КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Концепция подражания Г, Тарда
Первичный социальный факт состоит в подражании, в явлении, предшествующем всякой взаимопомощи, разделению труда и договору. Г. Тард Г. Тард проводит индивидуалистическую линию психологизации социологии и рассматривает общество как продукт взаимодействия индивидуальных сознаний на основе общения людей'. Общество — это совокупность людей, участвующих в потоке подражания. Безграничность последнего снимает возможность устанавливать общие стадии человеческого прогресса. По закону Спенсера, однородные единицы соединяются между собой и своими свойствами определяют характер агрегата: главнейшие черты человека определяют характерные (главные) черты человеческого общества. Возникающие при взаимодействиях людей «интериндивидуальные» (межиндивидуальные) отношения составляют основу общественного развития и всех социальных процессов. Явления индивидуальной психики — это единственная реальность (социологический номинализм), которая проявляется в сознательных отношениях, прежде всего, между двумя индивидуумами, составляющими социальные факты. Их многообразные группировки и комбинации есть простые социальные явления, образующие основу социальных отношений. Отсюда вытекает предмет социологии — познание отношений «между двумя умами», отражений одного другим (22, 16). В этом плане социология выступает как «интерпсихологическая», «интерментальная» (соединяющая) дисциплина: психология взаимодействия между людьми составляет базу социологии. Таким образом, Тард строит свою социологию на законах психологии и называет ее также «социальной психологией». Доминирование «интерпсихологической» проблематики составляет суть психологизации социологии. Проблема подражания В теории «общественного прогресса» Тард не разделяет концепцию, согласно которой прогресс неизбежно совершается за счет ломки традиции 1 В этом пункте Тард полемизирует с Э. Дюркгеймом, который в регуляции общественных отношений главную роль отводит коллективным представлениям и их интериоризации отдельными индивидами. - разрыва с прошлым общественным порядком (существованием людей — Конт, Маркс и др.). При таком подходе имеет место тенденция рассматривать прогресс и традицию изолировано друг от друга. Традиция — это консервативные состояния (системы ценностей) прошлого, и новое общество (капитализм, коммунизм) появляется в качестве разрушителя традиций как таковых. Тард, наоборот, считал кризис традиции явлением времени и выдвинул идею циклических изменений: периоды доминирования «обычая» уступают место периодам доминирования «моды» и наоборот. Поэтому каждая революция, отрекаясь от традиций прошлого, неизбежно подлежит традиционализации, и этот процесс, в свою очередь, чреват революционной ситуацией. В современном обществе подражание «обычаю» полностью уступило место подражанию «моды» — модернизации. В связи в этим встают вопросы источника моды как распространения и превращения в обычаи. Применительно с социальному миру единственным источником его развития является новое знание — открытия, изобретения новых элементов культуры, которые возникают вследствие инициативы и оригинальности отдельных талантливых людей, их актов творчества1. Именно они, по мнению Тарда, являются причиной действия других людей, то есть огромного количества подражаний по всему миру: подражанием — модой или подражанием — привычкой, подражанием — симпатией или подражанием -повиновением, подражанием — образованием или подражанием — воспитанием, наконец добровольными рефлекторными подражаниями (21, гл. 1). Люди являются стадом овец, среди которых рождается подчас умная овца, гений, которая одною только силою примера увлекает за собой других2. Поэтому общественный процесс предстает как изобретение и подражание, и само общество — это ряд сходств, произведенных разнообразными видами подражаний (21, 20). Тард развивает теорию «трех основных социальных процессов»: а) под- i ражание (повторение), б) противоположение (оппозиция), в) приспособление (адаптации). На их основе он формулировал три универсальные (временных) социальные закономерности. 1. Закон подражания. Тард рассматривает подражание как «владычество примера», когда всякая новация в сфере общественной жизни усваивается и повторяется многими людьми, обогащая их разнообразную деятельность, жизнь и расширяя власть над природой. В процессе меж индивидуальных взаимодействий одни подражают другим, обусловливая изначальный элемент социальности. Подражание составляет основной способ — движущую силу общественного прогресса: оно есть неодолимое психическое стремление людей (личности, групп, общества) ко взаимному подражанию (по анало- 1 Здесь просматривается влияние учения А. Бергсона о «творческой эволюции», 2 В решении вопроса о роли подражания Тард признавал приоритет Н. К. Михай- гии с наследственностью в живых организмах)1. Тард, вслед за Спенсером, подчеркивает, что в подражательных отношениях проявляется принцип, что «душа всего сущего не однородность, а разнородность». Поэтому подражания не обедняют, а обогащают удовлетворение потребностей людей. Для подкрепления своих выводов Тард использует статистические методы: статистику употребления различных продуктов (табака, кофе и др.), динамику производства техники (железнодорожных локомотивов) и др. Статистика обнаруживает возрастание (рост) или падение (убыль) подражательного воспроизведения раз сделанных открытий. Поэтому статистический метод он рассматривает как социологический по преимуществу. Вслед за постулатом Гельвеция о том, что «человек весь состоит из подражания», Тард рассматривает исторический, процесс как непрерывную цепь подражаний: собрание деяний, «имевших успех», и которым «более всего подражали» (21, 144). При этом кредо закона подражания: любое нововведение в сфере социальных отношений распространяется по направлению от высших (творящих новшества) к низшим (повторяющим эти новшества), от социальных верхов к социальным низам, от элитных групп со специальными знаниями к группам менее профессионально развитыми и т. п. Поэтому определяющей схемой подражания являются отношения «учитель — ученик» («оригинал — копия») во всех ситуациях. Само оно проходит три стадии: во-первых, медленного распространения из-за борьбы с существующим; во-вторых, быстрого роста; в-третьих, постепенного перехода к норме. Тард выделяет три основных типа подражания: а) взаимное подражание; б) подражание обычаям и образцам; в) обдуманное подражание. Их механизмами являются мода, обычаи, традиции, которые формируют групповые ценности, а индивиды, усваивая их, социализируются. Отсюда вытекает определяющая роль психологического настроя — верований и хотений (согласия и разногласия) как своего рода субстанций социального взаимодействия отдельных людей и социальных групп, организующих человеческое общество. В силу этого приоритетными в обществе являются юридические основания, так как они базируются на взаимном распределении обязательств или соизволений, прав и обязанностей (21, 19). Тем самым Тард одним из первых приблизился к пониманию необходимости изучения механизмов социального взаимодействия, способствующих сотрудничеству, согласию и гармонизации отношений в обществе2. Таким образом, закон подражания выражает бесконечное стремление людей к усвоению, восстановлению и распространению новшеств, обогащающих образ жизни и культуру народов. В такой трактовке он является у Тарда концептуальным ядром социологических конструкций, ключом к пониманию массового поведения. 1 В частности, проявление данного закона убедительно продемонстрировал Ро 2 Решение данной задачи станет в 20-е годы XX века вначале в США, а затем в 2. Закон противоположения (оппозиции). Данный закон выражает во вза В этом смысле оппозиция является необходимым фактором социальных отношений и общественного прогресса. Наличие конструктивной оппозиции обусловливает противоборство идей как их соревнование и конкуренцию. Она задает социальному процессу динамику, так как в условиях состязательности на альтернативу должно искать адекватный ответ. В частности, его правильность в политике проверяется на основе одобрения (неодобрения) в результате выборов. Как свидетельствует исторический опыт, именно отсутствие оппозиции ведет к ситуации, которую можно назвать «правой» или «левой» диктатурой. Преодоление ситуации оппозиции происходит под воздействием приспособлений. 3. Закон приспособления (адаптации). Данный закон выражает доминиру Тард распространял рассмотренные законы на предметные области различных дисциплин и паук. В частности, его длительная работа в должности судебного следователя обусловила интерес к криминалистике и формированию социологии преступности. В соответствии с законом подражания он сформулировал установку, что «человек становится преступником, а не рождается». В этом плане преступник — это социальный «экскремент» об-! щества, который образуется в соответствии с законами подражания и приспособления. Тард выступает против инстинктивистского представления о преступнике (преступлении) и обосновывает социальный характер преступности: многие люди становятся нечестными или остаются честными по милости судьбы и стечению обстоятельств. 2.1.1. Теория толпы и публики Феномен выхода па арену социальной жизни масс (классов, народов, толпы) под предводительством «своих» вождей актуализировал интерес к] массовой психологии1. Тард в работе «]Мнение и толпа» (1892) анализирует 1 См об этом в книге: Преступная толпа. — М.' 1998. В ней печатаются основополагающие работы С. Сегеле, 3. Фрейда и В Вундта, исследующих проблематику психологии и патологии толп и преступных ассоциаций. особенности психологических процессов в больших группах, разделяя их на два типа: толпу и публику. Толпа. В развитии общества он выделяет два «зародыша»: а) в деревенском обществе господствует семья; б) в городском — доминирует толпа (нация, так как в ней господствует дух толпы). Толпа — это большая аморфная группа разнородных и незнакомых между собой людей, взаимодействующих непосредственно. Поведение толпы иррационально, в основном деструктивно. В ней (митинг, съезд, собрание, театр, суд присяжных и т. п.) малооднородные единицы соединены слабо, так как между ними нет сходства и органической связи. В толпе перестает действовать «принцип сум-марпости», и на первый план выступает коллективная психология, частью которой является психология толпы. Для последней характерно двоякое действие механизма подражательности: а) люди подражают друг другу; б) люди походят друг на друга. В первом случае происходит подражание путем внушения: проявление известного душевного состояния возбуждает такое же состояние у того, кто его наблюдает. По мере роста численности толпы интенсивность ее душевного движения возрастает. Во втором случае при составлении толпы «углы индивидуальности взаимно сглаживаются в пользу национального типа, который прорывается наружу» (23, 268). Тард использует разные критерии для классификации разновидностей толпы: демографический (мужские и женские), геронтологический (молодые и старческие), по времени, сезону (летние и зимние), широте. Однако самое важное различие между видами толпы вытекает из самого существа их цели (желания) или их веры (идеи) (23, 279), которые их одушевляют (религиозные, политические, экономические, эстетические). «Но как не разнятся толпы друг от друга по своему происхождению и по всем своим другим свойствам, некоторыми чертами они все похожи друг па друга; эти черты — чудовищная нетерпимость, забавная гордость, болезненная восприимчивость, доводящая до безумия чувство безнаказанности, рожденное иллюзией своего всемогущества и совершенная утрата чувства меры, зависящая от возбуждения, доведенного до крайности взаимным разжиганием. Для толпы нет середины между отвращением и обожанием, между ужасом и энтузиазмом, между криками да здравствует! или смерть!. Да здравствует, это значит, да здравствует навеки. В этом крике звучит пожелание божественного бессмертия, это начало апофеоза. И достаточно мелочи, чтобы обожествление превратилось в вечное проклятие» (23, 282). Свои рассуждения о переменчивости, патологичности настроений толпы Тард сопровождает многочисленными примерами из французских революций. Тард особо выделяет четыре вида толпы, которые показывают различную степень ее пассивности или активности. Толпы ожидающие (выжидающие) — собираются на основе коллективного любопытства (театр, казнь, встреча популярного человека и т. п.), и для них характерно взаимное заражение чувствами собравшихся индивидов (23, 284). Толпы внимательные (внимающие) — тесно толпятся около кафедры проповедника или профессора, около трибуны, эстрады, сцены. В толпе, заинтересованной каким-нибудь зрелищем или речью, только небольшое количество зрителей или слушателей видит и слышит очень хорошо, мно- гие видят и слышат только наполовину или же совершенно ничего не видят и не слышат. Но как бы плохо они ни поместились, как бы дорого ни стоило их место, они бывают удовлетворены и не жалеют ни своего времени, ни денег (23, 286). В таких случаях сама толпа, собственно, служит зрелищем для себя самой. Толпа привлекает и порождает толпу. Толпы манифестанские (заявляющие) —- проявляют свое убеждение, радость или печаль, любовь или ненависть с преувеличением. Можно отметить их двоякий характер: замечательно выразительный символизм в соединении с крайней бедностью воображения при изобретении этих символов. Но если в такой толпе мало идей, то люди держатся за них крепко и без устали кричат одно и то же (23, 284). Толпы действующие (любящие и ненавидящие) — употребляют свои силы на создание (энтузиазм) или разрушение (ненависть). Но и в том, и в другом случае имеет место сила взаимного ослепления, общей галлюцинации, на которую способны люди, собравшиеся вместе. При этом нужно отметить разновидность действующей толпы — праздничную радостную, любящую себя самое, опьяненную единственно удовольствием собираться для того, чтобы собираться: народные празднества, периодические увеселения города (деревни) и т. п., которые сопровождаются весельем, сглаживанием разногласий, успокоительным влиянием на граждан, патриотическим энтузиазмом (23, 288). По Тарду, в действиях толпы всегда царит (явное или скрытое) различие между вожаками и ведомыми. Последние слушают и подчиняются внушению первых (руководящей воле, мысли и т. п.), которое подчас ведется медленно и исподволь (23, 373—374; 399). Благодаря природному обаянию, сильные и энергичные люди управляют массами, овладевают народным духом: их мнение имеет в себе столько силы, что обращает на себя внимание толпы гораздо большее, чем какое-нибудь другое мнение. В этом выражается бессознательное подчинение посредственностей людям с высшим развитием. Как справедливо восклицание поэта: «О как глупа толпа, мнит, что она вершит людские судьбы. А ведь она сама ведется хитрецами». В качестве примера заразительной власти авторитета (вдали или вблизи) некоторых людей, являющихся образцами, Тард приводит отношения между Руссо (внушающий) и завладевшим им Робеспьером (подвергнувшийся внушению), когда последний читал и перечитывал первого: между Марксом, «этим вещуном», и тысячами социалистов и анархистов, которые разобрали каждую его букву (23, 400). Таким образом, действия толпы, по Тарду, легковерны и бездумны, однообразны и повторяются в течение веков — это сооружение баррикад, разграбление дворцов, убийства, погромы, пожары. Когда вожаки перестают держать толпу, она перестает слышать их голос и распадается. Толпа до некоторой степени представляет собой явление из царства животных и характерна для отсталых обществ: она есть «социальная группа прошлого». XX век уже не будет «эрой толпы»1. «Наш век — это эра публики или пуб-лик...» (23, 266). 1 В этом пункте Тард полемизирует с Лебоном, считавшим, что наш век — это «эра толпы». Публика. Тард рассматривает публику как социальное образование, характерное для достаточно развитых обществ. Она формируется под воздействием изобретения книгопечатания и функционирования средств массовой информации. Публика есть чисто духовная совокупность, группа индивидуумов, физически разделенных, и соединенных чисто умственной связью (23, 259). «Эта связь состоит в одновременности их убеждения или увлечения, в сознании, проникающем каждого, что эта идея или это желание разделяется в данный момент огромным количеством других людей. Достаточно человеку знать это, даже не видя этих других людей, и на него влияет вся их совокупная масса, а не только один журналист, общий вдохновитель, сам невидимый и неведомый и тем более неотразимый» (23, 260). При этом читатель не осознает, что подвергается влиянию газеты, которую он обыкновенно читает. Журналист же скорее осознает свою угодливость по отношению к публике, никогда не забывая се природы и вкусов. Основой для объединения «рассеянных» в пространстве индивидов является интеллектуализм (общее самосознание). Благодаря последнему читающая аудитория духовно «заражается» без соприкосновения друг с другом огромным распространением, в частности газет. Расширение и соединение взаимно поддерживающих друг друга изобретений — книгопечатания, железных дорог и телеграфа — придало «страшное могущество прессе». Последняя, как агент интеграции, контроля и просвещения, создает из публики, читающей одну и ту же газету, однородную группу. В результате публика стала бесконечно растяжима. Как отмечает Тард, публика некоторых больших газет («Фигаро», «Тайме») и некоторых журналов рассеяна по всему свету. Всякая публика имеет своего вдохновителя, и иногда создателя: выразителя общего состояния умов, формирующего как бы коллективную силу {антисемитическое — дело Дрейфуса, социалистическое — Маркс, анархическое — Кропоткин направление умов). При этом на публике гораздо ярче отражается индивидуальный оттенок ее создателя, нежели дух национальности (обратное справедливо относительно толпы). Поэтому виды публики — религиозный, научный, экономический, эстетический — постоянно по существу своему интернациональны. Толпы же только изредка бывают интернациональны, под видом конгрессов. Да и конгрессы могли стать интернациональными только потому, что на этом пути им предшествовала соответствующая публика (23, 275). Таким образом, публика и толпа являются двумя крайними полюсами социальной эволюции, имеющими чисто психологический характер. Историческая задача заключается в постепенной «замене толпы» публикой, в которой главный выигрыш — распространение интеллектуализации и терпимости в обществе: мир идет по пути интеллектуализации (23, 281). Вместе с тем, Тард отмечает, что толпа и публика имеют и определенное сходство, связь их индивидов заключается в том, чтобы взаимно отражаться друг в друге, вступить в общение идей и страстей, слиться своими сходными чертами в могущественный унисон (в публике с большей силой, чем в толпе). Поэтому при определенных условиях возможно падение публики до толпы: в этом смысле публика могла бы быть определена как толпа в возможности (23, 266). В силу этого, Тард классифицирует публику на основании тех же критериев, что и толпу: ожидающая, внимающая, манифестанская, действующая. Он также отмечает факт существования «публики преступной», как и преступной толпы (23, 290). Тард сформулировал правило: «за преступной толпой скрывается еше более преступная публика, а во главе этой последней — еще более преступные публицисты» (23, 296-297). Вдохновители публики знают ее психологию и, злоупотребляя доверием, делают публику преступной. «Открыть или изобрести новый значительный предмет ненависти для публики — это одно из наиболее верных средств стать в ряды царей журнализма. Ни в какой стране, ни в какие времена защита не имела такого успеха, как поношение» (297). Однако Тард четко отличает публику от толпы: каково бы ни было ее происхождение, пропорционально идейная и верующая публика сильно преобладает над публикой страстной и действующей. В силу того, что действие публики более разумно и более осмысленно, то оно бывает и более плодородно, нежели действие толпы (23, 283). Публика — это толпа гораздо менее слепая и гораздо более долговечная, и ярость ее, более осмысленная, накапливается и поддерживается в продолжении целых месяцев и лет (23, 290). В целом, разновидности публики как новые группировки, заменяют собой старые группировки — разновидности толпы. Заключая анализ проблематики «толпа и публика», Тард делает вывод: «...было бы глубокой ошибкой приписывать коллактивностям, даже в их наиболее духовной форме, честь человеческого прогресса. Всякая плодотворная инициатива в конце концов исходит из индивидуальной мысли, независимой и сильной; и для того, чтобы мыслить, нужно изолировать себя не только от толпы, как говорит Ламартин, но и от публики» (23, 298).
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 5333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |