Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории, становление, характеристики




Непрерывное образование — относительно широко распростра­ненное явление с не вполне устоявшимися характеристиками. Оно представляет собой систематизированное, целенаправленное обучение человека на протяжении всей жизни и требует создания условий для постоянного самосовершенствования.

Идею непрерывности образования выдвигали еще античные ав­торы, ратовавшие за предоставление человеку возможности обучаться в течение всей жизни.

Выдающийся немецкий ученый-педагог Ф.A.B. Дистервег (1790— 1866) отмечал: «Образование никогда не составляет нечто законченное и завершенное, оно вечно образующееся и живое, чего нельзя себе представить без деятельности, движения, приращения». Он же сфор­мулировал принцип непрерывности: «То преподавание непрерывно, которое делает ученика способным каждую ступень преодолевать с той степенью самодеятельности, какая требуется от его возраста и природы предмета, так чтобы были достигнуты общие цели преподавания: раз­витие самодеятельности и полное знание вещи».

Первые теоретические разработки проблематики непрерывного образования появились в 1930-е годы. Английские, а затем и американ­ские исследователи трактовали непрерывное образование как образо­вание взрослых, преимущественно компенсаторное, способствующее ликвидации пробелов в их базовом образовании, либо необходимое в связи с устареванием полученных знаний.

Следует отметить, что приоритетными направлениями в по­строении системы непрерывного образования в развитых странах были вопросы его систематизации, стимулирования и мотивации учения. Кризис мировой системы образования в конце 1970-х гг. обусловил резкий всплеск интереса к идее непрерывного образования. Тенден­ция непрерывности проявилась при введении понятия «послесреднее образование», объединяющего высшее, профессионально-техническое и среднее специальное образование. Появляются новые формы повы­шения квалификации и общеобразовательного уровня: продолженное образование — предоставляет работающим людям возможность про­должить свое образование, возобновляющееся образование — позволяет занятым на производстве возобновить прерванное образование, чередуя работу и обучение.

Постепенно ученые осознали ошибочность ограничения непре­рывного образования рамками взрослого периода жизни и оставления «за бортом» школьного образования. Таким ограничением подрывалась бы сама идея непрерывности.

Все более очевидной становится несостоятельность получения образования однажды и на всю жизнь. Кроме того, демографическая ситуация, при которой возросла доля взрослого населения, вынуждала расширить охват его образованием. Помимо учебных заведений об­разовательные функции брали на себя многочисленные общественные институты и средства массовой коммуникации. Изменения в стиле жизни и мировоззрении, в производственных процессах требовали новых решений в сфере образования.

Проблемами непрерывного образования активно занялись круп­нейшие межправительственные организации: ЮНЕСКО, Международ­ная организация труда, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Совет Европы и Европейское сообщество (бывшее Европейское экономическое сообщество), а также такие неправитель­ственные организации, как Римский клуб.

Разработки ЮНЕСКО (концепция пожизненного образования) и ОЭСР (концепция возобновляемого образования) оказали заметное влияние на формирование образовательной политики ряда ведущих стран. Специалисты ЮНЕСКО исходили из того, что образование представляло все воздействия на личность, не ограничиваясь только специально организованным процессом. При этом учитывался об­разовательный потенциал как учебных заведений, так и социального и производственного окружения, учреждений культуры, книг, средств массовой коммуникации и сферы межличностного общения. Следу­ющим шагом стала разработка концепции «обучающегося общества», отождествляющего образование и социализацию.

Международной комиссией ЮНЕСКО по развитию образования подчеркивалось, что непрерывное образование - это не отдельная система образования, а «принципы, на которых должна базироваться вся система образования». В дальнейшем ЮНЕСКО были сформули­рованы требования к организационной системе непрерывного образо­вания:

—всеобщий характер;

—преемственность между различными ступенями образования и направлениями формирования личности;

—интеграция всех образовательных воздействий (учебных за­ведений, социального окружения, производства, информаци­онной среды, учреждений культуры);

—взаимосвязь общего и профессионального образования;

—политехническое образование, дополняемое подготовкой на производстве, обеспечивающее профессиональную мобиль­ность, возможность переквалификации на протяжении трудо­вой жизни;

—открытость и гибкость системы образования: свободный выбор профиля обучения; возможность возобновления образования после перерыва в любом возрасте; свобода выбора средств, методов и форм обучения (дневная, вечерняя, заочная, самооб­разование); оценка и признание образования по фактическому результату, независимо от способа его получения; доступность любых видов и типов образования на основе индивидуальных способностей и склонностей, а не вследствие ранее полученных формальных оценок (свидетельств, дипломов).

Многие страны перешли к построению целостной системы не­прерывного образования, гибко реагирующей на изменения обще­ственных потребностей. Причем стимулом послужило кризисное состояние образования (несоответствие общественным потребностям, косность, оторванность от повседневной жизни, профессиональной деятельности). Непрерывность образования позволяла оптимизировать перспективы занятости и неравенства в доступе к образованию. Хотя на сегодняшний день ни в одной стране мира не сложилась целостная система непрерывного образования, однако можно говорить о создании предпосылок к ее реализации. Усугубляет положение необходимость радикальной перестройки существующей системы образования, ориентация на сохранение прежней системы, потребность в дополнительном финансировании.

Специалисты ЮНЕСКО выявили до тридцати терминов, относя­щихся к непрерывному образованию: продолжающееся, пожизненное, перманентное и возобновляющееся образование, образование взрослых, дальнейшее обучение, последипломное обучение, компенсаторное обучение и др.

Сегодня разграничивают образование взрослых и непрерывное образование. Новым является то, что индивид имеет возможность чередовать учебу и работу (или жизнь на пенсию) в соответствии со своими желаниями и стремлениями.

Крупнейший американский психолог Э. Хилгард подчеркивал, что нужно учить учиться для того, чтобы образование было непрерыв­ным, а опыт самообновляющимся; учить также тому, как производить инновации, полезные людям.

Основные характеристики непрерывного образования. По своей сути оно направлено на опережающее удовлетворение развивающихся потребностей общества и отдельной личности. Непрерывное образо­вание определено ЮНЕСКО как «неограниченное ни во времени от­носительно сроков обучения, ни в пространстве относительно места, ни относительно методов обучения; оно объединяет всю деятельность и ресурсы в области образования и направлено на достижение гармо­ничного развития потенциальных способностей личности и прогресса в преобразовании общества».

Непрерывное образование обеспечивает преемственность общего и профессионального образования (вертикальная интеграция) и ко­ординацию различных образовательных структур — государственных, общественных и других (горизонтальная координация).

Ввиду общих тенденций развития основные принципы непре­рывного образования мировыми и отечественными исследователями определяются в одном ключе: гуманистический характер; демократи­зация образования как интеграция формальных и неформальных обра­зовательных структур традиционного и нового типа; гибкость учебных планов и программ, альтернативность подходов к организации учебного процесса; особое внимание к образованию женщин, молодежи, инвали­дов; независимость и самонаправляемость обучения; связь обучения с жизнью, профессиональной и социальной активностью индивида.

Непрерывность образования характеризуют:

— продолжительность периода обучения — весь жизненный цикл;

— мотиваторы продолжения образования — изменения окружа­ющей действительности;

—цели и задачи обучения — самоосуществление человека;

—создание сети образовательных услуг, охватывающей все воз­можные виды и формы обучения — формальное и неформаль­ное.

В непрерывном образовании выделяют первоначальное (базовое) и последующее. Первоначальное (школьное) образование готовит чело­века к самостоятельному существованию в обществе. Последующее об­разование развивает первоначальное образование, а также мировоззрен­ческие и ценностные ориентации, раскрывает способности человека.

Необходимыми условиями функционирования непрерывного образования являются самостоятельность и разнообразие учебных за­ведений, многообразие образовательных технологий, согласованность и взаимосвязь форм и методов государственного и общественного управления. Единая система непрерывного образования предполага­ет взаимосвязь всех его компонентов, ранжирование и координацию по назначению и направленности. Образовательные структуры (сеть учебных заведений и других учреждений) неформального образования должны отличаться гибкостью, многофункциональностью и много­ступенчатостью. Вместе с тем одним из признаков системности непре­рывного образования является признание ценности знаний, полученных в «спонтанном» образовании, их закрепление и интеграция со знаниями, приобретенными в институционализированных учебных заведениях. Это условие получило название «горизонтальной интеграции» непре­рывного образования, и оно обеспечивает эффективность всей системы непрерывного образования.

Неразрешимой для нашей отечественной науки и практики про­блемой, тормозящей распространение непрерывного образования, является его легитимность. Содержание образования в каждом звене в большей или меньшей мере должно отражать определенный стандарт, характеризующий уровень подготовленности людей к выполнению стоя­щих перед ними задач. При этом возможны различия в учебных планах и программах, равно как и в характере выдаваемых выпускникам серти­фикатов. Кроме того, внедрение непрерывного образования тормозится несогласованностью при переходе с одной ступени на другую:

— статуса воспитанников, учащихся, студентов, слушателей;

— задач, установок, требований к обучению и воспитанию уча­щихся (слушателей);

—учебных планов, содержания, форм и методов учебно-воспита­тельного процесса;

—профессиональной квалификации воспитателей, учителей, пре­подавателей, педагогического коллектива в целом;

—условий обучения (воспитания, самообразования) и степени самостоятельности разных категорий обучаемых;

—качеств личности, необходимых для успешного выполнения функций новой социальной роли;

—возможностей самореализации, самоутверждения профес­сионального творчества и профессионального роста личности в различных подсистемах непрерывного образования;

—постоянно возрастающих требований научно-технической революции к подготовке специалистов и стабильных сроков обучения.

За рубежом все большее признание получают так называемые за­четные часы и единицы непрерывного образования (ЕНО) как способ ликвидации разрыва между часами традиционной классной работы и множеством других форм непрерывного образования. Одна ЕНО равна определенному числу часов участия в одной из утвержденных организованных программ под руководством преподавателя. Универ­ситеты, различные учебные заведения, профессиональные ассоциации и частные лица могут при определенных условиях предоставлять ЕНО, которые регистрируются.

При всей значимости придания отечественной системе образова­ния непрерывного характера еще рано говорить о реализации системы в полной мере. Его проблемы требуют в основном государственного уровня решения в части обеспечения преемственности звеньев — со­держания, организационных форм и пр.

Непрерывное профессиональное образование — важнейшее направление непрерывного образования. В настоящее время оно рас­сматривается

как один из способов повышения компетентности рабо­тающего персонала. Внедрение нового технологического оборудования требует существенного улучшения качества рабочей силы. Однако ухуд­шение экономической конъюнктуры привело к сворачиванию многими предприятиями своей системы профессионального обучения. На рынок труда стали поступать работники, длительное время не повышавшие квалификацию, а следовательно, испытывающие трудности с устрой­ством на работу. Напряжённость на рынке рабочей силы усиливается

инерционностью образовательных учреждений, выплескивающих на ры­нок специалистов, в которых народное хозяйство уже не нуждается.

В то же время работодатели ожидают от своих сотрудников рас­ширения квалификации. Так, сварщик может получить задание на выполнение сварочных и фрезерных работ, а также текущего ремонта оборудования. Кроме того, рабочим делегируются права и обязанности, которые раньше находились в компетенции администрации (напри­мер, закупка материалов, контроль качества и проверка результатов). Нередкочв течение жизни взрослому человеку (даже пенсионеру) при­ходится не раз менять специальность. Не вызывает сомнения острая потребность производства и сферы услуг в возрастании доли затрат на переподготовку и рост квалификации кадров. От рабочих и специали­стов сегодня ожидают профессиональной квалификации, отвечающей перспективным потребностям конкретного производства (в том числе знание новых производственных технологий, экономики производства, управления качеством, группового взаимодействия и пр.), целостного взгляда на производство и собственную деятельность.

Сегодня ученые выступают за новое понимание непрерывного профессионального образования. Так, И.П. Смирнов видит в нем метод сопровождения деловой карьеры человека вне зависимости от уровня его базового образования. Подобное сопровождение карьеры нужно как доктору наук, инженеру, так и рабочему. Это ведет к пониманию осо­бой роли повышения и расширения квалификации во всех его видах. В этих условиях потребуется усилить внимание к дополнительному профессиональному образованию, которое еще достаточно часто рас­сматривается как некий факультатив или «хобби».

В мировой практике предлагаются новые стандарты компетент­ности. В их число входят использование периодических повторных экзаменов, самооценка, а также участие в непрерывном образовании. Разработка систем признания и поощрения должна послужить новым стимулом для улучшения профессиональных качеств работников и для дальнейшего развития системы непрерывного профессионального об­разования.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Предложите свой план рассмотренной главы.

2. Обоснуйте необходимость непрерывного образования.

3. Охарактеризуйте суть современного подхода к осуществлению непре­рывного образования.

4. Сравните собственные цели получения школьного и получаемого сейчас образования.

5. Что следует понимать под содержанием образования?

6. Охарактеризуйте внешние и внутренние факторы, определяющие содер­жание образования взрослых.

7. Каковы цели, функции и роль современного образования?

8. Какой вы видите перспективу развития образования взрослых (его целей, функций и задач)?

9. Обоснуйте свою позицию относительно стандартизации образования.

 

10. В чем заключается специфика проблем образования взрослых?

11. Опишите основные этапы становления образования взрослых.

12. В чем вы видите причины непопулярности образования взрослых в 1990-х

годах?

13. Каковы особенности образования пожилых людей?

14. Сопоставьте дистанционное и традиционное образование: задачи, прин­ципы, условия, контингент обучающихся и пр.

15. Назовите и охарактеризуйте основное условие эффективности непре­рывного образования.

 

Глава 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1847; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.