Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объясняющая парадигма познания




Философия не в состоянии охватить сущно­сти мира какой-либо метафизической сис­темой и доказать общезначимость этого познания.

В. Дилыпей

Кредо новой философии — «подальше от метафизики», которая пред­стает в форме натурализма (материализм, позитивизм) и идеализма. Ме­тафизика понимается как абстрактное мышление, осуществляемое в рам­ках «субъект-объектных» отношений и отталкивающееся от моноосновы (материальное — идеальное), из которой вытекает все на свете. Она пред­полагает философско-умозрительное (спекулятивное) раздвоение мира на его сверхчувственную (тотальную) основу и ее эмпирические (внешние) проявления. Познание этой лишь внешней (предданой) реальности опира­ется на разум и логику. Но последняя не имеет дела с реальностью как таковой. Поэтому и рациональное — «общезначимое» — знание есть лишь кладбище гипотез об объективной реальности (прав Гегель, что мир ис­порчен на хороших логических основаниях). В этом суть гипостезированно­го подхода, опирающегося на разрешающие процедуры рационалистичес­кого систем отворчества.


В субъект-объектных отношениях «субъект» играет активную роль есте­ствоиспытателя (экспериментатора, творца), а «объект» — лишь матери­ал для осуществления целей субъекта. При этом разум есть целесообразное (эгоцентрическое) действие, стремящееся познать сущность мира и выра­зить в общезначимом смысле — завершенном мировоззрении. Опираясь на абсолютные метафизические принципы, представители традиционной фи­лософии пытаются прозреть в хаосе чувственного восприятия явлений не­зыблемую вечную гармонию мироздания и предназначенную человеку судь­бу— вот пафос рационалистической (объясняющей) концепции познания. Она предстает как тоталитарная традиция, опирающаяся на индуктивно-гипотетический и дедуктивно-абстрактный методы познания, обусловли­вающие движение истины сверху (от философов-пророков) в одну сторо­ну.

Объяснение. Дильтей рассматривает природу как нечто чуждое челове­ку, так как она для нас есть нечто внешнее. Природа не содержит в себе причинных связей: они задаются лишь путем дополняющих гипотез, весь­ма проблематичных (4, 8). Поэтому причинная связь имеет своим источни­ком осуществляемый нашим мышлением (внутри нас) синтез восприятий (4, 89). Познание не обладающей смыслом природы — это вещное гипоте­тическое знание, в основе которого лежит объяснение.

Объяснение использует процедуры сопоставления логических следствий из гипотетических предпосылок с результатами внешнего наблюдения и эк­сперимента. Оно осуществляется рационально, с помощью логических (ма­тематических) формул и рассудочных понятий. Но мышление в последних в принципе не может дать никакой информации относительно «вещей в себе», лежащих по ту сторону воспринимаемой чувствами реальности. По­нятийная схема является своего рода ситом, сквозь которое «просеивает­ся» реальность: тонкое (летучее) ускользает, а грубая порода (мысль, па­мять) оседает на дно. Таким образом, объяснение рационально-гипоте­тично и недостоверно.

Принцип объяснения лежит в основе позитивистского познания. Социо­логия, опирающаяся на данную парадигму познания, предстает как «чис­тая наука»: се естественнонаучная рациональность стремится дать власть над социальным миром. Однако натуралистическая (физико-биологичес­кая) концепция отождествления природы и общества обосновывает пос­леднее как не обладающее смыслом: общество — это мир объектов, пове­дение которых эмпирически фиксируется. Данный эмпирический материал на основе описания и объяснения очищается от субъективности и подво­дится под закон. Подход к объектам (предданному) осуществляется извне (факт — закон — теория) на основе физико (опытно)-математического эталона. Таким образом, позитивистская наука предстает как обобщение и упорядочение наблюдаемых фактов, и тогда истина — это совпадение по­лучаемого знания с предметом изучения.

Данный естественнонаучный подход снимает препятствия для приме­нения методов и техники естествознания к предмету социальных наук. Само объяснение предстает как правила оперирования с достаточно «прозрач-


ными» исходными фактами при внешнем восприятии действительности. Оно есть «средство средств» для достижения истины.

Но при этом игнорируется смысл, субъективность, человеческие пере­живания, качественно отличающие общество от природы, познание ко­торых требует иных познавательных — интуитивно понимающих — проце- ' дур. Данное познание жизненного мира в социальных науках делает невоз- \ можным получение теоретических рационально-гипотетических генерали- ' зации.

Судьба философии. Разрабатывая учение о мировоззрении вообще и фи- | лософском, в частности, Дильтсй рассматривал саму философию как одну «из культурных систем человечества», которая «стремится охватить все т существующее в одно миросозерцание» (3, 34; 55). В отличие от других наук она стремится к разрешению мировой и жизненной загадок: жизнь — это ] последний корень мировоззрения. В зависимости от занятой в ней позиции мировоззрения могут меняться.

Дильтей, разрабатывая учение о мировоззрении, различил три его типа: 1 религиозное, поэтическое (художественное) и философское. Их объединя­ет то, что все они синтезируют внешний отдельный опыт в общий о самой жизни. Различие — это их структура.

Религиозное мировоззрение есть «религиозное переживание, в котором I проявляется целокуппость духовной жизни» и высшие правила об отноше­ниях людей между собой (3, 40).

Художественное мировоззрение «стремится вобрать в себя всю действи- ] тельность и выявить ее значение свободнее, радостнее и человечнее», чем 1 это способна сделать философия (3, 54).

Философское мировоззрение заключает стремление к систсматическо-; му и общеобязательному миросозерцанию, ориентированному на преоб­разующее влияние на жизнь (3, 56). Такое мировоззрение Дильтей называл j метафизикой.

Метафизическая философия неправомерно удваивает мир (сущность и ] факт) и пытается спекулятивно схватить сущность мира, которая только, мыслится, но не дается опытом. Эта философия, в свою очередь, состоит из трех типов философского мировоззрения.

1) Материализм (позитивизм) видит основание познания действитель­
ности в изучении природы; духовный мир объясняется из физического (Де-;
мокрит, Лукреций, Гоббс, Энциклопедисты, Копт, современные мате- |
риалисты). Остается только неясным, как может бессознательное (не об- j
ладающее смыслом) быть источником сознания как высшего?

2) Идеализм свободы определяет миропонимание волевым отношени­
ем: творящий разум личности объявляется суверенным по отношению к ]
Вселенной, но связанным нормами (Платон, Цицерон, христианство, j
Кант, Фихте, Бергсон и др.). Однако в прсдметообразующсй деятельности (
«чистое» мышление (разум) и воля не выводимы друг из друга: воля дей- I
ствуст и там, где ею не руководит разум (сфера инстинктов, художествен­
ных и другИХ'пйрывов).

3) Объективный идеализм понимает действительность как развитие бес- 1
сознательно или осознано (разум) действующей духовной связи. Ему;


свойственно особое жизнеощущение — связь с божественным всеедин­ством вещей. При этом божество определяет явления по законам теологии (Гераклит, стоики, Спиноза, Лейбниц, Гегель, Шопенгауэр и др.).

Однако ни один из типов философского мировоззрения не в состоянии постичь сущность мира в общеобязательном знании: сущность остается непознанной и мистической (3, 61). Недоступность сути бытия познанию в границах рациональности (разума) и ее методов привела к краху метафи­зической философии, неспособности сю выработать целостное мировоз­зрение. Сущность бытия — это загадка (тайна) мира, которая не поддается рациональному постижению. По отношению к ней истинный философ должен проявлять осторожность, то есть проводить границу между познан­ным и непознанным.

Вместе с тем, по мнению Дильтея, метафизическая философия — это одна из культурных, мировоззренческих систем человечества, пытающая­ся решить проблемы смысла и жизни, и мира. Каждый ее тип имеет опреде­ленное значение как историческая попытка постигнуть мировое целое, то есть достичь общезначимости и втиснуть в нее живую сущность. Они пред­стают как сменяющие друг друга мировоззрения в ходе развития челове­ческого духа. Сама же претензия метафизической философии на «науку наук», способную дать обобщенное и целостное знание о мире, несосто­ятельна. В этом плане ценность представляет лишь само философствование (любовь к мудрости) — философские штудии.

Философия если и претендует быть наукой, то только в специфическом аспекте: она должна заниматься прояснением самой идеи науки. Тогда фи­лософия предстает как частная наука со строгим предметом исследования - это процесс познания и знания, то есть его возможности, границы и способы получения знания. На ее долю остается лишь обоснование форм, правил и связей процессов мышления (теории теорий), помогающих от­дельным наукам достичь обязательного знания действительности (3, 63). Однако наибольшее культурное влияние исходит от свободного философ­ского мышления, проникающего в науку и искусство, превращающего их в носителей сильнейших философских импульсов (3, 67). В частности, сама философия жизни соединила в себе черты философии и свободного худо­жественного творчества, что способствовало ее популяризации в широких кругах читающей публики.

1.2. Понимающая парадигма познания

Природу мы объясняем, душевную жизнь по­нимаем.

В. Дилътей

Новая философия, по Дильтею, должна идти своей дорогой, не огля­дываясь на рационалистическую науку, осознавая свою несовместимость с ней и по предмету, и по методу. Она опирается на вненаучные — интуи­тивные формы познания действительности, которые составляют иррацио­нальный характер философии жизни.


Понятие «жизнь» выступает центральным в экзистенциально-феноме­нологически ориентированной философии1. Жизнь понимается как про­цесс, получивший свое выражение в различных культурно-исторических формах, которые переживаются субъектами истории (историческим со­знанием). «Жизненная стихия» предстает как бесконечный «творческий процесс», в котором беспрерывно создаются и разрушаются различные формы жизни. Этот постоянный поток исключает всеобщую закономер­ность — он иррационален. Жизнь предстает нам как абсолютно конкрет­ная действительность, которая создается душой, и действительный мир есть лишь один из возможных. В таком опыте жизни (акте сознания) субъект (Я) разделяет и предполагает себя объекту.

Неразделейность субъекта и объекта обусловливает жизненный мир как тотальную субъективность, понимаемую в качестве единственно возмож­ной объективности2. Они являются составными частями «опыта жизни», его неразделенными друг с другом элементами. Опыт жизни — это и есть вся действительность. Мы не может выйти за его пределы (по ту сторону),

1 Феноменологизм заключается в утверждении, что объект есть для меня лишь
связь фактов сознания: сознание предмета и предмет сознания неотделимы друг от
друга. Быть фактом и событием моего сознания, всего, что есть для меня — таково
кредо феноменальности. Только в акте самосознания возможно разделение на субъект
(Я) и объект. Феноменологическая концепция сознания представляет его как поле
значений и смыслов («истинные начала» философии) в рамках жизненного мира,
предпосланного субъект-объектным отношением. Для истолкования своего собствен­
ного содержания — духовной деятельности — сознание нуждается в рефлексии и
интроспекции как инструментах самосознания. Полученные при этом смыслы есть,
в конечном итоге, корреляты интенциональности (переживания, опыта). После­
дняя означает осмысление данности сознанию «изнутри», через явление сознания
самому себе (рефлектирующий субъект). Такой подход принципиально выступает
против традиционной гносеологической (философской) дихотомии «субъект —
объект».

Единственной реальностью является «жизненный мир», в котором сознание выступает как трансцендентальное (чистое сознание) смыслопорождение — конст­руирование сознанием знаков и смыслов. Таким образом, феноменологическое постижение развития человечесгва освобождается от догматизма метафизического всезнайства, от косвенно символизирующих и математизирующих (формальных) методов, от аппарата умозаключений и доказательств. В XX веке феноменология усилиями Э. Гуссерля, Г.-Г. Гадамера, М. Хайдегера, А. Щкша и др. сформировалась как направление философии и социологии, интерес к которому непременно воз­растает. (См. об этом: Капитонов Э. А. Социология XX века: история и технологии. — Ростов-па-Дону. 1996.)

2 То, что внешний мир существует — не подлежит сомнению. Однако эта вера
возникает не в процессе мышления, а в силу того, что наши волевые импульсы
устремления, выражаемые в действиях, наталкиваются на препятствия (сопротив­
ление). В результате у нас возникает представление о внешних объектах. Данная
констатация — это очевидность, что нечто обстоит именно так, а не иначе. Она
есть субъективный коррелят познания: непосредственная данность объекта ясному
и отчетливому пониманию — интуитивному постижению. По Ницше, «принцип
всех принципов» гласит: всякий вид действительно данной интуиции образует


то есть искать некое безвременное основание жизни. Иначе это было бы тем, что предшествует опыту жизни и чего мы никогда не переживали. Жизнь имманентно заключает в себе «факты воли, побуждения и чувства», кото­рые непосредственно даются нам в качестве переживаний, того, что со­держится в опыте самой жизни и понимается.

Согласно Дильтею, жизненный мир един и поэтому присутствует в каж­дом человеке как живая (интимная) связь всеобщего. В познании конкрет­ного субъект принимает участие всем существом (а не одним разумом) и ищет истину в средоточении самого себя (а не во внешнем факте) (4, 41; 42). При этом переживания, выражения и понимания составляют процеду­ру, посредством которой наука о духе разъясняет и интерпретирует жизнь. Имеющие в ней место волевые напряжения, как бессознательная (нера­зумная) жизненная сила, оттесняют «рацио* на второй план. Такое позна­ние иррационально, но достоверно.

Предмет философии жизни — душевная жизнь как своеобразный «компо-зитум» (4, 89), охватывающий вес формы жизни: обычаи, традиции, язык, искусство, философию, религию и т. п., в которых духовные явления объек­тивируют себя. В данном всеобъемлющем единстве духовные процессы не­прерывны и сплетены друг с другом: течение потока психических состоя­ний непредсказуемо (непредвидимо) для появления «нового». Жизненный поток не сводим к разуму и поэтому иррационален, таинственен1. Рас­шифровка «знаков» его проявлений и выражений требует иной (по отно­шению к рациональности) теоретико-методологической основы познания.

Такой основой выступает интуитивное (внепонятийное) схватывание и последующее понимание сути происходящего. Эта форма «живого знания» (экзистенциальная интуиция) заинтересованно ухватывает самоочевидность «вещи-для-нас», то есть того, что лежит в кругозоре потребностей челове­ка. Она опирается на широкий спектр нравственного, эстетического, ре­лигиозного и т. п. чувства. С помощью интуиции происходит схватывание целостности фактов и проникновение в тайны жизненного мира. Таким образом, познание жизни возможно без опоры на рациональные принци-

законный источник познания; что бы ни обнаруживало себя посредством интуи­ции в своей подлинной реальности, должно приниматься так, как оно себя обна­руживает, и в тех пределах, в каких оно себя обнаруживает.

В данном контексте «интуитивное» понимается как внелогическое, присущее продессу познания. «Интуиция — дар богов; логика — ее верный слуга» (А. Энш-теин). Такой подход не имеет ничего общего с интуицией, которой пичкают наше общество астрологи, гадалки, мистики, оккультисты и т. п. прорицатели, которые своим шабашем отуманивают немало голов и представляют серьезную угрозу в условиях оскудения духовной культуры и личности.

1 Никто не знает ответов на вопрос о смысле, порядке и высшем замысле бытия. Образно говоря, это не просто лабиринт, а «дом», где мы живем: мы живем в лабиринте, из которого никогда не выйдем. Но данное состояние непосредствен­ности создает метафизическое напряжение и мы задаем вопросы в надежде выйти за пределы себя именно для того, чтобы раскрыть тайну и за хаосом увидеть пре­дел.


пы: оно не нуждается пи в гипотетическом внесении в мир какой-либо связи, ни в опосредующих звеньях (средствах, методах).

Интуитивированное содержание переживается субъектом как непосред­ственный контакт с реальностью: субъект непосредственно (прямо) ис­пытывает на себе наличие внешнего мира и выражет его в живом впечат­лении, без помощи опосредующих звеньев — логических формул и поня­тий. Достигаемая при этом в переживании субъективная достоверность, ставит границы логическим операциям. Впечатления не сводятся к разуму и, следовательно, жизнь нельзя поставить перед его судом.

Дильтей подчеркивал, что жизнь протекает через прошлое, настоящее и будущее, и для ее течения нет ничего предшествующего, то есть никогда не переживаемого. Следовательно проблема в том, что жизнь нужно по­нять «из нее самой» (самодостаточность внутреннего опыта): не жизнь надо объяснять из мира (человеческого мира), а наоборот, мир должен быть объяснен из жизни. Познание последней (душевных явлений) есть пони­мание жизни из нее самой и выражение в понятиях как результатах (про­дуктах) переживания.

Понимание. Философско-психологическая концепция общества рас­сматривает понимание как иной по отношению к природе мир объек­тов, который обладает мотивационно-смысловой сферой (сознание, эмо­ции, воля). Наличие смысла обусловливает его духовную природу: соци­альный мир создается и видится духом. Проблема заключается в том, как проникнуть в этот духовный мир? как выявить мотивационно-смыс-ловую деятельность человека? как возможно объективное познание трансцендентальной реальности, если его средства субъективны? Для решения этих вопросов нужны особые методы (правила), позволяющие «расшифровывать» (раскодировать) смысл, то есть скрытое от внешне­го наблюдателя.

В философии жизни сам «жизненный мир» предстает как сфера непос­редственных переживаний: поток психических переживаний, в котором происходит творчество новых форм («творческая эволюция» А. Бергсона) — качественных изменений. Проникнуть в данный духовный материал из­нутри позволяет понимание как живое осмысление и истолкование социо­культурной реальности, основанное на жизненном опыте и мышлении. Оно позволяет реконструировать духовный мир творцов социального мира и тем caNJbiM повторять их творческие акты. В результате удается расшифро­вывать содержательный смысл, который они придают социальным ситуа­циям (феноменам культуры).

Поток психических переживаний есть некий фон, состоящий из запаса культуры: идей, знаний, ценностей. Они составляют глубинную реальность социальной жизни, в которой нет устойчивости и закономерности. Следо­вательно, будущее обладает свободой — оно не предсказуемо и носит ирра­циональный характер. Жизнь полна загадок и тайн, поэтому возможности разумного преобразования общества слишком невелики. Явления опыта жизни воспринимаются нами непосредственно как духовная связь, кото-


рая внутренне покоится на прямом усмотрении — на переживании. После­днее и есть единственное средство познания действительности как «схва­тывание» жизни в ее изменчивости и неповторимости (индивидуальности) с помощью интуиции, озарения, игры воображения и т. п. Имеющий при этом место синтез, охватывающий человека с его «жизненным миром», осуществляется на основе алогичного понимания. Данное сверхсознание является уделом творчества избранных (элиты), действующих на благо всего общества1

Особенностью метода понимания является реконструкция духовного мира творцов культуры (Другого) через со-переживание, со-мьтслие, вчув-ствование, озарение, то есть через обращение к субъективному миру че­ловека. Последний выражается через язык, тексты, символы, заключаю­щие в себе внутренние переживания «данного». В результате, мы знаем лишь то, что само себя знает (имеет значение, смысл, ценность), благо­даря творческой активности духа. В этом смысл понимания как иррацио­нального способа познания реальности, пронизанного человеческой субъективностью. Субъективный смысл — это то, что может быть понято, а понятый смысл приводит к продуктивным знаниям.

Природа сама по себе смыслом не обладает и, следовательно, непости­жима. Она дается человеку лишь во внешних чувствах и образуемое на этой основе естественнонаучное знание недостоверно. Только человек с его внутренним (духовным) опытом понятен другому человеку благодаря их однородной духовной жизни. Все остальное познается и экстраполируется по аналогии с ним на весь человеческий род. Отсюда вытекает задача созда­ния «науки о человеке» (культуре, обществе, истории) — «науки о духе» (сфера духа, духовной деятельности), — принципиально отличной от «на­уки о природе».

Таким образом, философия жизни создает новую иррациональную па­радигму понимающего познания. Она предстает как инновационное (а не паталогическое) движение познания по отношению к рациональности. Это новая рациональность: понимание не враждебно, а совместимо с рацио­нальностью на основе «примата воли над интеллектом» (Шопенгауэр). Изначальный субъективизм интуитивно-понимающего познания обуслов­ливает недостаточность разума (универсального «органа» традиционной философии) для выработки целостного мировоззрения. Науки о духе, опи­рающиеся на психологическую парадигму, предстают как науки, обращен­ные к субъективному миру человека и тем самым «возвращающие«его в мир философско-психологически ориентированной науки.

1 У Ницше — это сверхчеловек (сильная личность), обладающий творческой энер­гией в любой сфере деятельности (политика, наука, искусство и т. п.). Благодаря данному превосходству (высшему умению) он принимает мир как он есть, без любых форм удвоения, и способен перенести страдания (воля) под влиянием профессионального воспитания. Освобождая свои «жизненные силы», сильная личность творит историю «из полноты собственной жизни».





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1308; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.