КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Биоорганическое течение
Механистическое течение Механистическое течение (Г. Кэри (1793-1879), В. Оствальд (1853-1932) и др.) находится под влиянием контовского физикализма. Особенностью его является сведение общества к механическому агрегату (Кэри) и установление законов социальных процессов по аналогии с процессами неорганического (механика) мира. Учитывая новые достижения физических наук, механицисты обращаются к «энергетическому» редукционизму (Оствальд). Последний обосновывает, что энергия (а не материя) есть самая общая «субстанция мира», к трансформациям которой сводятся все, в том числе и социальные явления (закон рассеивания энергии и роста энтропии). Игнорируя качественное своеобразие социального, Оствальд создает физиосоциологическую концепцию социокультурного процесса как трансформацию свободной энергии в связанную. Данный процесс соответ-вует «энергетическому императиву» (23), который заключает в себе формулу: «Не растрачивай энергии, используй ее». Отсюда вытекает критерии трансформации: чем больший объем связанной энергии получен, тем более значителен прогресс в социокультурной сфере. Социальная эволюция протекает на основе постоянного совершенствования организации, функций человека и человеческих групп. Она включает: а) дифференциацию — разделение труда и б) усложнение организации — комбинации труда. Эти средства реализуются с помощью социального порядка и государства, которые создают наилучшие условия для использования свободной энергии мира и обеспечивают социальный прогресс. Органистическое течение {А. Шеффле (1831-1903), Р. Вормс (1869-1926) и др.) продолжает натуралистическую линию спенсеровской аналогии общества живому организму и прямой проекции биологических закономерностей на социальную жизнь. В условиях, когда еще нет понятия «социальная система», данная аналогия позволяет представить общество состоящим из разнообразных (автономных) частей, действующих согласованно и управляемых единым принципом. В частности, Шеффле рассматривает экономическую жизнь как прямую проекцию обмена веществ в организме на общество. Для последнего он использует понятие «социальное тело», которое характеризуется духовно- 1 Сложно отнести представителей течений «одного фактора» только к социологии, так как они не без успеха занимались различными областями науки. психологической связью индивидов, осуществляющейся в их символических и технических действиях. Оно образуется в результате превращения взаимодействующих субъективных воль и оценок в «дух народа» (коллективное сознание). При этом в «социальном теле» целое преобладает над составляющими его частями: дифференциация и разделение функций организма является фактором социального прогресса. Целостность частей обретается на основе их органической солидарности. Вормс, опираясь на понятие «социальная гигиена», рассматривает разные типы социальных институтов на основе половых различий, органов организмов и продуктов их выделения. Так, различие двух полов представляется им как наиболее фундаментальное отличие между людьми. Данное отличие осмысливалось сквозь призму категорий «высшего» (мужское начало) и «низшего» (женское начало). Оно в многообразных формах отражается в культуре общества, социальных взаимодействиях между мужчинами и женщинами. При этом обращение к проблеме социальной гигиены — «общественному здоровью» (здоровью нации в целом) — закладывало основы медицинской гигиенической статистики и, кроме того, вводило в социальную науку новые методы сбора информации: опросы населения, интервью, наблюдения в общественных учреждениях (тюрьмы, больницы и т. п.). Биоорганическая концепция оказывала сильное воздействие на остальные течения «одного фактора». Социально-дарвинистское течение Течение социального дарвинизма продолжает линию Спенсера-Дарвина, сводя законы развития общества, социальных изменений к биологическим закономерностям. Социально-политические симпатии представителей данного течения обусловливали противоречивое многообразие его версий от социализма до расизма. Обшая установка сводилась к помещению социальной науки в биологические рамки, помогающие понять суть человеческого поведения и его фундаментальные правила. Человек отличается от животных как одно животное от других. Поэтому в их интерпретации корни социальной организации уходят к биологической организации человека («этология человека»), С такой точки зрения проблема соотношения природы и культуры снимается: культура есть просто специфическое видовое поведение одного особенного примата, она должна быть объяснена теми же самыми принципами, что и развитое поведение любого примата. Человеческое поведение является лишь одной нз областей сравнительной зоологии животного поведения, то есть объект того же рода анализа и объяснения. Поэтому никакой специальной теории, кроме дарвинистской, не нужно, чтобы объяснить постоянство более общих черт человеческой социальной организации. Акцент при этом делается на объяснении эволюции общественной жизни с помощью дарвинистских биологических принципов: а) естественного отбора, который создает целесообразность в природе (адаптивные модификации); б) борьбы за существование, в которой выживают формы, наиболее приспособленные к данным условия среды. Таким образом обосновывается, что все виды животных и растений изменчивы и произошли ес- тественным путем от других видов, существовавших раннее. Исторический процесс подводится под данные принципы, объясняющие естественный отбор, корреляцию между средой и обществом, выживание и т. п. Осбснно-стью при этом является переход к биопсихологическим способностям человека, которые лежат в основании социальных структур. Потребности социального организма обусловливают развитие социальной солидарности как необходимого условия для единения и выживания на основе общечеловеческих (морали) и кооперативно-групповых (нравственности) качеств. Либеральные концепции опирались на экономическую конкуренцию (Спенсер) и индивидуалистический эгоизм, игравшие роль естественного отбора в обществе рыночного капитализма. Их представители переносят акцент на моральную и интеллектуальную приспособляемость, открывающие путь социальным вариациям и новым иерархиям. Отбор происходит по критерию социальной полезности (без вмешательства государства) демократических институтов и соответствующей организации политической практики. В этом заключается гарантия эволюционного прогресса мирно соревнующихся социальных групп и обществ. Социалистическая ветвь социально-дарвинистского течения обосновывала, что физическая борьба за выживание заменяется в обществе культурным соревнованием и правом как высочайшим выражением морального инстинкта человечества. Поэтому, если в эксплуататорском обществе наиболее приспособленными являются эгоисты, то социализм — это общество высшей морали, которое обеспечит приспособление «лучшим людям» и не обязательно из «высших» классов. Представители альтернативных концепций акцентируют конфликтологический аспект.социальных процессов, трактовавшийся согласно принципу борьбы за существование в животном мире. При этом подчеркивалось, что конфликты в общественном развитии вечны и неустранимы, то есть не связаны с антагонистическими социальными противоречиями, которые могут быть устранены. Конфликты коренятся во взаимоотношениях между социальными группами, расами, нациями (надип диви дуальная реальность), которые определяют поведение индивида. Определяющие их экономические мотивы обусловливают стремление людей к господству. Данный эгоцентризм в рамках универсального неравенства (социального, классового, политического, расового и т. п.) обусловливает приоритетность враждебности в отношениях и беспощадную борьбу, которые характеризуют конфликтность социальной жизни (насилие, принуждение, войны и1 т. п.). Сильный стремится подчинить себе слабого и в данном порабощении слабых проявляется естественный закон общества — закон борьбы за существование. Поэтому идеи демократических свобод, равенства и братства «просто ненаучны». Расово-антропологическое течение Расово-антропологическое течение (Ж. Гобино (1816-1882), О. Аммон (1842-1916), X. Чемберлен (1855-1927) и др.) акцентировало внимание на влиянии наследственно-биологических особенностей людей на социальную жизнь. Последняя рассматривается как продукт расово-антропологических факторов, природных физических черт рас, определяющих культурные и нравственные различия обществ. Необходимо отметить, что социология изначально занималась изучением индустриально развитой части мира. Антропология же занимается исследованием исчезающего культурного мира. Она связана с колониальным опытом (Англия, США, а затем Франция) и уходящим разнообразием форм дописьмснной человеческой культуры. Антропология также характеризуется проявлением интереса к экзотическим нравам и обычаям со стороны «своего» (высшего) к «чужому» (низшему). Опираясь на полевые антропометрические измерения, антропологи изучают расовые, национальные, половозрастные и т. п. особенности, влияние естественно-биологических предпосылок на стили человеческого существования и социальное поведение человека. Представители расово-антропологического течения исходят из тезиса, что в главном, существенном природа человека определяется его расовой принадлежностью и передается через биологическое наследство. Она обеспечивает «модельную образцовость» человеческого общения, поведения (чувства, мышление) и жизненных ориентации. Человеческая деятельность является культуропопагающим преобразованием природы в жизненную среду, адекватную расовой принадлежности человека, включая социальные порядки, институты и т. п. Расы (множества людей) объединяются физио-антропологическими признаками и являются субъектами исторического процесса. Они не равны между собой биологически, интеллектуально, творчески, культурно, и эти различия непреодолимы (Гобино). Неравенство, связанное с расовыми различиями, и вытекающая из него борьба рас являются движущей силой развития народов. Спонтанные вариации и естественный отбор в процессе эволюции образуют «психическую лестницу», на которой примитивные расы занимают низшие ступени. В частности, Гобино обосновывает иерархию рас, различая их в умственной жизни и культурном положении: черная (чувственная), желтая (утилитарная) и белая (историческая раса). Последняя занимает главенствующее место, так как в полной мере обладает способностью к развитию разума (рациональность) и культуре. У остальных данная способность либо отсутствует, либо слабо развита. Главный фактор цивилизации — «чистота расы». «Этнические смеси» вредны для социокультурного развития, ибо ведут к вырождению человека (декадансу) и разрушению цивилизации: появлению демократии как худшей формы государственного устройства. В работах Аммона, Чемберлсна, в рамках обоснования превосходства белой расы, формируется идея особой роли «семейства арийцев» (расы владык). Именно оно создает «арийский дух» как высшее достижение человечества в европейской истории. В условиях подъема немецкого национального самосознания их работы выполняют идеологическую функцию и формируют идею «пангерманизма», превосходства «тевтонской» культуры. Географическое течение Географическое течение (Г. Бокль (1821-1862), Ж. Реклю (1830-1905), Ф. Ратцель (1844—1904) и др.) исходным пунктом анализа общества берет географическую среду как определяющий внешний физический фактор в генезисе социального и формировании цивилизации. Географическая среда (термин Ж. Реклю) понимается как то, что создано природой — естественным путем, — и от чего общество неотделимо. Она является исходным, решающим фактором эволюции человечества. Концепция географической среды заключены в рамках от глобального сопоставления природы и общества до специализированного изучения влияния отдельных компонентов среды (ландшафт, климат, гидрография, почва, природные богатства и т. п.) на развитие культур и народов в разных географических зонах. Эту идею выразил еще Ш. Монтескье: «Власть климата, сильнее всех иных властей». Земля рассматривается как отдельный организм, состоящий из внутренне связанных интегрированных регионов. Их различия обусловливают распределение богатства, умственного потенциала, национальных, расовых характеров и культур. Географическая среда определяет характер разделения труда, избыток нерабочего времени, волевые усилия в борьбе за существование, которые обусловливают неравномерное развитие человечества (Юг — Север, Запад — Восток, степные-лесные-морские-горные районы и т. п.). Бокль рассматривает почву и климат как факторы, которые определ: ют накопление и распределение богатств, а «общий характер природы» характер и распределение знаний. Исходя из этого, он обосновывает, ранние человеческие цивилизации могли возникнуть только в условиях жа/ кого климата, где было легко добывать пищу, и это обусловливало высс кий прирост населения. По мнению Бокля, богатство как источник власт в жарких странах распределялось неравномерно. Следовательно, и полит* ческая власть не может распределяться равномерно (демократически). Поэтому в тех условиях единственно возможной и законной формой правления был деспотизм. В странах же умеренного (сурового) климата добывать пищу значительно сложнее, и рост населения меньший. Распределение пищи присходит более равномерно, отсюда и формы правления более разнообразные, обеспечивающие социальный прогресс. Поэтому страны и народы умеренного климата имеют приоритет в развитии над странами и] народами жаркого климата. При этом при капиталистическом строе буржуазия и пролетариат являются тружениками, что ликвидирует неравенство в их положении, а благосостояние рабочих имеет тенденцию к повышению. Вместе с тем, представители географического течения обращают внимание и на воздействие человеческой деятельности на обитаемые пространства, влияние степени освоения природной среды на специфику социальной организации, институтов и др. Поднимаются также вопросы, как сам человек «образовывается», находясь в благоприятных или сложных условиях существования. В частности, Бокль связывает развитие сознания с условиями географической среды. Очеловечивание, создание искусственного предметного мира (вторая природа) осуществляется с помощью силы разума и организованной воли человека. Прогрессирующее изменение последних (Европа) позволяет подчинять природу человеку (вне Европы наоборот). В рамках рассматриваемого течения формируется концепция «геополитики»1, обосновывающая влияние природ но-географ и ч ее ко и среды на государственную политику: необходимость расширения территории для увеличения народонаселения. При этом исходят из того, что политическая картина не соответствует «естественным» интересам государств (историческим границам). Отсюда вытекает идея о внутренне присущем государству свойстве бороться за расширение «жизненного пространства» (Рат-цель) как главном условии сбалансированной политики существования и развития государства. Ратцель выдвигает идею, что на могущество «государственных организмов» оказывают влияние размеры и характер территорий. Поэтому «борьба за пространство» — это главный закон общественной жизни (наряду с растительным и животным миром). Имеющийся «дух борьбы» за территории помогает процветать и развиваться государствам, которые расширяют свою территорию. Наоборот, там, где он слабо развит, народы могут быть превращены в рабов. Тем самым обосновывается правомерность притязания государств на захват чужих земель и мировое господство, что является источником войн («фактор геосреды»). В таком свете геополитика обретает шовинистические, гегемонистские и милитаристские тона2. Своеобразное приложение фактора плодородия почв к росту народонаселения получило развитие в теории Т. Мальтуса (1766—1834). Он выдвинул положение о существовании вечного закона убывающего плодородия почвы и, следовательно, роста «недопотребления» жизненных благ населением. Выдвинутый им закон «абсолютного перенаселения» для всякого человеческого общества гласит, что рост средств к существованию присхо-дит в арифметической прогрессии, а рост народонаселения — в геометрической. Следовательно, рост населения всегда обгоняет рост средств к существованию и объема жизненных благ. Если в животном мире излишние особи погибают в борьбе за существование, то в человеческом обществе имеет место тенденция к перенаселению и «недопотреблению». Остановить данную тенденцию могут только искусственные препятствия (эпидемии, голод, войны и т. п.), уменьшающие рождаемость и увеличивающие смертность. Особую опасность в этом плане вызывают народные массы, «примитивные» народы, которые не могут жаловаться на свое бедственное положение, так как в нем повинна сама природа. Никакими социальными мероприятиями им помочь нельзя. Вместе с тем, Мальтус считает, что для борьбы с лишениями и нищетой народных масс общество заинтересовано в постоянном возрастании численности непроизводительных лиц (землевладельцев, их прислужников, офицеров, «третьих лиц»), способствующих росту производимого продукта. f Термин «геополитика» был введен шведским пангерманистом Р, Челленом в работе «Государство как форма жизни» (1917). - В XX век появилась теория «геофизической войны», разрабатывающая вопросы преднамеренного использования сил природы (магнитные бури, ливни, температурные режимы, селевые потоки и т. п.) в военных целях путем активного воздействия на окружающую среду и физические процессы, протекающие в литосфере, гидросфере и атмосфере (Советская военная энциклопедия. Т. 2. — М.: 197S. С. 523). Течение «психологии народов» Течение психологии народов (X. Штейнталь (1823—1899), В. Вундт (1832-1920) и др.) тяготеет к психологии и основным двигателем исторического процесса рассматривает саморазвитие духовного начала — «народных дух» («национальный дух»), образующийся благодаря творческой силе человека. В этом течении происходит переход от натуралистического механико-биологического рассмотрения социальных явлений к проблемам мотивации человеческого поведения и связи мотивов с общими свойствами человеческой психики. Таким образом, акцепт в объяснении социального переносится с внешних факторов на внутренние — духовные, которые выражают общественное психическое сходство индивидов одной нации (народа, этноса). Последняя выступает как индивидуальная ценность, заключающаяся в языке, обычаях, нравах, религии, искусстве и т. п. Постичь закономерности социальной жизни означает необходимость психологически познать сущность духа народа, подчиняющего себе индивиды. Формирующаяся «наука о духе» базируется на психологизме и историзме. Ее создатель Вундт считал, что психология как наука о непосредственном человеческом опыте является теоретической основой для всех знаний о человеке и обществе. История же содержит предварительно упорядоченный и ранжированный (эмпирический) материал и составляет книжную исходность для психологии. Первая является рассказом о событиях, в которых есть также и действующие (мотивы) люди, и культура. Следовательно, существует точка пересечения истории и психологии, в которой образуется новое человековедение — «наука о духе» (немецкое наименование обществоведения и человековедения). Психология народов изучает высшие процессы мышления, воображения и воли, что составляет теоретический фундамент для исторических наук. Опора на психологию открыла путь к лабораторному эксперименту1 в изучении психических процессов (ощущения, восприятия, эмоции) и законов, по которым протекает духовная деятельность народов. Экспериментальная психология придает историзму характер подтверждения (неподтверждения). Обращение к закономерностям человеческой психики, духовным началам (мотивам) социального прогресса психологизирует человековедение и создает основу для развития «понимающей» социологии, со-! циологического психологизма и социальной психологии. Итог. К концу XIX в. течения «одного фактора», отличающиеся большой натуралистической описательностыо и малой объяснительной силой, утрачивают свой научный авторитет. Физико-химические открытия (радиоактивность, деление атомов, состав элементов, электромагнитная теория и др.), экспериментальная психология, физиология привели к крушению 1 Необходимо отметить, что основоположником экспериментальной психологии и создателем первой экс приментальн о-психологической лаборатории считается В. Вундт. Он также выделил в науке о «национальном духе» две дисциплины: объясняющую «историческую психологию народов» и описательную «психологическую этологию». Данное деление обусловливало проблематику объясняющих и описательных (понимающих) наук. механико-органистической картины мира, принятой позитивизмом. Окончательный ее разгром завершил 2-й Международный социологический конгресс (1897). Сыграла свою роль и антигуманистическая направленность идеологе-политической функции, выполняемой концепциями «одного фактора». Соединившись с расизмом, шовинизмом, пангерманизмом, они потеряли авторитет научности. Последующая узурпация наследия рассматриваемых течений национально-социалистическим (фашизм) движением окончательно скомпрометировала его. Сегодня это наваждение рассеялось. Социальные коллизии на рубеже XX—XXI веков — национальные, конфессиональные конфликты, процессы распада социалистической системы и др. — актуализируют проблематику течений «одного фактора», инициируют внимание к их открытиям и доказанным фактам не только со стороны академической науки, но и со стороны общественного мнения. Однако акцент надо делать на той установке, что различия рас, этносов, культур, полов и т. п. есть факт взаимо-дополнитсльности. Они являются источником разнообразия человечества, которое важно сохранить как средство обеспечения геиети чес кого, социального богатства и потенциал приспособляемости к изменяющимся природным и социокультурным условиям ноосферы (идея В. И. Вернадского) - сферы сознательной, разумной деятельности человека в глобальном (космическом) масштабе. Литература 1. Антология мировой философии. В 4 т. Т. 3. — М.: 1971. 2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. — М.: 1992. 3. Бокль Г. История цивилизации в Англии. — СПб.: 1892. 4. Вернадский В.И. Биохимические очерки. 1922 — 1932 гг. — М. — Л.: 1940. 5. Вормс Р. Биологические принципы в социальной эволюции. — К.: 1913. 6. Вольтман Л. Теория Дарвина и социализм. — СПб.: 1900. 7. Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа. — М.: 8. Дарвин Ч. Происхождение человека и половой отбор. — М. — Л.: 1935 — 9. Дугин Александр. Основы геополитики. Геополитическое будущее Рос 10: История буржуазной социологии XIX — начала XX века. — М.: 1979. 11. История теоретической социологии. В 4-х т. Т. 1. — М.: 1997. 12. Кетле А. Социальная система и законы, ею управляющие. — СПб.: 13. Конт О Курс позитивной философии // Родоначальники позитивизма. 14. Конт О. Общий обзор позитивизма // Родоначальники позитивизма. 15. Култыгин В. П. Французская классическая социология XIX — начала 16. Култыгин В. П. Ранняя немецкая классическая социология. — М.: 1991. 17. Кэри Г. Ч. Руководство к социальной пауке. — СПб.: 1969. 18. Ле Пле Ф. Основная конституция человеческого рода. — М.: 1897. 19. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 изд. 20. Марксистская философия в XIX веке. В 2 кн. — М.: 1979. 21. МилльД. С. Опост Конт и позитивизм. — М.: 3897. 22. Монсон Пер. Современная западная социология: теория, традиции, 23. Оствальд В. Энергетический императив. — СПб.: 1913. 24. Очерки по истории теоретической социологии XIX — XX вв. — М.: 25. Ратцель Ф. Народоведение. Т. 1 - 2. СПб.: 1900 - 1901. 26. Рсклю Ж.-Ж. Человек и Земля. Т. 1 - 6. - Спб.: 1906-1909. 27. Спенсер Г. Основные начала. — СПб.: 1899. 28. Спенсер Г. Основания социологии. В 2 т. — СПб.: 1898. 29. Справочное пособие по истории немарксистской западной социоло 30. Современная западная социология: Словарь. — М.: 1990. 31. ЧемберленХ. С. Арийское миросозерцание. — М.: 1912. 32. Шеффле А. Квинтэссенция социализма. — СПб.: 1906. ГЛАВА 3 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГИЗМ Социология есть солнечный микроскоп психологии. Г. Тард Процесс становления индустриальной цивилизации во второй половине XIX века актуализирует проблематику реформирования существующего «социального порядка» по пути развития демократии, гражданского общества и правового государства. Торгово-промышленное капиталистическое общество защитило свое право на существование (поражение Парижской коммуны 1871 г.). Однако новая историческая ситуация настоятельным образом требовала выработки более адекватного понимания специфики социального регулирования жизнедеятельности общества. На фоне социокультурных достижений недостаточность теоретического потенциала по-зитивистско-натуралистичсского и материалистически-экономического направлений ранней социологии ошущалась все более отчетливо. Ими были проигнорированы науки и течения философской мысли, занимающиеся психологической, экзистенциально-феноменологической проблематикой социальной жизни1. Данная элиминация субъективной стороны исторического процесса обусловливала односторонность (жесткость) и ошибочность позиции позитивизма и марксизма в изучении общества. Потребность реформирования жизнедеятельности общества обусловливает задачу определения факторов, от которых зависит скорость социальной эволюции. К ним относят, прежде всего, такие жизненные силы как волю, мотивы, желания и т. п. Происходит утверждение человеческой субъективности, то есть антинатуралистическое видение и изучение мира таковым, как воспринимает его живущий в нем человек. Социальный мир — это одна огромная жизнь. Человек действует в ней как существо сознатель- 1 В частности, О. Конт проигнорировал психологию как науку. Основоположники марксизма дали ей следующую характеристику: «Психологическая наука, оторванная от изучения объективных законов развития производства, не может стать действительным содержанием и реальной наукой" (Соч. Т. 3. С. 629). Позже В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм», рассуждая о сведении социальной жизни к психической основе, назвал психологическую науку «буржуазно-реакционной ложью», направленной против философского постулата о «зависимости хода идей от хода вещей». ное, вносящее смысл во все аспекты своей жизнедеятельности и поведения. Включенность и приоритетность психики во всех жизненных процессах и организациях социальной среды, формирует потребность иметь точное психологическое понимание происходящего в человеческом мире. Стремление найти духовные факторы становления индустриальной цивилизации, раскрыть роль психического в историческом процесс обусловливало обращение к «опыту жизни». Понятие «жизнь» становится исходной точкой всей деятельности и выдвигается на центральное место нового экзистенциально-феноменологического направления философии. Занимающаяся жизненной проблематикой психология стала эталоном (методом) передового изучения человека и общества. При этом обращается внимание па то, что физико (биолого) — математическая схема в позитивизме допускала проверку гипотез количественно обработанными данными, игнорирующими психологию. Это привело к избыточному отрыву социологии от последней. Кроме того, и позитивизм, и марксизм стремились конструировать общую теорию и универсальные социальные законы. Отсюда вытекает их крен в сторону традиционных философских обобщений (социальная философия). Поэтому и отношение к ним было как к традиционным философским (метафизическим) спекуляциям, которые не могут претендовать на научную и, тем более, на методологическую роль по отношению к другим социальным наукам. Жажда новых познавательных форм разрушила старые интеллектуально-логические установки, наработанные классической философией, с ее строгой приверженностью к традиционной универсалистской проблематике — исследованию сущего, бытия и истины1. Неспособность решить данные вопросы индуктивно-гипотетическим и дедуктивно-абстрактным методами, игнорирующими субъективность, вела к «деструкции метафизики». Последняя была продолжением позитивистской революции в философии, взявшей на себя задачу окончательного освобождения науки от традиционной (спекулятивной) философии. Только теперь она продолжа- 1 Подобные процессы происходят и в переломном (неклассическом) искусстве последней трети XIX века. Его течения — импрессионизм, символизм и др. — в процессе модернистского разрушения заменяют старые художественные формы традиционного (академического) реализма. Новаторские искания внеыаучных форм освоения действительности роднят новое направление философии — философию жизни и искусство. Последнее дает яркое представление об эпохе, дополняя и обогащая исторические исследования. Поэтому методы художественного освоения действительности также включаются в процесс познания. Литература и искусство не стремятся к общезначимому постижению действительности, а показывают кроющуюся в жизни значимость свершающегося. Тем самым они помогают человеку преодолеть узость его личного опыта и открывают безграничные просторы (краски, ритмы, формы, тона, фантазии и т. п.) для его чувств, расширяя горизонт жизненного опыта. Художественное миросозерцание стремится вобрать в себя всю действительность и выявить ее значение. Вместе с тем, неравнодушный интерес со стороны философии жизни к искусству способствовал его насыщению философскими идеями и тем самым популяризации последних в широких кругах интеллектуальной публики. ется под антипозитивистским флагом «философии жизни», которая разрушает чуждый ей мир истины, основанный на разделении субъекта (разум) и объекта (внешний мир). Новая философия экзистенциально-феноменологической ориентации то же обращается к опыту, но опыту «экзистирующего субъекта» (а не объективного наблюдателя объективного мира), переживающего свое «бытие — в — мире» и понимающего смысл данного переживания (своего существования). При этом решающее значение имеют конкретные, неповторяющиеся проблемы наличного (экзистенционального) бытия каждого отдельного человека. Сосредоточением анализа становится человеческое существование лишь в настоящем, неудержимо текущем в прошлое {переходящем к смерти). Сторонники этого направления исходят из концептуального положения, что мир и человеческая психика слиты воедино (со-бытис): та часть мира, с которой имеет дело человек, в значительной степени является продуктом его деятельности. Ничто не появляется в социальном мире без предшествующей (невидимой) работы мысли. Мысль, слово, душевный настрой задают (порождают) «жизнь» социальных явлений и процессов, вначале в представлениях людей, а затем в социальной (исторической) практике. Поэтому последняя определяется различными духовными факторами — инстинктами, желаниями, мотивами, волей, которые необязательно выражают интересы классов. Духовные силы ведут к образованию экономических структур, а не наоборот. Следовательно, чтобы установить законе-. мерности, которые позволяют тотально охватывать людей и овладевать социальными ситуациями, надо выяснять, что происходит в душе (псюхе) человека — психической стихии. Данные закономерности наличного бытия не поддаются рациональным измерениям, их нельзя уловить и обобщить посредством понятий «старой философии». Перенос анализа аспектов социальной жизни в духовную сферу инициировал в новых философско-психологических направлениях дихотомии: «натурализм — психологизм», «науки о природе — науки о духе», «объяснение — понимание», «рациональное — иррациональное». В центре внимания новых наук оказываются вопросы психологического взаимодействия и воздействия: внутри психологическая динамика, внешняя активность, система ценностей, баланс интересов и диссоциации и т. п. Их решение имело теоретико-прикладной характер, поскольку данные знания и методы позволяют организовывать, управлять и прогнозировать линию поведения людей в определенных условиях (образование, воспитание, производство, военное дело, торговля и др.). В силу этого представители психологического направления дают достаточно верную картину духовной жизни последней трети XIX века, что обусловливало влияние данного направления на развитие мировой культуры. Философская культура повой экзистенциально-феноменологической ориентации оказала влияние па смену парадигмы научного познания, акцентируя гуманитарную проблематику понимания. Это повлекло за собой и соответствующие определения — «понимающая психология», «понима- ющая экономика», «понимающая социология»1, — вернувшие человека в сферу социального познания. Расширение предмета социологии инициировало развитие и обогащение ее методов. Наряду с использованием количественных методов анализа социальной действительности (наблюдение, лабораторный эксперимент, математические расчеты и др.), тяготеющих к естествознанию, имеет место и инкорпорация качественных методов — тестирование (опрос), анализ текстов, изучение биографий и др. В результате происходит: 1°) изменение предмета исследования; 2) обращение к разработке новой исследовательской техники; 3) изменение типа социологической работютоп Образовавшаяся дихотомия «объяснение — понимание» разводит и абсолютизирует данные способы познания социального мира. Однако они выступают лишь фрагментами познавательного процесса. Поэтому спор о том, что важнее — «объяснение» или «понимание» -— изначально неконструктивен. В нем просматривается неосознанное стремление к упрощению познавательной задачи. Объясняющее постижение внешнего мира хотя и приводит к поверхностным (очевидным) истинам, но позволяет обобщать накопленный эмпирический материал. Понимающее (осмысляющее) постижение глубинного и жизненно важного субъективного мира позволяет проникать в тайны бытия. Историческая задача заключалась в том, чтобы объединить данные фрагменты (стороны) социального познания в единое целое. Ее решение составило содержание классической социологии на рубеже XIX—XX веков. В этом плане социологический психологизм сыграл роль переходного звена (процесса) от ранней к классической (антиредукционистской) социологии.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 616; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |