Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Андрагог как субъект профессиональной деятельности




Требования, предъявляемые к андрагогу:

— гуманизм андрагога предполагает личностные характеристики, которые сложно сформировать во взрослом возрасте. Поэтому

в некоторой степени данное свойство относится к изначально присущим;

— компетентность и коммуникабельность обеспечиваются фор­мированием соответствующих профессиональных знаний, умений, навыков и личностных свойств, а также мотивированностью на их адекватное использование. Помимо перечисленных андрагогу могут быть предъявлены требования во влиятельности, артистизме, лидерстве и способности сопереживать, а также многие другие. Естественно, что в каждом от­дельном случае этот набор будет индивидуален. Однако должен быть необходимый и достаточный минимум, гарантирующий профессиона­лизм, определенную квалификацию и компетентность в выполнении должностных обязанностей.

Профессиональная компетентность андрагога. Становление ан­драгога как специалиста подразумевает восхождение к определенному уровню способностей, знаний и навыков в данной сфере, стремление к самосовершенствованию. Этот процесс включает пять основных

стадий (ступеней):

1) оптация — осознанный выбор профессии с учетом своих индивидуально-психологических особенностей;

2) профессиональная подготовка — формирование профессио­нальной направленности и системы профессиональных знаний, умений и навыков, приобретение опыта теоретического и прак­тического разрешения различных проблем;

3) профессиональная адаптация — вхождение в профессию, освое­ние новой социальной роли, профессиональное самоопределе­ние, формирование личностных и профессиональных качеств, опыта самостоятельной профессиональной деятельности;

4) профессионализация — формирование профессиональной по­зиции, интеграция личностных и профессиональных качеств и умений в относительно устойчивые профессионально зна­чимые образования, квалифицированное выполнение своих обязанностей;

5) профессиональное мастерство — полная реализация, самоосу­ществление личности в профессиональной деятельности на основе подвижных интегральных психологических новооб­разований.

Это движение к формированию и развитию профессионального мастерства — обоснование, утверждение профессионально-личностной мотивации и ориентации на выбранную специальность; формирование интереса к будущей профессии; развитие основ (теоретических, методологических, практических) вхождения в профессию, выполнение основных функций и т.д.

Профессионализм рассматривается как форма самоопределения личности через трудовую деятельность, отличающаяся индивидуальным стилем и избавлением от чувства несвободы (детерминированности) в труде. Профессионал — подлинный субъект труда, его активность полностью воплощена в профессиональной сфере.

Профессионализация предполагает высокую профессиональную компетентность андрагога — сформированную в процессе обучения и самообразования систему научно-практических знаний и умений, влияющих на качество решения профессиональных задач и определен­ные личностно-профессиональные характеристики, необходимые при воспитании и развитии взрослых людей.

В профессиональной компетентности андрагога можно выде­лить управленческую и психолого-андрагогическую компетентность. Управленческую компетентность формируют теоретические знания и практические умения (опыт) работника, базирующиеся на знаниях научных основ организации деятельности различных государственных структур, образовательных учреждений, общественных организаций и др. Андрагогу необходимы знания теории, методики и технологии работы со взрослыми, основ андрагогического менеджмента (основ управления, этики и психологии руководства, культуры речи и обще­ния и т.д.), а также организаторские, психологические, андрагогические, коммуникативные умения. Психолого-андрагогическую компетент­ность формируют знания андрагогики, педагогики и психологии, необ­ходимые для решения различных проблем.

Компетентность андрагога позволяет профессионально решать следующие задачи:

—управленческо - организаторская (менеджерская) — организа­ция и осуществление обучения, воспитания и развития взрослых людей в системе непрерывного образования, в том числе под­готовка и аттестация андрагогических кадров в образовательных учреждениях для взрослых, на предприятиях, в организациях и учреждениях производственной и социальной сфер (работ: ник управленческого аппарата, инспектор, методист, эксперт, тьютор);

—научно-исследовательская — решение проблем организации, реализации, оценки и коррекции познавательно-развивающего процесса (научный сотрудник);

—личностно-развивающая — постоянное повышение собственной компетентности, обусловленное как особенностями деятель­ности андрагога, так и требованиями научно-технического прогресса;

—социально-психологическая — адаптация и реабилитация, моти­вация взрослых в системе образования и последующей жизне­деятельности, консультационная, социально-реабилитационная работа со взрослыми по вопросам производственной, учебной, социальной, личной жизци (консультант, социальный работник, работник информационно-ориентационной службы в сфере образовательных услуг);

—образовательно-методическая — оказание помощи и формиро­вание знаний, навыков и качеств взрослой личности на любых уровнях непрерывного образования; оказание помощи в научной организации и реализации учебного процесса, оценка качества учебного процесса и знаний (преподаватель-андрагог);

— прогностическая — владение навыками прогнозирования и ис­пользование их в практической и исследовательской работе.

Для осуществления своей деятельности андрагог должен об­ладать знаниями о возрастных, физиологических, психологических, социальных, профессиональных особенностях взрослых людей и их проявлениях в обучении, трудовой, социальной, досуговой, бытовой деятельности; умениями и навыками работы со взрослыми людьми; определенными качествами и ценностными ориентациями. Это позво­лит андрагогу эффективно участвовать в организации и осуществлении процесса обучения, ориентации, управлении, оказании различного рода помощи взрослым людям.

Профессионализации андрагога должна служить высокоэффектив­ная система профессионального образования, обеспечивающая подго­товку работников высшей, средней и низшей квалификации в образова­тельных учреждениях соответствующего профиля. Профессиональные знания андрагога необходимо постоянно углублять в процессе практи­ческой деятельности и через систему повышения квалификации. Для эффективной профессионализации важны знания и опыт, узаконенные полномочия, статус и репутация андрагога, общественная значимость его профессии, харизматические данные и личная привлекательность, коммуникативные способности, уровень информированности и многое другое. Профессионализация андрагога — важнейший этап жизни, связанный с решением проблем самоопределения и профессиональной адаптации, с профессионально-личностным вхождением в данную сферу деятельности.

В становлении андрагога особо важны его способности. Одна из основных задач при профессиональном самоопределении — выявление и прогнозирование развития общих способностей, определение сово­купности влияния интересов и способностей на процесс формирования профессиональных качеств.

Критерии профессионализма андрагога можно условно разделить на субъективные и объективные. К субъективным критериям относятся индивидуальные моральные установки человека, зависящие от уровня его воспитанности. К объективным — терпимость, доброжелательность (тон, стиль речи и поведения), чуткость (умение слушать), уравно­вешенность (единство манеры общения с «легкими» и «трудными» клиентами), утонченность (охрана чувств личности), сострадание (эмпатия), человечность.

Единых требований к компетенции специалиста-андрагога нет, однако в соответствии с Законом «Об образовании» (1992) были раз­работаны стандарты общепедагогического профессионализма (ОПП)1, которые, имея в виду близость профессиональных сфер деятельности андрагога и педагога, можно (с учетом специфики каждой и внося соот­ветствующие коррективы) принять в качестве некоторого ориентира. Стандарты общепедагогического профессионализма (ОПП):

1. Профессионалъно - деятельностные стандарты предполагают владение:

— базовыми понятиями и парадигмами педагогической науки;

— технологией диагностики развития учащегося;

— технологией постановки педагогических задач;

— техникой проектирования педагогического процесса;

— технологией организации развивающей (когнитивной и прак­тической) деятельности;

—технологией контроля и управления продвижением учащихся;

—технологией педагогического творчества;

—технологией сотрудничества;

—знаниями социальных проблем, своего места в их решении.

2. Рефлексивные стандарты требуют:

—знания своих педагогически значимых личных качеств;

—владения интроспекцией педагогического профессионализма;

—самооценкой по критериям я-концепции.

3. Стандарты владения основами социально-психологической за-
щиты
рассчитаны на осведомленность:

—в профессионально-правовой сфере;

—о профессиональных стрессах, путях их предупреждения и преодоления.

Мастерство андрагога включает наряду с профессиональными навыками личностные качества и профессиональный опыт. «Мастер­ство» — это не только умения, владение профессией, трудовыми навы­ками, но и высокое искусство в определенной области, предполагающее знание дела.

Не менее важна педагогическая техника, под которой понимают комплекс психофизических средств саморегуляции и воздействия (вербальных, невербальных, состояний и чувств). Так, к обязательным психотехническим умениям преподавателя относят культуру речи, ми­мику, управление своей психофизиологической саморегуляцией.

Личностные качества андрагога. Профессиональный портрет андрагога включает широкий спектр личностных и профессиональ­ных характеристик. Чаще всего основное внимание уделяют профес­сиональному аспекту, при этом нравственные, мировоззренческие, морально-этические показатели упускаются из виду. Декларируемая многими нормативными документами необходимость формирования нравственной культуры специалиста далеко не всегда реализуется в об­разовательных программах.

Для отечественной образовательной системы свойственны высо­кие требования к личностным характеристикам андрагога, его мировоз­зренческим позициям. Для человека, основная роль которого заключа­ется в оказании влияния на взрослую личность, очень важно умение прояснять и постоянно развивать свою систему ценностей, иметь четкие нравственные и общественные позиции. Мировоззрение андрагога должно строиться на том, что каждый человек имеет личные достоин­ства (акцент на его сильные стороны, поиск скрытых ресурсов); каждый человек в своей основе активен (активность — физическая, психическая или социальная — позитивна); каждый человек хочет отвечать за себя (андрагог отвечает за структуру и содержание, облегчающие процесс обучения, а обучающийся — за прилежание, уважение к остальным участникам учебного процесса); каждый может развиваться (нет без­надежных обучающихся, есть не стимулирующие и не мотивирующие их развитие андрагоги).

Не вызывает сомнений, что личность андрагога играет важнейшую роль в обучении, воспитании и развитии взрослого человека. Однако если от педагога всегда требовалось умение стать лидером («поставить себя»), то от андрагога сегодня ждут отказа от авторитарности в пользу демократизма, гуманизма и сотворчества. От руководства и воздей­ствия — к взаимодействию и социальному (воспитывающему, разви­вающему) влиянию. Андрагог должен добиться стремления стажера к самосовершенствованию и социальным влияниям.

Современный андрагог выступает в роли фасилитатора (от англ. facilitate — облегчать), т.е. облегчающего личности поиск себя. А это значит, что он должен не вести за собой обучающегося, а предоставить ему возможности для самосовершенствования.

Гуманистическая андрагогика противостоит авторитарному, техно-логизированному учебно-воспитательному процессу, манипулирующе­му личностью. Она идет от личности, ее потребностей в безопасности, уважении, признании, любви и самоактуализации. Андрагог должен владеть техникой толерантного общения, включающей такие приемы, как я-высказывание, активное слушание, зрительный контакт, должен уметь поддержать обучающегося, достичь с ним взаимопонимания, стимулировать процессы его самосознания и саморазвития.

Профессиональная культура андрагога строится на основных структурных компонентах, отчасти аналогичных компонентам трудовой культуры. Выделяют три содержательных компонента: интеллектуаль­ный, эмоционально-ценностный, практико-деятельностный.

Интеллектуальный (или общетрудовой) компонент включает необходимый минимум общетрудовых, правовых, экономических, экологических, эргономических знаний; овладение общей ориентиро­вочной основой любой деятельности; усвоение приемов достижения цели, контроля и оценки результатов; освоение приемов рациональной организации познавательной и созидательной деятельности.

Эмоционально-ценностный компонент проявляется в социаль­ной ответственности за результаты и последствия труда; социально-ценностной мотивации труда и выборе средств достижения поставлен­ной цели; коммуникативной культуре и готовности к сотрудничеству; отношении к деятельности (способности получать удовлетворение от удачно завершенной работы, от преодоления трудностей, от воз­можности приносить пользу); потребности в творческой активности, стремлении к самосовершенствованию, самореализации в труде.

Практико-деятельностный (или операциональный) компонент проявляется в самостоятельности, инициативе, предприимчивости; стремлении к освоению рациональных приемов труда, высоком качестве его результатов; самокритичности, овладении навыками самоконтроля, требовательности к себе, нетерпимости к проявлению безответствен­ности, расточительности, небрежности; рачительном отношении к средствам и продуктам труда; стремлении и умении поддерживать благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе.

Андрагог должен стремиться к наиболее полному освоению всех составляющих профессиональной культуры.

Формирование нравственной культуры андрагога — процесс весьма сложный. Чаще всего этот аспект подготовки оставляется «на усмотрение» преподавателя. Но даже если нравственным качествам будущего специалиста и уделяется внимание, этого недостаточно для их формирования. Реальное становление нравственных ориентации возможно только в процессе деятельности, активизирующей восприятие и образное мышление на уровне подсознания.

Нравственными аксиомами андрагога должны стать уважение личности обучающегося, признание его права на ошибки, понимание его проблем, приятие человека во всех его проявлениях.

Кредо профессионального андрагога — это мораль, нравственность
и культура специалиста.

Профессиональная этика андрагога проявляется в конкретных условиях воспитания взрослых. Для андрагога важнейшими являются нравственные аспекты его труда, требования, предъявляемые к его нравственному облику, проблемы нравственного воспитания и само­воспитания.

Основные категории этики андрагога:

профессиональная справедливость — должный порядок челове­ческих взаимоотношений в воспитании взрослых, учитывающий достоинства каждого участника воспитательного процесса;

профессиональный долг — проецирование общечеловеческого понимания нравственности на личную задачу отдельного ан­драгога в частной ситуации, тесно увязанное с понятиями от­ветственности, самосознания, совести, мотива, основывающихся на моральном долге (т.е. безусловном уважении человеческого достоинства в лице каждого участника общественного процес­са, в том числе воспитательного), на утверждении гуманности, реализации принципа единства уважения и требовательности к личности;

профессиональная честь — отношение человека к самому себе и общества к нему, связанное с моральными заслугами в про­фессиональной деятельности, предписывающее нормативные требования к поведению и предполагающее в отношении к че­ловеку ту меру уважения, которую он заслужил;

профессиональная совесть — субъективное осознание андрагогом своего долга и ответственности перед подопечными, внутренняя потребность поступать справедливо, реализация функции морального самоконтроля, проявляющаяся в чувствах удовлетворения или досады, гордости и стыда, «чистой совести» или угрызениях совести. Структурными компонентами этики андрагога является нрав­ственное сознание (взгляды, убеждения и чувства профессионального долга, справедливости, чести, совести, любви к человеку, требователь­ности, уважения, меры), нравственная деятельность (просвещение и самовоспитание, опыт) и нравственные отношения с обучающимися, коллегами и другими людьми.

Общепрофессиональные навыки андрагога. Очень часто подго­товка преподавателя сосредоточивается на формировании обучающих навыков в ущерб навыкам профессионального общения — установления и поддержания отношений со стажерами. Между тем межличностные отношения, психологические аспекты взаимодействия андрагога и ста­жеров играют решающую роль в учебно-воспитательном процессе. Неподготовленность андрагога в этой области приводит к отсутствию контакта со стажерами и взаимодействия с коллегами, трудностям в установлении доверительных отношений и индивидуального под­хода к обучающимся, к отсутствию навыков выхода из конфликтных ситуаций.

Определяя причины сбоев в социализации обучающегося, андрагог должен проанализировать, как складывается его общение с подопечным. Анализ будет системным и всеохватным, если обратить внимание на содержание общения, функции и средства (непосредственное или опо­средованное, прямое или косвенное, вербальное или невербальное).

Профессиональное общение андрагога представляет собой взаимо­действие участников андрагогического процесса через установление контактов, обмен информацией в процессе совместной деятельности. Ошибки в профессиональном общении и поведении ведут к конфлик­там и психологическим травмам.

Психологической основой профессионального общения андрагога является позитивная я-концепция и позитивная самооценка. Поскольку общение — это улица с двусторонним движением, не только собесед­ник, но и сам специалист должны адекватно вести себя в сложившейся ситуации. Андрагогу следует проявлять гибкость, но и уметь отстаи­вать свою точку зрения, оценивать других, критично относится к себе и принимать людей такими, какие они есть. Андрагогу на первый план всегда надо ставить человека, а уж потом думать о внешних проявлени­ях, программах, формальных ситуациях. Он изначально должен верить в способность людей самостоятельно решать свои проблемы. Должен быть эмпатичным, чувствительным к потребностям людей, придавать личностную окраску общению, владеть приемами неформального обще­ния, быть уверенным в себе, эмоционально уравновешенным. Склон­ность к авторитарности нередко свидетельствует о низкой самооценке, негативной я-концепции, агрессивности или безразличии, пассивности, о стремлении к запретам, наказаниям, о недоверии, жесткости в процессе обучения, воспитания, общения.

Очень важно, чтобы стажер не попал в зависимость от помощи андрагога. Поэтому внимание акцентируется на «развивающей по­мощи» обучающемуся, конструктивном взаимодействии с ним. Обще­ние следует выстраивать как диалог партнеров, в котором андрагог побуждает к действию. В.В. Воронов определяет следующие правила развивающей помощи:

— проявлять интерес к собеседнику, уметь смотреть в глаза и слу­шать;

—давать высказаться, уметь держать паузу, молчать;

—стараться понять состояние и проблемы стажера;

—выражать сочувствие, понимание его состояния и проблем;

— задавать вопросы, чтобы получить необходимую информа­цию;

— направлять собеседника на осознание им себя, своих проблем и их решения;

— не поучать и не давать советов типа «я бы на твоем месте...», но активизировать его собственную решимость.

Андрагог должен профессионально владеть устной речью и навы­ками ведения деловых бесед и переговоров.

Навыки устной речи требуют постоянного совершенствования и

практики, чему, несомненно, способствует соблюдение принципов ее построения. В арсенал андрагога должна входить речь-информация,

убеждающая и развлекательная речь. Речь-информация строится с уче­том

интеллектуальных способностей слушателей, их познавательных

возможностей и интереса к теме. Необходимо постоянно помнить о предмете

и форме изложения, учитывать реакцию слушателей. Убеждающая речь оказывает влияние на эмоции, чувства и волю аудитории, она долж­на быть психологически настроена на эмоциональную восприимчивость, культуру и жизненный опыт аудитории. Убеждая слушателей, следует избегать Сентиментальности. Развлекательная речь в максимальной степени ориентирована на слушателей, их сиюминутные интересы и конкретную ситуацию. В соответствии с этим выбираются речевые формы, экспрессивная лексика, пословицы, поговорки.

Особое внимание надо уделять композиции речи. Эффектное и нетрадиционное вступление привлекает внимание, позволяет уста­новить взаимосвязь «тема — слушатель — андрагог». Здесь уместно дать историческую справку и обосновать тему, разъяснить основные понятия, рассказать о плане и благоприятных предпосылках к восприя­тию, ошибках, предрассудках, оживить речь поговорками, цитатами, анекдотами, сравнениями. Раскрывая тему, надо учитывать уровень подготовленности слушателей. Не менее важна заключительная чисть — «запоминается последняя фраза»!

Общаясь с аудиторией, лучше не пользоваться явно планом-конспектом. Нелишне постоянно контролировать звучание голоса (вы­соту, интонацию, дикцию), правильность произношения, соблюдение норм орфоэпики (правил ударения). В искусстве убеждения важны логика и речевые тактики, умение облекать речь в убедительную для оппонента форму.

Деловая беседа требует дифференцированного подхода к предмету обсуждения, быстроты реагирования на высказывания, критической оценки мнений и предложений, аналитического подхода к оценке раз­личных факторов, уверенности в значимости собственного мнения в процессе дискуссии, ощущения ответственности за решение пробле­мы. Умение проводить деловые беседы отрабатывается на практике специальными упражнениями. Важна также предварительная подго­товка — составление плана, оттачивание важных формулировок, анализ баланса неблагоприятных и благоприятных факторов. Не менее значи­мы внешние условия (например, концентрация на движущих мотивах собеседника, исключение посторонних лиц, тактичное и оптимистичное поведение; облегчение собеседнику положительного ответа; убедитель­ное и тщательное разъяснение своей позиции и пр.).

Активное слушание — навык, необходимый каждому человеку, стремящемуся к установлению адекватных социальных связей. Однако это умение не всегда достаточно сформировано у людей, по роду своей профессии обязанных уметь слушать (в том числе андрагогов). Частично это объясняется личностными качествами: не всем хватает терпения и выдержки выслушивать чужие откровения. Кроме того, зачастую если это умение есть, то оно не доведено до уровня профессионального и еще довольно редко отвечает такому требованию, как «слушая, оказывай влияние на личность». А это крайне важно при работе со взрослыми, которые не приемлют прямого воздействия.

Цель активного слушания заключается не только в том, чтобы услышать и понять человека. Надо показать, что его слышат, понимают и сочувствуют. Андрагог, оставаясь собой, должен владеть такими при­емами активного слушания, как повторение реплик, перефразирование, переспрашивание, уметь подсказать мысль, выказать испытываемые чувства.

Эффективен прием я-высказывания, который состоит в осознании и выражении собственных чувств, в отказе от прямой оценки действий партнера. Владение этим приемом позволяет конструктивно разрешать конфликты, оставаться на позиции поддержки и сотрудничества, не­агрессивно выражать свои чувства, отказаться от конфронтации в поль­зу диалога, предоставить возможность другой стороне проявить волю, сделать шаг навстречу. В напряженных или конфликтных ситуациях очень важны для андрагога навыки воздержания от обвинений, оценки другого и снятия с себя ответственности (позиция ты-высказывания).

Интересен прием пристального внимания, требующий проявления чуткости к состоянию и настроению личности не только в случаях от­клоняющегося поведения, а постоянно. Для установления теплых, не­формальных отношений в разговоре очень важен зрительный контакт, в ряде случаев и физический контакт (например, положить руку на плечо). Ученые предлагают более тонкий подход, ориентированный на непрямое воздействие через игру, психологические упражнения, анализ случаев из жизни, психологически продуманное поведение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 6407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.