КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исторические корни образования взрослых 2 страница
2.2. ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ Образование взрослых не простое дополнение или продолжение школьного образования, а особая система, базирующаяся на собственных принципах и функциях, имеющая свою структуру и организацию, новое содержание. Его главное назначение — помощь человеку в самоопределении и поиске адекватных способов самостоятельного разрешения любых проблем. Систему образования взрослых отличает: —государственно-общественный характер; — тесные связи с другими компонентами системы непрерывного образования; —базирование на андрагогике; —развитие рынка образовательных услуг; — развитие и сочетание различных форм управления (законодательной, административной, экономической и др.); — наличие специально подготовленных кадров (преподавателей, консультантов, администраторов, тьюторов, разработчиков программ обучения). Исчерпывающая характеристика образованию взрослых дана ЮНЕСКО: «Выражение „образование взрослых" означает весь комплекс организованных процессов образования, формальных или иных, продолжающих или восполняющих образование, получаемое в школах, вузах, а также практическое обучение. Благодаря им лица, рассматриваемые в качестве взрослых обществом, частью которого они являются, развивают свои способности, обогащают знания, улучшают техническую профессиональную квалификацию или получают новую ориентацию и изменяют взгляды или поведение в двойной перспективе — всестороннего личного развития и участия в сбалансированном и независимом социальном, экономическом и культурном развитии; образование взрослых не может, однако, рассматриваться само по себе: оно является подразделом, неотъемлемой частью общей системы непрерывного образования и обучения. Условно выделяют следующие четыре направления образования взрослых: 1) компенсаторное — ликвидация пробелов в общеобразовательных знаниях, предоставление повторной возможности получения систематического образования на уровне средней школы; 2) удовлетворяющее образовательные потребности — пропаганда научных знаний и культуры, просвещение в вопросах семьи и брака, охраны здоровья, организации досуга и «образования для третьего возраста»; 3) «развитие общины через образование» — активизация средствами образования участия населения в экономической, политической и культурной жизни общества, а также координация использования разнообразных местных ресурсов (района, города и пр.) для образования, а следовательно, для активизации социальной среды; 4) профессиональное — получение желающими профессиональной квалификации. Основные требования к системе образования взрослых обеспечивают: — прогностичностъ, т.е. принципиальную ориентированность на динамичные изменения социально-экономической и производственной среды и вариативные образовательные потребности населения; — вариативность — многообразие образовательных услуг в соответствии с образовательными потребностями личности; — адаптивность, способствующую гибкой переориентации содержания, форм и методов обучения, создающую большие возможности оперативного перепрофилирования и переподготовки кадров для работы в рыночных структурах и удовлетворения индивидуальных запросов личности; — доступность как важнейшее условие государственной гарантии прав граждан на образование. В системе образования взрослых на современном этапе выделяют следующие направления: общекультурное (ликвидация элементарной неграмотности или расширение общего образования); профессиональное (получение профессии, повышение квалификации, ликвидация функциональной неграмотности, переподготовка на всех уровнях: начальном, среднем, высшем, послевузовском); дополнительное (дополнительные неформальные образовательные программы и услуги для более продуктивных занятий граждан по интересам). Интеграция общекультурного и профессионального образования расширяет возможности самоопределения и духовного развития личности, осмысления своего места в социуме, повышает профессиональную компетентность взрослых и вместе с тем помогает им понять процессы, происходящие в обществе, преодолеть мифологизированное сознание. Как сфера культуры интегрированное образование развивает творческие силы и самостоятельность людей, улучшает их коммуникативные способности. Приоритетными являются не готовые знания по той или иной науке, а методы и средства их получения. Социальное, экономическое и политическое образование готовит граждан к участию в демократическом процессе, к управлению делами общества на всех уровнях, пониманию доктрин и теорий, избирательному и критическому подходу к получаемой информации. Образование в области культуры не должно «прививать» какой-либо образец для подражания, сложившийся в представлении определенных слоев общества. Его цель — способствовать формированию у человека или группы людей собственного отношения к культурным ценностям — лучшим образцам мировой культуры, языку, культуре мышления и чувствования, деятельности и общения. Формы и типы образования взрослых. Современное разнообразие форм образования взрослых с трудом поддается классификации. С учетом потребностей и возможностей личности и в соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении с отрывом от производства, без отрыва от производства, в форме семейного образования, самообразования и экстерната. При этом допускается сочетание различных форм получения образования. Большое распространение получили дневное, вечернее обучение, в период отпусков, заочное с использованием СМИ, технических возможностей. Образование взрослых имеет разные формы управления: государственные, общественные, частные. Типы обучения (по терминологии ЮНЕСКО) представлены в виде формального, внеформального и неформального образования. Формальное образование происходит в предназначенных для этого учреждениях специально подготовленным персоналом, ведет к получению общепризнанного документа об образовании, систематизированных знаний, умений, навыков и качеств, характеризуется целенаправленной работой обучающихся. В рамках формального образования можно получить: —общее среднее образование — в вечерних (семейных) средних школах; —профессионально-техническое образование — в вечерних и дневных с вечерними отделениями профессионально-технических училищах, а также на профессионально-технических курсах обучения различным видам длительности; —среднее профессиональное образование — в заочных средних профессиональных учебных заведениях и на вечерних и заоч- ных отделениях дневных средних профессиональных учебных заведений; —высшее образование — в заочных и дневных с вечерними и заочными отделениями высших учебных заведениях; —последипломное обучение (повышение квалификации) специалистов с высшим и средним профессиональным образованием — в институтах, на факультетах и курсах переподготовки и повышения квалификации как самостоятельных, так и при обычных высших учебных заведениях. Неформальное образование (дополнительное) — неорганизованное обучение, не обладающее ни одним из вышеназванных признаков. В его рамках проводятся профессионально направленные и общекультурные курсы обучения в народных университетах, центрах непрерывного образования и центрах образования взрослых, в лекториях (в том числе в обществе «Знание»), на всевозможных курсах интенсивного обучения, во дворцах и домах культуры, клубах, музеях, библиотеках, подразделениях творческих союзов, научно-технических и спортивных организациях, а также с помощью СМИ. Роль и значение дополнительного образования определяются, во-первых, необходимостью повышения образовательного потенциала взрослого населения, диктуемой потребностью в адаптации к новым условиям труда; во-вторых, личностными образовательными потребностями, стремлением к повышению своего не только образовательного, но и общекультурного уровня, к занятиям по интересам с учетом способностей, мотивов и ценностных ориентации личности. Неформальное образование взрослых характеризуется высокой степенью неопределенности и невниманием со стороны государства. Оно не имеет правового, финансового, организационного, материально-технического, кадрового и научно-методического обеспечения. Материальные трудности подорвали его еще больше. Неоправданно мало внимания уделяется ему и в Законе РФ «Об образовании». Дополнительное образование обладает некоторыми устойчивыми характеристиками: вариативность программ по целям, срокам, формам и режимам обучения, наличие, как государственных образовательных учреждений, так и работающих на коммерческой (или благотворительной) основе, тенденции к саморазвитию, экспериментированию. Эта система компенсирует многие недостатки стандартной регулярной системы образования, она более открыта для различных категорий обучающихся, предоставляет им большую свободу, заинтересована в сохранении своего контингента, отличается гибким режимом обучения. Предельная конкретизация целей обучения в учебных заведениях неформального типа требует изучения тех знаний, умений, навыков, компонентов творческой деятельности, которыми хотят овладеть обучающиеся. Занятые в этой системе должны выявить ожидания обучающихся — компенсация пробелов базового образования, углубление знаний и умений в соответствующей области либо приобретение новых знаний. Для этого могут быть использованы «входной» контроль, психодиагностические методики, тесты и другие способы объективных диагностик и анализа исходного состояния знаний обучающихся. Очевидно, что в каждом случае требуется свой подход, однако уже на начальном этапе это позволяет сгруппировать обучающихся по характеру их познавательных интересов. Содержание обучения в системе неформального образования должно отражать новейшие достижения в соответствующей отрасли, а по возможности (особенно в технических отраслях знания) и опережать достигнутый производственно-технический уровень. Избранные методы обучения призваны активизировать познавательную деятельность на основе индивидуального подхода и с опорой на жизненный и профессиональный опыт каждого обучающегося. Желательно использовать новейшую информационную и видеотехнику, тренажеры, динамические модели и другие средства, стимулирующие поисковую и исследовательскую деятельность. Организационные формы обучения должны рационально сочетать индивидуальные, групповые и коллективные способы взаимодействия преподавателя и стажеров. Результаты обучения нужно оценивать по конечным и отдаленным результатам, т.е. по реализации полученных знаний, умений, навыков, а также приобретенного творческого опыта в трудовой деятельности. Поэтому так важна постоянная обратная связь с выпускниками учебных заведений. Их мнение о качестве полученного образования — лучшая экспертная оценка воспитательно-образовательного процесса. Для современного состояния образования характерно многообразие организационных форм: открытое дистанционное, заочное образование, обучение по переписке, обучение дома, самообучение, индивидуальное обучение и др. Пока нельзя сказать, что за каждым термином закреплена вполне конкретная форма организации обучения. Так, если открытость обеспечивает свободу входа в систему (поступление без вступительных испытаний), выбор видов обучения, взаимоотношений с преподавателями, то нельзя отказать в этих же свойствах и дистанционному обучению или самообучению. Зачастую все многообразие организации учебно-воспитательного процесса в образовании взрослых упрощенно группируют по признаку принадлежности к школе: «школьные» и «внешкольные». Внешкольные социальные институты образования взрослых представляют каналы массовой коммуникации (радио, телевидение, печать); учреждения культуры (библиотеки, клубы, лектории, университеты культуры и т.д.); система профессионально-технического обучения на предприятиях и в хозяйствах, в том числе и система повышения квалификации; система курсовой подготовки, в том числе и хозрасчетные организации (например, курсы иностранных языков). Сюда же можно отнести индивидуальные формы внешкольной деятельности, такие как политехническое и экономическое образование и самообразование. Несмотря на большие потенциальные возможности внешкольных учреждений, реально они ведомственно разрозненны, оторваны от сферы народного образования. Школьные формы образования взрослых имели в недавнем прошлом некоторое разнообразие — вечерние образовательные школы и обучение на базе дневных школ (распространено в сельской местности), а также центры образования взрослых. Вечерние школы долгое время выполняли функцию социальной реабилитации для не закончивших общеобразовательную школу. Ее основной контингент — молодежь с низким уровнем знаний и умений, неразвитой мотивацией учения. Эти образовательные учреждения отвечали исторически сложившейся ситуации в образовании. Их заслуги неоспоримы, поскольку через вечерние школы прошли миллионы трудящихся. Однако они не охватывали весь спектр образовательных потребностей взрослых людей. На состоянии вечерних школ негативно сказались падение их престижа, серьезные кадровые проблемы, трудный контингент учащихся, перенос педагогических методов на взрослую аудиторию. Все это, а также неразвитость андрагогики и недостаточная информированность о реальных делах и задачах школ для взрослых проявились в кризисе 1980-х гг. — их массовом закрытии, уничтожении материальной и методической базы, перетасовывании педагогических коллективов. Независимо от качества работы вечерние школы практически были уничтожены. Появившиеся в 1970-х гг. центры образования взрослых (ЦОВ), по сути, интегрировали школьные и внешкольные учреждения. Это пример демократизации и раскрепощения обучения, модель образовательной структуры, удовлетворяющей и, что особенно ценно, формирующей потребности взрослых в обучении. ЦОВ стали многопрофильными образовательными учреждениями, осуществляющими общее образование в тесной связи с профессиональным обучением и общекультурным развитием личности. ЦОВ в отличие от вечерних школ осуществляли помимо общеобразовательной профессиональную подготовку и переподготовку, в том числе для профессионального роста (подготовка в вузы и техникумы, консультации студентов-заочников). Они предоставляли всем желающим возможность обновить свои знания, обеспечивали педагогический всеобуч. Основные функции ЦОВ: социально-образовательная, социально-воспитательная и социально-профилактическая (вызванная морально-психологическими аспектами подготовки к жизненным переменам - созданию семьи, рождению ребенка, выходу на пенсию), адаптационная (готовит личность к новым ролевым функциям, в том числе и профессиональным), реабилитационная (углубляет социально-воспитательную работу с лицами, накопившими негативный учебный, производственный, житейский и пр. опыт, формирует потребность в образовании). Новый тип школы потребовал преподавателя нового типа, организатора и инициатора введения новых форм обучения, вовлекающего новые контингента обучающихся, не ограничивающегося рамками учебного предмета, ориентированного на работу вне школы, в гуще жизни, с разными слоями населения, в различных обстоятельствах. Высшее образование без отрыва от производства обычно проходит в форме заочного или вечернего обучения. Так, завод-втуз позволяет получить теоретическую и производственную подготовку в должностях последовательно от рабочего до инженера. Специфика организации образования без отрыва от производства заключается в следующем: — квалификационная характеристика специальности представляет собой исходный документ, определяющий требования к специалисту, согласованный с заказчиком — соответствующей отраслью народного хозяйства; — учебные планы и содержание учебных курсов строятся с учетом требований андрагогики, возрастной физиологии и реального бюджета времени студентов-заочников. Используются так называемые сквозные программы специальности (исключающие дублирование и обеспечивающие непрерывность получения фундаментальных знаний), технологические карты учебных дисциплин, учебно-методические комплексы; — очное обучение проходит в форме тематических консультаций, собеседований, семинаров, контроля за ходом усвоения материала в процессе самостоятельной работы студентов; — самостоятельная работа — основа обучения (80%), реализуется с помощью методических указаний и контрольных заданий по каждой дисциплине. Особенности внутрифирменного обучения заключаются в учете различий обучающихся (по возрасту, полу, уровню общего и профессионального образования, социальному статусу, мотивации к обучению), в гибком реагировании на требования научно-технического прогресса и работодателей (к уровню квалификации, компетентности, личностным качествам работников), в сравнительной краткосрочности и интенсивности обучения. Система внутрифирменного обучения сглаживает естественные диспропорции в производстве, содействует развитию внутренних рынков труда, формирует конкурентоспособные кадры, позволяет прогнозировать количественный и качественный состав работников, подлежащих высвобождению, осуществляет переподготовку при сокращении рабочих мест (в том числе и при содействии служб занятости) или под новые рабочие места. Она позволяет своим работникам получить подготовку, переподготовку и развитие, предоставляет услуги по профессиональной ориентации, профессиональному отбору (подбору) кадров, в том числе по формам, методам и уровням обучения (переквалификации), уделяя особое внимание молодежи до 20 лет, людям старших возрастов, со слабым здоровьем, женщинам с малолетними детьми, выпускникам специальных учебных заведений. Все это комплексно реализуется в учебно-программной документации. Самообразование взрослых. Сегодня отмечают некоторые сдвиги в определении места, роли, значения самообразования в деятельности человека, отразившиеся на сути понятия «учись учиться», на процессе формирования готовности к непрерывному образованию. Самообразование в объективных условиях развития общества, науки и культуры пролонгировано на весь период жизни взрослого индивида и приобретает массовый характер. В 1970-е годы самообразование развивалось в форме политического самообразования; углубленного изучения отдельных учебных предметов, согласно склонностям, интересам, жизненным планам; ознакомления с понравившейся профессией и подготовкой к ней; развития своих способностей (эстетических, спортивных и т.д.); любительских занятий (автоделом, компьютером и др.); самовоспитания нравственности и формирования характера. Самообразование сегодня дополняет основное занятие, происходит по собственной инициативе (как в целом, так и в отношении содержания, объема, источников, форм и времени) и при поддержке и помощи специалистов образовательного учреждения. Оно предполагает значительные волевые усилия, высокую сознательность, организованность под влиянием сильных мотиваторов (моральных, материальных, познавательных) и, что очень важно, стремление к творческому применению получаемых знаний. Эффективному самообразованию способствуют: —осознание личностью социально детерминированной потребности в дополнительных знаниях и придание им личностного смысла; —наличие необходимого уровня интеллектуального развития; —овладение умениями и навыками самообразования (интеллектуальными, самоменеджмента и пр.); — наличие мотивации, адекватной уровню и типу обучения. Профессиональное образование безработных граждан и незанятого населения. В рыночных условиях в образовании взрослых сформировалось новое направление — профессиональная подготовка и переподготовка незанятого населения: инвалидов, безработных, уволенных с военной службы, выпускников общеобразовательных учреждений, граждан, впервые ищущих работу, и т.п. Это одно из основных направлений деятельности органов занятости населения. Обучение производится в учебных центрах службы занятости или в иных образовательных учреждениях (профессионального и дополнительного образования). Система профессионального образования безработных граждан и незанятого населения призвана разрешать противоречия между: —потребностями общества в мобильности рабочей силы и фактическим состоянием профессиональных знаний, умений и навыков трудящихся; —спросом на рабочую силу и предложением; —объемами и профилями подготовки рабочих и специалистов в профессиональных образовательных учреждениях разного уровня и потребностями экономики; —профессионально-квалификационной структурой рабочей силы и обеспечением эффективной занятости населения.Его цель — повысить конкурентоспособность этой категории взрослых на рынке труда. Вместе с тем зачастую спектр образовательных возможностей центров занятости населения не соответствует запросам клиентов. В этом случае желание безработного в выборе специальности и учебного заведения в расчет не принимается. Если срок получения профессии, специальности, по которой обучается высвобождаемый работник, составляет более двух месяцев, то по их истечении он, будучи уволенным, регистрируется в установленном порядке в службе занятости, получает статус безработного и продолжает опережающее профессиональное обучение. Учебные центры службы занятости могут реализовать функцию межфирменных профессиональных образовательных учреждений. Профессиональное образование безработных основано на следующих принципах: - развитие активности клиента и его ответственности за самостоятельно принимаемые Решения на последующем трудовом пути; - комплексный подход при изучении особенностей клиента; - индивидуальный подход к клиенту - содействие осознанию им собственных интересов и склонностей, их учет без навязывания суждений и оценок; - ориентация на формирование трудовой мобильности клиента, адекватной смене рабочего места и перемене профессии; - разумная достаточность проводимых мероприятий для разрешения проблем клиента; - адаптивность, гибкость при выборе процедур работы с клиентом.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |