. Поскольку чаще всего навыки учения во взрослом возрасте утрачены, требуется специальный адаптационный период для перестройки психологических подсистем на новую деятельность. Учитывая особенности обучения взрослых, адаптация должна быть управляемой, специальной и интенсивной. Средством адаптации может служить уточняющее профессиональное ориентирование в рамках обучения. Здесь уместно знакомство с профессиографией будущей деятельности, квалификационными требованиями, перспективами роста, типовыми условиями труда, со спросом на новую профессию на рынке труда и пр. Далее стажера можно познакомить с учебными планами подготовки с целью уточнения представления о профессии и корректировки в направлении индивидуализации обучения. Вводный период завершается подтверждением, коррекцией или формированием нового профессионального плана, уточнением образовательной цели каждого обучающегося и в соответствии с этим характера и методов обучения, формированием готовности к обучению на уровне желания. На завершающем этапе обучения особое внимание следует обратить на готовность выпускников к реализации профессионального потенциала на рынке труда. Она должна включать формирование нового отношения к ситуации трудоустройства, развитие заинтересованности в самостоятельном решении этой проблемы, не ограничиваясь только работой по найму. Подготовка включает теоретический курс и практическую отработку навыков и умений (предвидеть обстоятельства, которые могут повлиять на перспективу трудоустройства; преодолевать стереотипы поиска в узкой сфере приложения собственных профессиональных знаний; уметь корректировать самооценку; обучаться социальным и организационным навыкам поиска работы).
На практике используются лишь отдельные элементы системы психологической поддержки, что, безусловно, снижает ее эффективность. Поддержка придает гибкость и адаптивность процессу обучения, поскольку учитывает актуальные возможности конкретного человека.
Психологические проблемы взрослых обучающихся могут проявляться в страхе перед взятой на себя ответственностью за учебу, в нежелании изменять привычное стабильное положение, сомнении в своих способностях, страхе проявить некомпетентность, неспособность к учению или оказаться хуже других. Успешность обучения взрослого зависит от степени изнурительности труда, нагрузки в быту, наличия свободного времени, доступности учебных заведений (территориально, по срокам и формам организации обучения). Поэтому обучение должно не создавать дополнительные проблемы, а быть органически встроено в устоявшийся жизненный цикл взрослого человека с учетом его социально-психологических особенностей. Надо стремиться, чтобы все это нашло отражение в содержании и организации процесса обучения, его средствах, методах, приемах и условиях.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |