Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационные основы воспитания взрослых




Чаще всего формы организации воспитания разделяют на инди­видуальные и групповые (микрогрупповые, групповые, коллективные и массовые). Лидируют в современном воспитательном процессе групповые формы — как более действенные и экономичные, а главное, социально заряженные. Для андрагогики имеет значение деление групп по уровню развития и численности. Связь между числом стажеров и эф­фективностью воспитательного процесса непосредственная. Содержа­ние работы с группой из пяти-семи человек и группой в 25—40 человек будет существенно отличаться.

Воспитание в коллективе. Советская педагогика рассматривала коллективистское воспитание как основу развития личности. На этом базировался принцип воспитания в коллективе и через коллектив (А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, позднее В.А. Сухомлинский). Однако в современном мире ценится социальное и психологическое взаимо­действие людей, основанное на индивидуальном успехе и конкуренции. Поэтому социология и социальная психология активно разрабатывают проблемы межличностных отношений и внутригруппового взаимодей­ствия.

Коллектив является высокоразвитой группой, характеризующейся сплоченностью, целеустремленностью, ценностно-ориентационным единством. Ориентируясь на признаки коллектива, определенные А.С. Макаренко, можно определить «воспитательный коллектив» как объединение его членов, преследующее социально значимые цели, име­ющее органы самоуправления и межличностные связи, отличающиеся единым отношением к общему делу, организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, духовностью, гарантированностью свободы и защищенности каждого члена.

Работу с коллективом следует строить, учитывая особенности его развития, в процессе которого меняются отношения его членов к це­лям и деятельности, друг к другу, вырабатываются общие ценности, традиции.

Деятельность андрагога при создании и воспитании коллектива можно свести к трем ключевым понятиям: вовлечение, стимулирование, сплочение. Вовлечение необходимо на начальных стадиях при работе с новыми членами и обычно ориентировано на организацию совместной деятельности. Стимулирование деятельности и сплочение должно сопро­вождать весь процесс работы с коллективом. От андрагога ожидают:

—умелого предъявления требований в форме внушающего, впе­чатляющего рассказа, разъяснения задач, правил, норм;

—воспитания актива в форме консультирования, психологической поддержки, обмена опытом, организации и контроля;

—организации перспективы жизни: постановки близких и от­даленных целей, решение которых стимулирует развитие коллектива;

—влияния на членов коллектива посредством формирования здорового общественного мнения (принцип параллельного действия);

—создания традиций, выработки ритуалов, правил, выражающих духовные коллективные ценности, имеющих большой воспита­тельный потенциал;

—организации оптимистического настроения в коллективе;

—формирования у каждого члена чувства уверенности, защищен­ности.

Андрагогу следует строить работу с коллективом, придерживаясь следующих правил:

— взаимодействие, воспитательное влияние, обеспечивающее воз­можность каждому члену коллектива остаться самостоятельной, независимой, самодеятельной личностью;

—адекватность содержания работы, выбранных методов и орга­низационных форм, стадии развития коллектива;

—многофакторность и комплексность воспитательного влияния с привлечением различных специалистов (психологов, социо­логов);

—соответствие работы с коллективом динамике и условиям его жизни, потребностям;

—ориентир на сформированность навыков выработки общего мнения по важнейшим вопросам жизни коллектива;

—всеобъемлющий мониторинг жизнедеятельности коллектива, базирующийся на регулярном контроле и коррекции выполне­ния членами коллектива своих обязанностей;

—учет многоуровневости структуры межличностных отношений в коллективе;

—стремление к адекватности выполняемых ролей реальным воз­можностям членов коллектива;

—особое внимание к процессам вхождения личности в коллектив и развития отношений в коллективе;

—ориентация на потребности конкретного индивида, содействие его пребыванию в наиболее благоприятном для него коллек­тиве;

—ротация ролей и обязанностей, изменение характера и вида кол­лективной деятельности, выявление новых лидеров, развитие новых межличностных отношений.

Взаимоотношения личности и коллектива особенно значимы. При этом акцент, как правило, делается именно на возможном негативном влиянии коллектива на личность, на подчиненности ему. Уже на этапе включения в коллектив у личности возникает ряд проблем. Первое зна­комство требует особых усилий для нормализации ситуации, взаимной адаптации личности и коллектива. Чаще всего личность испытывает трудности с самоутверждением в коллективе, завоеванием благопри­ятного для себя положения, а коллектив — разрушения сложившихся взаимоотношений.

Коллективистские взаимоотношения определяются, прежде всего, отношением каждого к общим ценностям, целям и деятельности. Эти отношения преимущественно проявляются в способности каждого руководить и подчиняться во имя общих целей.

Андрагогу следует предвидеть последствия развития отношений между личностью и коллективом по следующим сценариям:

—личность подчиняется коллективу (конформизм) — естествен­ное и добровольное подчинение личности коллективу, формаль­ное подчинение с сохранением личностью своей независимости и индивидуальности, поглощение коллективом личности;

—личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония) — внешнее подчинение с сохранением внутренней независимости, сосуществование;

—личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм) — харак­терно для яркой личности, отличающейся индивидуальностью качеств, оригинальностью поступков, статуса или позиции, что может быть привлекательным для членов коллектива.

Наряду с развитием коллективистских отношений андрагог дол­жен содействовать индивидуальному воспитанию и формированию психологических знаний и умений взаимодействия и эмпатии, взаимо­уважения, культуры общения и межличностных отношений. В этом плане действенны психолого-воспитывающие методики: ролевые игры, анализ ситуаций, групповые дискуссии.

Межличностные отношения — это отношения избирательного характера, основанные на взаимной симпатии, интересах, дружбе, чувствах. В отечественной науке и практике долгое время приоритет отдавался коллективистским отношениям, и недооценивалось богатство межличностных. Сегодня ученые и практики признали ошибочность идеологического постулата о подчинении личности интересам общества как модели, ведущей к конформизму личности, безынициативности, подавлению индивидуальности.

Воспитание в группе. Все большую значимость для реализации воспитательных целей приобретает социальная группа, т.е. «социально организованная общность людей, объединенных общими интересами, целями и совместной деятельностью». Группа может и усиливать, и подавлять возможности индивида. На процесс становления личности оказывают влияние как социально развитые, так и примитивные группы (дворовые объединения, компании собутыльников и т.п.). Функцио­нальные и межличностные отношения образуют систему формальных и неформальных отношений в группе. Изучение условий, в которых развиваются эти процессы, позволяет андрагогам целенаправленно влиять на конструктивные процессы жизнедеятельности групп.

Каждому члену группы присущ некоторый групповой статус, определяемый его ролью в группе. Типы социальных ролей: институцио­нальные — закрепленные правовыми актами, регламентируемые (депу­тат, директор); конвенциональные — неформальные, но выполняемые по общепринятым правилам (наставник, студент, офицер, солдат, отец, мать); межличностные — роль в неформальных межличностных взаи­мосвязях (друг, хороший человек, соперник, авторитетный человек). Существенно отличаются понятия «руководитель» и «лидер» группы: руководитель организует жизнедеятельность формальной группы, лидер регулирует неофициальные межличностные отношения в группе.

Особое место занимают малые группы из-за специфичности и рас­пространенности их проблем, как в образовательной, так и в производ­ственной и бытовой сферах. Очевидно, что каждый человек включен не в одну малую группу, к тому же нет двух одинаковых групп. Группы отличаются одна от другой местом и положением ее членов в струк­туре внутригрупповых отношений, их позициями, статусом, ролью, социально-психологической динамикой возникновения и развития, руководством групповой, внутригрупповыми отношениями, группо­выми нормами и групповым контролем.

Определяющую роль в жизнедеятельности группы играет стиль руководства:

авторитарный — руководитель тормозит инициативу группы, злоупотребляет командным тоном, субъективизмом в поощре­ниях и порицаниях, как бы «парит» над группой; этот стиль приемлем в экстремальных ситуациях;

либеральный — основан на невмешательстве руководителя в принципиальные вопросы жизни группы;

демократический — базируется на товарищеском общении руководителя со всеми членами группы, внимательном отноше­нии к их инициативе, свободном обсуждении всех вопросов.

Регулирует жизнедеятельность группы групповое сознание, которое отличается от общественного обыденностью, житейским эмпиризмом, избирательным отношением к отдельным сторонам бытия. Оно может складываться как в результате систематизированного воздействия, так и стихийно, на основе жизненного опыта, обычаев и традиций.

Преимущества групповых занятий заключаются в том, что участ­ники могут оказывать помощь, избегая подчиненности, которая часто возникает в отношениях с андрагогом. Каждый член группы одновре­менно оказывает влияние и попадает под влияние других. «Чувство локтя» с людьми со сходными проблемами, возможность реализовать собственный опыт, поддержка и получаемая в ответ признательность и благодарность — все это способствует развитию уверенности в себе, своих силах. Этим бедны индивидуальные контакты. Малые группы обеспечивают участие каждого ее члена в групповых процессах, опору на имеющийся багаж знаний и умений. Подобные группы стимулируют взаимодействие и откровенность, позволяют учесть индивидуальные особенности каждого ее члена. Это благотворно сказывается на приня­тии друг друга и служит основой для взаимодействия на более высоком уровне. Даже в случаях психологической несовместимости андрагога и личности группа может служить амортизатором.

Группа предоставляет ее участникам возможность углубить не только умение вразумительно излагать свои проблемы, но и умение слушать. Это может показаться второстепенным, но, учитывая слож­ности, с которыми приходится сталкиваться в повседневных взаимо­отношениях, умение общаться в группе, в семье или на работе дает хорошее преимущество.

Слабые стороны малой группы проявляются в доминировании ее отдельных членов, отходе от цели или от плодотворной работы и неко- торых других, которые при достаточной квалификации вполне могут быть взяты андрагогом под контроль.

При выборе формы организации воспитательного влияния следует учитывать нежелательность или предпочтительность определенных проблем для обсуждения в группе. Создаваемая в группе атмосфера наиболее приближена к действительности, полученный опыт легче перенести в реальную жизнь. Участники могут помогать друг другу не только во время работы в группе, но и в неформальных ситуациях.

Целевые группы объединяют людей, вступающих в новый период жизни (молодых родителей); живущих вместе (например, в «проблем­ном районе»); стремящихся к изменению своего состояния (проходящих курс похудения, желающих бросить курить и др.); в отношении род­ственников которых были приняты определенные меры (родителей, чьи дети отбывают срок); объединенных одним изъяном или экстремальной ситуацией (наркоманов, алкоголиков или пострадавших в авариях).

Организация работы в группе. Предваряет включение в группу собеседование, в ходе которого выясняется сочетаемость проблем и по­требностей участников, возможность их совместной работы. Уже на этом этапе важно создать атмосферу доверия и надежности; понять мотивы и тем самым снизить сопротивление, нежелание или страх перед участи­ем в работе группы; сформировать примерное представление о проблеме участника, его возможностях и опасениях, предыдущем опыте участия в группах; выявить конфликт интересов или несовместимость различ­ных участников; принять решение о возможности или нежелательности включения в группу. Работу группы можно начать с вводной беседы, разъясняя цели и принципы организации предстоящей работы, отвечая на вопросы участников.

«Внешний вид» группы может быть гомогенным (участники имеют много общего) и гетерогенным. Как показывает опыт, предпочтение следует отдавать однородности. Серьезные осложнения возникают, если участники принадлежат к контрастным социальным группам, в которых система ценностей, образ жизни, владение речью и взгляд на собствен­ные проблемы, как правило, существенно отличаются.

Разница в возрасте участников групп не должна превышать десяти-пятнадцати лет. Это позволяет, с одной стороны, обогатить дискуссию разнообразными мнениями, с другой — избежать коммуникативных проблем. Создание смешанных по возрасту групп из криминальной среды чревато «обогащением» молодых негативным опытом старших участников. Однако, как показывает практика, если удавалось пробу­дить чувство ответственности, то старшие предостерегали молодых от совершенных ими ошибок, и это давало больший эффект, чем увеще­вания андрагога.

В тематических группах возраст участников менее значим. Цент­ральная роль здесь отводится самой теме: взаимоотношениям родителей с детьми, роли мужчин, воспитанию уверенности в своих силах и др. В таких группах разновозрастные участники могут дополнять друг друга.

Различия в группе (по возрасту, полу или другим параметрам) должны быть сбалансированы. Могут прекрасно функционировать «однополые» группы, но «двуполые» группы более динамичны, их члены обладают разным опытом. Однако желательно, чтобы число женщин и мужчин было относительно равным.

Группы по типу организации работы могут быть открытыми и за­крытыми. В открытых группах наблюдается «приход—уход» участников (место покинувшего группу занимает новый участник), тем самым легко решается проблема численности. В группу закрытого типа не вводят новичков, даже если кто-нибудь из нее выбывает. Более привычны группы открытого типа, однако надо иметь в виду, что новичок может нарушить достигнутое единение группы или, наоборот, группа может объединиться против него. Андрагог должен сглаживать противоречия между «стариками» и новичками, поддерживая последних, помогая им быстрее влиться в группу.

Предпочтительное число участников группы — от пяти до восьми. В такой группе можно уделить внимание каждому, не разделяя стажеров на подгруппы. Меньшее число участников делает группу уязвимой при чьем-либо отсутствии.

По мере развития группы поведение ее членов меняется. Сначала люди приспосабливаются, не проявляют чувств и эмоций, лидерство не оспаривают, личный контакт между участниками слабый, группа подчи­няется всем правилам, но слушают плохо. Затем начинают проявляться чувства и эмоции, группа перестраивается, лидерство оспаривается, «чужаков» отвергают, люди более открыты и слушают внимательнее. В дальнейшем открытость возрастает, вырабатывается системный подход к занятиям, участники способны самостоятельно разрешать конфликты в группе, охотно принимают перемены. Следующий этап отличается гибкостью участников и отсутствием настороженности, группа работает увлеченно, заинтересованно, каждый чувствует себя членом дружного коллектива. Мастерство андрагога заключается в том, чтобы помочь группе пройти все этапы развития.

Чтобы обнаружить скрытые проблемы, о которых сами участники могут и не подозревать, следует использовать разнообразные приемы (вызов на откровенность, обсуждение своего собственного опыта или; переживаний, честное признание допущенной ошибки, готовность по-, нять необычные переживания или чувства).

Работая в группе, андрагог должен адекватно поощрять участников, не противопоставляя, их друг другу, быть оптимистом, акцентировать внимание на положительных моментах и затушевывать отрицатель­ные, высказывать только сформировавшиеся суждения, внимательно относиться к каждому заданному вопросу, а при незнании ответа обра­щаться за помощью к группе (или отсрочить ответ), противодействовать чьему-либо доминированию, не обсуждать отдельных членов группы, приглашать по специальным вопросам экспертов, активизировать ин­терес дискуссиями, вводить отсутствовавшего на предыдущем занятии в курс обсуждавшихся проблем.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1519; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.