Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая поддержка взрослых в обучении




Мотивация отвечает за направленность образовательной деятель­ности, интенсивность и длительность сохранения ее основных параме­тров. Она формируется во взаимосвязи с развитием мировоззрения, общих, индивидуальных и специальных способностей и с осознанием личностью своего места в жизни. Мотивация сложна, противоречива и изменчива.

Существуют различные мотивационные состояния: интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки (смысло­вые, целевые, операционные). Оказывая целенаправленное влияние на мотивационные состояния личности, можно повлиять на мотивацию к обучению и развитию.

Основная цель психолого-андрагогической поддержки при обу­чении — поддержание оптимального уровня активности как психоло­гической основы профессиональной и социальной мобильности. Она должна оптимизировать включение человека в учебно-воспитательную деятельность с учетом его психологического потенциала. Для этого могут быть задействованы различные психокоррекционные и релак­сационные мероприятия, консультации, тренинги (мотивационный тренинг; тренинг поведения и общения в типовых ситуациях и деловых отношениях; тренинг средств индивидуальной психологической защиты в стрессовых ситуациях; тренинг психической функции оценивания; тренинг средств коррекции личностных качеств и др.). Данные меро­приятия могут включаться непосредственно в учебные планы, а при ограниченных сроках обучения — в клубные формы работы.

Одна из сложнейших проблем, возникающих у взрослых при пере­ходе от профессиональной к образовательной деятельности, проблема перемотивации — с мотивации на труд к мотивации на учебу. На этап перехода от профессиональной деятельности к учебной следует обратить самое пристальное внимание. Поскольку чаще всего навыки учения во взрослом возрасте утрачены, требуется специальный адаптационный период для перестройки психологических подсистем на новую деятель­ность. Учитывая особенности обучения взрослых, адаптация должна быть управляемой, специальной и интенсивной. Средством адаптации может служить уточняющее профессиональное ориентирование в рам­ках обучения. Здесь уместно знакомство с профессиографией будущей деятельности, квалификационными требованиями, перспективами роста, типовыми условиями труда, со спросом на новую профессию на рынке труда и пр. Далее стажера можно познакомить с учебными планами подготовки с целью уточнения представления о профессии и корректировки в направлении индивидуализации обучения. Вводный период завершается подтверждением, коррекцией или формированием нового профессионального плана, уточнением образовательной цели каждого обучающегося и в соответствии с этим характера и методов обучения, формированием готовности к обучению на уровне желания. На завершающем этапе обучения особое внимание следует обратить на готовность выпускников к реализации профессионального потенциала на рынке труда. Она должна включать формирование нового отношения к ситуации трудоустройства, развитие заинтересованности в самостоя­тельном решении этой проблемы, не ограничиваясь только работой по найму. Подготовка включает теоретический курс и практическую от­работку навыков и умений (предвидеть обстоятельства, которые могут повлиять на перспективу трудоустройства; преодолевать стереотипы поиска в узкой сфере приложения собственных профессиональных знаний; уметь корректировать самооценку; обучаться социальным и организационным навыкам поиска работы).

На практике используются лишь отдельные элементы системы психологической поддержки, что, безусловно, снижает ее эффектив­ность. Поддержка придает гибкость и адаптивность процессу обучения, поскольку учитывает актуальные возможности конкретного человека.

Психологические проблемы взрослых обучающихся могут про­являться в страхе перед взятой на себя ответственностью за учебу, в нежелании изменять привычное стабильное положение, сомнении в своих способностях, страхе проявить некомпетентность, неспособность к учению или оказаться хуже других.

Успешность обучения взрослого зависит от степени изнуритель­ности труда, нагрузки в быту, наличия свободного времени, доступности учебных заведений (территориально, по срокам и формам организации обучения). Поэтому обучение должно не создавать дополнительные проблемы, а быть органически встроено в устоявшийся жизненный цикл взрослого человека с учетом его социально-психологических особенностей. Надо стремиться, чтобы все это нашло отражение в со­держании и организации процесса обучения, его средствах, методах, приемах и условиях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.