Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие взрослых обучающихся




Развитие личности — одна из главных категорий педагогики, андрагогики, психологии и ряда других наук. Развитие личности как субъекта деятельности является важнейшей целью и задачей любой образовательной системы.

За словом «развитие» просматривается «развертывание» чего-то, что уже существовало в свернутом виде. В философии под развитием понимают изменение, характеризующееся направленностью, необрати­мостью, и закономерностью. Хаотичное изменение не относится к раз­витию. Развитие представляет собой целенаправленное развертывание, раскрытие изначально имеющихся задатков, способностей. Развитие взрослой личности связано со специфически человеческими видами активности — общением, учением, познанием.

Процесс появления (или подготовки к появлению) личности обыч­но определяют термином «становление». Для процесса становления личности характерно проявление отдельных черт будущей личности, еще не сложившихся в единое целое.

Разграничить понятия «становление» и «развитие» нелегко. Некоторые философы относят и становление, и развитие к периоду формирования личности, когда она еще не проявилась вполне. Другие считают, что личность формируется на протяжении всей жизни. А по религиозным представлениям, вся земная жизнь — лишь подготовка к чему-то настоящему.

Различные теории по-разному определяют движущие силы развития: биологизаторская концепция исходит из биологической, природной, наследственной предопределенности развертывания при­родных сил, социологизаторская теория — из зависимости развития от окружающей социальной среды, материалистический подход — из биологических и социальных факторов.

Для андрагогики наиболее значимы помимо физиологического психический, социальный и интеллектуальный аспекты развития лич­ности.

Жизненный путь личности отличается динамикой планов и от­ношений, преобразованием диспозиционных установок, изменением ценностных ориентации. Эти изменения, как внутренние предпосылки, определяют способность человека вырабатывать и изменять отношение к самому себе на разных этапах жизни и, особенно в сложных критиче­ских ситуациях.

Установлена особая роль систематически усваиваемых знаний, умений и навыков в развитии взрослого человека. Постоянная интеллек­туальная деятельность в сочетании с высокой социальной активностью замедляет процесс старения, содействуя сохранению продуктивных фаз жизни. В процессе развития самопознания центр тяжести переносится с внешней стороны личности на ее внутреннюю сторону, от более или менее случайных черт к характеру в целом. Образование является той базой, которая позволяет человеку адекватно оценивать себя, способствует устойчивости потребностей личности, целостности внутреннего мира. Причем значимым является как результат (получение образо­вания), так и сам процесс его получения. Смещение цели с результата на его процесс свидетельствует о развитии личности, обогащении ее духовного мира.

Развитие личности предполагает развитие интеллекта, эмоцио­нальной сферы, устойчивости к стрессам, уверенности в себе и само­приятия, позитивного отношения к миру и принятия других, самостоя­тельности, автономности, самоактуализации и самосовершенствования, мотивации учения.

На развитие личности влияют наследственность, среда, собствен­ная деятельность, общение, воспитание. Развитие личности — это закономерный процесс изменения биологических, психических и со­циальных свойств человека. Наследственность, деятельность, обще­ние — внутренние условия, внешние — среда, воспитание. Развитие наследственности (физических и биологических свойств человека, пере­дающих родовые характеристики организма) зависит от условий жизни и воспитания. К наследственным характеристикам относят не только физические и физиологические данные (цвет кожи, глаз, волос, тело­сложение, нервная система, речь, манера ходить, мышление, способность трудиться), но и задатки, способности человека, генотип поведения — активность, поведение, силу разума, эмоциональность, деятельность, творчество, стремления и мотивы. Среда и наследственность признаны равновлияющими на формирование личности. Личность развивается в процессе собственной активной деятельности, но наиболее ценным представляется общение как особый вид деятельности. Для каждого возрастного периода характерны ведущий вид деятельности и форма общения, которые зарождаются в предыдущем периоде. Обучение развивает личность, если оно приносит удовлетворение, интересно, полезно и требует затраты интеллектуальных усилий. Чем свободнее и независимее обучение, тем выше удовлетворенность от него. При этом эффективность развития зависит как от самой личности, ее индивиду­альных качеств, так и от мастерства андрагога.

Говоря о развитии, важно учитывать способность личности к само­реализации, самовоспитанию, самообразованию и самоотдаче.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1669; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.