КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Андрагога и педагога
Сравнение сфер профессиональной деятельности РОЛЬ АНДРАГОГА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К АНДРАГОГУ
Мы часто, даже не осознавая этого, выступаем в роли «андрагога», делясь своими знаниями и представлениями, оказывая влияние на других людей — на членов семьи, друзей, сотрудников. Андрагогические функции реализуются также и в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Так, любой менеджер, организуя деятельность других людей, должен их обучать, оказывать влияние. В настоящее время бытовые и полупрофессиональные образовательные роли и функции оформились в виде профессиональной деятельности андрагога. Наблюдается рост востребованности специалистов, знающих, как «настроить» взрослого человека на постоянное развитие и самосовершенствование. Компетентная помощь взрослым в обучении требуется практически в любом виде деятельности. Следовательно, востребованность профессии андрагога не только актуальна, но и перспективна. Эта потребность с течением времени будет только возрастать, так как молодежи Необходимы профессиональные знания и умения, взрослым — модернизация и адаптация образовательного багажа и социальных ролей, пожилые испытывают потребность в знаниях и умениях, характерных для нового периода жизни. Вместе с тем человеку, избравшему профессию андрагога, следует четко представлять обязательства, которые он на себя принимает. Во-первых, ему необходимо объективно оценить свои возможности, сильные и слабые стороны, а также понять имеющиеся профессионально значимые качества. Во-вторых, следует осознать значение получаемого образования для дальнейшей профессиональной деятельности, а также понять соотношение получаемой подготовки со всем объемом профессиональной компетентности, которой он должен обладать. В-третьих, кандидат должен представить перспективы, которые открывает выбранная им профессия для дальнейшего самосовершенствования. В-четвертых, ему надо осознать перманентность процесса совершенствования в личностном и профессиональном плане как необходимое условие профессионального мастерства. Следует различать сферы довольно близких профессиональных областей — андрагогов и педагогов. Эти различия представлены в табл. 3.1. таблица 3
Объект деятельности педагога — дети, молодежь, т.е. развивающиеся личности, у андрагога — вполне сложившиеся личности. Это меняет подход к объекту, поскольку он же становится субъектом деятельности. Взрослый человек вправе сам выбирать, чему, как и в какой форме учиться, поэтому может включиться в учебный процесс со стадии планирования и активно участвовать в его организации вплоть до завершения. Цель взаимодействия с учащимся для педагога заключается в подготовке к будущей жизнедеятельности, для андрагога — содействие в социализации, адаптации, обучении и переобучении, воспитании и перевоспитании личности, а также в ее самосовершенствовании. Сама познавательно-воспитательная деятельность по-разному воспринимается ее объектом. Если для школьника это основной вид деятельности, готовящий его к будущей жизни, то для взрослого обучающегося это вспомогательное средство улучшения условий жизни, карьерного роста, самосовершенствования. Таким образом, изменяется мотивация обучения взрослых, психологически настроенных на доведение процесса до запланированного результата. Разница в подходах к определению статуса объекта и субъекта профессиональной деятельности, присущих педагогу и андрагогу, в определении ее системообразующей компоненты — цели — влечет перестройку всей системы: функций, содержания, методов и форм работы, используемых средств и т.п. Профессия андрагога отличается размытостью профессиональной сферы, которая не ограничивается профессионально-квалификационными требованиями. Прежде всего, андрагог должен быть авторитетной личностью, способной эффективно содействовать взрослому сложившемуся человеку в его намерениях изменить жизнь. Он должен быть эффективным администратором, компетентно использующим взаимодействие различных ведомств и учреждений. Эти и многие другие качества должны соединяться в одном человеке — андрагоге. Специализации андрагога разнообразны: преподаватель-андрагог, воспитатель-андрагог, организатор-андрагог (менеджер), консультант-андрагог, научный работник и др. Сейчас все чаще появляются новые специализации, не обретшие пока официального статуса — например, тьюторы, социоандрагоги и пр.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 3976; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |