Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные и психофизиологические особенности взрослых обучающихся




ОСОБЕННОСТИ

ВЗРОСЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ

 

Гуманистическое отношение требует знания характера человека, понимания мотивов, которые им движут. Взрослый человек не суще­ствует вне общества, вне культуры, он всегда играет или готов играть определенные социальные роли.

Однозначного и четкого определения взрослого человека при всей абсурдности положения на сегодняшний день не выработано. Можно в качестве исходного рассматривать определение взрослых как людей, достигших возраста юридического совершеннолетия, с которым связан переход к выполнению особого комплекса социальных ролей в социальном и семейном функционировании.

Итак, первостепенной особенностью взрослого человека является его естественный возраст. При кажущейся однозначности данного кри­терия здесь есть нюансы. У человека может не совпадать календарный, биологический и социальный возраст. Поэтому четкого представления о границах периода взрослости нет, не определено точно ни когда он начинается, ни когда заканчивается.

Если раньше сущностным признаком взрослого человека являлся труд, то сегодня, в условиях пролонгированности становления лич­ности на весь период жизни именно учение является основным видом деятельности. Андрагоги рассматривают человека как «существо уча­щееся» — homo studens, поэтому педагоги часто увязывают понятие взрослости с формой обучения: дневная форма соответствует в их по­нимании выполнению детских и подростковых ролей. Однако основной акцент в характеристике взрослого человека исследователи делают на социальных аспектах взрослости. Так, американские ученые считают, что «взрослый — это человек, который играет социально значимые про­дуктивные роли и несет ответственность за свою собственную жизнь». Аналогично определяет взрослого человека Ю.Н. Кулюткин — как со­циально сформированную личность, способную к самостоятельному и ответственному принятию решений в соответствии с нормами и требованиями общества, как субъект общественно-трудовой деятельности, ведущий самостоятельную жизнь (производственную, общественную, личную), и активно регулирующий свое поведение. Упор делается на категории ответственности.

С позиции андрагогической науки данные определения некоторым образом характеризуют взрослых, но не отражают особенности их обучения. Обращая основное внимание на социально-психологические особенности взрослого человека, нельзя упускать из виду и физио­логические факторы, индивидуальность, способность к оцениванию' окружающей действительности и адаптации.

Взрослость — важнейший и самый продолжительный этап в воз­растной эволюции человека. Он, в свою очередь, делится на периоды. Границы периодов связаны с субъективными особенностями индивида, его социальным окружением и проявлениями нормальных кризисов развития. Развитие в период взрослости характеризуется нелинейно­стью: наблюдаются периоды стагнации, случайных скачков вперед либо регресса. В развитии личности можно выделить следующие периоды: юность (ранняя - 15-17 лет, юность - 17-21 год), молодость - 21-33 года, зрелость — 34—50 лет, пожилой возраст — 50—60 лет, старость — 60—70 лет, долгожители — от 90 лет.

Обобщая, можно сказать, что взрослого человека характеризует определенная степень физиологической, психологической, социальной, нравственной зрелости, экономической независимости и внутренней свободы для ответственного самоуправляемого поведения.

Только в процессе активной деятельности и общения возможны обретение человеком самосознания и мировоззрения, понимание сво­их социальных функций, места в мире, осмысление себя как субъекта исторического творчества, как звена цепи поколений, в том числе род­ственных (в прошлом и будущем).

Указанные характерные черты определяют специфику развиваю­щего влияния на взрослых людей.

Эволюция образования идет по пути раскрепощения человека в процессе обучения по мере перехода индивида из статуса объекта в ста­тус реального субъекта, равного другому субъекту данного процесса — андрагогу. Наделение стажера ответственностью за ход и результаты собственного воспитания и обучения усиливает их активность на всех этапах: от проектирования до ревизии хода и результатов к последу­ющему долгосрочному прогнозированию.

Воспитание основывается на философском выводе о проявлении личности в социальной жизни. Главным результирующим ее свойством выступает мировоззрение — как привилегия человека, поднявшегося до 94 уровня духовности. Одновременно с формированием мировоззрения складывается характер, стабилизирующий социальные формы актив­ности человека.

Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности. Готовность личности к поведению в конкретной социальной ситуации связана с социальными условия­ми предшествующей деятельности. Высшие диспозиции регулируют общую направленность поведения, включают в себя концепцию жизни и ценностные ориентации, отвечают наиболее важным потребностям личности, обеспечивая гармонию с обществом. Низшие диспозиции связаны с поведением личности в конкретных сферах деятельности и определяют поступки в типичных ситуациях. Высшие диспозиции наиболее устойчивы и воздействуют на нижние. Адекватность личности обеспечивают именно низшие диспозиции.

Значимая для андрагогики категория «личность» изучается раз­личными отраслями философии (общей, социальной и пр.), психологии и педагогики, а также медициной, социологией, этикой и т.д. Если по­нятие «человек» определяет биосоциальное начало, то понятие «лич­ность» интегрирует социально-психологические особенности человека: мировоззрение, самооценку, характер, чувство собственного достоин­ства, ценностные ориентации, жизненные принципы, нравственные и эстетические идеалы, социально-политические позиции и убеждения, стиль мышления, эмоциональную среду, силу воли и многое другое.

Устанавливают соотношение между категориями «человек» и «личность» две аксиоматичные формулы: «человеком рождаются, личностью становятся» и «каждая личность — человек, но не каждый человек — личность».

В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникаль­ное. Углубленное постижение сущности личности предполагает рас­смотрение ее как социального и индивидуально-самобытного существа. Личностная уникальность обусловлена социально-психологическими факторами — наследственностью, личностным опытом, макросредой, в которой она взращивается.

Человек как родовое существо проявляется в реальных индивидах. Индивидуальности присущи неповторимое своеобразие, природные и социально-приобретенные свойства. Учет индивидуальности взрос­лой личности в познавательно-воспитательном процессе определяет его эффективность. Индивидуальность проявляется в способности к обучению, стилях обучения, приемах запоминания и пр., она находится в постоянном развитии, но в то же время является самой устойчивой инвариантной личностной структурой человека.

Личность отличается самосознанием, которое определяет жизнен­ную позицию, принципы поведения, основанные на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нравственных нормах. Самосознание формируется через ощущение своего тела, движений, действий, в процессе удовлетворения требований общества, Через осо­знание материальной и духовной культуры. Человек становится самим собой в процессе взаимодействия и общения с другими людьми через собственную практическую деятельность. Самосознание тесно связано с рефлексией - размышлениями личности о самой себе, о внутренней духовной жизни, когда она, подытоживая содеянное, поднимается от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием.

Человек, хотя и зависит от естественных, экономических и соци­альных условий существования, однако в состоянии сам создавать свою личность и систему духовных и нравственных ценностей. Это позволило со всей полнотой наделить человека ведущей ролью и ответственностью в решении своих проблем, в том числе и в обучении.

Развитие личности связано с постоянным расширением ее возмож­ностей, возвышением ее потребностей. Уровень развития определяется характерными для нее отношениями: низкий обусловлен в основном утилитарными интересами; высокий характеризуется одухотворен­ностью.

Понять личность - значит, понять ее жизненные задачи и способы их решения, принципы поведения.

Для успешного влияния на личность важно учитывать Процессы личностной идентификации в ее становлении (отождествления себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) и персонализации (сознание представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общ­ности).

Развитие личности происходит в условиях различных культур, определяющих нормы поведения. Личность - категория историческая, структура ее качеств и характер деятельности зависят от исторического контекста жизни конкретного человека.

Для андрагога крайне важны психические свойства личности -темперамент, потребности, мотивация, способности, характер. Личность имеет многоуровневую психологическую организацию. Так, особое значение в образовательной деятельности приобретает направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим трудовым обязанностям. Направленность представляет ценностно-ориентационную систему личности, иерархию базовых потребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения. Она отражает духовно-практическую сферу. Ведущие направленности личности: научный человек, экономический человек, эстетический человек, социальный человек, политический человек, религиозный человек.

При работе со взрослыми андрагог должен учитывать их потреб­ности и уметь оказывать на них влияние. Потребности представляют собой испытываемую личностью необходимость устранить отклонения от параметров жизнедеятельности, оптимальных для нее как для био­логического существа, индивида.

Способности и характер человека формируются в течение всей его жизни на определенной природной основе. Способности, как совокуп­ность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регу­ляционных свойств, определяют психические возможности человека в различных видах деятельности.

Психические состояния в значительной мере обусловлены ти­пом темперамента человека как природной склонности индивида к определенному стилю поведения. Проявляются в его чувствитель­ности к внешним воздействиям, эмоциональности, импульсивности или сдержанности, общительности или замкнутости, легкости или за­трудненности социальной адаптации. Комбинация основных свойств нервных процессов образует четыре типа высшей нервной деятельности. И лежащие в их основе четыре типа темперамента — слабый (мелан­холик) и сильный: неуравновешенный (холерик) и уравновешенный: подвижный (сангвиник) и инертный (флегматик). Обычно представлен смешанный темперамент с преобладанием какого-либо вида. Однако если психическое состояние зависит от темперамента, то культура по­ведения зависит от воспитания. Так, воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать внимание на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например, флегматику. Зарубежные психологи особенности темперамента делят на две группы — экстраверсию и интроверсию.

Как уже отмечалось, отличительной характеристикой взрослой личности является ее ответственное отношение к себе и внешним ситуациям. Ответственность — важнейшая характеристика, в первую очередь отличающая социально зрелую личность. Не менее показательна активность личности как мера взаимодействия с окружающим миром. Внутренняя активность реализуется в деле (например, в обучении), а внешняя — при выполнении неинтересного дела. В целях эффектив­ного обучения лучше опираться на внутреннюю активность личности. Целеустремленность также важна для образования взрослых, так как служит опорой, если данное качество развито либо помогает его раз­витию. Воля позволяет личности преодолевать трудности в обучении, самообучении и саморазвитии. Каждое качество равнозначно. Отличительные характеристики взрослого обучающегося:

— самостоятельность, самопроявление и ответственное отношение к любому виду деятельности, в том числе и к учебе;

— понимание всей системы обучения (целей, содержания, методов, форм и т.д.);

— индивидуально-личностные цели обучения;

— запас жизненного, профессионального, социального опыта, который становится все более важным источником обучения его самого и его коллег;

— наличие некоторого базового уровня подготовки в изучаемой области знаний;

— биологический возраст, психофизиологические особенности;

— положительная или отрицательная установка (мотивация) на обучение, образование;

— безотлагательная реализация полученных знаний, умений, на­выков и качеств;

— учебная деятельность в значительной мере обусловлена времен­ными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами (условиями);

— стремление сжать сроки обучения;

— субъектно-субъектные отношения в андрагогическом процессе;

— позитивное отношение к нестандартным методам обучения.

Перечисленные особенности должны найти отражение в концепту­альных основах оказания влияния на взрослых, теории целеполагания, научных основах содержания, организационных формах и методах обучения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 4406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.