КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конститутивные и неконститутивные единицы языка
СИСТЕМА И СТРУКТУРА Большинство языковедов, говоря о языке как уникальной системе мира, наряду с понятием системы, вводят понятие структуры, обозначая этим термином весьма важную сторону системных отношений единиц и их разрядов. В приведенном выше определении системы мы подчеркивали в числе прочих такие ее признаки, как целостность, обусловленную строго закономерными отношениями единиц, входящих в ее состав. Термин же структура, по сравнению с системой, обозначает более абстрагированное понятие, выделяя отвлеченную сторону системной организации единиц, а именно: совокупность связей и отношений, которая организует элементы системы. Такое понимание структуры разделяется многими лингвистами, оно принято и современными толковыми словарями, например «Структура. Взаиморасположение и связь частей чего-либо, строение» (10, с. 292) и др. Структура выделяет в системе языка наиболее абстрактные ее компоненты, характеризующие скорее не отношения элементов внутри того или иного уровня языка, а отношения между собой уровней языковых элементов (см. ниже). Как система, так и структура являются онтологическими свойствами языка, а не результатом постулируемых исследователями понятий. Это существенные свойства самого изучаемого объекта, и вводимые термины и понятия суть известное отражение этих свойств языка. Если отношения фонем между собой являются примером их внутриуровневой системной организации, то их участие в выделении слов и морфем и выполняемые при этом их функции представляют собой выражение внеуровневых, т. е. структурных взаимоотношений (ср. также закономерные взаимоотношения морфем и слов, слов и словосочетаний, словосочетаний и предложений). Язык обычно определяют как систему систем, подчеркивая тем самым его сложность, наличие в нем многих разрядов, или подсистем, различных его элементов, образующих язык как целое. При этом обращают внимание на то, что язык, с одной стороны,— это строго организованная система, исключающая какое-либо субъективное вмешательство в ее строение, непроницаемая в определенных своих частях; с другой — язык представляет собой подвижную, открытую систему, призванную отражать изменяющуюся действительность, новые, вовлекаемые в человеческий опыт предметы и явления, их связи и отношения. Очевидно, что такой антиномичный характер языка предполагает наличие в нем единиц, наделенных разными системообразующими функциями и возможностями. Теоретическое языкознание не располагает общепринятым определением единицы языка, надо полагать, ввиду указанного выше их множества и принципиально различных их функций. Кроме того, в науке о языке существуют разные направления, в которых в зависимости от методологических предпосылок изучения языка по-разному квалифицируются выделяемые единицы языка и осуществляется различная его стратификация (см. ниже). Наиболее общим делением единиц языка было бы деление их на материальные и идеальные (семантические) единицы. Но поскольку материальное и идеальное существует в языке в органическом единстве, то, выделяя, например, так называемые двусторонние, значимые единицы языка, мы тем самым необходимо рассматриваем в единстве их материальную и идеальную (семантическую) стороны. Разумеется, это не препятствует самостоятельному, отдельному изучению семантической стороны языковых единиц (ср. значения слова, морфемы, предложения и др.). Под языковыми единицами мы будем понимать такие элементы языка, которые воспроизводимы, выделяются относительно постоянными своими признаками в системе языка либо образуются непосредственно в актах речи по выработанным в языке правилам и моделям; как те, так и другие единицы выполняют свойственные их языковой природе функции. По своему месту и роли в организации системы и структуры языка в нем выделяются существенно отличные единицы, которые в общем можно разделить на два класса: конститутивные (КЕ) и н е -конститутивные (НКЕ) единицы. КЕ — это базовые, основные единицы в системе языка. Они воспроизводимы и исчислимы в языке, имеют присущие им формальные (материально-идеальные) показатели, обладают относительно постоянным статусом в системе языка. Будучи воспроизводимыми, классы таких единиц существенно различаются и между собой в системной иерархии языка. Совокупность КЕ одного порядка, их материальная и идеальная (для двусторонних единиц) природа, выполняемые функции, закономерные парадигматические и синтагматические отношения между ними, образующаяся на этой основе значимость таких единиц и др. создают структурный уровень языка, входящий в иерархию других языковых уровней; уровни языка образуют в совокупности его стратификацию. Уровень языка — один из главных компонентов структуры языка. Своеобразие КЕ обнаруживается не только в отношениях между собой, но и в связях с КЕ и НКЕ других уровней. К КЕ мы относим фонемы, морфемы, словоформы, слова, словосочетания, предложения. Кроме сказанного выше, КЕ отличаются от других единиц языка рядом признаков, укажем на наиболее существенные. 1. КЕ свойственна иерархичность отношений, которая выступает 2. Образующиеся таким способом составные КЕ характеризуются 3. Для КЕ характерны инвариантные и вариантные отношения (см. ниже). 4. КЕ свойственны парадигматические и синтагматические отно 5. Особенная лингвистическая природа КЕ каждого уровня, харак Однако уровни языка не состоят только из таких строевых, фундаментальных единиц. На каждом уровне отмечаются единицы, не обладающие указанными выше признаками; они выполняют разнообразные внутриуровневые и межуровневые функции. Одни из них непосредственно образуются в речи по принятым в языке правилам и моделям (ср.: фонетическое слово, синтагма, члены предложения, элементы актуального членения предложения и т. д.); другие выступают элементом той или другой КЕ (ср.: слог, интонация, различные виды ударения); третьи образуются на базе КЕ; они фиксированы, исчислимы в языке, либо выполняют свойственные КЕ отдельные функции и тем самым примыкают к КЕ (ср.: фразеологизмы, различного рода лексикализованные сочетания слов номинативного или предикативного порядка, аббревиатуры), либо образуют новые единицы с новыми функциями (ср.: словообразовательные модели, различного вида основы слова). Есть основания считать, что такие единицы могут образовывать подуровни языка. Надо сказать, что структуро- и системообразующий статус языковых единиц изучен недостаточно. Открытые классы НКЕ, образующиеся непосредственно в актах речи, свидетельствуют о том, что язык не является абсолютно жесткой системой. Понятно, это не исключает наличия в нем строгих правил и законов, по которым образуются и употребляются как КЕ, так и НКЕ. Открытые, образующиеся непосредственно в актах речи НКЕ и возможны потому, что опираются на лежащие в основании языковой системы и структуры строго организованные, базисные единицы языка. Разумеется, последние не остаются неизменными в системе языка, но их качественные и количественные изменения представляют собой особый процесс и происходят в свойственной им форме (см. ниже).
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |