Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Андрагога и педагога




Сравнение сфер профессиональной деятельности

РОЛЬ АНДРАГОГА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К АНДРАГОГУ

 

Мы часто, даже не осознавая этого, выступаем в роли «андрагога», делясь своими знаниями и представлениями, оказывая влияние на дру­гих людей — на членов семьи, друзей, сотрудников. Андрагогические функции реализуются также и в процессе выполнения профессиональ­ных обязанностей. Так, любой менеджер, организуя деятельность дру­гих людей, должен их обучать, оказывать влияние. В настоящее время бытовые и полупрофессиональные образовательные роли и функции оформились в виде профессиональной деятельности андрагога. Наблю­дается рост востребованности специалистов, знающих, как «настроить» взрослого человека на постоянное развитие и самосовершенствование. Компетентная помощь взрослым в обучении требуется практически в любом виде деятельности. Следовательно, востребованность профес­сии андрагога не только актуальна, но и перспективна. Эта потребность с течением времени будет только возрастать, так как молодежи Необхо­димы профессиональные знания и умения, взрослым — модернизация и адаптация образовательного багажа и социальных ролей, пожилые испытывают потребность в знаниях и умениях, характерных для нового периода жизни.

Вместе с тем человеку, избравшему профессию андрагога, следует четко представлять обязательства, которые он на себя принимает. Во-первых, ему необходимо объективно оценить свои возможности, силь­ные и слабые стороны, а также понять имеющиеся профессионально значимые качества. Во-вторых, следует осознать значение получаемого образования для дальнейшей профессиональной деятельности, а также понять соотношение получаемой подготовки со всем объемом профес­сиональной компетентности, которой он должен обладать. В-третьих, кандидат должен представить перспективы, которые открывает вы­бранная им профессия для дальнейшего самосовершенствования. В-четвертых, ему надо осознать перманентность процесса совершен­ствования в личностном и профессиональном плане как необходимое условие профессионального мастерства.

Следует различать сферы довольно близких профессиональ­ных областей — андрагогов и педагогов. Эти различия представлены в табл. 3.1.

таблица 3

Показатель Педагогическая деятельность Андрагогическая деятельность
Объект профес­сиональной дея­тельности дети, молодые люди, чья личность на­ходится в процессе становления взрослые сложившиеся люди, чаще всего имеющие базовое образование, социальный и производственный опыт
Субъект профес­сиональной дея­тельности педагог андрагог, обучающийся (стажер)
Цель взаимо­действия развитие, воспитание, подготовка к буду­щей жизнедеятель­ности содействие развитию и совершенствованию личности, воспитанию (перевоспитанию), обучению (переобучению), адаптации, самообразованию и саморазвитию
Задачи формирование знаний, умений, на­выков; формирование базовой культуры личности; педагогическая диагностика, оценка и контроль мотивация на перманентное обучение и самообучение; помощь личности в осознании своих проблем и в поиске пути их разрешения, осознания необходимости самосовершен­ствования; помощь стажеру во «встраивании» новых знаний и умений в ранее сформированную структуру знаний и умений; анализ и создание необходимых условий для образования взрослого человека; разработка комплексной системы андраго-гического влияния, включающей содержа­ние, формы, методы и средства воспитания и образования, адекватные поставленной цели; диагностика состояния, учет, оценка и контроль
Значение позна­вательно-вос­питательной деятельности основной вид дея­тельности формиру­ющейся личности чаще всего вспомогательное, дополнительное
Основные формы работы класс, учебная группа (индивидуальные формы) индивидуальные, групповые
Методы лекции, беседы, де­монстрации, рассказ, дискуссия и про­чие педагогические методы мотивационные методы и методы самообу­чения, а также адаптированные к специфи­ке обучения взрослых педагогические методы

 

Объект деятельности педагога — дети, молодежь, т.е. развива­ющиеся личности, у андрагога — вполне сложившиеся личности. Это меняет подход к объекту, поскольку он же становится субъектом дея­тельности. Взрослый человек вправе сам выбирать, чему, как и в какой форме учиться, поэтому может включиться в учебный процесс со стадии планирования и активно участвовать в его организации вплоть до за­вершения.

Цель взаимодействия с учащимся для педагога заключается в под­готовке к будущей жизнедеятельности, для андрагога — содействие в социализации, адаптации, обучении и переобучении, воспитании и перевоспитании личности, а также в ее самосовершенствовании.

Сама познавательно-воспитательная деятельность по-разному воспринимается ее объектом. Если для школьника это основной вид деятельности, готовящий его к будущей жизни, то для взрослого обу­чающегося это вспомогательное средство улучшения условий жизни, карьерного роста, самосовершенствования. Таким образом, изменяется мотивация обучения взрослых, психологически настроенных на до­ведение процесса до запланированного результата.

Разница в подходах к определению статуса объекта и субъекта профессиональной деятельности, присущих педагогу и андрагогу, в определении ее системообразующей компоненты — цели — влечет перестройку всей системы: функций, содержания, методов и форм ра­боты, используемых средств и т.п.

Профессия андрагога отличается размытостью профессиональной сферы, которая не ограничивается профессионально-квалификаци­онными требованиями. Прежде всего, андрагог должен быть автори­тетной личностью, способной эффективно содействовать взрослому сложившемуся человеку в его намерениях изменить жизнь. Он должен быть эффективным администратором, компетентно использующим взаимодействие различных ведомств и учреждений. Эти и многие дру­гие качества должны соединяться в одном человеке — андрагоге.

Специализации андрагога разнообразны: преподаватель-андрагог, воспитатель-андрагог, организатор-андрагог (менеджер), консультант-андрагог, научный работник и др. Сейчас все чаще появляются новые специализации, не обретшие пока официального статуса — например, тьюторы, социоандрагоги и пр.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 3885; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.