КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Андрагог как субъект профессиональной деятельности
Требования, предъявляемые к андрагогу: — гуманизм андрагога предполагает личностные характеристики, которые сложно сформировать во взрослом возрасте. Поэтому в некоторой степени данное свойство относится к изначально присущим; — компетентность и коммуникабельность обеспечиваются формированием соответствующих профессиональных знаний, умений, навыков и личностных свойств, а также мотивированностью на их адекватное использование. Помимо перечисленных андрагогу могут быть предъявлены требования во влиятельности, артистизме, лидерстве и способности сопереживать, а также многие другие. Естественно, что в каждом отдельном случае этот набор будет индивидуален. Однако должен быть необходимый и достаточный минимум, гарантирующий профессионализм, определенную квалификацию и компетентность в выполнении должностных обязанностей. Профессиональная компетентность андрагога. Становление андрагога как специалиста подразумевает восхождение к определенному уровню способностей, знаний и навыков в данной сфере, стремление к самосовершенствованию. Этот процесс включает пять основных стадий (ступеней): 1) оптация — осознанный выбор профессии с учетом своих индивидуально-психологических особенностей; 2) профессиональная подготовка — формирование профессиональной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и практического разрешения различных проблем; 3) профессиональная адаптация — вхождение в профессию, освоение новой социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование личностных и профессиональных качеств, опыта самостоятельной профессиональной деятельности; 4) профессионализация — формирование профессиональной позиции, интеграция личностных и профессиональных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально значимые образования, квалифицированное выполнение своих обязанностей; 5) профессиональное мастерство — полная реализация, самоосуществление личности в профессиональной деятельности на основе подвижных интегральных психологических новообразований. Это движение к формированию и развитию профессионального мастерства — обоснование, утверждение профессионально-личностной мотивации и ориентации на выбранную специальность; формирование интереса к будущей профессии; развитие основ (теоретических, методологических, практических) вхождения в профессию, выполнение основных функций и т.д. Профессионализм рассматривается как форма самоопределения личности через трудовую деятельность, отличающаяся индивидуальным стилем и избавлением от чувства несвободы (детерминированности) в труде. Профессионал — подлинный субъект труда, его активность полностью воплощена в профессиональной сфере. Профессионализация предполагает высокую профессиональную компетентность андрагога — сформированную в процессе обучения и самообразования систему научно-практических знаний и умений, влияющих на качество решения профессиональных задач и определенные личностно-профессиональные характеристики, необходимые при воспитании и развитии взрослых людей. В профессиональной компетентности андрагога можно выделить управленческую и психолого-андрагогическую компетентность. Управленческую компетентность формируют теоретические знания и практические умения (опыт) работника, базирующиеся на знаниях научных основ организации деятельности различных государственных структур, образовательных учреждений, общественных организаций и др. Андрагогу необходимы знания теории, методики и технологии работы со взрослыми, основ андрагогического менеджмента (основ управления, этики и психологии руководства, культуры речи и общения и т.д.), а также организаторские, психологические, андрагогические, коммуникативные умения. Психолого-андрагогическую компетентность формируют знания андрагогики, педагогики и психологии, необходимые для решения различных проблем. Компетентность андрагога позволяет профессионально решать следующие задачи: —управленческо - организаторская (менеджерская) — организация и осуществление обучения, воспитания и развития взрослых людей в системе непрерывного образования, в том числе подготовка и аттестация андрагогических кадров в образовательных учреждениях для взрослых, на предприятиях, в организациях и учреждениях производственной и социальной сфер (работ: ник управленческого аппарата, инспектор, методист, эксперт, тьютор); —научно-исследовательская — решение проблем организации, реализации, оценки и коррекции познавательно-развивающего процесса (научный сотрудник); —личностно-развивающая — постоянное повышение собственной компетентности, обусловленное как особенностями деятельности андрагога, так и требованиями научно-технического прогресса; —социально-психологическая — адаптация и реабилитация, мотивация взрослых в системе образования и последующей жизнедеятельности, консультационная, социально-реабилитационная работа со взрослыми по вопросам производственной, учебной, социальной, личной жизци (консультант, социальный работник, работник информационно-ориентационной службы в сфере образовательных услуг); —образовательно-методическая — оказание помощи и формирование знаний, навыков и качеств взрослой личности на любых уровнях непрерывного образования; оказание помощи в научной организации и реализации учебного процесса, оценка качества учебного процесса и знаний (преподаватель-андрагог); — прогностическая — владение навыками прогнозирования и использование их в практической и исследовательской работе. Для осуществления своей деятельности андрагог должен обладать знаниями о возрастных, физиологических, психологических, социальных, профессиональных особенностях взрослых людей и их проявлениях в обучении, трудовой, социальной, досуговой, бытовой деятельности; умениями и навыками работы со взрослыми людьми; определенными качествами и ценностными ориентациями. Это позволит андрагогу эффективно участвовать в организации и осуществлении процесса обучения, ориентации, управлении, оказании различного рода помощи взрослым людям. Профессионализации андрагога должна служить высокоэффективная система профессионального образования, обеспечивающая подготовку работников высшей, средней и низшей квалификации в образовательных учреждениях соответствующего профиля. Профессиональные знания андрагога необходимо постоянно углублять в процессе практической деятельности и через систему повышения квалификации. Для эффективной профессионализации важны знания и опыт, узаконенные полномочия, статус и репутация андрагога, общественная значимость его профессии, харизматические данные и личная привлекательность, коммуникативные способности, уровень информированности и многое другое. Профессионализация андрагога — важнейший этап жизни, связанный с решением проблем самоопределения и профессиональной адаптации, с профессионально-личностным вхождением в данную сферу деятельности. В становлении андрагога особо важны его способности. Одна из основных задач при профессиональном самоопределении — выявление и прогнозирование развития общих способностей, определение совокупности влияния интересов и способностей на процесс формирования профессиональных качеств. Критерии профессионализма андрагога можно условно разделить на субъективные и объективные. К субъективным критериям относятся индивидуальные моральные установки человека, зависящие от уровня его воспитанности. К объективным — терпимость, доброжелательность (тон, стиль речи и поведения), чуткость (умение слушать), уравновешенность (единство манеры общения с «легкими» и «трудными» клиентами), утонченность (охрана чувств личности), сострадание (эмпатия), человечность. Единых требований к компетенции специалиста-андрагога нет, однако в соответствии с Законом «Об образовании» (1992) были разработаны стандарты общепедагогического профессионализма (ОПП)1, которые, имея в виду близость профессиональных сфер деятельности андрагога и педагога, можно (с учетом специфики каждой и внося соответствующие коррективы) принять в качестве некоторого ориентира. Стандарты общепедагогического профессионализма (ОПП): 1. Профессионалъно - деятельностные стандарты предполагают владение: — базовыми понятиями и парадигмами педагогической науки; — технологией диагностики развития учащегося; — технологией постановки педагогических задач; — техникой проектирования педагогического процесса; — технологией организации развивающей (когнитивной и практической) деятельности; —технологией контроля и управления продвижением учащихся; —технологией педагогического творчества; —технологией сотрудничества; —знаниями социальных проблем, своего места в их решении. 2. Рефлексивные стандарты требуют: —знания своих педагогически значимых личных качеств; —владения интроспекцией педагогического профессионализма; —самооценкой по критериям я-концепции. 3. Стандарты владения основами социально-психологической за- —в профессионально-правовой сфере; —о профессиональных стрессах, путях их предупреждения и преодоления. Мастерство андрагога включает наряду с профессиональными навыками личностные качества и профессиональный опыт. «Мастерство» — это не только умения, владение профессией, трудовыми навыками, но и высокое искусство в определенной области, предполагающее знание дела. Не менее важна педагогическая техника, под которой понимают комплекс психофизических средств саморегуляции и воздействия (вербальных, невербальных, состояний и чувств). Так, к обязательным психотехническим умениям преподавателя относят культуру речи, мимику, управление своей психофизиологической саморегуляцией. Личностные качества андрагога. Профессиональный портрет андрагога включает широкий спектр личностных и профессиональных характеристик. Чаще всего основное внимание уделяют профессиональному аспекту, при этом нравственные, мировоззренческие, морально-этические показатели упускаются из виду. Декларируемая многими нормативными документами необходимость формирования нравственной культуры специалиста далеко не всегда реализуется в образовательных программах. Для отечественной образовательной системы свойственны высокие требования к личностным характеристикам андрагога, его мировоззренческим позициям. Для человека, основная роль которого заключается в оказании влияния на взрослую личность, очень важно умение прояснять и постоянно развивать свою систему ценностей, иметь четкие нравственные и общественные позиции. Мировоззрение андрагога должно строиться на том, что каждый человек имеет личные достоинства (акцент на его сильные стороны, поиск скрытых ресурсов); каждый человек в своей основе активен (активность — физическая, психическая или социальная — позитивна); каждый человек хочет отвечать за себя (андрагог отвечает за структуру и содержание, облегчающие процесс обучения, а обучающийся — за прилежание, уважение к остальным участникам учебного процесса); каждый может развиваться (нет безнадежных обучающихся, есть не стимулирующие и не мотивирующие их развитие андрагоги). Не вызывает сомнений, что личность андрагога играет важнейшую роль в обучении, воспитании и развитии взрослого человека. Однако если от педагога всегда требовалось умение стать лидером («поставить себя»), то от андрагога сегодня ждут отказа от авторитарности в пользу демократизма, гуманизма и сотворчества. От руководства и воздействия — к взаимодействию и социальному (воспитывающему, развивающему) влиянию. Андрагог должен добиться стремления стажера к самосовершенствованию и социальным влияниям. Современный андрагог выступает в роли фасилитатора (от англ. facilitate — облегчать), т.е. облегчающего личности поиск себя. А это значит, что он должен не вести за собой обучающегося, а предоставить ему возможности для самосовершенствования. Гуманистическая андрагогика противостоит авторитарному, техно-логизированному учебно-воспитательному процессу, манипулирующему личностью. Она идет от личности, ее потребностей в безопасности, уважении, признании, любви и самоактуализации. Андрагог должен владеть техникой толерантного общения, включающей такие приемы, как я-высказывание, активное слушание, зрительный контакт, должен уметь поддержать обучающегося, достичь с ним взаимопонимания, стимулировать процессы его самосознания и саморазвития. Профессиональная культура андрагога строится на основных структурных компонентах, отчасти аналогичных компонентам трудовой культуры. Выделяют три содержательных компонента: интеллектуальный, эмоционально-ценностный, практико-деятельностный. Интеллектуальный (или общетрудовой) компонент включает необходимый минимум общетрудовых, правовых, экономических, экологических, эргономических знаний; овладение общей ориентировочной основой любой деятельности; усвоение приемов достижения цели, контроля и оценки результатов; освоение приемов рациональной организации познавательной и созидательной деятельности. Эмоционально-ценностный компонент проявляется в социальной ответственности за результаты и последствия труда; социально-ценностной мотивации труда и выборе средств достижения поставленной цели; коммуникативной культуре и готовности к сотрудничеству; отношении к деятельности (способности получать удовлетворение от удачно завершенной работы, от преодоления трудностей, от возможности приносить пользу); потребности в творческой активности, стремлении к самосовершенствованию, самореализации в труде. Практико-деятельностный (или операциональный) компонент проявляется в самостоятельности, инициативе, предприимчивости; стремлении к освоению рациональных приемов труда, высоком качестве его результатов; самокритичности, овладении навыками самоконтроля, требовательности к себе, нетерпимости к проявлению безответственности, расточительности, небрежности; рачительном отношении к средствам и продуктам труда; стремлении и умении поддерживать благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе. Андрагог должен стремиться к наиболее полному освоению всех составляющих профессиональной культуры. Формирование нравственной культуры андрагога — процесс весьма сложный. Чаще всего этот аспект подготовки оставляется «на усмотрение» преподавателя. Но даже если нравственным качествам будущего специалиста и уделяется внимание, этого недостаточно для их формирования. Реальное становление нравственных ориентации возможно только в процессе деятельности, активизирующей восприятие и образное мышление на уровне подсознания. Нравственными аксиомами андрагога должны стать уважение личности обучающегося, признание его права на ошибки, понимание его проблем, приятие человека во всех его проявлениях. Кредо профессионального андрагога — это мораль, нравственность Профессиональная этика андрагога проявляется в конкретных условиях воспитания взрослых. Для андрагога важнейшими являются нравственные аспекты его труда, требования, предъявляемые к его нравственному облику, проблемы нравственного воспитания и самовоспитания. Основные категории этики андрагога: — профессиональная справедливость — должный порядок человеческих взаимоотношений в воспитании взрослых, учитывающий достоинства каждого участника воспитательного процесса; — профессиональный долг — проецирование общечеловеческого понимания нравственности на личную задачу отдельного андрагога в частной ситуации, тесно увязанное с понятиями ответственности, самосознания, совести, мотива, основывающихся на моральном долге (т.е. безусловном уважении человеческого достоинства в лице каждого участника общественного процесса, в том числе воспитательного), на утверждении гуманности, реализации принципа единства уважения и требовательности к личности; — профессиональная честь — отношение человека к самому себе и общества к нему, связанное с моральными заслугами в профессиональной деятельности, предписывающее нормативные требования к поведению и предполагающее в отношении к человеку ту меру уважения, которую он заслужил; профессиональная совесть — субъективное осознание андрагогом своего долга и ответственности перед подопечными, внутренняя потребность поступать справедливо, реализация функции морального самоконтроля, проявляющаяся в чувствах удовлетворения или досады, гордости и стыда, «чистой совести» или угрызениях совести. Структурными компонентами этики андрагога является нравственное сознание (взгляды, убеждения и чувства профессионального долга, справедливости, чести, совести, любви к человеку, требовательности, уважения, меры), нравственная деятельность (просвещение и самовоспитание, опыт) и нравственные отношения с обучающимися, коллегами и другими людьми. Общепрофессиональные навыки андрагога. Очень часто подготовка преподавателя сосредоточивается на формировании обучающих навыков в ущерб навыкам профессионального общения — установления и поддержания отношений со стажерами. Между тем межличностные отношения, психологические аспекты взаимодействия андрагога и стажеров играют решающую роль в учебно-воспитательном процессе. Неподготовленность андрагога в этой области приводит к отсутствию контакта со стажерами и взаимодействия с коллегами, трудностям в установлении доверительных отношений и индивидуального подхода к обучающимся, к отсутствию навыков выхода из конфликтных ситуаций. Определяя причины сбоев в социализации обучающегося, андрагог должен проанализировать, как складывается его общение с подопечным. Анализ будет системным и всеохватным, если обратить внимание на содержание общения, функции и средства (непосредственное или опосредованное, прямое или косвенное, вербальное или невербальное). Профессиональное общение андрагога представляет собой взаимодействие участников андрагогического процесса через установление контактов, обмен информацией в процессе совместной деятельности. Ошибки в профессиональном общении и поведении ведут к конфликтам и психологическим травмам.
Очень важно, чтобы стажер не попал в зависимость от помощи андрагога. Поэтому внимание акцентируется на «развивающей помощи» обучающемуся, конструктивном взаимодействии с ним. Общение следует выстраивать как диалог партнеров, в котором андрагог побуждает к действию. В.В. Воронов определяет следующие правила развивающей помощи: — проявлять интерес к собеседнику, уметь смотреть в глаза и слушать; —давать высказаться, уметь держать паузу, молчать; —стараться понять состояние и проблемы стажера; —выражать сочувствие, понимание его состояния и проблем; — задавать вопросы, чтобы получить необходимую информацию; — направлять собеседника на осознание им себя, своих проблем и их решения; — не поучать и не давать советов типа «я бы на твоем месте...», но активизировать его собственную решимость. Андрагог должен профессионально владеть устной речью и навыками ведения деловых бесед и переговоров. Навыки устной речи требуют постоянного совершенствования и практики, чему, несомненно, способствует соблюдение принципов ее построения. В арсенал андрагога должна входить речь-информация, убеждающая и развлекательная речь. Речь-информация строится с учетом интеллектуальных способностей слушателей, их познавательных возможностей и интереса к теме. Необходимо постоянно помнить о предмете и форме изложения, учитывать реакцию слушателей. Убеждающая речь оказывает влияние на эмоции, чувства и волю аудитории, она должна быть психологически настроена на эмоциональную восприимчивость, культуру и жизненный опыт аудитории. Убеждая слушателей, следует избегать Сентиментальности. Развлекательная речь в максимальной степени ориентирована на слушателей, их сиюминутные интересы и конкретную ситуацию. В соответствии с этим выбираются речевые формы, экспрессивная лексика, пословицы, поговорки. Особое внимание надо уделять композиции речи. Эффектное и нетрадиционное вступление привлекает внимание, позволяет установить взаимосвязь «тема — слушатель — андрагог». Здесь уместно дать историческую справку и обосновать тему, разъяснить основные понятия, рассказать о плане и благоприятных предпосылках к восприятию, ошибках, предрассудках, оживить речь поговорками, цитатами, анекдотами, сравнениями. Раскрывая тему, надо учитывать уровень подготовленности слушателей. Не менее важна заключительная чисть — «запоминается последняя фраза»! Общаясь с аудиторией, лучше не пользоваться явно планом-конспектом. Нелишне постоянно контролировать звучание голоса (высоту, интонацию, дикцию), правильность произношения, соблюдение норм орфоэпики (правил ударения). В искусстве убеждения важны логика и речевые тактики, умение облекать речь в убедительную для оппонента форму. Деловая беседа требует дифференцированного подхода к предмету обсуждения, быстроты реагирования на высказывания, критической оценки мнений и предложений, аналитического подхода к оценке различных факторов, уверенности в значимости собственного мнения в процессе дискуссии, ощущения ответственности за решение проблемы. Умение проводить деловые беседы отрабатывается на практике специальными упражнениями. Важна также предварительная подготовка — составление плана, оттачивание важных формулировок, анализ баланса неблагоприятных и благоприятных факторов. Не менее значимы внешние условия (например, концентрация на движущих мотивах собеседника, исключение посторонних лиц, тактичное и оптимистичное поведение; облегчение собеседнику положительного ответа; убедительное и тщательное разъяснение своей позиции и пр.). Активное слушание — навык, необходимый каждому человеку, стремящемуся к установлению адекватных социальных связей. Однако это умение не всегда достаточно сформировано у людей, по роду своей профессии обязанных уметь слушать (в том числе андрагогов). Частично это объясняется личностными качествами: не всем хватает терпения и выдержки выслушивать чужие откровения. Кроме того, зачастую если это умение есть, то оно не доведено до уровня профессионального и еще довольно редко отвечает такому требованию, как «слушая, оказывай влияние на личность». А это крайне важно при работе со взрослыми, которые не приемлют прямого воздействия. Цель активного слушания заключается не только в том, чтобы услышать и понять человека. Надо показать, что его слышат, понимают и сочувствуют. Андрагог, оставаясь собой, должен владеть такими приемами активного слушания, как повторение реплик, перефразирование, переспрашивание, уметь подсказать мысль, выказать испытываемые чувства. Эффективен прием я-высказывания, который состоит в осознании и выражении собственных чувств, в отказе от прямой оценки действий партнера. Владение этим приемом позволяет конструктивно разрешать конфликты, оставаться на позиции поддержки и сотрудничества, неагрессивно выражать свои чувства, отказаться от конфронтации в пользу диалога, предоставить возможность другой стороне проявить волю, сделать шаг навстречу. В напряженных или конфликтных ситуациях очень важны для андрагога навыки воздержания от обвинений, оценки другого и снятия с себя ответственности (позиция ты-высказывания). Интересен прием пристального внимания, требующий проявления чуткости к состоянию и настроению личности не только в случаях отклоняющегося поведения, а постоянно. Для установления теплых, неформальных отношений в разговоре очень важен зрительный контакт, в ряде случаев и физический контакт (например, положить руку на плечо). Ученые предлагают более тонкий подход, ориентированный на непрямое воздействие через игру, психологические упражнения, анализ случаев из жизни, психологически продуманное поведение.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 6407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |