Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тьютор-андрагог




В инновационных формах обучения (например, дистанцион­ной) появилась новая специализация — тьютор. Это не дань модному течению, а отражение изменений в функциональных обязанностях обучающего.

Тьютор — это преподаватель, консультант, организатор, разра­ботчик. Хорошо владея своим предметом, он должен обладать весьма своеобразными личностными свойствами и качествами, и прежде всего позитивным подходом к обучающимся. Основная его позиция: человек готов и способен обучаться в любом возрасте. Эти требования являются ключевыми, и они налагают отпечаток на все остальные характеристики тьютора.

Личностные свойства, которыми должен обладать хороший тью­тор, — отдавать себя процессу обучения (обратиться к нему за помощью, выйти на связь можно в любое время); обладать хорошей коммуни­кабельностью (от взаимопонимания во многом зависит успешность обучения); стремиться вдохновлять и мотивировать обучающихся; быть жизнерадостным и открытым человеком (обучающийся должен испытывать доверие к нему). Тьютору надо видеть сильные стороны человека, открывать его скрытые ресурсы и активизировать их, ставить, цели, прививать ответственность за структуру и результаты обучения, мотивировать, поддерживать, стимулировать с помощью различных методов.

Тьютор должен быть экспертом в обучении и мотивации взрослых, рассматривать каждого человека как индивидуальность, уловить его особенности, а также уметь управлять групповыми процессами. Кроме того, тьютору надо понимать, что у него нет монополии на выбор методов обучения и принятие решений.

Хороший преподаватель — не обязательно хороший тьютор. Классно-урочная организация учебного процесса отличается от дистан­ционной степенью индивидуализации и формой диалога между препо­давателем и обучающимся. В классе одновременно преподаватель ведет урок, а учащиеся учатся, а при инновационном обучении тьютор — за компьютером формулирует задание, а обучающийся может работать над | ним в другое время и в другом месте на своем компьютере. Обязанности! тьютора не ограничиваются чтением лекций, они значительно шире. Перечислим обязанности тьютора:

—готовит совместно со стажером индивидуальный учебный план;

—разрабатывает примерный график выполнения индивидуальных учебных заданий на период обучения или его часть, с учетом пожеланий обучающегося, возможностей и результатов предва­рительной диагностики;

участвует в разработке содержания и процесса обучения, его диагностике и анализе результатов, составляет заключение о реальных возможностях обучающегося в овладении профессией или специальностью;

—выбирает и использует эффективные формы и методы обучения, обеспечивает стажеров учебными материалами;

—контролирует выполнение индивидуальных планов обучения, вносит коррективы в учебную программу и в договор (по вза­имному согласию) с учетом успеваемости стажера, перспектив его дальнейшей учебы;

—разрабатывает (подбирает) обучающие материалы, систему учебных заданий, аудио- и видеоматериалы, компьютерные обучающие программы; проводит консультации по их исполь­зованию;

—организует и обеспечивает проведение учебных занятий с ис­пользованием активных форм обучения, а также стационарные и выездные консультации с обучающимися;

—адаптирует стандартные (типовые) учебные планы и программы с учетом целей и сроков обучения, уровня квалификации, других условий предусмотренных договором на обучение;

—обеспечивает высокую мотивацию к обучению;

—участвует в подготовке и проведении учебных групповых и ин­дивидуальных консультаций, учитывая как тип обучения, так и специфику его содержания, а также уровень подготовленности, мотивации и прочие качества участников обучения;

—разрабатывает методическое обеспечение;

—систематически повышает свою квалификацию;

—определяет содержание индивидуальных письменных заданий и использует их для анализа процесса формирования знаний, умений и навыков обучающихся;

—проводит выездные школы с использованием технологии «глу­бокое погружение»;

—организует работу неформальных групп взаимопомощи обу­чающихся;

—анализирует передовой опыт, разрабатывает меры, направлен­ные на повышение эффективности самостоятельной деятель­ности стажеров, индивидуализацию обучения;

— осуществляет консультационную и репетиторскую поддержку, выявляя уровень понимания и усвоения стажерами учебного материала, дополнительно объясняя трудные для усвоения, ключевые и основополагающие темы. Основные задачи работы тьютора-андрагога: научить учиться самостоятельно, организовать обучение, контролировать ход обучения, совершенствовать свои профессиональные знания, мотивировать уча­щихся на обучение, консультировать обучающихся, совершенствовать технологии обучения.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1.Составьте план рассмотренной главы.

2.Охарактеризуйте требования к современному андрагогу.

3.Попробуйте разработать собственную модель преподавателя-андрагога.

4.Протестируйте себя на наличие основных профессиональных качеств андрагога и разработайте программу саморазвития.

5.Что означает для андрагога сформированность собственного мировоз­зрения?

6.Выпишите наиболее значимые для вас высказывания отечественных или зарубежных ученых, известных людей о роли преподавателя, учителя.

7.Какие задачи стоят перед андрагогом?

8.Определите возможные профессиональные деформации личности ан­драгога.

9.Какие задачи решает андрагог в процессе саморазвития?

10. Разработайте программу воспитания дефицитных для вас профессио­нально важных качеств.

 

 

Глава 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.