Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы воспитания




СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАНИЯ

Переориентация отечественной концепции воспитания с социаль­но значимых целей на личностно значимые потребовала реконструкции, коррекции, адаптации норм, правил, идеалов, системы ценностей взрос­лой личности и обращения к ее потребностно-мотивационной сфере.

Содержание воспитания нацелено на формирование базовой культуры личности как основы дальнейшего развития. Оно охватывает культуру жизненного самоопределения, культуру семейных отношений, культуру общения, а также интеллектуальную, нравственную, худо­жественную, физическую, экономическую, экологическую, трудовую и правовую культуру. Содержание воспитания представляет собой определенную систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения.

Культура жизненного самоопределения основана на осознании человеком себя как субъекта собственной жизни, принимающего реше­ния и несущего ответственность за действия, умения по самовоспита­нию. Ведущими при этом являются принципы сотворчества андрагога и стажера, свободы и стимулирования деятельности, самоорганизации и развития интересов.

Самоопределению личности помогают в клубах, объединениях по интересам, центрах досуга, в общественных движениях и самодеятель­ных организациях.

Умственное воспитание не теряет актуальности для взрослых. Оно направлено на развитие интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил и мышления во взаимосвязи с формированием мировоззрения.

Интеллектуальную культуру составляют знания и умения в об­ласти умственного труда: целеполагание и планирование, принятие решений, методы познавательной деятельности, самокоррекции и само­контроля. Сегодня существует достаточное число разнообразных мето­дов, позволяющих развить в себе эти умения.

Признано, что воздействие биологических и социальных факторов на умственное развитие взаимосвязано. Процесс созревания и измене­ния умственных сил происходит на протяжении всей жизни человека. К интеллектуальным относятся общеучебные умения и навыки — чи­тать, писать, считать, излагать свои мысли, самостоятельно работать, делать умозаключения. Основные мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. Специальные умения и навыки — читать карты, чертежи, диагностирование и т.п. Как по­казывает практика, взрослые очень часто испытывают потребность в восполнении интеллектуальных умений, если они не соответствуют требованиям производства или предстоящего обучения. К наиболее распространенным формам умственного воспитания относятся лекций, семинары, конференции, встречи со специалистами, выставки, игры и т.п. Мотивируют обучение содержание информации, методы ее подачи и формы организации мыслительной деятельности, эмоции.

Мировоззрение представляет собой систему взглядов, принципов, убеждений личности и является результатом воспитания. На усвоение мировоззренческих аспектов знания можно повлиять адекватным содержанием, методами обучения и воспитания, созданием интегриро­ванных курсов. Становлению взглядов и убеждений способствуют обще­ние и проявление собственной активности, однако не менее значима позиция андрагога, который должен постоянно прояснять собственные ценности и убеждения, жить в соответствии с ними, уметь говорить о них, но ни в коем случае не навязывать и не отказываться от них из конъюнктурных соображений.

Показателями сформированности мировоззрения являются не только система знаний, взглядов и убеждений, но, главное, их проявле­ние, способность к постоянному самосовершенствованию.

Содержание нравственного воспитания определяется моралью общества, общими целями воспитания, а также концепцией морали (материалистическая, идеалистическая, индивидуалистическая и др.). Мораль социальна и как форма общественного сознания реализуется в виде правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаи­модействие людей, их поведение. Поэтому нравственное воспитание включает целенаправленное содействие формированию системы нрав­ственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения.

Представители материализма настаивают на историчности и пре­допределенности обществом морали, специфичности норм и идеалов определенных социальных слоев и групп, на свободе выбора человеком норм поведения, но обязательной личной ответственности. Иррацио­нальные теории видят истоки морали в самосознании и подсознании, из чего следует, что мораль определяется волей человека и не зависит от социума. Последователи натуралистических концепций ставят нравственность в зависимость от природных инстинктов, задатков, нравственных структур, данных от рождения. Согласно религиозным концепциям мораль предписывается сверхъестественной духовной силой, Богом.

Индивидуальная нравственность состоит в принятии моральных норм и следовании им в личном поведении.

Согласно теории уровневого процесса нравственного развития, личность проходит доморальный уровень (исполняя требования из страха наказания), конвенциональный уровень (соблюдая мораль из стремления принадлежать группе, обществу, соответствовать их требо­ваниям, в целях самосохранения) и автономный уровень (добровольно избирая нравственное поведение из убеждения, что жить надо в соответ­ствии с принятыми нормами, своей свободной волей выбирая добро).

Инновационность подхода к нравственному воспитанию заклю­чается в формировании коммуникативных навыков, обучении самопо­знанию, принятию решений и личной ответственности за них, выбору ценностей, воспитании справедливости, честности и ряда других нрав­ственных качеств. На это направлены специальные программы.

Нравственное воспитание происходит через просвещение в области морали и обсуждение нравственных проблем, норм и ценностей; вовле­чение в активную и эмоционально окрашенную деятельность (трудовую, общественную, художественную, спортивную и пр.); создание воспиты­вающих ситуаций. В процессе обучения эффективны беседы, дискуссии и лекции на темы этики, тематические вечера, встречи, конференции, ролевые игры, обсуждения, тренинги. Методические приемы, варьи­руемые в соответствии с ситуацией, включают поручения, требования, индивидуальную работу, наказания и поощрения. Высокоморальная, нравственная личность усвоила нравственные нормы и правила, имеет потребность вести себя в соответствии с ними, способна переживать нравственные чувства (сострадание, любовь, угрызения совести).

Профессиональное воспитание — это вовлечение в специально организованную профессиональную деятельность с целью передачи производственного опыта, развития трудовых умений, трудолюбия, навыков группового взаимодействия и других качеств работника. Это длительный процесс, неотделимый от ведущей деятельности, про­фессионального развития. Профессиональное воспитание начинается с подготовки к осознанному осуществлению намеченной цели. Затем через овладение профессией и самостоятельную трудовую деятельность происходит переход к непрерывному повышению квалификации и на­ставничеству.

Цели и мотивы профессионального самовоспитания специалиста обусловлены конкретной исторической ситуацией и стремлением занять в обществе активную жизненную позицию.

Теория профессионального воспитания интегрирует понимание труда как ценности; отношение к профессии как к особому виду ду­ховной культуры и духовно-практической деятельности; овладение теорией профессионального становления для самоопределения лич­ности и выполнения социального заказа; выработка жизненной стра­тегии личности на основе ценностно-смыслового самоопределения; творческий подход к проблемам формирования субъекта этой деятель­ности. Профессиональное воспитание — это целостный процесс, обе­спечивающий приобщение личности к труду в качестве его субъекта. Принципы профессионального воспитания: творческое саморазвитие личности, самопознание, приоритет практики, сотворчество, историзм. Труд становится воспитывающим (по A.C. Макаренко), если он про­изводительный, коллективный, соревновательный, разнообразный и усложняющийся, эстетичный и научно организованный, с рациональ­ным режимом труда и отдыха, с положительным эмоциональным фоном. Содержание профессионального воспитания составляют технические и социально-экономические знания, навыки и умения, добросовестное отношение к труду, потребность в нем; знания, умения и навыки само­обучения, развития способностей, интересов, ума, воли и пр. Основными методами и формами являются различные трудовые акции, но нельзя пренебрегать и беседами, организацией встреч с интересными людьми, экскурсий и пр.

Эстетическое воспитание развивает эстетическое отношение к действительности и предполагает способность эмоционального вос­приятия прекрасного. Цель его — формирование эстетической культуры, включающей эстетическое восприятие, чувства, потребности, вкусы, идеалы. Его задачи заключаются в содействии в формировании эсте­тических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов; в выработке художественно-эстетических умений, творческих способностей. Для до­стижения этих целей полезно проведение лекций, концертов, выставок, организация кружков, студий, групп художественной самодеятельности, самодеятельных театров и т.п.

Существуют различия в методологических подходах. Так, мате­риалистическая эстетика отталкивается от реальной действительности,

отражаемой сознанием, видит источник вдохновения в самой жизни, а не в духовном откровении или свойствах психики. Абстрактно-фор­малистическая эстетика основана на индивидуальном видении, сво­бодном от диктата реальности, и на самовыражении в беспредметных образах, абстрактных художественных построениях. Спонтанное раз­витие предполагает свободу проявления художественных природных задатков личности. Прагматический подход отдает приоритет развитию сенсорной сферы, способности различать оттенки цвета, звуковые нюансы и пр. Общим для всех эстетических направлений является стремление к стимулированию свободного самовыражения в художе­ственном творчестве.

Физическое воспитание — целенаправленная оздоровительная и познавательная деятельность, ориентированная на развитие физи­ческих сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни. Нацелено на правильное физическое развитие, трени­ровку двигательных навыков и вестибулярного аппарата, закаливание организма, а также на воспитание силы воли и характера, повышение работоспособности.

Физическая культура — часть образа жизни человека, система сохранения здоровья, а также спортивная деятельность, включающая знания, умения и навыки, необходимые для развития духовных и фи­зических сил. Здесь полезны гимнастика, подвижные игры, занятия спортом. Важно использовать природные силы (солнце, воздух и вода), учитывать гигиенические факторы (режим труда и отдыха, питания, санитарные нормы в устройстве помещений). Основными являются физические упражнения, тренировки, убеждение (разъяснение), ин­струкции, положительный пример. С помощью последних формируются знания, потребности, личные качества, способствующие правильному физическому и общему развитию. Стимулирующие приемы — осужде­ние, одобрение, посещение соревнований и участие в них, контроль за выполнением режима норм развития.

Заслуживает внимания направленность на здоровый образ жиз­ни, «антиотравляющее воспитание» — процесс осознания опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развитие нравственно-эстетического отвраще­ния, противодействие пьянству, курению, наркотикам. Суть здесь не в информировании о том, чего не надо делать, а в утверждении идеала и норм здоровой, гармонической и счастливой жизни каждого. Достига­ется это методами убеждения и организации разнообразной свободной деятельности (в том числе досуговой), а также общением и личным влиянием.

Гражданское воспитание способствует развитию ответственного отношения к семье, людям, народу и Отечеству. Сегодня исследования и реализация этой воспитательной сферы существенно отстают от не­обходимого уровня.

Экономическое воспитание развивает экономическое мышле­ние — в масштабах семьи, производства, всей страны. Актуальность его постоянно растет и требует адекватных методов и форм работы.

Экологическое воспитание нацелено на выработку понимания непреходящей ценности природы и всего живого на Земле. Разработан­ность этой воспитательной сферы также неадекватна стоящим перед ней глобальным задачам.

Правовое воспитание нацеливает на знание своих прав, обязанно­стей, осознание ответственности за их несоблюдение, на уважительное отношение к законам и Конституции, к правам человека и на критичное отношение к противоправным поступкам. Взрослые чаще всего заинте­ресованы в отдельных направлениях правового воспитания: уголовного, семейного, административного и пр.

 

Методы воспитания взрослых — это комплекс способов, приемов и средств целенаправленного воспитывающего влияния, направленных на включение механизмов самосовершенствования, самовоспитания и саморазвития личности. К методам воспитания относят:

—убеждения, нравоучения, требования, приказы, угрозы, нака­зания, поощрения, личный пример, просьбы, советы (наиболее изученные и распространенные);

—специальные условия, ситуации и обстоятельства, которые вы­нуждают личность изменить собственное отношение, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;

—общественное мнение референтной группы, например коллекти­ва (неформального, профессионального), значимые для лично­сти авторитетный человек и средства массовой информации;

—совместная деятельность, общение, игра;

—обучение и самообразование по передаче социального опыта (например, в кругу семьи) в процессе дружеского и профессио­нального общения;

—народные традиции, фольклорное творчество, художественная литература.

Особенность применения методов воспитания взрослых заклю­чается в опоре на уже имеющийся багаж ценностей и представлений, с которым они подходят к моменту взаимодействия с андрагогом.

Чаще всего воспитание осуществляется комплексно. К совместной работе привлекают психологов, социальных работников, андрагогов-воспитателей, готовых оказать помощь в самоактуализации и самораз­витии. Для этого используются воспитывающе-развивающие, психоло­гические, психотерапевтические методы.

Способы взаимодействия андрагога и стажера оказывают влияние на отношение обучающегося к себе, своему ближайшему окружению; включение его в систему общения с другими людьми; корректировку мировоззрения, ценностных установок и стиля поведения.

К методическим приемам относят речевые умения, жесты, мимику, приемы внешней выразительности андрагога при целесообразно орга­низованном общении.

Все многообразие методов воспитания пока не получило более или менее однозначной систематизации. Приведем один из вариантов груп­пировки методов, помогающей установить их некоторую иерархию:

ориентирующие методы: беседа, диспут, совет, консультация, «исповедь», рассказ о себе и т.д. — в основном разговорные (вербальные) методы;

стимулирующие методы: помощь и поддержка, участие, созда­ние благоприятной обстановки, настрой общественного мнения, взаимовыручка и взаимопомощь, вмешательство;

—«деятельные» методы: организация вечеров и конкурсов, круж­ковая работа, выставки.

Это условное разделение на группы наглядно представляет огра­ниченность чисто словесных методов взаимодействия и разнообразие деятельностно-практических. Полезно сочетание стимулирующих и ориентирующих методов воздействия на личность и ее отношения со средой.

Основные методы воспитания взрослых — это заражение, внуше­ние, убеждение и подражание.

Феномен заражения чаще всего присущ группам людей, которые руководствуются в своем поведении эмоциональным состоянием, действуют на основе сведений, принятых без должного анализа, либо повторяют действия других людей. Однако в отличие от внушения (оказывающий влияние человек не обязательно чувствует то же, что и окружающие) заражение основывается на общем переживании груп­пой людей одних и тех же эмоций. Заражению присущи спонтанный характер и невербальные средства (например, жесты, музыка и т.п.).

Внушение (суггестия) — процесс воздействия на психическую сфе­ру человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоя­нием субъекта. В воспитательных целях используются эмоциональный фон, некоторые элементы психологического тренинга и др. Внушение направлено на снятие своеобразных фильтров, стоящих на пути к новым сведениям. Внушающий вызывает у воспитуемого те представления, которые требуют действий с той же необходимостью, как если бы эти представления были получены непосредственно самим воспитуемым. Внушение имеет эмоционально-волевую окраску и основывается на доверии.

В основе методов убеждения лежит единство сознания и поведения. Сознание как совокупность представлений о мире определяет поведе­ние и одновременно формируется в нем. Эти методы главным образом обращены к сознанию личности через формирование знаний, пред­ставлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов и пр.; обобщение, анализ собственного опыта, трансформацию общественных ценностей, норм и установок в индивидуальные (интериоризация).

Убеждение включено в систему доводов, которые обосновывают выдвигаемые пожелания, предложения и т.п. Обычно убеждение ведет к определенной трансформации взглядов стажера, а значит, и мотивационной основы его поведения. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим, но оно не присваивается в готовом виде, а основано на осмысленном принятии каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке. Убеждению могут способствовать беседа, лекция, рассказ, объяснение, диспут, при­мер, внушение. Средства убеждения — слово, сообщение и обсуждение информации. Это суждения не только андрагога, но и ближнего окру­жения, коллег, товарищей.

Подражание — следование примеру или образцу, проявляющееся в повторении человеком каких-либо поступков, жестов, интонаций и даже в копировании определенных черт характера другого человека. Подражание может быть произвольным и непроизвольным. В разные возрастные периоды подражание играет в жизни человека неодинако­вую роль.

Эффективность словесных методов обеспечивают культура и про­фессиональное мастерство андрагога.

К средствам воспитывающего влияния на личность относятся знаковые символы, различные материальные средства, способы ком­муникации; организационные условия воспитания (условия жизне­деятельности личности, коллектива, социальной группы); технические средства; виды деятельности (труд, игра, учеба); предметы, вещи (игруш­ки, ЭВМ); произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь); природа; конкретные воспитательные мероприятия (вечера, собрания).

Лекция, рассказ, объяснение как монологические формы при срав­нительно низкой эффективности отличаются тематическим разно­образием (например, по проблемам коммуникативного общения, разрешения конфликтов). Применяя вербальные методы, андрагогу необходимо ориентироваться на имеющийся социальный опыт, учи­тывать обстановку, заинтересованность аудитории. Полезно подобрать соответствующий иллюстративный материал (таблицы и диаграммы с фактическими сведениями, музыкальное сопровождение и пр.).

Лекция — систематизированное изложение проблемы. Познава­тельно-воспитательная лекция должна быть информативной и доступ­ной, эмоциональной и убедительной.

Очень часто понятия «лекция», «доклад», «сообщение» заменяются термином «рассказ» — более адекватным специфике работы во взрослой аудитории, отличающейся малочисленностью, разнородностью состава и острой потребностью в живом общении.

«Разговор» можно также отнести к специфически «взрослым» методам. Он может подменить беседу, диспут, обсуждение, обмен мне­ниями. Разговор ориентирован на особенности взрослого контингента, ждущего непринужденного общения, равноправного обсуждения самых

различных проблем.

Беседа и диспут — методы, активизирующие интеллект и эмоции людей. Это специфичные, трудноразделимые между собой методы. Основные их элементы: формулировка темы и вопросов, выбор ведуще­го, ознакомление с правилами, достижение запланированного результата обсуждения. При этом результатом должно стать не столько всеобщее согласие, сколько получение и осмысление информации, самостоятель­ное размышление и анализ, обоснованный выбор решения.

Пример как воспитательный метод не ограничивается личным примером, он может быть реализован через рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного и (или) жизненного факта, личности. Примером могут служить литературные персонажи и исторические лица, близкие и значимые люди. Возможности метода велики. С его помощью можно иллюстрировать, конкретизировать проблему, связать теорию с практикой, имеющимся опытом. В его основе — тяга к подра­жанию. От андрагога ожидается личное соответствие предъявляемым эталонам поведения. Мощным потенциалом в демонстрации моделей для подражания обладают СМИ, искусство. Однако следует учитывать, что этот потенциал может иметь как положительный, так и отрицатель­ный заряд.

Воздействию на личность способствуют педагогическое требова­ние, общественное мнение, приучение, упражнение, воспитывающие ситуации.

Педагогическое требование в гуманистической интерпретации переходит в разряд исключительных мер. Использование его оправдан­но и адекватно, только если оно связано с выполнением определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе, социальной группе. Требование может представлять собой реальную задачу, конкретное указание. По форме оно может быть выражено прямо (приказ, указание, инструкции) или косвенно, посредством апелляции к переживаниям, мотивам, интересам личности (просьба, совет, на­мек, одобрение, выражение доверия и т.п.). Для вполне сложившихся, развитых отношений, характерных для взрослых, предпочтительны косвенные требования.

Общественное мнение (групповая форма требования) может быть позитивным или негативным. Позитивное мнение более характерно для развитых коллективов. Влияние андрагога должно быть направлено на выработку здорового общественного мнения. Этому служат выступления членов коллектива с оценками, суждениями и пр.

Приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек. Так как привычки становятся устой­чивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, на их формирование следует обратить особое внимание. Методика заключается в объяснении цели и содержания действий, проверке их выполнения. В широком смысле упражнение — это такая организа­ция жизни и деятельности, которая создает условия для поступков, соответствующих общественным нормам. Приемы, составляющие основу метода, — поручение, выполнение роли в общей деятельности и др. Условиями эффективности приучения и упражнения являются формирование положительного мотива деятельности и опора на него; системность его содержания; доступность и посильность; оптимизация объема и частоты повторений, места и времени выполнения; контроль и коррекция; сочетание индивидуальных и групповых форм.

Тренинг ориентирован на активное овладение знаниями в ходе специально разработанной программы действий. Основная цель — повышение компетентности в определенной сфере. Тренинг обычно на­правлен на выработку и совершенствование умений и навыков в типич­ных ситуациях (партнерская беседа, ведение переговоров, разрешение конфликтов и т.п.). Он повышает результативность взаимодействия и может быть использован как при первоначальном обучении, так и в ходе повышения квалификации. В результате правильно организо­ванного общения тренинг позволяет улучшить результаты совместной деятельности, самочувствие его участников, сократить время решения проблем, создать благоприятный морально-психологический климат. Эффективность метода обусловлена активностью стажера, его ис­следовательской, творческой позицией, объективацией поведения, оптимизацией познавательных процессов в общении, реализацией субъект - субъектного общения. Предметом групповых дискуссий и сюжетом деловых игр, применяемых в тренинге, являются проблем­ные ситуации. Тренинги благоприятно сказываются на способности к переносу полученных умений в собственную практику. Вместе с тем они ограничивают сферу применения полученных умений в незнако­мых ситуациях или в новых условиях. Корректирует эти негативные стороны тренингов проведение анализа ситуации для поиска новых способов достижения цели.

Воспитывающие ситуации основаны на использовании целе­направленно созданных либо спонтанно сложившихся обстоятельств затруднения, выбора, толчка к сознательному и активному действию. В различных ситуациях можно изменять и диагностировать качества личности, прививать новые нормы поведения, ценности. Воспитыва­ющими могут быть ситуации конфликта в группе, выбора правильного решения и пр.

Воспитательные игры позволяют формировать и корректировать поведение, навыки общения, управления своими эмоциями. Отдельная группа игр может быть посвящена проблемам этики поведения в обще­стве. Игра — это практическое занятие имитационного типа. На основе проигрывания жизненных ситуаций и разных моделей поведения в ходе ее обсуждаются и выносятся рекомендации. Игра основывается на конкретном событии, подлежащем моделированию, опережая, следуя

или сопутствуя ему.

Деятельность и качества участников игры оцениваются на всех этапах. Наиболее сложно оценить личностные качества (моральные, деловые), ориентации и способности игроков. В некоторой степени объективной оценке поддаются личностные аспекты деятельности участников: эрудированность при принятии решения, аргументация в споре; твердость позиций руководителя во взглядах и убеждениях, основанных на теоретических и практических знаниях и умениях; знание нормативной и научно-исследовательской документации и литературы; склонность к самостоятельности; мастерство; взаимодействие с коллега­ми; умение руководить коллективом; честность, дисциплинированность, инициативность, исполнительность и пр.

Один из основных факторов, порождающих конфликтную си­туацию в игре, — мотивация участников. Успешность игры во многом обусловлена продуманностью всех ее аспектов (замысла, структуры и системы оценивания) с позиции мотивации. Конфликтная ситуация в воспитательной игре достигается за счет различий в положении участ­ников по отношению к рассматриваемой проблеме, в объективной ответ­ственности участников, в критериях оценки деятельности участников, принадлежащих разным уровням иерархической структуры игрового комплекса, соревновательного характера деятельности игровых групп, процедуры взаимного оценивания принимаемых решений.

Можно выделить следующие этапы воспитательной игры: подгото­вительный, вводный, собственно игра, анализ результатов и подведение итогов. На подготовительном этапе определяется степень готовности участников, проводится «репетиция» в упрощенном варианте, снима­ющая психологические барьеры, разъясняющая принципы оценивания. На вводном этапе комплектуются игровые группы, выдвигаются лидеры, распределяются роли участников. Этап собственно деловой игры также может быть разделен на составляющие в зависимости от поставленной цели. На заключительном этапе при анализе результатов и подведении итогов обсуждение может взять в свои руки ведущий либо это делают сами участники. Форма проведения может варьироваться от свободной дискуссии до выявления конкретных фактов и принятия решений.

В педагогике данные методы отнесены к вспомогательным, однако в андрагогике именно на них можно построить воспитывающее влияние на взрослую личность.

Поощрение — выражение положительной оценки, одобрения, при­знания качеств, поступков, поведения личности или группы. Метод обладает большим воспитательным потенциалом, однако при работе со взрослыми Используется не в полную силу. Вместе с тем, как показыва­ет практика, взрослые очень отзывчивы на поощрение. Действенность метода заключается в опоре на чувство удовлетворенности, положи­тельную самооценку. Поощрение хорошо стимулирует коррекцию по­ведения. Его воспитывающая направленность реализуется в одобрении не только результата, но и мотива и способа деятельности. Поощрение может быть представлено в форме похвалы, благодарности, материаль­ных наград (книг и др.).

Наказание — выражение отрицательной оценки, осуждения дей­ствий и поступков с целью вызова чувства стыда, неудовлетворенности, коррекции поведения, осознания своей ошибки. Наказание требует от андрагога обдуманности действий, анализа причин проступка и выбора не унижающей достоинство и адекватной проступку формы. Наказанием могут служить замечание, предупреждение, беседа, как крайность — ис­ключение из коллектива.

Метод взаимодействия предполагает вовлеченность стажеров в воспитывающие ситуации, заинтересованность в решении личностно значимых проблем. Его цель — преобразование образа жизни и миро­воззрения личности. Действенные приемы взаимодействия — консуль­тативная форма обсуждения, совет, вероятностный прогноз, допущение вариативности решений, деликатная манера поведения. Следует иметь в виду, что взрослый человек не столько ждет готового решения или со­вета, сколько использует высказывания, обсуждения и дискуссии для прояснения своей позиции. Прием «активного слушания» приучает к терпению и выдержке.

Совет наиболее полно отражает специфику разговорного метода. Он включает три этапа: запрос, обсуждение и вывод. Запрос можно рас­сматривать как выражение «исповеди». Чаще всего за советом приходят, осознав невозможность разрешения проблемы собственными силами. Обсуждение-беседа позволяет уточнить, конкретизировать позиции, осмыслить отдельные факты, сформировать представление о проблеме или событии. Вывод, по сути, является вариативным прогнозом.

Исповедь — наиболее сложный метод, предполагающий взаимное раскрытие (иногда даже личных тайн).

Участие позволяет защитить группу или личность в группе. Формы данного метода разнообразны: совместное решение личностно значимых проблем, опека, шефство, содружество. На практике без участия невоз­можно наставничество, деятельность по надзору и др. Эффективность метода зависит от воспитательной стратегии, продуманности и обо­снованности действий.

Вмешательство — взаимодействие на уровне изменения опре­деленных обстоятельств, условий посредством организационных пере­мен, санкций, решений. Воспитывающая эффективность вмешательства ограничена отсутствием административных и правовых механизмов вмешательства андрагога. Чаще всего использование данного метода обусловлено невозможностью или неэффективностью позиции невме­шательства, ограниченностью воздействия советов, участия. Однако при неправильном, поспешном применении данного метода можно нанести вред.

Выбор метода воспитания андрагогом зависит прежде всего от пре­следуемой цели. Для ее реализации необходимо сопоставить и система­тизировать содержание, степень воспитанности индивидуумов, уровень развития межличностных отношений, авторитетность и собственный опыт, возрастные и индивидуальные особенности. Так, в слаборазви­том коллективе будут необходимы четкие требования, а в группе со здоровым общественным климатом и традициями уместны советы, индивидуальные беседы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 2570; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.