КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационные основы воспитания взрослых
Чаще всего формы организации воспитания разделяют на индивидуальные и групповые (микрогрупповые, групповые, коллективные и массовые). Лидируют в современном воспитательном процессе групповые формы — как более действенные и экономичные, а главное, социально заряженные. Для андрагогики имеет значение деление групп по уровню развития и численности. Связь между числом стажеров и эффективностью воспитательного процесса непосредственная. Содержание работы с группой из пяти-семи человек и группой в 25—40 человек будет существенно отличаться. Воспитание в коллективе. Советская педагогика рассматривала коллективистское воспитание как основу развития личности. На этом базировался принцип воспитания в коллективе и через коллектив (А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, позднее В.А. Сухомлинский). Однако в современном мире ценится социальное и психологическое взаимодействие людей, основанное на индивидуальном успехе и конкуренции. Поэтому социология и социальная психология активно разрабатывают проблемы межличностных отношений и внутригруппового взаимодействия. Коллектив является высокоразвитой группой, характеризующейся сплоченностью, целеустремленностью, ценностно-ориентационным единством. Ориентируясь на признаки коллектива, определенные А.С. Макаренко, можно определить «воспитательный коллектив» как объединение его членов, преследующее социально значимые цели, имеющее органы самоуправления и межличностные связи, отличающиеся единым отношением к общему делу, организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, духовностью, гарантированностью свободы и защищенности каждого члена.
Работу с коллективом следует строить, учитывая особенности его развития, в процессе которого меняются отношения его членов к целям и деятельности, друг к другу, вырабатываются общие ценности, традиции. Деятельность андрагога при создании и воспитании коллектива можно свести к трем ключевым понятиям: вовлечение, стимулирование, сплочение. Вовлечение необходимо на начальных стадиях при работе с новыми членами и обычно ориентировано на организацию совместной деятельности. Стимулирование деятельности и сплочение должно сопровождать весь процесс работы с коллективом. От андрагога ожидают: —умелого предъявления требований в форме внушающего, впечатляющего рассказа, разъяснения задач, правил, норм; —воспитания актива в форме консультирования, психологической поддержки, обмена опытом, организации и контроля; —организации перспективы жизни: постановки близких и отдаленных целей, решение которых стимулирует развитие коллектива; —влияния на членов коллектива посредством формирования здорового общественного мнения (принцип параллельного действия); —создания традиций, выработки ритуалов, правил, выражающих духовные коллективные ценности, имеющих большой воспитательный потенциал; —организации оптимистического настроения в коллективе; —формирования у каждого члена чувства уверенности, защищенности. Андрагогу следует строить работу с коллективом, придерживаясь следующих правил: — взаимодействие, воспитательное влияние, обеспечивающее возможность каждому члену коллектива остаться самостоятельной, независимой, самодеятельной личностью; —адекватность содержания работы, выбранных методов и организационных форм, стадии развития коллектива; —многофакторность и комплексность воспитательного влияния с привлечением различных специалистов (психологов, социологов); —соответствие работы с коллективом динамике и условиям его жизни, потребностям;
—ориентир на сформированность навыков выработки общего мнения по важнейшим вопросам жизни коллектива; —всеобъемлющий мониторинг жизнедеятельности коллектива, базирующийся на регулярном контроле и коррекции выполнения членами коллектива своих обязанностей; —учет многоуровневости структуры межличностных отношений в коллективе; —стремление к адекватности выполняемых ролей реальным возможностям членов коллектива; —особое внимание к процессам вхождения личности в коллектив и развития отношений в коллективе; —ориентация на потребности конкретного индивида, содействие его пребыванию в наиболее благоприятном для него коллективе; —ротация ролей и обязанностей, изменение характера и вида коллективной деятельности, выявление новых лидеров, развитие новых межличностных отношений. Взаимоотношения личности и коллектива особенно значимы. При этом акцент, как правило, делается именно на возможном негативном влиянии коллектива на личность, на подчиненности ему. Уже на этапе включения в коллектив у личности возникает ряд проблем. Первое знакомство требует особых усилий для нормализации ситуации, взаимной адаптации личности и коллектива. Чаще всего личность испытывает трудности с самоутверждением в коллективе, завоеванием благоприятного для себя положения, а коллектив — разрушения сложившихся взаимоотношений. Коллективистские взаимоотношения определяются, прежде всего, отношением каждого к общим ценностям, целям и деятельности. Эти отношения преимущественно проявляются в способности каждого руководить и подчиняться во имя общих целей. Андрагогу следует предвидеть последствия развития отношений между личностью и коллективом по следующим сценариям: —личность подчиняется коллективу (конформизм) — естественное и добровольное подчинение личности коллективу, формальное подчинение с сохранением личностью своей независимости и индивидуальности, поглощение коллективом личности; —личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония) — внешнее подчинение с сохранением внутренней независимости, сосуществование;
—личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм) — характерно для яркой личности, отличающейся индивидуальностью качеств, оригинальностью поступков, статуса или позиции, что может быть привлекательным для членов коллектива. Наряду с развитием коллективистских отношений андрагог должен содействовать индивидуальному воспитанию и формированию психологических знаний и умений взаимодействия и эмпатии, взаимоуважения, культуры общения и межличностных отношений. В этом плане действенны психолого-воспитывающие методики: ролевые игры, анализ ситуаций, групповые дискуссии. Межличностные отношения — это отношения избирательного характера, основанные на взаимной симпатии, интересах, дружбе, чувствах. В отечественной науке и практике долгое время приоритет отдавался коллективистским отношениям, и недооценивалось богатство межличностных. Сегодня ученые и практики признали ошибочность идеологического постулата о подчинении личности интересам общества как модели, ведущей к конформизму личности, безынициативности, подавлению индивидуальности. Воспитание в группе. Все большую значимость для реализации воспитательных целей приобретает социальная группа, т.е. «социально организованная общность людей, объединенных общими интересами, целями и совместной деятельностью». Группа может и усиливать, и подавлять возможности индивида. На процесс становления личности оказывают влияние как социально развитые, так и примитивные группы (дворовые объединения, компании собутыльников и т.п.). Функциональные и межличностные отношения образуют систему формальных и неформальных отношений в группе. Изучение условий, в которых развиваются эти процессы, позволяет андрагогам целенаправленно влиять на конструктивные процессы жизнедеятельности групп. Каждому члену группы присущ некоторый групповой статус, определяемый его ролью в группе. Типы социальных ролей: институциональные — закрепленные правовыми актами, регламентируемые (депутат, директор); конвенциональные — неформальные, но выполняемые по общепринятым правилам (наставник, студент, офицер, солдат, отец, мать); межличностные — роль в неформальных межличностных взаимосвязях (друг, хороший человек, соперник, авторитетный человек). Существенно отличаются понятия «руководитель» и «лидер» группы: руководитель организует жизнедеятельность формальной группы, лидер регулирует неофициальные межличностные отношения в группе.
Особое место занимают малые группы из-за специфичности и распространенности их проблем, как в образовательной, так и в производственной и бытовой сферах. Очевидно, что каждый человек включен не в одну малую группу, к тому же нет двух одинаковых групп. Группы отличаются одна от другой местом и положением ее членов в структуре внутригрупповых отношений, их позициями, статусом, ролью, социально-психологической динамикой возникновения и развития, руководством групповой, внутригрупповыми отношениями, групповыми нормами и групповым контролем. Определяющую роль в жизнедеятельности группы играет стиль руководства: — авторитарный — руководитель тормозит инициативу группы, злоупотребляет командным тоном, субъективизмом в поощрениях и порицаниях, как бы «парит» над группой; этот стиль приемлем в экстремальных ситуациях; — либеральный — основан на невмешательстве руководителя в принципиальные вопросы жизни группы; — демократический — базируется на товарищеском общении руководителя со всеми членами группы, внимательном отношении к их инициативе, свободном обсуждении всех вопросов. Регулирует жизнедеятельность группы групповое сознание, которое отличается от общественного обыденностью, житейским эмпиризмом, избирательным отношением к отдельным сторонам бытия. Оно может складываться как в результате систематизированного воздействия, так и стихийно, на основе жизненного опыта, обычаев и традиций. Преимущества групповых занятий заключаются в том, что участники могут оказывать помощь, избегая подчиненности, которая часто возникает в отношениях с андрагогом. Каждый член группы одновременно оказывает влияние и попадает под влияние других. «Чувство локтя» с людьми со сходными проблемами, возможность реализовать собственный опыт, поддержка и получаемая в ответ признательность и благодарность — все это способствует развитию уверенности в себе, своих силах. Этим бедны индивидуальные контакты. Малые группы обеспечивают участие каждого ее члена в групповых процессах, опору на имеющийся багаж знаний и умений. Подобные группы стимулируют взаимодействие и откровенность, позволяют учесть индивидуальные особенности каждого ее члена. Это благотворно сказывается на принятии друг друга и служит основой для взаимодействия на более высоком уровне. Даже в случаях психологической несовместимости андрагога и личности группа может служить амортизатором. Группа предоставляет ее участникам возможность углубить не только умение вразумительно излагать свои проблемы, но и умение слушать. Это может показаться второстепенным, но, учитывая сложности, с которыми приходится сталкиваться в повседневных взаимоотношениях, умение общаться в группе, в семье или на работе дает хорошее преимущество. Слабые стороны малой группы проявляются в доминировании ее отдельных членов, отходе от цели или от плодотворной работы и неко- торых других, которые при достаточной квалификации вполне могут быть взяты андрагогом под контроль. При выборе формы организации воспитательного влияния следует учитывать нежелательность или предпочтительность определенных проблем для обсуждения в группе. Создаваемая в группе атмосфера наиболее приближена к действительности, полученный опыт легче перенести в реальную жизнь. Участники могут помогать друг другу не только во время работы в группе, но и в неформальных ситуациях. Целевые группы объединяют людей, вступающих в новый период жизни (молодых родителей); живущих вместе (например, в «проблемном районе»); стремящихся к изменению своего состояния (проходящих курс похудения, желающих бросить курить и др.); в отношении родственников которых были приняты определенные меры (родителей, чьи дети отбывают срок); объединенных одним изъяном или экстремальной ситуацией (наркоманов, алкоголиков или пострадавших в авариях). Организация работы в группе. Предваряет включение в группу собеседование, в ходе которого выясняется сочетаемость проблем и потребностей участников, возможность их совместной работы. Уже на этом этапе важно создать атмосферу доверия и надежности; понять мотивы и тем самым снизить сопротивление, нежелание или страх перед участием в работе группы; сформировать примерное представление о проблеме участника, его возможностях и опасениях, предыдущем опыте участия в группах; выявить конфликт интересов или несовместимость различных участников; принять решение о возможности или нежелательности включения в группу. Работу группы можно начать с вводной беседы, разъясняя цели и принципы организации предстоящей работы, отвечая на вопросы участников. «Внешний вид» группы может быть гомогенным (участники имеют много общего) и гетерогенным. Как показывает опыт, предпочтение следует отдавать однородности. Серьезные осложнения возникают, если участники принадлежат к контрастным социальным группам, в которых система ценностей, образ жизни, владение речью и взгляд на собственные проблемы, как правило, существенно отличаются. Разница в возрасте участников групп не должна превышать десяти-пятнадцати лет. Это позволяет, с одной стороны, обогатить дискуссию разнообразными мнениями, с другой — избежать коммуникативных проблем. Создание смешанных по возрасту групп из криминальной среды чревато «обогащением» молодых негативным опытом старших участников. Однако, как показывает практика, если удавалось пробудить чувство ответственности, то старшие предостерегали молодых от совершенных ими ошибок, и это давало больший эффект, чем увещевания андрагога. В тематических группах возраст участников менее значим. Центральная роль здесь отводится самой теме: взаимоотношениям родителей с детьми, роли мужчин, воспитанию уверенности в своих силах и др. В таких группах разновозрастные участники могут дополнять друг друга. Различия в группе (по возрасту, полу или другим параметрам) должны быть сбалансированы. Могут прекрасно функционировать «однополые» группы, но «двуполые» группы более динамичны, их члены обладают разным опытом. Однако желательно, чтобы число женщин и мужчин было относительно равным. Группы по типу организации работы могут быть открытыми и закрытыми. В открытых группах наблюдается «приход—уход» участников (место покинувшего группу занимает новый участник), тем самым легко решается проблема численности. В группу закрытого типа не вводят новичков, даже если кто-нибудь из нее выбывает. Более привычны группы открытого типа, однако надо иметь в виду, что новичок может нарушить достигнутое единение группы или, наоборот, группа может объединиться против него. Андрагог должен сглаживать противоречия между «стариками» и новичками, поддерживая последних, помогая им быстрее влиться в группу. Предпочтительное число участников группы — от пяти до восьми. В такой группе можно уделить внимание каждому, не разделяя стажеров на подгруппы. Меньшее число участников делает группу уязвимой при чьем-либо отсутствии. По мере развития группы поведение ее членов меняется. Сначала люди приспосабливаются, не проявляют чувств и эмоций, лидерство не оспаривают, личный контакт между участниками слабый, группа подчиняется всем правилам, но слушают плохо. Затем начинают проявляться чувства и эмоции, группа перестраивается, лидерство оспаривается, «чужаков» отвергают, люди более открыты и слушают внимательнее. В дальнейшем открытость возрастает, вырабатывается системный подход к занятиям, участники способны самостоятельно разрешать конфликты в группе, охотно принимают перемены. Следующий этап отличается гибкостью участников и отсутствием настороженности, группа работает увлеченно, заинтересованно, каждый чувствует себя членом дружного коллектива. Мастерство андрагога заключается в том, чтобы помочь группе пройти все этапы развития. Чтобы обнаружить скрытые проблемы, о которых сами участники могут и не подозревать, следует использовать разнообразные приемы (вызов на откровенность, обсуждение своего собственного опыта или; переживаний, честное признание допущенной ошибки, готовность по-, нять необычные переживания или чувства). Работая в группе, андрагог должен адекватно поощрять участников, не противопоставляя, их друг другу, быть оптимистом, акцентировать внимание на положительных моментах и затушевывать отрицательные, высказывать только сформировавшиеся суждения, внимательно относиться к каждому заданному вопросу, а при незнании ответа обращаться за помощью к группе (или отсрочить ответ), противодействовать чьему-либо доминированию, не обсуждать отдельных членов группы, приглашать по специальным вопросам экспертов, активизировать интерес дискуссиями, вводить отсутствовавшего на предыдущем занятии в курс обсуждавшихся проблем.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |