КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Немецкая школа социологии
Конечно, вполне возможно сомнение в том, удастся ли когда-либо найти «законы исторических событий» в смысле законов естествознания. В. Вундт Немецкая школа социологии внесла серьезный вклад в становление социологического психологизма и развитие «понимающей социологии». Представителями данного направления являются Георг Зиммель (1858—1918), Фернанд Теннис (1855-1936), Вернер Зомбарт (1863-1941), Макс Вебер (1864-1920) и другие'. Их творчество приходится на переходный период в Германии от традиционного к индустриальному — промышленному капиталистическому обществу. Время радикальных перемен обусловило противоречивый характер формирования социального познания в рамках национальной культуры. С одной стороны, как противоборство с метафизикой, базирующейся на монизме, диалектике и детерминизме, ведется полемика с гегеле веко-марксистской философской системой. С другой — полемика со школами «одного фактора», абсолютизирующими влияние того или иного фактора на общественное развитие. Развитие социологического психологизма в Германии исходит из установки, что единственная точка зрения, с которой можно рассматривать все социальные явления, связанные с совместной жизнью людей, — психологическая. Отсюда вытекает предпосылка приоритетного влияния комплекса психологических (психических) факторов на человеческое бытие в дезинтегрированные (переходные) периоды общественного развития. Духовная атмосфера конкретного исторического периода — вот ключ к «пониманию» и трактовке соответствующих ему экономических, политических, социальных и других процессов. Данный подход формируется па основе историка -феноменологической концепции анализа социальных явлений, поставившей под сомнение возможности позитивистского (естественнонаучного) «объясняющего» подхода к обществу. Во-вторых, парадигма социологического психологизма формируется как плюралистическое и эклектическое направление, успешно опирающееся на различные конкурирующие и альтернативные основания: индивидуал ь-ные, групповые и социетальные психологические факторы в соответствии с целями и задачами исследования. Традиции немецкой науки о «национальном духе», «психологии народов» обусловили интерес к проблематике содержания «национального духа» и меньше всего — к вопросам «масс» и «массового поведения». ____________ 1 В немецкоязычной Австрии формирование идеи социологического психологизма связано с именами Людвига Гумпловича (IS38) и Густава Ратценховера (1842—1904), натуралистически акцентирующих проблематику социопсихологического группового взаимодействия (социальный конфликт, борьба за существование, господство, насилие, подчинение, сотрудничество и др.). Находясь под влиянием идеи Спенсера и Дарвина, они примкнули к направлению социального дарвинизма. Определяющее влияние на немецкую школу социологии оказали идеи философии истории и понимающей психологии В. Дильтея, непосредственно подготовившие формирование социологического психологизма и появление понимающей социологии в Германии.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 465; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |