Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические корни образования взрослых 2 страница




2.2. ОСНОВЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Образование взрослых не простое дополнение или продолжение школьного образования, а особая система, базирующаяся на собствен­ных принципах и функциях, имеющая свою структуру и организацию, новое содержание. Его главное назначение — помощь человеку в само­определении и поиске адекватных способов самостоятельного разре­шения любых проблем.

Систему образования взрослых отличает:

—государственно-общественный характер;

— тесные связи с другими компонентами системы непрерывного образования;

—базирование на андрагогике;

—развитие рынка образовательных услуг;

— развитие и сочетание различных форм управления (законода­тельной, административной, экономической и др.);

— наличие специально подготовленных кадров (преподавателей, консультантов, администраторов, тьюторов, разработчиков программ обучения).

Исчерпывающая характеристика образованию взрослых дана ЮНЕСКО: «Выражение „образование взрослых" означает весь ком­плекс организованных процессов образования, формальных или иных, продолжающих или восполняющих образование, получаемое в школах, вузах, а также практическое обучение. Благодаря им лица, рассматриваемые в качестве взрослых обществом, частью которого они являются, развивают свои способности, обогащают знания, улучшают техническую профессиональную квалификацию или получают новую ориентацию и изменяют взгляды или поведение в двойной перспекти­ве — всестороннего личного развития и участия в сбалансированном и независимом социальном, экономическом и культурном развитии; образование взрослых не может, однако, рассматриваться само по себе: оно является подразделом, неотъемлемой частью общей системы непре­рывного образования и обучения.

Условно выделяют следующие четыре направления образования взрослых:

1) компенсаторное — ликвидация пробелов в общеобразователь­ных знаниях, предоставление повторной возможности получе­ния систематического образования на уровне средней школы;

2) удовлетворяющее образовательные потребности — пропаганда научных знаний и культуры, просвещение в вопросах семьи и брака, охраны здоровья, организации досуга и «образования для третьего возраста»;

3) «развитие общины через образование» — активизация сред­ствами образования участия населения в экономической, по­литической и культурной жизни общества, а также координа­ция использования разнообразных местных ресурсов (района, города и пр.) для образования, а следовательно, для активизации социальной среды;

4) профессиональное — получение желающими профессиональ­ной квалификации.

Основные требования к системе образования взрослых обеспе­чивают:

прогностичностъ, т.е. принципиальную ориентированность на динамичные изменения социально-экономической и производ­ственной среды и вариативные образовательные потребности населения;

вариативность — многообразие образовательных услуг в соот­ветствии с образовательными потребностями личности;

адаптивность, способствующую гибкой переориентации со­держания, форм и методов обучения, создающую большие воз­можности оперативного перепрофилирования и переподготов­ки кадров для работы в рыночных структурах и удовлетворения индивидуальных запросов личности;

доступность как важнейшее условие государственной гарантии прав граждан на образование.

В системе образования взрослых на современном этапе выделяют следующие направления: общекультурное (ликвидация элементарной неграмотности или расширение общего образования); профессиональное (получение профессии, повышение квалификации, ликвидация функ­циональной неграмотности, переподготовка на всех уровнях: начальном, среднем, высшем, послевузовском); дополнительное (дополнительные неформальные образовательные программы и услуги для более про­дуктивных занятий граждан по интересам).

Интеграция общекультурного и профессионального образования расширяет возможности самоопределения и духовного развития лично­сти, осмысления своего места в социуме, повышает профессиональную компетентность взрослых и вместе с тем помогает им понять процессы, происходящие в обществе, преодолеть мифологизированное сознание. Как сфера культуры интегрированное образование развивает творческие силы и самостоятельность людей, улучшает их коммуникативные способности. Приоритетными являются не готовые знания по той или иной науке, а методы и средства их получения.

Социальное, экономическое и политическое образование готовит граждан к участию в демократическом процессе, к управлению делами общества на всех уровнях, пониманию доктрин и теорий, избиратель­ному и критическому подходу к получаемой информации.

Образование в области культуры не должно «прививать» какой-либо образец для подражания, сложившийся в представлении опреде­ленных слоев общества. Его цель — способствовать формированию у человека или группы людей собственного отношения к культурным ценностям — лучшим образцам мировой культуры, языку, культуре мышления и чувствования, деятельности и общения.

Формы и типы образования взрослых. Современное разнообра­зие форм образования взрослых с трудом поддается классификации.

С учетом потребностей и возможностей личности и в соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательные программы осваива­ются в следующих формах: в образовательном учреждении с отрывом от производства, без отрыва от производства, в форме семейного образо­вания, самообразования и экстерната. При этом допускается сочетание различных форм получения образования. Большое распространение получили дневное, вечернее обучение, в период отпусков, заочное с ис­пользованием СМИ, технических возможностей. Образование взрослых имеет разные формы управления: государственные, общественные, частные.

Типы обучения (по терминологии ЮНЕСКО) представлены в виде формального, внеформального и неформального образования.

Формальное образование происходит в предназначенных для этого учреждениях специально подготовленным персоналом, ведет к получе­нию общепризнанного документа об образовании, систематизированных знаний, умений, навыков и качеств, характеризуется целенаправленной работой обучающихся. В рамках формального образования можно по­лучить:

—общее среднее образование — в вечерних (семейных) средних школах;

—профессионально-техническое образование — в вечерних и днев­ных с вечерними отделениями профессионально-технических училищах, а также на профессионально-технических курсах обучения различным видам длительности;

—среднее профессиональное образование — в заочных средних профессиональных учебных заведениях и на вечерних и заоч-

ных отделениях дневных средних профессиональных учебных заведений;

—высшее образование — в заочных и дневных с вечерними и за­очными отделениями высших учебных заведениях;

—последипломное обучение (повышение квалификации) спе­циалистов с высшим и средним профессиональным образова­нием — в институтах, на факультетах и курсах переподготовки и повышения квалификации как самостоятельных, так и при обычных высших учебных заведениях.

Неформальное образование (дополнительное) — неорганизованное обучение, не обладающее ни одним из вышеназванных признаков. В его рамках проводятся профессионально направленные и общекультурные курсы обучения в народных университетах, центрах непрерывного об­разования и центрах образования взрослых, в лекториях (в том числе в обществе «Знание»), на всевозможных курсах интенсивного обучения, во дворцах и домах культуры, клубах, музеях, библиотеках, подраз­делениях творческих союзов, научно-технических и спортивных органи­зациях, а также с помощью СМИ. Роль и значение дополнительного образования определяются, во-первых, необходимостью повышения образовательного потенциала взрослого населения, диктуемой потреб­ностью в адаптации к новым условиям труда; во-вторых, личностными образовательными потребностями, стремлением к повышению своего не только образовательного, но и общекультурного уровня, к занятиям по интересам с учетом способностей, мотивов и ценностных ориентации личности.

Неформальное образование взрослых характеризуется высокой степенью неопределенности и невниманием со стороны государства. Оно не имеет правового, финансового, организационного, материально-технического, кадрового и научно-методического обеспечения. Мате­риальные трудности подорвали его еще больше. Неоправданно мало внимания уделяется ему и в Законе РФ «Об образовании».

Дополнительное образование обладает некоторыми устойчивыми характеристиками: вариативность программ по целям, срокам, формам и режимам обучения, наличие, как государственных образовательных учреждений, так и работающих на коммерческой (или благотворитель­ной) основе, тенденции к саморазвитию, экспериментированию. Эта система компенсирует многие недостатки стандартной регулярной системы образования, она более открыта для различных категорий обучающихся, предоставляет им большую свободу, заинтересована в со­хранении своего контингента, отличается гибким режимом обучения.

Предельная конкретизация целей обучения в учебных заведениях неформального типа требует изучения тех знаний, умений, навыков, компонентов творческой деятельности, которыми хотят овладеть обуча­ющиеся. Занятые в этой системе должны выявить ожидания обуча­ющихся — компенсация пробелов базового образования, углубление знаний и умений в соответствующей области либо приобретение новых знаний. Для этого могут быть использованы «входной» контроль, психо­диагностические методики, тесты и другие способы объективных диагно­стик и анализа исходного состояния знаний обучающихся. Очевидно, что в каждом случае требуется свой подход, однако уже на начальном этапе это позволяет сгруппировать обучающихся по характеру их позна­вательных интересов.

Содержание обучения в системе неформального образования должно отражать новейшие достижения в соответствую­щей отрасли, а по возможности (особенно в технических отраслях зна­ния) и опережать достигнутый производственно-технический уровень. Избранные методы обучения призваны активизировать познавательную деятельность на основе индивидуального подхода и с опорой на жиз­ненный и профессиональный опыт каждого обучающегося. Желательно использовать новейшую информационную и видеотехнику, тренажеры, динамические модели и другие средства, стимулирующие поисковую и исследовательскую деятельность. Организационные формы обучения должны рационально сочетать индивидуальные, групповые и коллек­тивные способы взаимодействия преподавателя и стажеров. Результаты обучения нужно оценивать по конечным и отдаленным результатам, т.е. по реализации полученных знаний, умений, навыков, а также при­обретенного творческого опыта в трудовой деятельности. Поэтому так важна постоянная обратная связь с выпускниками учебных заведений. Их мнение о качестве полученного образования — лучшая экспертная оценка воспитательно-образовательного процесса.

Для современного состояния образования характерно много­образие организационных форм: открытое дистанционное, заочное образование, обучение по переписке, обучение дома, самообучение, индивидуальное обучение и др. Пока нельзя сказать, что за каждым термином закреплена вполне конкретная форма организации обучения. Так, если открытость обеспечивает свободу входа в систему (поступле­ние без вступительных испытаний), выбор видов обучения, взаимоот­ношений с преподавателями, то нельзя отказать в этих же свойствах и дистанционному обучению или самообучению.

Зачастую все многообразие организации учебно-воспитательного процесса в образовании взрослых упрощенно группируют по признаку принадлежности к школе: «школьные» и «внешкольные».

Внешкольные социальные институты образования взрослых пред­ставляют каналы массовой коммуникации (радио, телевидение, печать); учреждения культуры (библиотеки, клубы, лектории, университеты культуры и т.д.); система профессионально-технического обучения на предприятиях и в хозяйствах, в том числе и система повышения ква­лификации; система курсовой подготовки, в том числе и хозрасчетные организации (например, курсы иностранных языков). Сюда же можно отнести индивидуальные формы внешкольной деятельности, такие как политехническое и экономическое образование и самообразова­ние. Несмотря на большие потенциальные возможности внешкольных учреждений, реально они ведомственно разрозненны, оторваны от сферы народного образования.

Школьные формы образования взрослых имели в недавнем про­шлом некоторое разнообразие — вечерние образовательные школы и об­учение на базе дневных школ (распространено в сельской местности), а также центры образования взрослых. Вечерние школы долгое время выполняли функцию социальной реабилитации для не закончивших общеобразовательную школу. Ее основной контингент — молодежь с низким уровнем знаний и умений, неразвитой мотивацией учения. Эти образовательные учреждения отвечали исторически сложившейся ситу­ации в образовании. Их заслуги неоспоримы, поскольку через вечерние школы прошли миллионы трудящихся. Однако они не охватывали весь спектр образовательных потребностей взрослых людей. На состоянии вечерних школ негативно сказались падение их престижа, серьезные кадровые проблемы, трудный контингент учащихся, перенос педагоги­ческих методов на взрослую аудиторию. Все это, а также неразвитость андрагогики и недостаточная информированность о реальных делах и задачах школ для взрослых проявились в кризисе 1980-х гг. — их массовом закрытии, уничтожении материальной и методической базы, перетасовывании педагогических коллективов. Независимо от качества работы вечерние школы практически были уничтожены.

Появившиеся в 1970-х гг. центры образования взрослых (ЦОВ), по сути, интегрировали школьные и внешкольные учреждения. Это при­мер демократизации и раскрепощения обучения, модель образователь­ной структуры, удовлетворяющей и, что особенно ценно, формирующей потребности взрослых в обучении. ЦОВ стали многопрофильными образовательными учреждениями, осуществляющими общее образова­ние в тесной связи с профессиональным обучением и общекультурным развитием личности.

ЦОВ в отличие от вечерних школ осуществляли помимо общеоб­разовательной профессиональную подготовку и переподготовку, в том

числе для профессионального роста (подготовка в вузы и техникумы, консультации студентов-заочников). Они предоставляли всем же­лающим возможность обновить свои знания, обеспечивали педагоги­ческий всеобуч. Основные функции ЦОВ: социально-образовательная, социально-воспитательная и социально-профилактическая (вызванная морально-психологическими аспектами подготовки к жизненным переменам - созданию семьи, рождению ребенка, выходу на пенсию), адаптационная (готовит личность к новым ролевым функциям, в том числе и профессиональным), реабилитационная (углубляет социально-воспитательную работу с лицами, накопившими негативный учебный, производственный, житейский и пр. опыт, формирует потребность в образовании).

Новый тип школы потребовал преподавателя нового типа, орга­низатора и инициатора введения новых форм обучения, вовлекающего новые контингента обучающихся, не ограничивающегося рамками учеб­ного предмета, ориентированного на работу вне школы, в гуще жизни, с разными слоями населения, в различных обстоятельствах.

Высшее образование без отрыва от производства обычно прохо­дит в форме заочного или вечернего обучения. Так, завод-втуз позволяет получить теоретическую и производственную подготовку в должностях последовательно от рабочего до инженера.

Специфика организации образования без отрыва от производства заключается в следующем:

квалификационная характеристика специальности представля­ет собой исходный документ, определяющий требования к спе­циалисту, согласованный с заказчиком — соответствующей отраслью народного хозяйства;

учебные планы и содержание учебных курсов строятся с учетом требований андрагогики, возрастной физиологии и реального бюджета времени студентов-заочников. Используются так на­зываемые сквозные программы специальности (исключающие дублирование и обеспечивающие непрерывность получения фундаментальных знаний), технологические карты учебных дисциплин, учебно-методические комплексы;

очное обучение проходит в форме тематических консультаций, собеседований, семинаров, контроля за ходом усвоения мате­риала в процессе самостоятельной работы студентов;

самостоятельная работа — основа обучения (80%), реализуется с помощью методических указаний и контрольных заданий по каждой дисциплине.

Особенности внутрифирменного обучения заключаются в учете различий обучающихся (по возрасту, полу, уровню общего и профессио­нального образования, социальному статусу, мотивации к обучению), в гибком реагировании на требования научно-технического прогресса и работодателей (к уровню квалификации, компетентности, личностным качествам работников), в сравнительной краткосрочности и интенсив­ности обучения.

Система внутрифирменного обучения сглаживает естественные диспропорции в производстве, содействует развитию внутренних рынков труда, формирует конкурентоспособные кадры, позволяет прогнозировать количественный и качественный состав работников, подлежащих высвобождению, осуществляет переподготовку при сокра­щении рабочих мест (в том числе и при содействии служб занятости) или под новые рабочие места. Она позволяет своим работникам полу­чить подготовку, переподготовку и развитие, предоставляет услуги по профессиональной ориентации, профессиональному отбору (подбору) кадров, в том числе по формам, методам и уровням обучения (пере­квалификации), уделяя особое внимание молодежи до 20 лет, людям старших возрастов, со слабым здоровьем, женщинам с малолетними детьми, выпускникам специальных учебных заведений.

Все это комплексно реализуется в учебно-программной докумен­тации.

Самообразование взрослых. Сегодня отмечают некоторые сдвиги в определении места, роли, значения самообразования в деятельности человека, отразившиеся на сути понятия «учись учиться», на процессе формирования готовности к непрерывному образованию. Самообразо­вание в объективных условиях развития общества, науки и культуры пролонгировано на весь период жизни взрослого индивида и приоб­ретает массовый характер.

В 1970-е годы самообразование развивалось в форме политиче­ского самообразования; углубленного изучения отдельных учебных предметов, согласно склонностям, интересам, жизненным планам; озна­комления с понравившейся профессией и подготовкой к ней; развития своих способностей (эстетических, спортивных и т.д.); любительских занятий (автоделом, компьютером и др.); самовоспитания нравствен­ности и формирования характера.

Самообразование сегодня дополняет основное занятие, происходит по собственной инициативе (как в целом, так и в отношении содержа­ния, объема, источников, форм и времени) и при поддержке и помощи

специалистов образовательного учреждения. Оно предполагает значи­тельные волевые усилия, высокую сознательность, организованность под влиянием сильных мотиваторов (моральных, материальных, позна­вательных) и, что очень важно, стремление к творческому применению получаемых знаний. Эффективному самообразованию способствуют:

—осознание личностью социально детерминированной потреб­ности в дополнительных знаниях и придание им личностного смысла;

—наличие необходимого уровня интеллектуального развития;

—овладение умениями и навыками самообразования (интеллек­туальными, самоменеджмента и пр.);

— наличие мотивации, адекватной уровню и типу обучения. Профессиональное образование безработных граждан и не­занятого населения. В рыночных условиях в образовании взрослых сформировалось новое направление — профессиональная подготовка и переподготовка незанятого населения: инвалидов, безработных, уволенных с военной службы, выпускников общеобразовательных учреждений, граждан, впервые ищущих работу, и т.п. Это одно из основных направлений деятельности органов занятости населения. Обучение производится в учебных центрах службы занятости или в иных образовательных учреждениях (профессионального и допол­нительного образования).

Система профессионального образования безработных граждан и незанятого населения призвана разрешать противоречия между:

—потребностями общества в мобильности рабочей силы и фак­тическим состоянием профессиональных знаний, умений и на­выков трудящихся;

—спросом на рабочую силу и предложением;

—объемами и профилями подготовки рабочих и специалистов в профессиональных образовательных учреждениях разного уровня и потребностями экономики;

—профессионально-квалификационной структурой рабочей силы и обеспечением эффективной занятости населения.Его цель — повысить конкурентоспособность этой категории взрослых на рынке труда. Вместе с тем зачастую спектр образовательных возможностей центров занятости населения не соответствует запросам клиентов. В этом случае желание безработного в выборе специальности и учебного заведения в расчет не принимается.

Если срок получения профессии, специальности, по которой обуча­ется высвобождаемый работник, составляет более двух месяцев, то по их истечении он, будучи уволенным, регистрируется в установленном

порядке в службе занятости, получает статус безработного и продолжает опережающее профессиональное обучение. Учебные центры службы занятости могут реализовать функцию межфирменных профессиональ­ных образовательных учреждений.

Профессиональное образование безработных основано на следую­щих принципах:

- развитие активности клиента и его ответственности за само­стоятельно принимаемые Решения на последующем трудовом пути;

- комплексный подход при изучении особенностей клиента;

- индивидуальный подход к клиенту - содействие осознанию им собственных интересов и склонностей, их учет без навязывания суждений и оценок;

- ориентация на формирование трудовой мобильности клиента, адекватной смене рабочего места и перемене профессии;

- разумная достаточность проводимых мероприятий для раз­решения проблем клиента;

- адаптивность, гибкость при выборе процедур работы с кли­ентом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.