КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы Эффективность
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ Общая тенденция развития методов обучения взрослых заключается в переводе управляемой извне системы обучения в самоуправляемую, что практически означает переход к самоменеджменту обучающегося. Методы обучения выполняют воспитательную и развивающую роль. Наиболее широко применимы для взрослого контингента лекции, беседы, контрольные и самостоятельные работы. К настоящему времени еще не создана четкая классификация 'методов обучения взрослых, однако попытки некоторой их систематизации предпринимаются. Предлагается, например, следующая систематизация: экспозиционные — содержание обучения организуется и представляется (экспонируется) обучающемуся посторонним источником — преподавателем, лектором, учебником, фильмом и т.п.; управленческие — лидеры (ведущие дискуссий, руководители игр, авторы учебных программ) организуют и направляют учебный процесс таким образом, чтобы обучающиеся достигли заранее определенных целей; поисковые — содержание обучения не определено целиком и полностью заранее, поскольку учебный процесс содержит и постановку проблем, и поиск их решений. Обучающиеся сами отбирают и организуют информацию, содержание обучения с целью изучения проблемы и поиска ее решения. Главная цель — вовлечь стажеров в мыслительную деятельность, а восприятие содержания обучения, информации происходит попутно, в процессе «мышления — изучения проблемы — решения проблемы». Эффективность обучения во многом определяется продуманным выбором того или иного метода. Считается, что практически любой метод может быть эффективным, если придать ему собственную личностную окраску, использовать приемы стимулирования интереса обучающихся. Выбор метода — это творчество, но основанное на знании дидактики взрослых. Сравним эффективность следующих методов обучения: (условные единицы) текст учебника 1 конспектирование 1,5 рисунок (схема) 2 экспериментальное задание 3,2 лабораторная работа 4 Часто можно услышать о невероятных успехах, достигнутых с помощью того или иного метода. Однако необходимо предостеречь: ни один из методов не является панацеей. Нельзя отдавать предпочтение проблемно-развивающим методам в ущерб остальным, поскольку это может существенно снизить ожидаемый результат. Хороших результатов при работе со взрослым можно добиться только комплексным, целесообразным и системным использованием различных методов. На выбор методов преподавания и учения влияют различные факторы. В дидактике установлена зависимость результативности методов от целей, содержания и задач обучения, а также от возрастных особенностей, способностей и уровня знаний стажеров и особенностей, возможностей и подготовленности преподавателя-андрагога, условий и времени обучения. В начале обучения хороших результатов можно добиться с помощью теоретического анализа научной литературы, ситуативного анализа, прямого и косвенного наблюдения, интервью и т.п. Постепенно можно вводить беседы, «круглые столы» и фронтальные дискуссии, методы имитационно-игрового и ролевого моделирования фрагментов' профессиональной деятельности, рефлексивного сопровождения образовательного процесса, графических проекций (создание цветных образов, схем, изображений систем связей, блоков), информационного погружения, а также домашние задания в составе малых групп, пленарные дискуссии, видеосъемки и т.д. При презентации результатов обучения стажеры могут подготовить доклад, реферат, выпускную работу, ретроспективное повествование, демонстрацию видеосюжетов, различных видов художественного творчества как форм рефлексии. Рассмотрим отдельные методы обучения и особенности их применения при обучении взрослых. Рассказ — вербальный, повествовательно-сообщающий способ изложения учебного материала. Он эффективен при условии целенаправленной активизации познавательной деятельности обучающихся. Чтобы рассказ чему-либо научил, он должен быть достоверным, убедительным, доказательным, логичным, эмоциональным, простым и доступным, личностно окрашенным отношением рассказчика. Может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами (например, объяснением). Лекция — информационно-сообщающий способ системного изложения значительного объема учебного материала. Лекция читается в течение довольно продолжительного времени, поэтому, чтобы удержать внимание слушателей, требуется применение специальных приемов активизации познавательной деятельности. Преимущество лекции в законченности и целостности восприятия логики и взаимосвязи изложенного материала. Готовясь к лекции, надо составить четкий ее план и следовать ему. Необходимо сформировать у слушателей представление о теме, цели и задачах лекции. Обязательны в изложении темы последовательность, краткие обобщения частей, их логическая взаимосвязь, живой язык, своевременность включения примеров и ярких фактов, контакт с аудиторией, многостороннее раскрытие основных положений, оптимальный темп изложения, выделение фрагментов, которые необходимо законспектировать, и тесная взаимосвязь с практическими занятиями и семинарами. Основные требования к изложению материала: доступность в представлении сложных вопросов, проблемность, связь нового материала с изученным, приведение примеров из практической деятельности, контроль понимания аудиторией основных вопросов темы. Поиск новых методов преподавания привел к появлению лекций-обсуждений, лекций-дискуссий и пр. Беседа — основана на продуманной логике последовательных вопросов, побуждающих стажеров в ходе рассуждений и анализа делать теоретические выводы и обобщения. Метод имеет неоспоримые преимущества: активизация обучающихся; развитие интеллекта (памяти и речи); «открытость» усваиваемых знаний; большой воспитательный и диагностический потенциал. Ограничивают использование беседы ее затратность по времени, риск фиксирования обучающимися неправильного суждения, сложность темы и отсутствие у стажеров представлений об изучаемой проблеме. Все многообразие видов и типов бесед можно сгруппировать по характеру познавательной деятельности — эвристическая, сообщающая; дидактическим целям — вводная, закрепляющая; формам организации — индивидуальная, групповая, фронтальная. Выбор типа (вида) беседы зависит от цели обучения, содержания учебного материала, уровня познавательной деятельности, Места в учебно-познавательном процессе. Эффективность беседы во многом зависит от ее подготовки: преподаватель должен заранее определить тему и цель беседы, составить план-конспект, подготовить наглядные пособия, сформулировать основные и вспомогательные вопросы. Успех беседы зависит от целенаправленности и системности задаваемых вопросов, широкой адресности, последовательности и логичности, их краткости и четкости, содержательности. В то же время вопросы не должны содержать подсказку или восприниматься неоднозначно. Дискуссия — обсуждение проблемы обучающимися под руководством преподавателя. Обмен мнениями стимулирует принятие самостоятельных решений, формирование у стажеров собственного понимания «Круглый стол» — коллективное обсуждение проблем с привлечением экспертов. Этот достаточно сложный и трудоемкий способ нацелен на подведение итогов изучения темы, систематизацию сформированных знаний, обучение аргументированному ведению дискуссии, а также на диагностирование усвоения. Метод эффективен при тщательной подготовке. Организатор «круглого стола» должен обеспечить дискуссионное содержание темы (различие позиций) и общую заинтересованность в ней, сформировать группы участников обсуждения, обладающих знаниями по обсуждаемой проблеме, привлечь опытных и авторитетных специалистов, построить обсуждение по заранее подготовленным вопросам, быть готовым подвести итоги и сформулировать выводы, интегрирующие различные мнения. Ведущий следит, чтобы обсуждение проходило в рамках темы, внимательно выслушивает выступающих, побуждает участников к активности, он должен уметь быстро находить выход из неожиданной ситуации, уважать мнение других и направлять ход обсуждения к намеченному результату. Групповые обсуждения систематизируют знания (умения) стажеров, развивают умение высказываться, формируют уверенность в себе, позволяют участникам самореализоваться. Выбирая данный метод, следует удостовериться в том, что обсуждаемая тема всем интересна и допускает различные толкования, что обучающиеся располагают достаточным для обсуждения объемом информации, а поставленные вопросы и задания им доступны. При этом от преподавателя требуется сформировать цель обсуждения, продумать вопросы и задания, быстро реагировать на настроения аудитории, внимательно выслушивать отвечающих, досконально знать суть обсуждаемой проблемы, уметь обобщать материал и активизировать участников, быстро принимать решение в неожиданной ситуации, уважать мнение обучающихся. Нужно учесть, что этот метод несколько ограничивает использование наглядных средств. Различают следующие группы: «руководимая», типа «синдикат», «разговорная», «по выработке решения». «Руководимая» группа обсуждает проблему под руководством ведущего, который задает наводящие и дополнительные вопросы, подводит обучающихся к промежуточным выводам и заключению. Однако руководитель должен не доминировать, а предоставлять обучающимся при обсуждении большую самостоятельность. Группа результативна в составе десяти-пятнадцати человек. Группа типа «синдикат» состоит из подгрупп по шесть-восемь человек, обсуждающих один и тот же вопрос (тему, проблему). Характер обсуждения независимый и свободный. Руководитель ставит вопросы, вносит поправки и высказывает замечания. Затруднения вызывает контроль хода обсуждения и подведение его итогов. «Разговорная» группа делится на микрогруппы по два-три человека, высказывающих свое мнение по тому или иному вопросу. Позволяет диагностировать успешность обучения и сформированность знаний и умений. Группа «по выработке решения» эффективно работает над разнообразными проблемами. Однако желательно совпадение мнений (взглядов) членов группы. Оппозиционные фракции могут как затруднить поиск решения проблемы, так и самым благотворным образом повлиять на его продуктивность. Восприятие материала на слух малоэффективно, поэтому использование вербальных (монологических и диалогических) методов обучения должно сопровождаться специальными приемами активизации обучающихся. Усиливают эффективность устного изложения наглядные методы, которые условно делят на методы иллюстрации и демонстрации. Иллюстрация — показ статичных объектов (плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.) в познавательных целях. Эффективность зависит от дидактической продуманности назначения, выбора места, времени и роли в познавательном процессе, оптимальности объема иллюстративного материала. Простые визуальные средства обучения — фотографии, рисунки, При использовании учебной доски надо соблюдать определенные правила. Не следует разговаривать, когда пишете на доске (это мешает общению с группой), заслонять написанное, писать надо разборчиво, крупными буквами, периодически отходить вглубь зала, чтобы про верить, разборчивы ли записи, готовить доску следует заранее, чтобы во время занятий иметь перед глазами план, записывать на доске ключевые слова из ответов или выступлений обучающихся (демонстрируя внимание к их замечаниям). При использовании ватмана писать рекомендуется черным или синим маркером. Демонстрация — показ в познавательных целях динамичных моделей, приборов, опытов, кинофильмов и пр. Часто сопровождается наблюдениями, измерениями, выявлением существенных свойств и др. Наглядные методы формируют представление о предмете изучения, создают условия для усвоения его существенных характеристик, не ограничиваясь внешними. Демонстрация действенна при продуманном выборе объекта, сочетании объяснения и наглядности, направленности внимания обучающихся на существенные стороны объекта, привлечение других методов обучения. Используя наглядные методы, следует учитывать особенности восприятия взрослых, обеспечивать оптимальную дозированность показов и хороший обзор, акцентировать внимание на существенном, сопровождать продуманными пояснениями, направлять обучающихся на поиск информации. Особое место среди наглядных методов занимает видеометод, позволяющий сообщать информацию, закреплять, повторять, обобщать,, систематизировать ее. Метод из простого иллюстрирования превратился во всеобъемлющий. Он реализует дидактические функции преподавателя: варьирует индуктивное и дедуктивное усвоение знаний, степень самостоятельности и познавательной активности обучающихся, способы управления познавательным процессом. Потенциально видеометод может стать дидактической технологией. Эффективность его зависит от мастерства преподавателя, качества видеопособия, технических средств, организованности учебного процесса (четкости, продуманности, целесообразности), подготовленности стажеров и направленности их деятельности (умения обобщать, самостоятельно работать). Самостоятельная работа — целенаправленная деятельность обучающихся в специально отведенное время по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Метод повышает качество теоретических знаний, увеличивает познавательную активность стажеров, готовит их к новой деятельности. Является обязательным элементом профессионального обучения. Может включать упражнения по отработке различных навыков, закреплению практических знаний, а также решение задач, работу с учебной литературой и др. Однако обучение не может быть полностью самообучающим, особенно при работе с ручным инструментом, оборудованием и т.п. Самостоятельная работа должна содержать вводный инструктаж и демонстрацию предстоящей работы, освоение стажерами базовых навыков работы. Каждое новое умение должно формироваться на основе уже освоенных. Самообучение строится на эффективном выделении каждого шага и четком их комментировании. Уровень самостоятельности должен возрастать последовательно, в соответствии с познавательными возможностями стажеров — начиная с копирующей через репродуктивную и продуктивную к самостоятельной деятельности. Копирующие действия по заданному образцу готовят обучающихся к самостоятельной деятельности. Репродуктивная деятельность воспроизводит информацию о различных свойствах изучаемого объекта. Стажеры обобщают приемы и методы познавательной деятельности, переносят их на решение более сложных, но типовых задач. Продуктивная деятельность предполагает самостоятельное применение приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца. В ходе самостоятельной деятельности знания переносятся в новые ситуации и условия, составляются новые программы принятия решений, вырабатывается гипотетическое аналоговое мышление. Организуя самостоятельное обучение, следует четко сформулировать цель, обеспечить постепенное нарастание сложности, сочетание разнообразных видов самостоятельного обучения, управлять процессом обучения, снабдить стажера учебным материалом, соответствующим его возможностям. Работа с учебными текстами — самостоятельное усвоение и осмысление новых знаний. Метод приобрел особую значимость для взрослых. Однако излишняя увлеченность им не всегда оправдана. Программированные формы учебных книг (в том числе компьютер как носитель текстового материала) высокоэффективны, поскольку позволяют сочетать учебную и организационную информацию, помогающую работать самостоятельно. При кажущейся простоте метод требует подготовленности стажера — умения «сворачивать» и «разворачивать» информацию (в виде таблиц, диаграмм, графиков, наглядных моделей и т.п.), владение приемами запоминания, самоконтроля, определения критериев усвоения материала, планирования времени и организации работы с текстом. Стажеру необходимо уметь ставить и реализовать цели, сверять их с результатом, эффективно работать с текстом (его структурирование, иллюстрация, схематизация и прочие мыслительные операции, направленные на осмысление и запоминание). Доклад — сбор обучающимся (индивидуально или в подгруппах) информации на заданную тему с последующим ее представлением. Доклад может быть представлен в виде фильма. Может использоваться в качестве самостоятельного метода либо как прием, включенный в другой метод. Лабораторная работа — выполнение по плану и под руководством преподавателя опытов или практических заданий, нацеленных на усвоение и осмысление нового материала. Включает постановку темы работы, разъяснение задач и этапов, непосредственное ее выполнение, контроль преподавателем хода занятий и соблюдения правил безопасного труда, подведение итогов и формулирование основных выводов. Практическая работа — отработка умений и навыков на основе сформированных знаний. Может быть источником знаний, обеспечить их закрепление и применение, сформировать опыт, содействовать интеллектуальному, физическому и нравственному развитию. Практическая работа эффективна в сочетании с наглядными и словесными методами. Упражнение — овладение или отработка умений и навыков посредством запланированного многократного выполнения учебных действий. В сравнении с изучением производственной ситуации требуют меньше времени, но идеальные условия исполнения упражнений отдаляют их от реальной производственной ситуации. Дидактически выстроенные упражнения опираются на сознательность исполнения и усвоенную теоретическую базу, подконтрольность условий и результатов, распределенность во времени, сочетание подражательной и творческой деятельности. Они углубляют знания, развивают творческие способности и требуют от обучающихся сообразительности, размышлений, поиска собственных решений. Упражнения могут быть устные и письменные, практические, лабораторно-практические, производственные и пр. Организация упражнения и практической работы должна начинаться с определения их места в системе учебной работы и сроков проведения. Подготовка к упражнению включает: —изучение или повторение теории; —знакомство обучающихся с необходимым оборудованием; —письменное оформление работы (запись темы/названия работы, состава оборудования, составление таблиц и пр.); —проверку исправности необходимого оборудования; —установление соотношения самостоятельной работы и выполняемой под руководством; —подготовку описания хода работы; —подготовку дополнительных заданий творческого характера. Проведение упражнения состоит из следующих действий: —объяснение цели и задач с опорой на усвоенные знания; —демонстрация упражнения; —первоначальное воспроизведение действий стажерами; —последующая тренировочная деятельность обучающихся по совершенствованию приобретаемых умений и навыков; — контроль преподавателем действий стажера. Изучение производственной проблемы предполагает анализ какого-либо сложного примера из реальной жизни (представленного, например, в виде текста либо фильма). Метод позволяет применить теоретические знания при анализе и выявлении проблемы и наметить действия по ее решению. Эта работа полезна, но личное участие в ней не столь активно, как при дидактической игре. Экспериментирование — обучающийся вовлекается в исследовательскую деятельность, следуя определенным инструкциям. Анализ результатов подводит к соответствующим выводам. Метод проектов применяется выборочно и, как правило, в группах, члены которых имеют адекватный профессиональный опыт. Метод вовлекает обучающихся в созидательную учебную деятельность, укрепляет в них уверенность, раскрывает перспективы дальнейшей трудовой деятельности. Содержание проектов, способы их решения и результаты практического применения могут служить показателями готовности обучающихся к трудовой деятельности и их конкурентоспособности. Процесс обучения максимально приближен к реальной практике. Обучающиеся до включения в самостоятельную профессиональную деятельность приобретают профессионально-социальную компетентность, творчески усваивая необходимую информацию. Учебный процесс становится индивидуализированным и интенсивным, позволяя обучающимся выбирать свой темп достижения результатов. Метод проектов применяется на различных этапах учебной деятельности. Он включает: —поиск требующей решения проблемы (производственной, социальной, экономической, экологической); —формулирование цели, задачи, создание коллектива разработчиков; —анализ опыта решения аналогичных задач (в том числе из литературы и других источников) и определение стратегии решения данной задачи; —разработку технической (специальной) документации и подготовку необходимых ресурсов (комплектующих изделий, материалов, инструментов, оборудования); —изготовление макета и опытного образца изделия (объекта); —проведение испытания (экспертная оценка); —доработку образца по предложениям и замечаниям; —серийное изготовление (завершение задания); —сдачу проекта заказчику; —получение и распределение прибыли; —анализ проделанной разработчиками работы. Компьютерное обучение — это поэтапное усвоение знаний, немедленное оценивание действий обучающегося, гибкая адаптация скорости работы к индивидуальному ритму. Помогает самостоятельно достичь определенного уровня знаний. Дидактические игры (деловые, имитационные, организационно-деятельностные и пр.) — моделирование или имитация реальной действительности, операций и действий. Игры пользуются все большей популярностью. В процессе борьбы за победу усваиваются знания, умения и навыки. Игра может опережать моделируемое событие, сопутствовать ему или следовать за ним. Несомненна ценность игровых методик в понимании стажерами личностной значимости изучаемого материала, стимулировании творческого мышления и мотивации обучения, формировании коммуникативных качеств, активизации обучения через эмоциональный настрой игроков (управляемое эмоциональное напряжение). Обучающая цель отходит на второй план, на первом — победа. Достоинство метода в создании подлинной жизненной обстановки (ситуации); тесной связи теории с практикой; возможности учиться, имитируя поведение других; понимании смысла своей роли; обмене опытом и мнениями, способствующем выработке решения, овладению моделями поведения. Однако применение игр ограничено большими затратами усилий и времени преподавателя на их разработку и опасностью подмены познавательных целей игровым азартом. При системном использовании игры помимо обучающей реализуют развивающую, воспитывающую, психотехническую, развлекательную, коммуникативную, релаксационную функции. Игровые формы успешно решают проблему социальной адаптации. С игр можно начинать обучение и ими его заканчивать. Их можно с успехом использовать в первые дни занятий для установления контакта преподавателя с группой и составления представления о ней, быстрого знакомства стажеров друг с другом. В играх растет творческий потенциал, развиваются общеучебные умения и навыки. Целесообразно их использовать при подготовке обучающихся к самозанятости, выявлении готовности открыть и вести «свое дело», общаться с клиентом, участвовать в деловой беседе, предлагать «свои услуги» работодателю и др. Обучающиеся разыгрывают определенные роли и соотносят свои действия с заданной учебно-игровой ситуацией. Для этого нужно создать климат доверия, дать четкие инструкции. Объективности последующего анализа способствует заполнение листка наблюдений. В игровых ситуациях могут использоваться специальное оборудование и аппаратура (телефоны, компьютер и т.д.). Кроме имитационных распространены условно-соревновательные игры (КВН и пр.). Игры можно разделить на познавательные (специально созданные ситуации моделируют реальность), симуляционные (инсценировка и генерация идей, приобщение стажеров к анализу проблем). Игры делового тренинга моделируют деятельность партнеров по бизнесу и направлены на совершенствование навыков общения деловых людей на профессиональные темы. Используются для тренинга делового общения, формирования творческих коллективов, моделирования различных производственных ситуаций, создания деловой атмосферы, выявления лидеров и оценки деловых качеств исполнителей. Моделирование может быть либо целостное (например, всех атрибутов рабочей ситуации — оборудования офиса и т.п.), либо частичное (например, по проекту «начало своего предприятия» и т.п.). Метод можно использовать на различных уровнях: моделирование объектов — физическое моделирование конкретных объектов; моделирование процедур — имитация процедур; моделирование процессов — имитация процесса; моделирование ситуаций — имитация реальной ситуации.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 3012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |