КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социальные и психофизиологические особенности взрослых обучающихся
ОСОБЕННОСТИ ВЗРОСЛЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Гуманистическое отношение требует знания характера человека, понимания мотивов, которые им движут. Взрослый человек не существует вне общества, вне культуры, он всегда играет или готов играть определенные социальные роли. Однозначного и четкого определения взрослого человека при всей абсурдности положения на сегодняшний день не выработано. Можно в качестве исходного рассматривать определение взрослых как людей, достигших возраста юридического совершеннолетия, с которым связан переход к выполнению особого комплекса социальных ролей в социальном и семейном функционировании. Итак, первостепенной особенностью взрослого человека является его естественный возраст. При кажущейся однозначности данного критерия здесь есть нюансы. У человека может не совпадать календарный, биологический и социальный возраст. Поэтому четкого представления о границах периода взрослости нет, не определено точно ни когда он начинается, ни когда заканчивается. Если раньше сущностным признаком взрослого человека являлся труд, то сегодня, в условиях пролонгированности становления личности на весь период жизни именно учение является основным видом деятельности. Андрагоги рассматривают человека как «существо учащееся» — homo studens, поэтому педагоги часто увязывают понятие взрослости с формой обучения: дневная форма соответствует в их понимании выполнению детских и подростковых ролей. Однако основной акцент в характеристике взрослого человека исследователи делают на социальных аспектах взрослости. Так, американские ученые считают, что «взрослый — это человек, который играет социально значимые продуктивные роли и несет ответственность за свою собственную жизнь». Аналогично определяет взрослого человека Ю.Н. Кулюткин — как социально сформированную личность, способную к самостоятельному и ответственному принятию решений в соответствии с нормами и требованиями общества, как субъект общественно-трудовой деятельности, ведущий самостоятельную жизнь (производственную, общественную, личную), и активно регулирующий свое поведение. Упор делается на категории ответственности. С позиции андрагогической науки данные определения некоторым образом характеризуют взрослых, но не отражают особенности их обучения. Обращая основное внимание на социально-психологические особенности взрослого человека, нельзя упускать из виду и физиологические факторы, индивидуальность, способность к оцениванию' окружающей действительности и адаптации. Взрослость — важнейший и самый продолжительный этап в возрастной эволюции человека. Он, в свою очередь, делится на периоды. Границы периодов связаны с субъективными особенностями индивида, его социальным окружением и проявлениями нормальных кризисов развития. Развитие в период взрослости характеризуется нелинейностью: наблюдаются периоды стагнации, случайных скачков вперед либо регресса. В развитии личности можно выделить следующие периоды: юность (ранняя - 15-17 лет, юность - 17-21 год), молодость - 21-33 года, зрелость — 34—50 лет, пожилой возраст — 50—60 лет, старость — 60—70 лет, долгожители — от 90 лет. Обобщая, можно сказать, что взрослого человека характеризует определенная степень физиологической, психологической, социальной, нравственной зрелости, экономической независимости и внутренней свободы для ответственного самоуправляемого поведения. Только в процессе активной деятельности и общения возможны обретение человеком самосознания и мировоззрения, понимание своих социальных функций, места в мире, осмысление себя как субъекта исторического творчества, как звена цепи поколений, в том числе родственных (в прошлом и будущем). Указанные характерные черты определяют специфику развивающего влияния на взрослых людей. Эволюция образования идет по пути раскрепощения человека в процессе обучения по мере перехода индивида из статуса объекта в статус реального субъекта, равного другому субъекту данного процесса — андрагогу. Наделение стажера ответственностью за ход и результаты собственного воспитания и обучения усиливает их активность на всех этапах: от проектирования до ревизии хода и результатов к последующему долгосрочному прогнозированию. Воспитание основывается на философском выводе о проявлении личности в социальной жизни. Главным результирующим ее свойством выступает мировоззрение — как привилегия человека, поднявшегося до 94 уровня духовности. Одновременно с формированием мировоззрения складывается характер, стабилизирующий социальные формы активности человека. Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности. Готовность личности к поведению в конкретной социальной ситуации связана с социальными условиями предшествующей деятельности. Высшие диспозиции регулируют общую направленность поведения, включают в себя концепцию жизни и ценностные ориентации, отвечают наиболее важным потребностям личности, обеспечивая гармонию с обществом. Низшие диспозиции связаны с поведением личности в конкретных сферах деятельности и определяют поступки в типичных ситуациях. Высшие диспозиции наиболее устойчивы и воздействуют на нижние. Адекватность личности обеспечивают именно низшие диспозиции. Значимая для андрагогики категория «личность» изучается различными отраслями философии (общей, социальной и пр.), психологии и педагогики, а также медициной, социологией, этикой и т.д. Если понятие «человек» определяет биосоциальное начало, то понятие «личность» интегрирует социально-психологические особенности человека: мировоззрение, самооценку, характер, чувство собственного достоинства, ценностные ориентации, жизненные принципы, нравственные и эстетические идеалы, социально-политические позиции и убеждения, стиль мышления, эмоциональную среду, силу воли и многое другое. Устанавливают соотношение между категориями «человек» и «личность» две аксиоматичные формулы: «человеком рождаются, личностью становятся» и «каждая личность — человек, но не каждый человек — личность». В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное. Углубленное постижение сущности личности предполагает рассмотрение ее как социального и индивидуально-самобытного существа. Личностная уникальность обусловлена социально-психологическими факторами — наследственностью, личностным опытом, макросредой, в которой она взращивается. Человек как родовое существо проявляется в реальных индивидах. Индивидуальности присущи неповторимое своеобразие, природные и социально-приобретенные свойства. Учет индивидуальности взрослой личности в познавательно-воспитательном процессе определяет его эффективность. Индивидуальность проявляется в способности к обучению, стилях обучения, приемах запоминания и пр., она находится в постоянном развитии, но в то же время является самой устойчивой инвариантной личностной структурой человека. Личность отличается самосознанием, которое определяет жизненную позицию, принципы поведения, основанные на мировоззренческих установках, социальных ценностях, идеалах и нравственных нормах. Самосознание формируется через ощущение своего тела, движений, действий, в процессе удовлетворения требований общества, Через осознание материальной и духовной культуры. Человек становится самим собой в процессе взаимодействия и общения с другими людьми через собственную практическую деятельность. Самосознание тесно связано с рефлексией - размышлениями личности о самой себе, о внутренней духовной жизни, когда она, подытоживая содеянное, поднимается от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Человек, хотя и зависит от естественных, экономических и социальных условий существования, однако в состоянии сам создавать свою личность и систему духовных и нравственных ценностей. Это позволило со всей полнотой наделить человека ведущей ролью и ответственностью в решении своих проблем, в том числе и в обучении. Развитие личности связано с постоянным расширением ее возможностей, возвышением ее потребностей. Уровень развития определяется характерными для нее отношениями: низкий обусловлен в основном утилитарными интересами; высокий характеризуется одухотворенностью. Понять личность - значит, понять ее жизненные задачи и способы их решения, принципы поведения. Для успешного влияния на личность важно учитывать Процессы личностной идентификации в ее становлении (отождествления себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) и персонализации (сознание представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности). Развитие личности происходит в условиях различных культур, определяющих нормы поведения. Личность - категория историческая, структура ее качеств и характер деятельности зависят от исторического контекста жизни конкретного человека. Для андрагога крайне важны психические свойства личности -темперамент, потребности, мотивация, способности, характер. Личность имеет многоуровневую психологическую организацию. Так, особое значение в образовательной деятельности приобретает направленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим трудовым обязанностям. Направленность представляет ценностно-ориентационную систему личности, иерархию базовых потребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения. Она отражает духовно-практическую сферу. Ведущие направленности личности: научный человек, экономический человек, эстетический человек, социальный человек, политический человек, религиозный человек. При работе со взрослыми андрагог должен учитывать их потребности и уметь оказывать на них влияние. Потребности представляют собой испытываемую личностью необходимость устранить отклонения от параметров жизнедеятельности, оптимальных для нее как для биологического существа, индивида. Способности и характер человека формируются в течение всей его жизни на определенной природной основе. Способности, как совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, определяют психические возможности человека в различных видах деятельности. Психические состояния в значительной мере обусловлены типом темперамента человека как природной склонности индивида к определенному стилю поведения. Проявляются в его чувствительности к внешним воздействиям, эмоциональности, импульсивности или сдержанности, общительности или замкнутости, легкости или затрудненности социальной адаптации. Комбинация основных свойств нервных процессов образует четыре типа высшей нервной деятельности. И лежащие в их основе четыре типа темперамента — слабый (меланхолик) и сильный: неуравновешенный (холерик) и уравновешенный: подвижный (сангвиник) и инертный (флегматик). Обычно представлен смешанный темперамент с преобладанием какого-либо вида. Однако если психическое состояние зависит от темперамента, то культура поведения зависит от воспитания. Так, воспитанный и достаточно волевой холерик способен проявлять сдержанность, переключать внимание на другие объекты, хотя это ему дается с большим трудом, чем, например, флегматику. Зарубежные психологи особенности темперамента делят на две группы — экстраверсию и интроверсию. Как уже отмечалось, отличительной характеристикой взрослой личности является ее ответственное отношение к себе и внешним ситуациям. Ответственность — важнейшая характеристика, в первую очередь отличающая социально зрелую личность. Не менее показательна активность личности как мера взаимодействия с окружающим миром. Внутренняя активность реализуется в деле (например, в обучении), а внешняя — при выполнении неинтересного дела. В целях эффективного обучения лучше опираться на внутреннюю активность личности. Целеустремленность также важна для образования взрослых, так как служит опорой, если данное качество развито либо помогает его развитию. Воля позволяет личности преодолевать трудности в обучении, самообучении и саморазвитии. Каждое качество равнозначно. Отличительные характеристики взрослого обучающегося: — самостоятельность, самопроявление и ответственное отношение к любому виду деятельности, в том числе и к учебе; — понимание всей системы обучения (целей, содержания, методов, форм и т.д.); — индивидуально-личностные цели обучения; — запас жизненного, профессионального, социального опыта, который становится все более важным источником обучения его самого и его коллег; — наличие некоторого базового уровня подготовки в изучаемой области знаний; — биологический возраст, психофизиологические особенности; — положительная или отрицательная установка (мотивация) на обучение, образование; — безотлагательная реализация полученных знаний, умений, навыков и качеств; — учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами (условиями); — стремление сжать сроки обучения; — субъектно-субъектные отношения в андрагогическом процессе; — позитивное отношение к нестандартным методам обучения. Перечисленные особенности должны найти отражение в концептуальных основах оказания влияния на взрослых, теории целеполагания, научных основах содержания, организационных формах и методах обучения.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 4406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |