Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Самовоспитание и перевоспитание взрослых




Самовоспитание взрослых. Как уже отмечалось, основной целью воспитания является перевод его в процесс самовоспитания. Сравним следующие суждения.

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни» (А. Дистервег).

«Самовоспитание — это не что-то вспомогательное в воспитании, а его фундамент. Никто не сможет воспитать человека, если он сам себя не воспитывает. Самовоспитание — это человеческое достоинство в действительности» (В.А. Сухомлинский).

Важным условием и одновременно результатом воспитательного процесса является собственная активная деятельность личности по саморазвитию.

Самовоспитание — это сознательная, целенаправленная, самостоя­тельная деятельность, ведущая к возможно более полной реализаций, развитию и совершенствованию личности (В. Воронов).

Прежде всего необходимо, чтобы личность усвоила в качестве ба­зовых знания, умения и навыки развития, адаптации и самовоспитания (законы, принципы, содержание, формы, методы). Помимо этого личности необходима помощь в организации деятельности (коллективной и индивидуальной), адекватной по содержанию, методам и формам. Следует использовать различные мотивационные, стимулирующие и поощрительные механизмы, и адекватные средства.

Психологи акцентируют внимание на динамичности я-концепции, ее обусловленности внутренними и внешними факторами. Ведущую роль в формировании содержания сознания, а также в его процессах, ясности и широте охвата действительности играет самосознание. Андрагогам следует шире использовать данные психологического анализа личности, так как именно представление о самом себе, объединенное в целостный образ «я», оказывает непосредственное влияние на по­ведение человека, процесс его социализации.4

Самовоспитание включает приемы самоанализа, саморегуляции, самооценки, самоконтроля и др. Самосознание (саморефлексия, самоо­пределение) индивида определяет уровень его самоорганизации, прин­ципы поведенческой саморегуляции, самопостроения и самоутверж­дения. Ошибочное самоопределение может порождать возвышенные устремления или жизненные заблуждения, увлекать в мир мечтаний или бездуховности.

Участие андрагога в процессе самовоспитания должно реали­зоваться в форме целенаправленного содействия взрослой личности в осознании необходимости и посильности поставленной цели.

Перевоспитание. При работе со взрослыми чаще всего речь идет о перевоспитании. Воспитание и перевоспитание дополняют процесс саморазвития личности. Перевоспитание — явление наиболее сложное и менее разработанное. Оно связано с перестройкой личностных качеств, установок, взглядов, ценностей и способов поведения и основано на из­менении самосознания и устойчивых стереотипов поведения. Алгоритм процесса перевоспитания включает диагностику причин отклонения в развитии и поведении, формулирование проблем воспитания, опреде­ление путей и средств перестройки стереотипов поведения, активизацию сознания и деятельности в труде, учебе, досуге, применение системы требований, поощрений, наказаний, стимулов, контроля, проверки эф­фективности средств и методов и диагностики результатов.

Этот процесс не должен прерываться при достижении постав­ленной цели. Он не завершается ни на минуту и отличается перма­нентностью. Пролонгировать взаимодействие со стажером можно при помощи определения перспектив дальнейшего самовоспитания. Это обусловлено психологическими механизмами, которые требуют постоянного подтверждения полученных навыков, иначе со временем они ослабевают и утрачиваются. Поэтому цель, не ограничиваясь перевоспитанием, должна выходить на отдаленные перспективы - са­мовоспитание. Это позволит избежать рецидива возникновения уже разрешенных проблем.

Самооценка относится к ядру личности и непосредственно свя­зана с процессом социальной адаптации либо дезадаптации. Прямо или косвенно самооценка во многом определяет процессы общения и деятельности, в том числе образовательной и воспитательной. Она коррелирует, с одной стороны, с личным отношением к окружающим, с другой — с особенностями восприятия, опосредованными социальной сферой. Так, несомненную ценность для андрагога представляют резуль­таты исследования самооценки педагога, которые выявили зависимость между отклонением его самооценки по параметру «самоуверенность» и его общей оценки личности стажера. Это говорит о необходимости приведения самооценки в соответствие с реальным положением дел во избежание конфликтов и непонимания в работе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 3404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.