КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Андрагогики 5 страница
Психология особенно важна для андрагогики, поскольку на основе результатов исследований сознания и поведения взрослой личности базируются процессы воспитания и образования взрослых. Экономика и политика (государственная образовательная и экономическая политика) самым непосредственным образом влияют на процессы образования и воспитания взрослых через законодательство и инвестиции. Физиология предоставляет андрагогам знания о функционировании систем жизнедеятельности взрослых людей и особенностях их высшей нервной деятельности. Опираясь на эти данные, можно строить процессы образования и воспитания взрослых, оптимальным образом дозируя допустимые психофизиологические нагрузки. Социология, исследуя социальную среду, социальные отношения, закономерности построения социальных групп и сообществ, позволяет планировать и осуществлять процесс социализации личности, регулировать взаимоотношения в учебной группе (коллективе) и пр. Не менее значимы для андрагогики результаты исследований в культурологии, антропологии, акмеологии и др. Эти науки содействуют полноценному функционированию и развитию, как теории, так и практики андрагогики. Методология андрагогики. Методологическая компетентность позволяет андрагогу самостоятельно творчески решать мировоззренческие задачи теоретического или прикладного характера в разных сферах жизнедеятельности. Методологическая компетентность включает: —современные представления о феномене Человека как сложнейшей открытой космосоциоприродной системе, взаимодействующей с миром в разных планах бытия; —новое миропонимание, основанное на сопряжении «западной» и «восточной» культур, взаимодействие которых дает интегративный, полифонический взгляд на мир и место в нем человека; —представления о равноправности и равнозначности для культуры и индивидуального развития человека различных форм постижения действительности: науки, искусства, мифологии, философии, религии, народной культуры, техники и др.; —представления о развитии культуры и образовательного процесса как сложнейшем феномене, построенном на диалоге культур; — понимание образовательного процесса как открытой гибкой интегративной системы, развивающейся на основе теории деятельностного подхода, предполагающей развитие в образовательном процессе всех сфер личности: когнитивной, аксиологической, креативной, эмоциональной и др. Рассмотрим влияние философских моделей на методологию андрагогики. Отечественная андрагогика традиционно привержена материалистическим идеям (экономический детерминизм, материалистическая диалектика и пр.). Однако для науки, занимающейся развивающим влиянием на личность, более значимы новые методологические решения, выработанные такими философскими направлениями, как прагматизм, позитивизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм, бихевиоризм и др. Эти теории достаточно плодотворны, хотя и имеют отдельные спорные положения. Гуманистические (от лат. humanus — человеческий), или органические, теории исходят из уникальности человека и нацелены на максимальное раскрытие и развитие генетически заданного потенциала. К ним причисляют философские направления прагматизма, позитивизма, экзистенциализма. Человек, даже будучи объектом воздействия, должен выступать как активный субъект, оценивающий ситуацию и выбирающий способ поведения, поскольку несет всю ответственность за то, что с ним происходит. В центре — проблемы личности, ее развития, активности, автономности, самоактуализации и самосовершенствования, свободы выбора, ответственности и стремления к высшим ценностям. Для данных теории характерны индивидуальные программы обучения, ориентированные на самообразование. Так, К. Роджерс определил в качестве условия обучения «свободу образования», обусловленную конкретной жизненной ситуацией индивида и его потребностью в образовании. Прагматизм (от греч. pragma — деятельность, действие, дело) исходит из практической полезности знания как источника и главного критерия его истинности. Процесс воспитания и обучения строится, как это предлагал еще американский философ и педагог Дж. Дьюи (1859—1952), исходя из потребностей, интересов и способностей учащегося и на основе его практической деятельности. Цель обучения Дьюи видел в развитии общих и умственных способностей, разнообразных умений. Обучение — это не заучивание и воспроизведение готовых знаний, а их «открытие», «добывание» учащимся в ходе спонтанной деятельности. Структура процесса обучения воспроизводит исследовательское мышление. Основные постулаты: «заранее составленные учебные курсы не нужны»; «материал обучения нужно брать из опыта ребенка»; «ребенок должен определять как качество, так и количество обучения»; «обучение посредством делания». Подобные идеи активизируют познавательную деятельность и способствуют развитию мышления, умения решать проблемы. Однако сведение обучения к узкому и основанному на интересах детей практицизму, переоценка роли их спонтанной деятельности и следование за их интересами чреваты утратой системности, случайным отбором содержания обучения. Эти достаточно серьезные для педагогики недостатки нивелируются в андра-гогике. Философия прагматизма реализуется в подготовке личности не к жизни (поскольку она изменчива и непредсказуема), а к росту в практической сфере, развитию практического ума. Цель — создание условий свободного саморазвития индивидуальности, ее приспособляемости и выживаемости. При этом личность должна руководствоваться только своей пользой и выгодой, своими субъективными устремлениями. Любое мировоззрение может считаться истинным только в том случае, если оно кому-нибудь полезно. К.Д. Ушинский также высказывал идеи относительно связи обучения с производственной деятельностью взрослых обучающихся, реальности и практичности целей обучения, использования в обучении жизненного опыта обучающихся, наглядности и индивидуализации обучения взрослых, развивающего и непрерывного его характера. Главную задачу он видел в том, чтобы «пробудить умственные способности учеников к самодеятельности и сообщить им привычку к ней, указывая, где следует, дорогу, но не таская их на помочах», «развить... желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания» и «учиться всю жизнь». После некоторого охлаждения ученых и практиков к идеям прагматизма в 1970-е гг. они вновь востребованы и дополнены новыми принципами, в основе которых лежит отождествление воспитания и социализации личности. Так, неопрагматисты сводят воспитание к самоутверждению личности посредством индивидуализации. А. Маслоу видел источники развития личности не в обществе, а исключительно в самой личности, утверждал, что ее активности и оптимизму способствует свобода от контроля и критики со стороны окружения. Подобные идеи сохраняют сегодня лидирующее положение в педагогике и андрагогике передовых стран. Позитивизм (от лат.positivus — положительный) придает исключительное значение экспериментальному знанию («кредо объективизма»), использует методы естествоиспытателей, изучает факты, а не их причины, отказывается от ценностного подхода при анализе исследуемого материала. Представители неопозитивизма предлагают отделить воспитание от мировоззренческих идей, якобы мешающих «рациональному мышлению», единственно необходимому в эпоху научно-технического прогресса. Сегодня для андрагогики весьма значимы экзистенциалистские (от лат. existentia — существование) теории, которые исходят из приоритета бессознательной установки личности, ее внутреннего бытия (экзистенции), понимания уникальности и высшей ценности своего «я». Современная среда приводит к изолированности и унификации личности, нанося непоправимый ущерб ее нравственности. Экзистенциалистские теории объединены общим отрицанием целенаправленного внешнего воспитания, превращающего человека в «стадное животное», подавляющего его «я». В представлении теоретиков экзистенциализма воспитание нацелено на подсознание (настроение, чувства, импульсы, интуицию) человека, а сознание, интеллект, логика вторичны. Воспитатель должен ориентировать личность не на общество, его достижения, какую-либо деятельность, а на собственное «я» и личную ответственность за все принимаемые решения. Задача воспитателя — создать необходимые условия, помочь обучающемуся следовать собственным путем, отказаться от наставлений в пользу дружеского участия и пр. Последователи неотомизма (от лат. Thomas — Фома) — философского учения католицизма, основанного на взглядах Фомы Аквинского, — признавая объективность реальности, отказываются от научного познания мира как предопределенного Богом, ратуют за возвышение души над телесной оболочкой, считают приоритетным в воспитании духовное начало. Только познание Бога, утверждают они, дает «истинное образование» — приобщение к культуре, религиозные ценности. Не науке, а религии подвластно постичь цели воспитания. Основа воспитания, по французскому философу и педагогу Ж. Маритену (1882—1973), — общечеловеческие добродетели: гуманизм, честность, доброта, любовь к ближнему, самопожертвование и т.п., цель воспитания — смирение, терпение, непротивление Богу. Ближняя цель — христианское совершенствование человека, дальняя — забота о его жизни в потустороннем мире, о спасении души. Бихевиористическая (от англ. behavior — поведение) модель обращена на формирование посредством выработки поведенческих реакций «управляемого индивида» — гражданина, патриота, человека ответственного и дисциплинированного. Обязательным является наличие четких целей воспитания. Это позволяет с помощью учебных курсов вырабатывать определенные качества личности. Необихевиористы полагают необходимым создание атмосферы напряженной умственной деятельности, управляемой рациональными алгоритмами, стимулирование индивидуальной деятельности, конкуренции. «Индустриальный человек» должен обладать такими качествами, как деловитость, организованность, дисциплинированность, предприимчивость. Каждая из философских теорий имеет право на существование и использование в соответствии с конкретными условиями. Методы исследований в андрагогике опираются на методы общенаучные: —теоретические методы обработки эмпирических данных, построения и обоснования научных теорий (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, операции с понятиями, моделирование, мысленный эксперимент); —эмпирические способы сбора данных, получения и фиксации научных фактов (наблюдение, изучение продуктов деятельности, документов, опросы, социометрия, научный эксперимент и др.). К специальным научным методам исследования, также используемым в андрагогике, относятся математические методы, устанавливающие зависимость между явлениями посредством регистрации, ранжирования, шкалирования и пр.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2254; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |