КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формы организации обучения взрослых
Форма организации обучения представляет внешнюю сторону учебного процесса, связанную с числом стажеров, временем, местом и порядком осуществления обучения. Действенность обучения зависит от умелого использования разнообразных организационных форм, постоянного их совершенствования. Выбор здесь обусловлен целями и содержанием, методами и приемами, средствами, видами деятельности стажеров, компетентностью преподавателя, материально-технической оснащенностью. Поиски форм обучения направлены на усиление индивидуализации, мотивации и технологизации обучения. Формы организации учебной деятельности обучающихся группируют по числу обучающихся: —фронтальная — совместные действия стажеров под руководством преподавателя, —индивидуальная — самостоятельная работа обучающегося (наиболее результативная, но затратная по времени и усилиям преподавателя), —групповая — сохраняет влияние преподавателя в сочетании с социально-обучающими возможностями группы, оптимальна для взрослых. Работа в группе, как правило, организована в подгруппах по четыре—семь человек или в парах. Задание может быть единым или индивидуальным, результаты работы подгруппы сообщают и оценивают. Состав групп по уровню подготовки может быть неоднородным. Работа в группах стимулирует активность, взаимодействие и взаимообучение, психологически комфортна, особенно для слабых обучающихся. При выборе организационной формы обучения взрослых следует учитывать возраст обучающихся. Даже для молодежи небезразлична форма организации обучения, не говоря уже о людях старшего возраста. Здесь результативность меняется в несколько раз. Рассмотрим возможности отдельных форм организации обучения взрослых. Урок характеризуется четкостью временных границ и организационными условиями взаимодействия преподавателя и обучающихся. Однако у взрослых он часто ассоциируется со школой, подчиненностью, подконтрольностью и формализованностью действий. Последнее время идет интенсивный поиск возможного смягчения этих характеристик. Аудиторная организация учебного процесса не ориентирована на классный коллектив. Она широко применима при работе со взрослыми на различных курсах, в лекториях, в системе профессионального обучения и т.д. Семинары в полной мере реализуют мобильность и гибкость со- Факультативные (facultatis — возможный, необязательный, предоставляемый на выбор) занятия и курсы по выбору — изучение предметов по желанию обучающихся параллельно с обязательными предметами. Они нацелены на углубленное усвоение обязательной учебной программы или тем и проблем, выходящих за ее пределы, на развитие учебно-познавательных интересов, творческих способностей стажеров. Проводятся как в форме обычных занятий, так и экскурсий, семинаров, «круглых столов» и т.д. Консультации — удовлетворяют потребность в углубленном изучении отдельных тем, предупреждают неуспеваемость. Проводятся во внеучебное время в форме ответов на те вопросы обучающихся, которые не входят в содержание факультативных занятий. Могут быть плановыми или по необходимости групповыми или индивидуальными. Консультацию можно провести в форме собеседования или обсуждения самостоятельно выполненного задания. Слабость данной формы в ее низкой эффективности и провоцировании пассивности обучающихся. Производственная практика — реализация сформированных знаний и умений, межличностных взаимодействий в процессе работы, «привязка» их к реальной действительности. Организованность и управляемость познавательного процесса достигаются реализацией программы практики, ведением дневника, составлением отчета о практике (ее ходе, содержании, результатах). Домашняя учебная работа — самостоятельное приобретение, закрепление знаний, отработка умений и навыков, полученных в аудитории, развитие умений учиться самостоятельно, мышления, воли, характера. Дополняет аудиторное занятие и является частью учебного цикла. Готовит к непрерывному образованию. Домашняя работа в последнее время (особенно для взрослой аудитории) приобретает все большее значение. Ее результативность определяют навыки самостоятельной работы и самоконтроля, оптимизация помощи и контроля преподавателя. Следует дозировать объем домашних заданий, четко формулировать задачи, критерии успешного выполнения, рекомендации по их выполнению, проверке и оценке.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 4034; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |