Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образовательные потребности взрослых




Анализ образовательных ориентации взрослых людей позволяет выявить специфичность их интересов, обусловленных различными факторами (пол, материальное положение семьи, занятость в профес­сиональной сфере и т.п.). В развитии системы образования взрослых особую роль играют образовательные потребности людей, имеющих активную образовательную позицию.

Мужчины в большей степени ориентированы на профессионально-трудовую, общественно-политическую сферу, науку. Женщины — на искусство и культуру, нравственную сторону жизни, самосовершенство­вание, охрану природы. Если у мужчин на первом месте вопросы вожде­ния автомобиля, организации собственного дела, реализации хобби, то у женщин вызывают интерес вопросы эффективного распоряжения деньгами, поиска работы, получения дополнительного образования, обучения детей.

Людей, высоко оценивающих свое материальное положение, чаще интересуют изучение иностранного языка, собственная внешняя при­влекательность. При низкой оценке материального положения чаще интересуются вопросами поиска работы, помощи ребенку, взаимодей­ствия со школой и учителями.

Большинство длительно безработных испытывают отчужденность, потерю смысла жизни и самоконтроля, не хотят получать новую про­фессию, оправдывая себя отсутствием способностей и тем, что время учиться у них уже прошло.

Специфические образовательные потребности имеют люди, находя­щиеся в кризисном периоде. На основе классификации кризисов воз­растного развития взрослого человека, описанных Э. Эриксоном, рас­смотрим специфику образовательных ориентации на каждом из них.

16—23 года — кризис идентификации. Поиски и определение чело­веком представлений о будущей жизни, выработка жизненных планов. Полюса основных проблем — от самоидентификации до путаницы ролей. Отсутствие ясного представления о собственной личности, направлении движения, целях оборачивается путаницей ролей — непри­каянностью. Характерен широкий спектр образовательных ориентации, основанных на стремлении понять свои особенности и возможности во множественных аспектах жизни. Период проб и ошибок в различных сферах жизнедеятельности приводит человека к осознанию себя в этом мире. Образовательным результатом становится понимание человеком себя, своих жизненных планов и принципов.

28—32 года — кризис коррекции. Прежние планы и представления оказываются не совсем верными, а поведение не приводит к намеченным целям. Полюса основной проблемы — от желания тесного общения до одиночества. Специфика образовательных потребностей заключается в их направленности на обретение подлинной близости с другим чело­веком. Коммуникативная мобильность и сохранение себя — важнейшие умения.

37—42 года — кризис середины жизни. Человек, заглядывая впе­ред, впервые серьезно задумывается о конечности жизни. Возникает ощущение, что жизнь проходит зря, то, что сделано, не имеет смысла. Эта стадия характеризуется шкалой от самопоглощенности до общечеловечности. Тот, у кого не выработалось чувство сопричастности, сосредоточивается на самом себе, главной его заботой становятся удовлетворение собственных потребностей и собственный комфорт. Специфика образовательных ориентации, стимулирующих преодоление этого кризисного периода, — направленность на многомерное принятие жизни, обеспечивающееся психологическими и педагогическими зна­ниями. Мудрость становится одним из важнейших образовательных уроков, которые должен получить в этом возрасте человек.

55—65 лет — кризис нравственного смысла жизни. Заканчивается основная работа, человек выходит на пенсию. Психосоциальный пара­метр этого периода заключен между целостностью и безнадежностью. Ощущение целостности и осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прошлое, ощущает удовлетворенность жизнью и уважение людей. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все с начала уже поздно и упущенного не вернуть. Так насту­пает состояние отчаяния. Интересы прежних лет могут стимулировать серьезную жизненную работу, обнаруживая для человека дополнитель­ный источник сил. Образовательные потребности связаны с умением анализировать жизненные явления и делать из этого конструктивные выводы. Те люди, которые в качестве значимых отношений в жизни рассматривают нравственные принципы, чаще испытывают радость «встречи с самим собой».

Как можно заметить, различны характеристики кризисов, а значит,
и пути их разрешения. Однако можно выделить то общее, что позволяет
справиться с кризисами, — стремление к саморазвитию, преодоление
отчужденности, обретение смысла жизни, самоконтроль. Образование
и самообразование взрослых способствуют плавному самообновлению
личности, предотвращению возможных негативных последствий кри-
зисов развития.

Исследования последних лет позволяют утверждать, что знания в сфере межличностного общения являются областью наибольшей осо­знанности и ответственности взрослых. Именно в этой области взрослый человек может адекватно формулировать образовательные задачи, вы­бирать подходящие ему формы и методы образования, оценить предла­гаемое ему содержание. Даже самообразование в этой области будет при­водить к решению важных для взрослого человека жизненных проблем. Ко второй области осознанности и ответственности относятся знания в сфере трудовой деятельности. В этой области взрослый человек также может адекватно выступать и клиентом, и экспертом образовательного процесса, а его мнение обязательно должно учитываться при разработке образовательных программ. Знания в сфере общественно-политической жизни, законодательства и права, культуры и искусства, науки и ис­следовательского поиска в современной ситуации не воспринимаются взрослыми людьми адекватно. Оценивать целесообразность включения тех или иных знаний этой сферы в процесс образования взрослых людей, эффективность образовательных форм и методов, соответствующих этим знаниям, могут лишь эксперты.

Основные группы образовательных потребностей взрослых: полу­чение общего среднего образования; приобретение или усовершенство­вание профессиональных навыков; поддержание и улучшение здоровья; улучшение качества семейной жизни; содержательное проведение до­суга; развитие собственной личности.

4.6. ПРОБЛЕМЫ ВЗРОСЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Взрослые обучающиеся отличаются наличием производственного, житейского и образовательного опыта, мотивацией к обучению. Все это может, как способствовать, так и препятствовать успешному обучению, поэтому желательно не только предупредить возникновение возможных проблем, но и превратить их в стимулы к обучению.

Опыт работы. Стажер может легко адаптироваться, если новая работа предполагает наличие прежних навыков. Это сокращает срок обучения новым навыкам. В то же время сформировавшийся негатив­ный опыт работы может быть перенесен на новую ситуацию: отучиться очень непросто, особенно с возрастом.

Предыдущее обучение. Негативный опыт обучения затрудняет успешное продвижение, продлевает период обучения, позитивный опыт — сокращает. Кроме того, современные методы самообучения практически неизвестны взрослым. А этой составляющей учебного процесса сейчас отводится все более существенная роль.

Уровень образования. В условиях современного производства тре­бования к образовательному цензу персонала постоянно растут. Люди, не имеющие требуемых знаний и навыков, могут испытывать психоло­гический дискомфорт, неуверенность в своих силах, что, в свою очередь, может провоцировать отказ от учебы, затруднять ее.

Степень мотивации к учебе. Делание учиться, энтузиазм, про­являемые стажерами, напрямую сазаны с тем, чего они ожидают для себя в перспективе. Возможно, они не хотят переходить на новую работу, однако не могут от нее отказаться, так как это может ухудшить их по­ложение в организации (имеются в виду размер заработка, перспективы в карьере и т.п.). В таких случаях человек маскирует свое недовольство, например под неспособность научиться новым навыкам.

Возраст. Устоявшееся представление о неспособности взрослых и пожилых людей к учебе, поддерживаемое некоторыми преподавателя­ми, также может снижать их потенциал. Переобучение людей пожилого возраста является специфичной задачей. Обычно они учатся медленнее и требуют большего внимания, чем молодые люди. Их зрение и слух могут быть не такими острыми, память не столь крепкой, уверенность в себе недостаточной. Если к этому прибавляется негативный опыт работы или обучения и недостаточный уровень образования, то не­обходимость особой организации обучения этой категории становится очевидной.

Объединение людей разного траста в учебную группу часто при­водит к общему разочарованию, Низким результатам, дополнительным затратам и неэффективности обучения. Причины в несовпадении темпов восприятия обучающихся и метров обучения. Поэтому желательна относительная возрастная однородность учебной группы.

Взрослый обучающийся — прежде всего человек со сложив­шимися жизненными ценностями. Необходимость их трансформации в процессе образования взрослые люди воспринимают болезненно, они выставляют «барьеры» восприятия. К факторам, способствующим формированию таких барьеров, вносятся:

— стереотипы профессиональной деятельности, которые ведут к установке на то, что и так все известно (барьер предубеждения против нововведений и времен);


внутренняя неуверенность, порожденная как необходимостью перестраивать деятельность в новых условиях, так и снижением «профессиональной самооценки» при перемене рода занятий (для лиц, потерявших работу или решивших сменить

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Составьте план рассмотренной главы.

2. Охарактеризуйте возрастные периоды развития взрослых.

3. Каковы, на ваш взгляд, возможности взрослых?

4. Какие проблемы возникают у взрослых в процессе обучения?

5. Какие особенности присущи взрослым в различные жизненные пери-
оды?

6. Попытайтесь сравнить особенности организации учебной деятельности
взрослых, обучающихся в различные периоды жизни.

7. Приведите примеры влияния индивидуальных особенностей взрослого
человека на процесс его развития, воспитания, обучения.

8. Предложите собственное решение проблем, беспокоящих взрослых при
обучении.

 

Глава 5




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 5174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.