КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
По литературе
ОТВЕТЫ Этап КЛАСС Этап КЛАСС Укажите автора приведенных строк; назовите произведение, докажите его жанровую принадлежность анализом приведенного фрагмента. БОРИС ГОДУНОВ Борис Федорович Годунов является в истории с 1570 года: тогда он был царским оруженосцем. Возвышаясь постепенно, Годунов сделался боярином и конюшим: титла важные при прежнем дворе российском. Сын Иоанна Грозного, царь Феодор, сочетался браком с его сестрою, Ириною Феодоровною. Тогда Годунов пришел в неограниченную силу: он имел столь великое влияние на управление государством, что иностранные державы признавали его соправителем сего кроткого, слабодушного монарха. По кончине Феодора Иоанновича (1598 г.), духовенство, государственные чины и поверенные народа избрали Годунова царем. Правление его продолжалось около осьми лет. В сие время Годунов старался загладить неприятное впечатление, какое оставили в народе прежние честолюбивые и хитрые его виды; между прочим ему приписывали отдаление от двора родственников царской фамилии (Нагих, кн. Сицких и Романовых) и умерщвление малолетнего царевича Димитрия, брата царя Феодора, в 1591 году погибшего в Угличе. Годунов расточал награды царедворцам, благотворил народу и всеми мерами старался приобрести общественную любовь и доверенность. Между тем явился ложный Димитрий, к нему пристало множество приверженцев, и государству угрожала опасность. В сие время (1605 г.) Годунов умер незапно; полагают, что он отравился. Историки несогласны в суждениях о Годунове: одни ставят его на ряду государей великих, хвалят добрые дела и забывают о честолюбивых его происках; другие – многочисленнейшие – называют его преступным, тираном.
Москва-река дремотною волной Катилась тихо меж брегами; В нее, гордясь, гляделся Кремль стеной И златоверхими главами. Умолк по улицам и вдоль брегов Кипящего народа гул шумящий. Всё в тихом сне: один лишь Годунов На ложе бодрствует стенящий.
Пред образом Спасителя, в углу, Лампада тусклая трепещет, И бледный луч, блуждая по челу, В очах страдальца страшно блещет. Тут зрелся скиптр, корона там видна, Здесь золото и серебро сияло! Увы! лишь добродетели и сна Великому недоставало!.. Он тщетно звал его в ночной тиши: До сна ль, когда шептала совесть Из глубины встревоженной души Ему цареубийства повесть? Пред ним прошедшее, как смутный сон, Тревожной оживлялось думой – И, трепету невольно предан, он Страдал в душе своей угрюмой.
Ему представился тот страшный час, Когда, достичь пылая трона, Он заглушил священный в сердце глас, Глас совести, и веры, и закона. "О, заблуждение! – он возопил: – Я мнил, что глас сей сокровенный Навек сном непробудным усыпил В душе, злодейством омраченной! Я мнил: взойду на трон – и реки благ Пролью с высот его к народу; Лишь одному злодейству буду враг; Всем дам законную свободу. Начнут торговлею везде цвести И грады пышные, и села; Полезному открою все пути И возвеличу блеск престола.
Я мнил: народ меня благословит, Зря благоденствие отчизны, И общая любовь мне будет щит От тайной сердца укоризны. Добро творю, – но ропота души Оно остановить не может: Глас совести в чертогах и в глуши Везде равно меня тревожит.
Везде, как неотступный страж, за мной, Как злой, неумолимый гений, Влачится вслед – и шепчет мне порой Невнятно повесть преступлений!.. Ах! удались! дай сердцу отдохнуть От нестерпимого страданья! Не раздирай страдальческую грудь: Полна уж чаша наказанья!
Взываю я, – но тщетны все мольбы! Не отгоню ужасной думы: Повсюду зрю грозящий перст судьбы И слышу сердца глас угрюмый. Терзай же, тайный глас, коль суждено, Терзай! Но я восторжествую И смою черное с души пятно И кровь царевича святую!
Пусть злобный рок преследует меня – Не утомлюся от страданья, И буду царствовать до гроба я Для одного благодеянья. Святою мудростью и правотой Свое правление прославлю И прах несчастного почтить слезой Потомка позднего заставлю.
О так! хоть станут проклинать во мне Убийцу отрока святого, Но не забудут же в родной стране И дел полезных Годунова". Страдая внутренно, так думал он; И вдруг, на глас святой надежды, К царю слетел давно желанный сон И осенил страдальца вежды.
И с той поры державный Годунов, Перенося гоненье рока, Творил добро, был подданным покров И враг лишь одного порока. Скончался он – и тихо приняла Земля несчастного в объятья – И загремели за его дела Благословенья и – проклятья!..
1821 или 1822
II. История и теория литературы
На ДунаеЯрославнин голос слышится, кукушкою безвестною рано она кукует. "Полечу, – говорит, – кукушкою по Дунаю, омочу бобровый рукав в Каяле-реке, утру князю кровавые его раны на могучем его теле". Ярославна рано плачет в Путивле на забрале, приговаривая: "О ветер, ветрило! Зачем ты, господин, веешь навстречу русским полкам?.." Ярославна рано плачет в Путивле на забрале, приговаривая: "О Днепр Словутич! Ты пробил каменные горы сквозь землю Половецкую. Ты лелеял на себе Святославовынасады до стана Кобякова. Прилелей же, господин, ко мне моего милого, чтобы не слала рано я к нему слез на море ".
а) Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю! Я солнцем любима, цвету для него и блистаю; По небу я ветви раскинула здесь на просторе, И корни мои умывает холодное море.
б) "Радость, свет моих очей, Нет для нас разлуки. Едем! Поп уж в церкви ждет С дьяконом, дьячками; Хор венчальну песнь поет; Храм блестит свечами".
в) Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен – Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз.
г) – Так ты не хочешь оканчивать партии? Отвечай мне напрямик! – Партии нет возможности оканчивать, – говорил он и заглянул в окно. Он увидел свою бричку, которая стояла совсем готовая, но из комнаты не было никакой возможности выбраться: в дверях стояли два дюжих дурака.
д) "Я надеюсь остаться жив, надеюсь возвратиться к тебе, моему другу". – "Дай бог! Дай бог! Всякий день, всякий час буду о том молиться. Ах, для чего не умею ни читать, ни писать! Ты бы уведомил меня обо всем, что с тобою случится, а я писала бы к тебе – о слезах своих!"
е) Дама первая прервала молчание. – Вы верно не здешние? – сказала она. – Точно так-с: я вчера только приехала из провинции. – Вы приехали с вашими родными? – Никак нет-с. Я приехала одна. – Одна! Но вы так еще молоды. – У меня нет ни отца, ни матери.
О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.
4. Напишите словарную статью – "Интерьер". Покажите в ней, каковы роль и место описания интерьера и детали интерьера в сюжете произведения, обрисовке характера персонажа, развитии темы. Сопоставьте стихотворения, давая им истолкование и оценку.
Олимпиада по литературе 9 класс 1. Приведены цитаты, в которых один литературный герой говорит о другом. Назовите имена героев, автора и название произведения. Объясните смысл названия произведения. Кого еще из литературных героев можно было назвать так же?
3. Придумайте несколько пар рифм, характерных для элегии. Какими эпитетами можно охарактеризовать состояние лирического героя элегии? 4. Выделите в тексте тропы и стилистические фигуры, назовите их и определите стилистическую роль.
5. Назовите признаки жанров, присутствующих в этом произведении И.А. Крылова. Аргументируйте свой ответ.
Осёл и Соловей Осёл увидел Соловья * * * Избави бог и нас от этаких судей.
6. Напишите статью для словаря литературоведческих терминов: «Аллегория».
7. Напишите небольшую творческую работу на тему: «Почему некоторые стихотворения русских поэтов становятся народными песнями?» Олимпиада по литературе 9 класс Задание № 1 Эти строки А.С. Пушкина посвящена трем разным адресатам. Установите каждого из них (выберите фамилии из приведенных ниже вариантов):
Варианты ответов: Александр I, П. Вяземский, Д. Давыдов, Г. Державин, Н. Некрасов, П. Чаадаев. Количество баллов – 3. Задание 2 Определите писателя по биографическим фактам.
Количество баллов – 3. Задание 3 Перед вами характеристики литературных героев, взятые из известных вам произведений русской литературы. Определите произведение, автора, а также кто и кому дает приведенную характеристику. Ответ запишите в виде 4 формулировок в той же последовательности, в которой поставлены вопросы. Например: А) «Мертвые души», Н. Гоголь, Ноздрев о Чичикове.
Количество баллов – 4. Задание 4 Восстановите пропущенные в таблице данные. При записи ответа указывайте код ячейки и верный ответ. Например: 2в — Н. Карамзин.
Количество баллов – 3. Задание 5 Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно). а) Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом называют одой. б) Присвоение чужого произведения называется словом «плагиат». в) Рифма — обязательно условия стихотворной речи. г) Прототип — это вымышленное лицо, послужившее автору для создания литературного героя, типа, образа. д) Лирическое отступление – это высказывание автором собственных чувств и мыслей в связи с изображаемым в произведении. е) Для трагедии классицизма характерно соблюдение правил «трех единств»: места, времени и действия. Количество баллов – 6. Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы. {module 54} Задание 6 Прчитайте стихотворение М.Ю. Леромонтова, посвященное певице Прасковье Бартеневой. Объясните выбор художественных средств для выражения авторских переживаний (слов, формы стиха, композиции и т.д.)
Количество баллов – 10. ЛИТЕРАТУРА №1. Сравните подстрочный перевод с немецкого стихотворения Г. Гейне и оригинальный перевод этого стихотворения, сделанный М.Ю. Лермонтовым.
№2. Укажите авторов крылатых выражений. В минуту жизни трудную; лёгкость в мыслях необыкновенная; и в воздух чепчики бросали; пошла писать губерния; такали-такали, да и протакали. №3. Верите ли вы, что 1) Хлестакову каждое утро из Парижа привозили арбуз за 700 рублей; 2) панночка была ведьмой; 3) поэт А.С. Пушкин обожал зиму; 4) предок Н.В. Гоголя был выходец из Шотландии; 5) М.Ю. Лермонтов никогда не был на Кавказе; 6) о бедной Лизе написал Н.М. Карамзин; 7) М.В. Ломоносов разговаривал с Анакреонтом; 8) песнь о вещем Олеге написал Пушкин; 9) в рассказе «Лошадиная фамилия» речь идет о лечении зубов; 10) Ася гуляла по Бежину лугу? №4. Напишите размышление на тему «Моя любимая поэтическая строка». №5. Назовите подлинное имя героев. Мисюсь, пиковая дама, капитанская дочка, мечтатель, человек в футляре; Ася; автор повестей – Белкин; соперник купца Калашникова; два кавказских пленника; герой по прозвищу Хамелеон. №6. Соотнесите годы жизни и имена писателей. 1809-1852 А.С. Пушкин 1826-1889 Н.В. Гоголь 1799-1837 М.Е. Салтыков-Щедрин 1818-1883 М.Ю. Лермонтов 1814-1841 И.С. Тургенев ЛИТЕРАТУРА №1. Дайте интерпретацию стихотворения Ивана Бунина «Детство», используя следующие вопросы и задания или предложив свой путь анализа. 1) Каков облик лирического героя в этом стихотворении? 2) Какими способами автор выражает его чувства и настроение? 3) Как элементы художественной структуры стихотворения помогают понять его содержание? 4) В чём философский подтекст стихотворения?
№2. Найдите ошибки в определении термина басня. Басня – жанр лирической прозы, в котором содержится открытое обличение действительности. Возникла в ХIХ веке и нашла отражение в творчестве М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева. Напишите исправленный вариант определения термина. №3. Определите, что означают крылатые выражения. Укажите их авторов. - Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. - Ещё одно, последнее сказанье – и летопись окончена моя… - Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку. - Что имеем, не храним, потерявши, плачем. №4.Напишите сочинение-миниатюру на тему «Я хочу рассказать вам» (монолог незавёрнутого крана). №5. Допишите фамилии героев, а также укажите автора и произведение, в котором о них рассказывается: - Николенька И… - Алёша П… - Маша М… - Петруша Г… - Акакий Акакиевия Б… - Самсон В… - Тарас Б… на задания олимпиады
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 1488; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |