Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы организации обучения взрослых




Форма организации обучения представляет внешнюю сторону учебного процесса, связанную с числом стажеров, временем, местом и порядком осуществления обучения.

Действенность обучения зависит от умелого использования разно­образных организационных форм, постоянного их совершенствования. Выбор здесь обусловлен целями и содержанием, методами и приемами, средствами, видами деятельности стажеров, компетентностью преподавателя, материально-технической оснащенностью. Поиски форм обучения направлены на усиление индивидуализации, мотивации и технологизации обучения.

Формы организации учебной деятельности обучающихся группи­руют по числу обучающихся:

—фронтальная — совместные действия стажеров под руковод­ством преподавателя,

—индивидуальная — самостоятельная работа обучающегося (наиболее результативная, но затратная по времени и усилиям преподавателя),

—групповая — сохраняет влияние преподавателя в сочетании с социально-обучающими возможностями группы, оптимальна для взрослых.

Работа в группе, как правило, организована в подгруппах по четы­ре—семь человек или в парах. Задание может быть единым или инди­видуальным, результаты работы подгруппы сообщают и оценивают. Состав групп по уровню подготовки может быть неоднородным. Работа в группах стимулирует активность, взаимодействие и взаимообучение, психологически комфортна, особенно для слабых обучающихся.

При выборе организационной формы обучения взрослых следует учитывать возраст обучающихся. Даже для молодежи небезразлична форма организации обучения, не говоря уже о людях старшего возраста. Здесь результативность меняется в несколько раз.

Рассмотрим возможности отдельных форм организации обучения взрослых.

Урок характеризуется четкостью временных границ и организа­ционными условиями взаимодействия преподавателя и обучающихся. Однако у взрослых он часто ассоциируется со школой, подчиненностью, подконтрольностью и формализованностью действий. Последнее время идет интенсивный поиск возможного смягчения этих характеристик.

Аудиторная организация учебного процесса не ориентирована на классный коллектив. Она широко применима при работе со взрослы­ми на различных курсах, в лекториях, в системе профессионального обучения и т.д.

Семинары в полной мере реализуют мобильность и гибкость со-
держания обучения. Наиболее эффективны целевые краткосрочные
семинары (от одного до пяти дней), по узкой, но актуальной тематике.
Их можно проводить по мере необходимости, охватывая довольно широкий круг желающих. Комбинируя программы тематических семинаров
в качестве своеобразных модулей, можно выстраивать обучающие курсы
определенного уровня и профиля, меняя число отведенных в зависимости от тематики, конкретных задач, интересов и уровня подготовки участников. Семинарские занятия обычно сочетают с другими формами обучения.

Факультативные (facultatis — возможный, необязательный, предоставляемый на выбор) занятия и курсы по выбору — изучение предметов по желанию обучающихся параллельно с обязательными предметами. Они нацелены на углубленное усвоение обязательной учебной программы или тем и проблем, выходящих за ее пределы, на развитие учебно-познавательных интересов, творческих способностей стажеров. Проводятся как в форме обычных занятий, так и экскурсий, семинаров, «круглых столов» и т.д.

Консультации — удовлетворяют потребность в углубленном изучении отдельных тем, предупреждают неуспеваемость. Проводятся во внеучебное время в форме ответов на те вопросы обучающихся, ко­торые не входят в содержание факультативных занятий. Могут быть плановыми или по необходимости групповыми или индивидуальными. Консультацию можно провести в форме собеседования или обсуждения самостоятельно выполненного задания. Слабость данной формы в ее низкой эффективности и провоцировании пассивности обучающихся.

Производственная практика — реализация сформированных знаний и умений, межличностных взаимодействий в процессе рабо­ты, «привязка» их к реальной действительности. Организованность и управляемость познавательного процесса достигаются реализацией программы практики, ведением дневника, составлением отчета о прак­тике (ее ходе, содержании, результатах).

Домашняя учебная работа — самостоятельное приобретение, закрепление знаний, отработка умений и навыков, полученных в ау­дитории, развитие умений учиться самостоятельно, мышления, воли, характера. Дополняет аудиторное занятие и является частью учебного цикла. Готовит к непрерывному образованию. Домашняя работа в по­следнее время (особенно для взрослой аудитории) приобретает все большее значение. Ее результативность определяют навыки самостоя­тельной работы и самоконтроля, оптимизация помощи и контроля преподавателя. Следует дозировать объем домашних заданий, четко формулировать задачи, критерии успешного выполнения, рекомендации по их выполнению, проверке и оценке.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 3944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.