КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
VI. Язык и мышление
§ 51. ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЕГО ХАРАКТЕР Мышление человека — это внутримозговые психологические процессы, в которых в различных идеальных формах отражаются и познаются предметы и явления действительности, их свойства и качества, связи и отношения. Мышление разделяется на чувственное и абстрактное. Непосредственная связь человека с действительностью осуществляется с помощью чувств, которыми владеет человек: зрения, осязания, слуха, обоняния, вкуса. Чувства человека — это каналы получения им разнообразной информации о действительности. Совокупность этих чувств, которые высоко у человека развиты, дает ему возможность разносторонне воспринимать и отражать действительность, различные ее явления, свойства, стороны. Результаты чувственного отражения действительности служат эмпирическим материалом для дальнейшей его обработки абстрактным мышлением, его формами. Чувственное мышление также осуществляется в определенных формах, которые различаются качественно, участием разных чувств, охватом воспринимаемых в этих формах явлений действительности, т. е. степенью развития идеализации, обобщения. Выделяются следующие формы чувственного мышления человека: ощущение, восприятие, представление. Как известно, под ощущением понимается психический процесс отражения мозгом свойств предметов и явлений действительности в результате их воздействия на чувства человека. Восприятие представляет собой непосредственное отражение предмета или явления в целом, как совокупности определенных признаков, в отличие от ощущения, которое является отражением лишь отдельных свойств предмета или явления. Представление как психический процесс позволяет воссоздать в мышлении человека чувственно-наглядный образ предмета или явления как целое на основе предшествующих их восприятий. Возникновение абстрактных форм мышления обычно связывают с языком. Считается, что их образование происходило одновременно с образованием языка. Однако такой взгляд на генезис
ЛИТЕРАТУРА И ПРИМЕЧАНИЯ
1. Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М, 1984. 2. Баллы Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. М., 1955. 3. ШлейхерА. Компендий сравнительной грамматики индоевропейских языков//Ис- 4. Соссюр Ф. Труды по языкознанию. М., 1977. 5. Шухардт Г. Избранные статьи по языкознанию. М., 1950. 6. Тезисы Пражского лингвистического кружка//История языкознания XIX—XX 7. Слюсарева Н.А. Теория Ф. де Соссюра в свете современной лингвистики. М., 1975. 8. Березин М.Ф., Головин Б.К Общее языкознание. М., 1979. 9. ПотебняА.А. Из записок по теории словесности. Харьков, 1905.
10. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976. 11. Косериу Е. Синхрония, диахрония и история//Новое в лингвистике. Вып. III. 12. Соссюр Ф. Заметки по общей лингвистике. М., 1990. 13. Сепир Э. Язык. М., 1934. 14. Ушаков'Д.Н. Краткое введение в науку о языке. М., 1929. 15. Бодуэн де Куртенэ И.А. Некоторые общие замечания о языковедении и язы- 16. Мартине А. Принцип экономии в фонетических изменениях. М., 1960. 17. Звегинцев В.А. Очерки по общему языкознанию. М, 1962. 18. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. М., 1990. 19. Иной диапазон количества фонем в языках приводит Роджер Т. Белл: «...Гавай 20. Карцевский С. Об асимметричном дуализме лингвистического знака//История 21. Дегтерева Т.А. К проблеме синонимики//Ученые зап. (1-й Московск. пед. ин-т 22. Мюллер М. Лекции по науке о языке. СПб., 1865. 23. Чернышевский Н.Г. Очерк научных понятий по некоторым вопросам всеобщей
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |