КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимосвязь психологии и андрагогики
Психологические основы андрагогики. Андрагог должен хорошо ориентироваться в тех психологических механизмах, которые воздействуют на взрослого человека при его обучении или воспитании. Помогая решать личностные проблемы в обучении, андрагог должен быть знаком с принципами, методами, приемами, формами психотерапевтической работы, необходимыми при проведении занятий, в процессе профессионального общения и самосовершенствования. Основные психологические теории, оказавшие значительное влияние на разработку теории и практики обучения взрослых: бихевиоризм, гештальтпсихология, деятельностная теория, гуманистическая психология и др. Гуманистический подход предполагает самоуправляемое структурирование личного опыта и обучение в целях саморазвития и самореализации личности, предоставление индивиду полной свободы выбора, личностную ответственность обучающегося за его последствия. Американский психолог К. Роджерс (1902—1987) центральное место в поведении человека отводил мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, а рост конструктивного начала человеческого «я», т.е. актуализации врожденного стремления реализовать свои способности, организации своего внутреннего (феноменального) мира, а также достижение целостности личности, понимание смысла ее существования (экзистенции). Идеал — «полноценно функционирующая личность», насыщенная жизнью, приспособляющаяся к меняющимся условиям, эмоциональная и в то же время рефлексивная, доверяющая себе как основному источнику информации. Стремясь к этому, человек познает себя и свой внутренний опыт, делает этот опыт открытым (воспринимая его без Защитных реакций и искажений), адекватно выраженным вербальными и невербальными средствами коммуникации. Согласно концепции К. Роджерса, обучающемуся предлагается помощь в поиске в себе положительного начала (в противовес «формированию» человека). Основа обучения — полное приятие личности стажера, снимающее его беспокойство и страхи, выработка защитных реакций, клиентоцентричность, пошаговая помощь, недирективное ведение группы, опора на изначально присущее каждому стремление к целостности, самоактуализации, компетентности. Воспитание и развитие человека невозможно без учета «самореализующегося пророчества» — я-концепции (негативной и позитивной). Ключевая задача андрагога — установление взаимопонимания и доверительных отношений со стажером, отказ от руководства, советов, навязывания своих моделей и решений, интерпретации оценок, моральных суждений и пр. Андрагог должен поддерживать у стажера осознание собственной позитивной сущности, не проявляя агрессию, гнев или скуку. Все это требует от специалиста открытости, четкого выражения своих мыслей и чувств, органичности поступков. Он, как и стажер, все время должен находиться в процессе развития. Чрезвычайно ценны для андрагогики психотерапевтические принципы самоактуализации и концепция иерархии фундаментальных потребностей, предложенные американским психологом А. Маслоу (1908—1970). Самоактуализация — процесс становления личности, реализации и развития ее потенциальных возможностей, отказ от иллюзорных проблем и движение к решению проблем реальных. Акцентируя внимание на доверительных взаимоотношениях, А. Маслоу предлагает модель помощи без вмешательства специалиста. Гуманистические взгляды на образование и обучение взрослых отражены в следующих положениях: —ориентация на общечеловеческие ценности; —Цель образования — самореализация личности; — развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувства, души и тела; — человек имеет право на свободный выбор содержания, форм, режима образования; — образование осуществляется посредством самообразования, поскольку никто не может обучать другого человека, а только содействовать его самообучению, сочетая индивидуальную и групповую работу; — образование личности основано на полноценном общении обучающего и стажера, а также на внутренней мотивации стажера, поскольку условием успешного обучения является восприятие изучаемого как непосредственно значимого для поддержания или совершенствования своего «я»; — обучение происходит в наиболее комфортной обстановке, в которой минимизирована угроза по отношению к «я» стажера и оптимизированы возможности восприятия; — обучение должно проходить в реальных жизненных условиях, В организации процесса обучения взрослых широкое применение нашли многие идеи бихевиоризма, в частности рассмотрение поведения в качестве основного показателя результативности обучения. Согласно концепции оперантного (от «операция») научения, разработанной профессором Гарвардского университета Б. Скиннером (1904—1990), позитивные аспекты обучения (знания, умения, навыки, качества и нравственные ценности) закрепляются с помощью стимула. Развитие личности достигается отработкой правильных реакций на внешние стимулы с помощью положительного подкрепления. Бихевиористы с помощью стимулов манипулируют обучающимся как пассивным объектом, отказывая в осознанности познавательной деятельности и сводя ее к механическому выполнению заученных операций. От обучающихся не требуется осмысления процесса обучения, его роль диктуется внешними воздействиями. Стратегию образования определяют набор инструкций по изменению типа поведения, прямолинейный инструктаж с помощью компьютера, обучение лучшей модели поведения, муштра. Известный теоретик и практик образования взрослых М. Ноулз критиковал би-хевиористов за отождествление человека и машины, за сведение цели образования к воспитанию предопределенных типов поведения. Гешталътпсихология выстраивает функциональную структуру. Основу данной теории составляют следующие положения: —психические явления представляют собой целостные структуры, образы — гештальты (от нем. gesta.lt — образ, форма); —внутренняя, системная организация целостного образа определяет свойства и функции образующих его частей (принципы системности и целостности); —построение образа (гештальта) происходит посредством особого психического акта постижения, мгновенного схватывания от- . ношений в воспринимаемом поле — инсайта (от англ. insight — усмотрение, постижение, озарение). Исходя из этих положений, строится динамическая теория личности, которая берет за основу цели жизнедеятельности человека, потребности и мотивы, возникающие в той или иной ситуации («психологическом поле»). Предполагается достаточно жесткая детерминированность и слабая осмысленность деятельности стажера. Когнитивистские идеи в обучении взрослых решающую роль отводят знанию, должным образом организованному в памяти субъекта. Обучение рассматривается как процесс создания стажером собственного «культурного поля» социального характера, обусловленного конкретным культурно-историческим контекстом. Предполагается, что процесс обучения должен строиться с учетом системы отношений в структуре учебного процесса, формирования готовности к обучению, спиралевидного построения содержания обучения, трехфазности процесса получения информации (уяснение — трансформация — оценка). Процесс обучения строится на иерархии усваиваемых навыков: 1) явления обучения; 2) условия обучения — внешние (организация процесса обучения) и внутренние (необходимые для обучения понятия и навыки обучающихся); 3) продукты обучения (основные виды поведения, усваиваемые в ходе обучения). Когнитивистские идеи недостаточно аргументируют «интеллектуализацию» человека и процесса обучения, сводят цель обучения к овладению знаниями и формально-логическим операциям. Деятельностная теория отечественных ученых А.Н. Леонтьева и СЛ. Рубинштейна рассматривает деятельность как специфическую форму общественно-исторического бытия и историко-культурного творчества человека, наиболее полно выражающую его сущность. Сейчас уже не вызывает сомнения тезис о соединении психической и практической деятельности, обоснованность структуры деятельности: потребность — мотив — задача — средства — действия — операции. В данной теории при усилении роли обучающегося несколько утрирована социальная детерминированность его деятельности. Реализация психологических идей в андрагогике. Андрагог должен овладеть различными психологическими приемами, помогающими его подопечным осознать собственную роль во взаимоотношениях с другими (например, ответные реплики, повтор высказывания в более активной форме). В информации, которую сообщает обучающийся, следует научиться улавливать психологические нюансы понимания, выражения пожелания и стараться подчеркивать их. Методы, разработанные психологами, позволяют андрагогу управлять различными эмоциональными состояниями — стрессом, состоянием счастья и пр. Особый интерес представляет стресс как «нервно-психическое перенапряжение, адекватная реакция на которое ранее не сформирована, но должна быть найдена в сложившейся ситуации». Стресс — проблема не только для стажеров, но и для андрагогов. При этом нужно учитывать позитивную функцию стресса как адаптационного закаляющего механизма. Андрагогу необходимо владеть приемами целенаправленного использования психологических механизмов превращения стресса из деструктивного в мобилизующий фактор развития личности, выхода из стрессовой ситуации с учетом этапов его развития, включения всех психических ресурсов индивида, смягчения воздействия стресса на физическое и психическое здоровье. Андрагог должен учитывать особенности позитивных психических состояний, например состояние счастья: осознавать суть этого состояния, знать и эффективно использовать психологические приемы его достижения через ощущение целостности своей личности, разрешение внутренних конфликтов, уменьшение расхождения между реальной и идеальной я-концепцией, развитие определенных качеств, способностей, позитивной деятельности индивида. Поскольку в современных воспитательных концепциях ответственность возведена в ранг важнейшей характеристики социально зрелой личности и перенесена на саму личность, андрагог должен уметь развивать это чувство у подопечного. Это укрепляет веру стажера в способность влиять на события, входить в положение других людей и уважать их потребности, отказывать себе в удовлетворении своих потребностей. Опорой служит психологическая концепция локус -контроля двух типов ответственности: интернал возлагает всю ответственность за происходящее с ним на себя; экстернал — на внешние обстоятельства. Последняя позиция соответствует житейскому понятию безответственности. Не следует упускать из виду проявления безответственности (например, пропуск занятия). Задача андрагога — не осуждая, помочь изменить неверный поведенческий рисунок, предоставить обучающемуся возможность убедиться в наличии иного решения. Мотивация относится к ключевым компонентам познавательного процесса, определяющим его направленность, интенсивность и длительность сохранения основных его результатов. Она непосредственно предопределяет характер образовательной деятельности и развивается во взаимосвязи с развитием мировоззрения и способностей. Мотивацией к обучению можно управлять, оказывая целенаправленное влияние на интересы, стремления, намерения, влечения, установки и пр. ЮНЕСКО были выдвинуты четыре основные типа ценностей, которые могут направлять мотивацию образования взрослого человека: «учиться, чтобы знать; учиться, чтобы быть; учиться, чтобы делать; учиться, чтобы уметь жить с другими людьми» Мотивы, побуждающие взрослых к обучению, могут быть материальными и социально-экономическими, внутренними психологическими, страховочными, средством самоутверждения, даже досуговыми. Дополняя друг друга, они составляют движущую силу полноценной познавательной деятельности. Их стимуляция и поддержка обеспечат постоянный интерес к учебе и ее успешность. Мотивируют взрослых к обучению посредством: — придания образовательному процессу максимально конфиденциального характера. Включение третьего лица в контакт обучающегося и андрагога нежелателен, особенно при обсуждении неудач обучающегося; — положительной реакции андрагога на любые действия стажера, служащей психологической основой для продолжения образования. Андрагог должен всегда отмечать позитивную сторону поступка обучающегося; — поощрения «учения с целью», т.е. стажеры должны видеть перед собой совместно поставленные цели, и прежде всего краткосрочные цели на небольшие этапы обучения. Достижение этой цели является началом нового этапа, ступенькой к достижению главной цели (например, к получению диплома, позволяющего получить работу); — поддержания конструктивного мнения обучающегося о собственных познавательных возможностях (наиболее эффективно); — закрепления за стажерами функций отбора содержания обучения, его организации, планирования, стимулирования, контроля и др. При этом андрагог содействует эффективному выполнению обучающимся принятых на себя задач. Ориентиром при этом должны служить уровень мотивации и признаки ее ослабления (оправдание своей неуспеваемости, систематическое невыполнение учебных заданий и пр.). Однако не следует забывать, что сверхмотивация снижает эффективность любой деятельности. Необходимо учитывать различия мотивации образовательных потребностей мужчин и женщин. Так, если строить мотивацию к обучению на стремлении к профессиональным достижениям, то для женщин это недостаточно веский мотив по сравнению с мужчинами. Для женщин более значимы стремление к самовыражению, саморазвитию и высокая творческая, познавательная активность. На поддержание высокой мотивации к обучению оказывают заметное влияние современные технологии обучения, создающие «напряженное психологическое поле» и разворачивающие учебную деятельность как деятельность достижения. Сочетание традиционных методов обучения и методов, усиливающих познавательную активность, повышают мотивацию к дальнейшему продолжению образования. Андрагогу следует обращать пристальное внимание на адаптацию личности при переходе от профессиональной деятельности к учебной. Проблема перемотивации — перехода с мотивации на труд к мотивации на учебу — очень сложна. Психологические проблемы взрослых обучающихся могут проявляться в страхе перед взятой на себя ответственностью за учебу, в нежелании изменять привычное стабильное положение, в сомнении относительно своих способностей (в том числе обучаемости), компетентности, в боязни оказаться хуже других. В решении этих проблем андрагогу помогут различные психокоррекционные и релаксационные мероприятия, консультации, тренинги (например, мотивационный тренинг, вырабатывающий установки на обучение и профессиональную деятельность; тренинг поведения и общения в типовых ситуациях; тренинг индивидуальной защиты в стрессовых ситуациях; тренинг повышения эффективности мыслительных действий и др.). На завершающем этапе обучения следует подготовить стажеров к реализации и постоянному обновлению образовательного багажа посредством формирования активного отношения к ситуации и развития заинтересованности в самостоятельном решении возникающих проблем, отработки навыков постоянного самообразования. Особое место в общении занимают неизбежные конфликты, отражающие динамику жизни. Исчерпывающее представление андрагога о сущности конфликта позволит не только успешно с ним справиться, но и продуктивно использовать. Основу конфликта составляют, как правило, столкновение интересов, ценностей, спор из-за жизненно важных, значимых вещей, действия, ведущие к эмоциональному напряжению, враждебным проявлениям. Действия участников эмоционально ярко окрашены и глубоко затрагивают каждого. Почвой для конфликтов служат: деятельность (невыполнение поручений и заданий), поведение (пропуски занятий, нарушение совместно принятых правил поведения, девиантное поведение), отношения (антипатии психологического, морального характера, несовпадение манеры поведения, взглядов). Чтобы исключить неконструктивное разрешение конфликта и образование нежелательных стереотипов и реакций, развитие неврозов, депрессивных состояний, андрагог должен владеть навыками нахождения конструктивного выхода из положения, учитывающими различные стратегии, типы (стили) поведения участников конфликта — избежание, подавление, приспособление, компромисс, соперничество, сотрудничество. Андрагог должен владеть алгоритмом поведения в конфликтной ситуации: погашение эмоций, снятие угрозы, проявление понимания, сосредоточение на проблеме (а не на участниках), отказ от взаимообвинений, выявление проблемы (ее причин, позиций сторон, мотивов, целей, интересов), поиск приемлемого для всех варианта (совпадающих целей, средств и пр.), нахождение решения по типу «оба выиграли». Эффективны в обучении поведению в конфликте индивидуальные или групповые тренинги, психотерапевтические упражнения и т.п. Методические арсеналы андрагогики и психологии очень близки. И в той, и в другой науке широко практикуются беседы, анализ ситуаций, убеждение, групповые дискуссии, внушение, упражнения, ролевые игры, пример, стимулирование и мотивирование, тренинги. Психотерапевтические методики позволяют андрагогу решать проблемы коррекции поведения, социализации, межличностных отношений, общения, мировоззренческих и нравственно-этических ценностей, формирования я-концепции, обучения самовоспитанию и др. Однако следует опасаться непрофессионального применения психотерапевтических методик. Целесообразны соответствующая подготовка андрагогов, включающая изучение адаптированных к учебно-развивающим целям психотерапевтических методов, а также профессиональное и личностное развитие андрагога.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Составьте план рассмотренной главы. 2. Охарактеризуйте основные этапы и достижения андрагогики. 3. Раскройте суть предмета и задач андрагогики как науки. 4. Сопоставьте функции андрагогики и педагогики. 5. Охарактеризуйте современный подход к андрагогическому процессу. 6. Какие науки, на ваш взгляд, помогают компетентно решать андрагогические проблемы? 7. Сформулируйте задачи и определите методы исследования проблем образования взрослых. 8. Какие идеи, выдвинутые учеными в конце XIX в., могут быть использованы сегодня, а какие нет? 9. Какие достижения психологии важны для решения андрагогических проблем? Приведите, примеры.
Глава 2
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 3394; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |