Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы Эффективность




МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ

Общая тенденция развития методов обучения взрослых заключает­ся в переводе управляемой извне системы обучения в самоуправляемую, что практически означает переход к самоменеджменту обучающегося.

Методы обучения выполняют воспитательную и развивающую роль. Наиболее широко применимы для взрослого контингента лекции, беседы, контрольные и самостоятельные работы.

К настоящему времени еще не создана четкая классификация 'методов обучения взрослых, однако попытки некоторой их систе­матизации предпринимаются. Предлагается, например, следующая систематизация:

экспозиционные — содержание обучения организуется и представ­ляется (экспонируется) обучающемуся посторонним источником — пре­подавателем, лектором, учебником, фильмом и т.п.;

управленческие — лидеры (ведущие дискуссий, руководители игр, авторы учебных программ) организуют и направляют учебный процесс таким образом, чтобы обучающиеся достигли заранее определенных целей;

поисковые — содержание обучения не определено целиком и полно­стью заранее, поскольку учебный процесс содержит и постановку про­блем, и поиск их решений. Обучающиеся сами отбирают и организуют информацию, содержание обучения с целью изучения проблемы и по­иска ее решения. Главная цель — вовлечь стажеров в мыслительную деятельность, а восприятие содержания обучения, информации проис­ходит попутно, в процессе «мышления — изучения проблемы — решения проблемы».

Эффективность обучения во многом определяется продуманным выбором того или иного метода. Считается, что практически любой метод может быть эффективным, если придать ему собственную личностную окраску, использовать приемы стимулирования интереса обучающихся. Выбор метода — это творчество, но основанное на знании дидактики взрослых. Сравним эффективность следующих методов обучения:

(условные единицы)

текст учебника 1

конспектирование 1,5

рисунок (схема) 2

экспериментальное задание 3,2

лабораторная работа 4

Часто можно услышать о невероятных успехах, достигнутых с по­мощью того или иного метода. Однако необходимо предостеречь: ни один из методов не является панацеей. Нельзя отдавать предпочтение проблемно-развивающим методам в ущерб остальным, поскольку это может существенно снизить ожидаемый результат. Хороших резуль­татов при работе со взрослым можно добиться только комплексным, целесообразным и системным использованием различных методов. На выбор методов преподавания и учения влияют различные факто­ры. В дидактике установлена зависимость результативности методов от целей, содержания и задач обучения, а также от возрастных осо­бенностей, способностей и уровня знаний стажеров и особенностей, возможностей и подготовленности преподавателя-андрагога, условий и времени обучения.

В начале обучения хороших результатов можно добиться с по­мощью теоретического анализа научной литературы, ситуативного анализа, прямого и косвенного наблюдения, интервью и т.п. Постепенно можно вводить беседы, «круглые столы» и фронтальные дискуссии, методы имитационно-игрового и ролевого моделирования фрагмен­тов' профессиональной деятельности, рефлексивного сопровождения образовательного процесса, графических проекций (создание цветных образов, схем, изображений систем связей, блоков), информационного погружения, а также домашние задания в составе малых групп, пле­нарные дискуссии, видеосъемки и т.д. При презентации результатов обучения стажеры могут подготовить доклад, реферат, выпускную работу, ретроспективное повествование, демонстрацию видеосюжетов, различных видов художественного творчества как форм рефлексии.

Рассмотрим отдельные методы обучения и особенности их при­менения при обучении взрослых.

Рассказ — вербальный, повествовательно-сообщающий способ из­ложения учебного материала. Он эффективен при условии целенаправ­ленной активизации познавательной деятельности обучающихся. Чтобы рассказ чему-либо научил, он должен быть достоверным, убедительным, доказательным, логичным, эмоциональным, простым и доступным, личностно окрашенным отношением рассказчика. Может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими методами (например, объяснением).

Лекция — информационно-сообщающий способ системного из­ложения значительного объема учебного материала. Лекция читает­ся в течение довольно продолжительного времени, поэтому, чтобы удержать внимание слушателей, требуется применение специальных приемов активизации познавательной деятельности. Преимущество лекции в законченности и целостности восприятия логики и взаимо­связи изложенного материала.

Готовясь к лекции, надо составить четкий ее план и следовать ему. Необходимо сформировать у слушателей представление о теме, цели и задачах лекции. Обязательны в изложении темы последователь­ность, краткие обобщения частей, их логическая взаимосвязь, живой язык, своевременность включения примеров и ярких фактов, контакт с аудиторией, многостороннее раскрытие основных положений, опти­мальный темп изложения, выделение фрагментов, которые необходимо законспектировать, и тесная взаимосвязь с практическими занятиями и семинарами. Основные требования к изложению материала: доступ­ность в представлении сложных вопросов, проблемность, связь нового материала с изученным, приведение примеров из практической деятель­ности, контроль понимания аудиторией основных вопросов темы.

Поиск новых методов преподавания привел к появлению лекций-обсуждений, лекций-дискуссий и пр.

Беседа — основана на продуманной логике последовательных вопросов, побуждающих стажеров в ходе рассуждений и анализа де­лать теоретические выводы и обобщения. Метод имеет неоспоримые преимущества: активизация обучающихся; развитие интеллекта (памяти и речи); «открытость» усваиваемых знаний; большой воспитательный и диагностический потенциал. Ограничивают использование беседы ее затратность по времени, риск фиксирования обучающимися неправиль­ного суждения, сложность темы и отсутствие у стажеров представлений об изучаемой проблеме. Все многообразие видов и типов бесед можно сгруппировать по характеру познавательной деятельности — эвристи­ческая, сообщающая; дидактическим целям — вводная, закрепляющая; формам организации — индивидуальная, групповая, фронтальная.

Выбор типа (вида) беседы зависит от цели обучения, содержа­ния учебного материала, уровня познавательной деятельности, Места в учебно-познавательном процессе. Эффективность беседы во многом зависит от ее подготовки: преподаватель должен заранее определить тему и цель беседы, составить план-конспект, подготовить наглядные пособия, сформулировать основные и вспомогательные вопросы. Успех беседы зависит от целенаправленности и системности задаваемых во­просов, широкой адресности, последовательности и логичности, их краткости и четкости, содержательности. В то же время вопросы не должны содержать подсказку или восприниматься неоднозначно.

Дискуссия — обсуждение проблемы обучающимися под руковод­ством преподавателя. Обмен мнениями стимулирует принятие самостоя­тельных решений, формирование у стажеров собственного понимания
проблемы. Дискуссия способствует прочному усвоению предмета, учит излагать и отстаивать свою позицию, считаться с мнениями других, по­зволяет диагностировать усвоенное. Дискуссия может проводиться со всей группой, в подгруппах или же между преподавателем и стажерами. Условие действенности метода состоит в тщательной подготовительной работе, проводимой обучающим, и в наличии определенных знаний, умений, зрелости и самостоятельности мышления у обучающихся.

«Круглый стол» — коллективное обсуждение проблем с привлече­нием экспертов. Этот достаточно сложный и трудоемкий способ нацелен на подведение итогов изучения темы, систематизацию сформированных знаний, обучение аргументированному ведению дискуссии, а также на диагностирование усвоения. Метод эффективен при тщательной подго­товке. Организатор «круглого стола» должен обеспечить дискуссионное содержание темы (различие позиций) и общую заинтересованность в ней, сформировать группы участников обсуждения, обладающих знаниями по обсуждаемой проблеме, привлечь опытных и авторитет­ных специалистов, построить обсуждение по заранее подготовленным вопросам, быть готовым подвести итоги и сформулировать выводы, интегрирующие различные мнения. Ведущий следит, чтобы обсуждение проходило в рамках темы, внимательно выслушивает выступающих, побуждает участников к активности, он должен уметь быстро находить выход из неожиданной ситуации, уважать мнение других и направлять ход обсуждения к намеченному результату.

Групповые обсуждения систематизируют знания (умения) стаже­ров, развивают умение высказываться, формируют уверенность в себе, позволяют участникам самореализоваться. Выбирая данный метод, следует удостовериться в том, что обсуждаемая тема всем интересна и допускает различные толкования, что обучающиеся располагают достаточным для обсуждения объемом информации, а поставленные вопросы и задания им доступны. При этом от преподавателя требуется сформировать цель обсуждения, продумать вопросы и задания, быстро реагировать на настроения аудитории, внимательно выслушивать отвечающих, досконально знать суть обсуждаемой проблемы, уметь обобщать материал и активизировать участников, быстро принимать решение в неожиданной ситуации, уважать мнение обучающихся. Нужно учесть, что этот метод несколько ограничивает использование наглядных средств.

Различают следующие группы: «руководимая», типа «синдикат», «разговорная», «по выработке решения». «Руководимая» группа обсуж­дает проблему под руководством ведущего, который задает наводящие и дополнительные вопросы, подводит обучающихся к промежуточным

выводам и заключению. Однако руководитель должен не доминировать, а предоставлять обучающимся при обсуждении большую самостоятель­ность. Группа результативна в составе десяти-пятнадцати человек. Группа типа «синдикат» состоит из подгрупп по шесть-восемь человек, обсуждающих один и тот же вопрос (тему, проблему). Характер обсуж­дения независимый и свободный. Руководитель ставит вопросы, вносит поправки и высказывает замечания. Затруднения вызывает контроль хода обсуждения и подведение его итогов. «Разговорная» группа делит­ся на микрогруппы по два-три человека, высказывающих свое мнение по тому или иному вопросу. Позволяет диагностировать успешность обучения и сформированность знаний и умений. Группа «по выработке решения» эффективно работает над разнообразными проблемами. Одна­ко желательно совпадение мнений (взглядов) членов группы. Оппози­ционные фракции могут как затруднить поиск решения проблемы, так и самым благотворным образом повлиять на его продуктивность.

Восприятие материала на слух малоэффективно, поэтому исполь­зование вербальных (монологических и диалогических) методов обу­чения должно сопровождаться специальными приемами активизации обучающихся.

Усиливают эффективность устного изложения наглядные методы, которые условно делят на методы иллюстрации и демонстрации.

Иллюстрация — показ статичных объектов (плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске и пр.) в познавательных целях. Эф­фективность зависит от дидактической продуманности назначения, вы­бора места, времени и роли в познавательном процессе, оптимальности объема иллюстративного материала.

Простые визуальные средства обученияфотографии, рисунки,
чертежи.
Необходимо быть очень внимательным при использовании
слишком сложных или чересчур абстрактных визуальных средств. Рекомендуется использовать цветные визуальные средства, с титрами
и соответствующими надписями. Чертежи и схемы действенны для
выражения мысли, показа структуры и механизма. Фотографии часто
перегружены деталями, которые отвлекают внимание. Посещение
какого-либо предприятия (как реального визуального средства) тоже
может отвлечь внимание обучающихся от цели, к тому же требует
много времени, а также тщательной организации и подготовки преподавателем.

При использовании учебной доски надо соблюдать определенные правила. Не следует разговаривать, когда пишете на доске (это мешает общению с группой), заслонять написанное, писать надо разборчиво, крупными буквами, периодически отходить вглубь зала, чтобы про верить, разборчивы ли записи, готовить доску следует заранее, чтобы во время занятий иметь перед глазами план, записывать на доске клю­чевые слова из ответов или выступлений обучающихся (демонстрируя внимание к их замечаниям). При использовании ватмана писать ре­комендуется черным или синим маркером.

Демонстрация — показ в познавательных целях динамичных мо­делей, приборов, опытов, кинофильмов и пр. Часто сопровождается на­блюдениями, измерениями, выявлением существенных свойств и др.

Наглядные методы формируют представление о предмете изуче­ния, создают условия для усвоения его существенных характеристик, не ограничиваясь внешними.

Демонстрация действенна при продуманном выборе объекта, со­четании объяснения и наглядности, направленности внимания обуча­ющихся на существенные стороны объекта, привлечение других методов обучения.

Используя наглядные методы, следует учитывать особенности восприятия взрослых, обеспечивать оптимальную дозированность показов и хороший обзор, акцентировать внимание на существенном, сопровождать продуманными пояснениями, направлять обучающихся на поиск информации.

Особое место среди наглядных методов занимает видеометод, по­зволяющий сообщать информацию, закреплять, повторять, обобщать,, систематизировать ее. Метод из простого иллюстрирования превратился во всеобъемлющий. Он реализует дидактические функции преподава­теля: варьирует индуктивное и дедуктивное усвоение знаний, степень самостоятельности и познавательной активности обучающихся, способы управления познавательным процессом. Потенциально видеометод может стать дидактической технологией. Эффективность его зависит от мастерства преподавателя, качества видеопособия, технических средств, организованности учебного процесса (четкости, продуманности, целесообразности), подготовленности стажеров и направленности их деятельности (умения обобщать, самостоятельно работать).

Самостоятельная работа — целенаправленная деятельность обу­чающихся в специально отведенное время по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. Метод повышает качество теоре­тических знаний, увеличивает познавательную активность стажеров, готовит их к новой деятельности. Является обязательным элементом профессионального обучения. Может включать упражнения по от­работке различных навыков, закреплению практических знаний, а также решение задач, работу с учебной литературой и др. Однако обучение не может быть полностью самообучающим, особенно при работе с ручным инструментом, оборудованием и т.п. Самостоятельная работа должна содержать вводный инструктаж и демонстрацию предстоящей работы, освоение стажерами базовых навыков работы. Каждое новое умение должно формироваться на основе уже освоенных. Самообучение стро­ится на эффективном выделении каждого шага и четком их комментиро­вании. Уровень самостоятельности должен возрастать последовательно, в соответствии с познавательными возможностями стажеров — начиная с копирующей через репродуктивную и продуктивную к самостоятель­ной деятельности.

Копирующие действия по заданному образцу готовят обучающихся к самостоятельной деятельности. Репродуктивная деятельность вос­производит информацию о различных свойствах изучаемого объекта. Стажеры обобщают приемы и методы познавательной деятельности, переносят их на решение более сложных, но типовых задач. Продуктив­ная деятельность предполагает самостоятельное применение приобре­тенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца. В ходе самостоятельной деятельности знания переносятся в новые ситуации и условия, составляются новые программы приня­тия решений, вырабатывается гипотетическое аналоговое мышление. Организуя самостоятельное обучение, следует четко сформулировать цель, обеспечить постепенное нарастание сложности, сочетание раз­нообразных видов самостоятельного обучения, управлять процессом обучения, снабдить стажера учебным материалом, соответствующим его возможностям.

Работа с учебными текстами — самостоятельное усвоение и осмысление новых знаний. Метод приобрел особую значимость для взрослых. Однако излишняя увлеченность им не всегда оправдана.

Программированные формы учебных книг (в том числе компьютер как носитель текстового материала) высокоэффективны, поскольку позволяют сочетать учебную и организационную информацию, помога­ющую работать самостоятельно. При кажущейся простоте метод требует подготовленности стажера — умения «сворачивать» и «разворачивать» информацию (в виде таблиц, диаграмм, графиков, наглядных моделей и т.п.), владение приемами запоминания, самоконтроля, определения критериев усвоения материала, планирования времени и организации работы с текстом. Стажеру необходимо уметь ставить и реализовать цели, сверять их с результатом, эффективно работать с текстом (его структурирование, иллюстрация, схематизация и прочие мыслительные операции, направленные на осмысление и запоминание).

Доклад — сбор обучающимся (индивидуально или в подгруппах) информации на заданную тему с последующим ее представлением.

Доклад может быть представлен в виде фильма. Может использовать­ся в качестве самостоятельного метода либо как прием, включенный в другой метод.

Лабораторная работа — выполнение по плану и под руководством преподавателя опытов или практических заданий, нацеленных на усвое­ние и осмысление нового материала. Включает постановку темы работы, разъяснение задач и этапов, непосредственное ее выполнение, контроль преподавателем хода занятий и соблюдения правил безопасного труда, подведение итогов и формулирование основных выводов.

Практическая работа — отработка умений и навыков на основе сформированных знаний. Может быть источником знаний, обеспечить их закрепление и применение, сформировать опыт, содействовать интеллектуальному, физическому и нравственному развитию. Прак­тическая работа эффективна в сочетании с наглядными и словесными методами.

Упражнение — овладение или отработка умений и навыков посред­ством запланированного многократного выполнения учебных действий. В сравнении с изучением производственной ситуации требуют меньше времени, но идеальные условия исполнения упражнений отдаляют их от реальной производственной ситуации. Дидактически выстроенные упражнения опираются на сознательность исполнения и усвоенную теоретическую базу, подконтрольность условий и результатов, распре­деленность во времени, сочетание подражательной и творческой дея­тельности. Они углубляют знания, развивают творческие способности и требуют от обучающихся сообразительности, размышлений, поиска собственных решений. Упражнения могут быть устные и письменные, практические, лабораторно-практические, производственные и пр.

Организация упражнения и практической работы должна на­чинаться с определения их места в системе учебной работы и сроков проведения. Подготовка к упражнению включает:

—изучение или повторение теории;

—знакомство обучающихся с необходимым оборудованием;

—письменное оформление работы (запись темы/названия работы, состава оборудования, составление таблиц и пр.);

—проверку исправности необходимого оборудования;

—установление соотношения самостоятельной работы и выпол­няемой под руководством;

—подготовку описания хода работы;

—подготовку дополнительных заданий творческого характера. Проведение упражнения состоит из следующих действий:

—объяснение цели и задач с опорой на усвоенные знания;

—демонстрация упражнения;

—первоначальное воспроизведение действий стажерами;

—последующая тренировочная деятельность обучающихся по совершенствованию приобретаемых умений и навыков;

— контроль преподавателем действий стажера.

Изучение производственной проблемы предполагает анализ какого-либо сложного примера из реальной жизни (представленного, например, в виде текста либо фильма). Метод позволяет применить теоретические знания при анализе и выявлении проблемы и наметить действия по ее решению. Эта работа полезна, но личное участие в ней не столь активно, как при дидактической игре.

Экспериментирование — обучающийся вовлекается в исследова­тельскую деятельность, следуя определенным инструкциям. Анализ результатов подводит к соответствующим выводам.

Метод проектов применяется выборочно и, как правило, в группах, члены которых имеют адекватный профессиональный опыт. Метод во­влекает обучающихся в созидательную учебную деятельность, укреп­ляет в них уверенность, раскрывает перспективы дальнейшей трудовой деятельности. Содержание проектов, способы их решения и результаты практического применения могут служить показателями готовности обучающихся к трудовой деятельности и их конкурентоспособности.

Процесс обучения максимально приближен к реальной практике. Обучающиеся до включения в самостоятельную профессиональную деятельность приобретают профессионально-социальную компетент­ность, творчески усваивая необходимую информацию. Учебный про­цесс становится индивидуализированным и интенсивным, позволяя обучающимся выбирать свой темп достижения результатов. Метод проектов применяется на различных этапах учебной деятельности. Он включает:

—поиск требующей решения проблемы (производственной, со­циальной, экономической, экологической);

—формулирование цели, задачи, создание коллектива разработ­чиков;

—анализ опыта решения аналогичных задач (в том числе из лите­ратуры и других источников) и определение стратегии решения данной задачи;

—разработку технической (специальной) документации и под­готовку необходимых ресурсов (комплектующих изделий, материалов, инструментов, оборудования);

—изготовление макета и опытного образца изделия (объекта);

—проведение испытания (экспертная оценка);

—доработку образца по предложениям и замечаниям;

—серийное изготовление (завершение задания);

—сдачу проекта заказчику;

—получение и распределение прибыли;

—анализ проделанной разработчиками работы.

Компьютерное обучение — это поэтапное усвоение знаний, не­медленное оценивание действий обучающегося, гибкая адаптация скорости работы к индивидуальному ритму. Помогает самостоятельно достичь определенного уровня знаний.

Дидактические игры (деловые, имитационные, организационно-деятельностные и пр.) — моделирование или имитация реальной дей­ствительности, операций и действий. Игры пользуются все большей популярностью. В процессе борьбы за победу усваиваются знания, умения и навыки. Игра может опережать моделируемое событие, со­путствовать ему или следовать за ним. Несомненна ценность игровых методик в понимании стажерами личностной значимости изучаемого материала, стимулировании творческого мышления и мотивации обуче­ния, формировании коммуникативных качеств, активизации обучения через эмоциональный настрой игроков (управляемое эмоциональное напряжение). Обучающая цель отходит на второй план, на первом — по­беда. Достоинство метода в создании подлинной жизненной обстановки (ситуации); тесной связи теории с практикой; возможности учиться, имитируя поведение других; понимании смысла своей роли; обмене опытом и мнениями, способствующем выработке решения, овладению моделями поведения. Однако применение игр ограничено большими затратами усилий и времени преподавателя на их разработку и опасно­стью подмены познавательных целей игровым азартом. При системном использовании игры помимо обучающей реализуют развивающую, вос­питывающую, психотехническую, развлекательную, коммуникативную, релаксационную функции. Игровые формы успешно решают проблему социальной адаптации. С игр можно начинать обучение и ими его за­канчивать. Их можно с успехом использовать в первые дни занятий для установления контакта преподавателя с группой и составления пред­ставления о ней, быстрого знакомства стажеров друг с другом. В играх растет творческий потенциал, развиваются общеучебные умения и на­выки. Целесообразно их использовать при подготовке обучающихся к самозанятости, выявлении готовности открыть и вести «свое дело», общаться с клиентом, участвовать в деловой беседе, предлагать «свои услуги» работодателю и др. Обучающиеся разыгрывают определенные роли и соотносят свои действия с заданной учебно-игровой ситуацией. Для этого нужно создать климат доверия, дать четкие инструкции. Объективности последующего анализа способствует заполнение листка наблюдений. В игровых ситуациях могут использоваться специальное оборудование и аппаратура (телефоны, компьютер и т.д.).

Кроме имитационных распространены условно-соревновательные игры (КВН и пр.). Игры можно разделить на познавательные (специ­ально созданные ситуации моделируют реальность), симуляционные (инсценировка и генерация идей, приобщение стажеров к анализу про­блем). Игры делового тренинга моделируют деятельность партнеров по бизнесу и направлены на совершенствование навыков общения деловых людей на профессиональные темы. Используются для тренинга дело­вого общения, формирования творческих коллективов, моделирования различных производственных ситуаций, создания деловой атмосферы, выявления лидеров и оценки деловых качеств исполнителей.

Моделирование может быть либо целостное (например, всех атрибу­тов рабочей ситуации — оборудования офиса и т.п.), либо частичное (например, по проекту «начало своего предприятия» и т.п.). Метод можно использовать на различных уровнях: моделирование объек­тов — физическое моделирование конкретных объектов; моделирование процедур — имитация процедур; моделирование процессов — имитация процесса; моделирование ситуаций — имитация реальной ситуации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 3012; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.