КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Образовательные потребности взрослых
Анализ образовательных ориентации взрослых людей позволяет выявить специфичность их интересов, обусловленных различными факторами (пол, материальное положение семьи, занятость в профессиональной сфере и т.п.). В развитии системы образования взрослых особую роль играют образовательные потребности людей, имеющих активную образовательную позицию. Мужчины в большей степени ориентированы на профессионально-трудовую, общественно-политическую сферу, науку. Женщины — на искусство и культуру, нравственную сторону жизни, самосовершенствование, охрану природы. Если у мужчин на первом месте вопросы вождения автомобиля, организации собственного дела, реализации хобби, то у женщин вызывают интерес вопросы эффективного распоряжения деньгами, поиска работы, получения дополнительного образования, обучения детей. Людей, высоко оценивающих свое материальное положение, чаще интересуют изучение иностранного языка, собственная внешняя привлекательность. При низкой оценке материального положения чаще интересуются вопросами поиска работы, помощи ребенку, взаимодействия со школой и учителями. Большинство длительно безработных испытывают отчужденность, потерю смысла жизни и самоконтроля, не хотят получать новую профессию, оправдывая себя отсутствием способностей и тем, что время учиться у них уже прошло. Специфические образовательные потребности имеют люди, находящиеся в кризисном периоде. На основе классификации кризисов возрастного развития взрослого человека, описанных Э. Эриксоном, рассмотрим специфику образовательных ориентации на каждом из них. 16—23 года — кризис идентификации. Поиски и определение человеком представлений о будущей жизни, выработка жизненных планов. Полюса основных проблем — от самоидентификации до путаницы ролей. Отсутствие ясного представления о собственной личности, направлении движения, целях оборачивается путаницей ролей — неприкаянностью. Характерен широкий спектр образовательных ориентации, основанных на стремлении понять свои особенности и возможности во множественных аспектах жизни. Период проб и ошибок в различных сферах жизнедеятельности приводит человека к осознанию себя в этом мире. Образовательным результатом становится понимание человеком себя, своих жизненных планов и принципов. 28—32 года — кризис коррекции. Прежние планы и представления оказываются не совсем верными, а поведение не приводит к намеченным целям. Полюса основной проблемы — от желания тесного общения до одиночества. Специфика образовательных потребностей заключается в их направленности на обретение подлинной близости с другим человеком. Коммуникативная мобильность и сохранение себя — важнейшие умения. 37—42 года — кризис середины жизни. Человек, заглядывая вперед, впервые серьезно задумывается о конечности жизни. Возникает ощущение, что жизнь проходит зря, то, что сделано, не имеет смысла. Эта стадия характеризуется шкалой от самопоглощенности до общечеловечности. Тот, у кого не выработалось чувство сопричастности, сосредоточивается на самом себе, главной его заботой становятся удовлетворение собственных потребностей и собственный комфорт. Специфика образовательных ориентации, стимулирующих преодоление этого кризисного периода, — направленность на многомерное принятие жизни, обеспечивающееся психологическими и педагогическими знаниями. Мудрость становится одним из важнейших образовательных уроков, которые должен получить в этом возрасте человек. 55—65 лет — кризис нравственного смысла жизни. Заканчивается основная работа, человек выходит на пенсию. Психосоциальный параметр этого периода заключен между целостностью и безнадежностью. Ощущение целостности и осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прошлое, ощущает удовлетворенность жизнью и уважение людей. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все с начала уже поздно и упущенного не вернуть. Так наступает состояние отчаяния. Интересы прежних лет могут стимулировать серьезную жизненную работу, обнаруживая для человека дополнительный источник сил. Образовательные потребности связаны с умением анализировать жизненные явления и делать из этого конструктивные выводы. Те люди, которые в качестве значимых отношений в жизни рассматривают нравственные принципы, чаще испытывают радость «встречи с самим собой». Как можно заметить, различны характеристики кризисов, а значит, Исследования последних лет позволяют утверждать, что знания в сфере межличностного общения являются областью наибольшей осознанности и ответственности взрослых. Именно в этой области взрослый человек может адекватно формулировать образовательные задачи, выбирать подходящие ему формы и методы образования, оценить предлагаемое ему содержание. Даже самообразование в этой области будет приводить к решению важных для взрослого человека жизненных проблем. Ко второй области осознанности и ответственности относятся знания в сфере трудовой деятельности. В этой области взрослый человек также может адекватно выступать и клиентом, и экспертом образовательного процесса, а его мнение обязательно должно учитываться при разработке образовательных программ. Знания в сфере общественно-политической жизни, законодательства и права, культуры и искусства, науки и исследовательского поиска в современной ситуации не воспринимаются взрослыми людьми адекватно. Оценивать целесообразность включения тех или иных знаний этой сферы в процесс образования взрослых людей, эффективность образовательных форм и методов, соответствующих этим знаниям, могут лишь эксперты. Основные группы образовательных потребностей взрослых: получение общего среднего образования; приобретение или усовершенствование профессиональных навыков; поддержание и улучшение здоровья; улучшение качества семейной жизни; содержательное проведение досуга; развитие собственной личности. 4.6. ПРОБЛЕМЫ ВЗРОСЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ Взрослые обучающиеся отличаются наличием производственного, житейского и образовательного опыта, мотивацией к обучению. Все это может, как способствовать, так и препятствовать успешному обучению, поэтому желательно не только предупредить возникновение возможных проблем, но и превратить их в стимулы к обучению. Опыт работы. Стажер может легко адаптироваться, если новая работа предполагает наличие прежних навыков. Это сокращает срок обучения новым навыкам. В то же время сформировавшийся негативный опыт работы может быть перенесен на новую ситуацию: отучиться очень непросто, особенно с возрастом. Предыдущее обучение. Негативный опыт обучения затрудняет успешное продвижение, продлевает период обучения, позитивный опыт — сокращает. Кроме того, современные методы самообучения практически неизвестны взрослым. А этой составляющей учебного процесса сейчас отводится все более существенная роль. Уровень образования. В условиях современного производства требования к образовательному цензу персонала постоянно растут. Люди, не имеющие требуемых знаний и навыков, могут испытывать психологический дискомфорт, неуверенность в своих силах, что, в свою очередь, может провоцировать отказ от учебы, затруднять ее. Степень мотивации к учебе. Делание учиться, энтузиазм, проявляемые стажерами, напрямую сазаны с тем, чего они ожидают для себя в перспективе. Возможно, они не хотят переходить на новую работу, однако не могут от нее отказаться, так как это может ухудшить их положение в организации (имеются в виду размер заработка, перспективы в карьере и т.п.). В таких случаях человек маскирует свое недовольство, например под неспособность научиться новым навыкам. Возраст. Устоявшееся представление о неспособности взрослых и пожилых людей к учебе, поддерживаемое некоторыми преподавателями, также может снижать их потенциал. Переобучение людей пожилого возраста является специфичной задачей. Обычно они учатся медленнее и требуют большего внимания, чем молодые люди. Их зрение и слух могут быть не такими острыми, память не столь крепкой, уверенность в себе недостаточной. Если к этому прибавляется негативный опыт работы или обучения и недостаточный уровень образования, то необходимость особой организации обучения этой категории становится очевидной. Объединение людей разного траста в учебную группу часто приводит к общему разочарованию, Низким результатам, дополнительным затратам и неэффективности обучения. Причины в несовпадении темпов восприятия обучающихся и метров обучения. Поэтому желательна относительная возрастная однородность учебной группы. Взрослый обучающийся — прежде всего человек со сложившимися жизненными ценностями. Необходимость их трансформации в процессе образования взрослые люди воспринимают болезненно, они выставляют «барьеры» восприятия. К факторам, способствующим формированию таких барьеров, вносятся: — стереотипы профессиональной деятельности, которые ведут к установке на то, что и так все известно (барьер предубеждения против нововведений и времен);
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Составьте план рассмотренной главы. 2. Охарактеризуйте возрастные периоды развития взрослых. 3. Каковы, на ваш взгляд, возможности взрослых? 4. Какие проблемы возникают у взрослых в процессе обучения? 5. Какие особенности присущи взрослым в различные жизненные пери- 6. Попытайтесь сравнить особенности организации учебной деятельности 7. Приведите примеры влияния индивидуальных особенностей взрослого 8. Предложите собственное решение проблем, беспокоящих взрослых при
Глава 5
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 5174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |