КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формальная социология Г. Зиммеля
Социология изучает микроскопически-молекулярные процессы внутри человеческого материала...— психологию людей, их качества, представления, стремления1. Г. Зиммель Г. Зиммель был одним из пионеров немецкой и основоположником формальной социологии. В своих построениях он исходил из установок социологического номинализма: общество — это простое название и реально оно существует лишь там, где в сумме индивиды вступают во взаимодействие, которое «из индивидуальных носителей взаимно возбужденных эмоций и целей создает единство, именуемое «обществом» (8, 315). С точки зрения Зиммеля, социальная группа есть одна из форм социального взаимодействия, и различие между ней и обществом заключается лишь в степени взаимодействия. Поэтому социальная группа предстваляст собой общество в миниатюре, а специфическое свойство социального взаимодействия заключается в определении его как взаимодействия психологического. В своей концепции социологии Зиммель построил «теоретический мост» между личностью и обществом. Он отбросил господствующие до него индивидуалистическую (атомистическую) и социетальную теории общества, выдвинув новую концепцию социального взаимодействия. Последнее выступает у него отправным понятием в социологической теории и трактуется как социально-психологическое взаимодействие. Обобщения социологического и психологического характера создают ту основу, на которой складывается общение и понимание (8, 63). Выступая сторонником «психологической школы», Зиммель дает психологические характеристики социологическим явлениям и отношениям. В силу этого у него «социология» есть лишь другое название «социальной психологии». Тем самым в немецкой социологии он инициировал проблему границ не только между социологией и социальной философией, но и между социологией и социальной психологией. Зиммель занимает противоречивую позицию в этом вопросе. С одной стороны, он рассматривает внешние события лишь как мосты между волевыми актами и чувственными рефлексами и считает, что именно психические факторы играют решающую роль в социальном развитии. С другой — рассмотрение последних не обязательно должно быть психологией. Психические явления протекают в душе «психологического индивида», но у группы никакой души нет. Поэтому выводить всю социальность из психических процессов, как и сводить последние к социальной обусловленности, нельзя: 1 Термин «микросоциология», в отличие от «макросоциологии», означающий, что единицей анализа является малая группа, был введен французским социологом Г. Гурвичем. социальное и психическое равноправны и взаимодополняемы. Таким образом, Зиммель пытается размежеваться с психологизмом. Однако сам он рассматривает общественные (исторические) события как психические явления, которые составляют содержание душевной жизни («духовное содержание»), — религия, нравы, культура и т. д. Душевная жизнь «психологических индивидов» протекает под воздействием общества, а формы обобществления являются содержанием душевной жизни. Основным методом познания психологического в данном социальном взаимодействии различных групп, по Зиммелю, является «интеллектуальная интуиция» — непосредственное понимание данного социологической науке. Тем самым, позиция Зиммеля полностью вписывается в рамки психологизма. Зиммель вошел в историю социологии как основатель формальной школы, так как ограничивал изучение общества рассмотрением форм социального взаимодействия, полностью абтрагируясь от их конкретного содержания. Поэтому задачу социологии он понимал как описание и определение историке-психологического происхождения тех форм, в которых осуществляется взаимодействие между людьми. Изучение же содержания социального взаимодействия, по его мнению, должно быть предметом специальных общественных наук. При этом в понимании структуры социологии Зиммель применил следующую схему. Общая социология исследует «ритм» («закон») общественного развития и устанавливает судьбы обществ, то есть она пересекается с историей и близка к философии истории1. В этом плане социология относится к «историческим наукам» (наукам о духе), но не тождественна исторической науке. Философская социология выступает теорией социального познания: она разрабатывает теоретико-познавательные и социофилософские ориентиры для «чистой социологии». Формальная социология рассматривает общество как сумму форм взаимодействия, посредством которых из индивидов получается общество: сумма индивидов, объединенных взаимными связями, основанными на общности интересов («оформленный общественно-человеческий материал»). Задача формальной психологии заключается в том, чтобы описать формы человеческого общежития и установить правила, лежащие в основа- 1 Среди социологических работ Зиммеля основными являются: Социальная дифференциация. 1890; Проблема социологии. Исследование о формах обобществления. (Большая социология). 1894; Социология. 1908; Основные вопросы социологии. (Малая социология). 1917. В последней работе он ввел рассмотренную схему. нии взаимоотношений индивидов, поскольку они являются членами группы, и групп между собой (8, 304). Кроме того, Зиммель одним из первых вышел на вычленение отдельных социальных форм для социологического исследования, что обозначило тенденцию разработки проблематики «социологии среднего уровня» как самодостаточных целей в фрагментарном анализе самой социальности1. В частности, к ним относится «социология религии» (7) и, в определенной мере, «социология конфликта». Необходимо отметить, что Зиммель не выработал систематического метода в социологии и подчас сближал ее с художественным творчеством. Методологические установки «философии жизни» Зиммель разрабатывал, опираясь на девиз Спинозы: надо «не смеяться, не плакать, а понимать». В академических кругах, враждебно настроенных по отношению к позитивизму и социологии, Зиммель, еврей по происхождению, воспринимался как чужак-интеллектуал, который подходит к исследованию социальной жизни с позиций модерна и излагает свои работы в эссеистско-эстетствую-щем стиле. Концепция социологии включена у него в широкую рамку «философии жизни», сближая социологию и философию и прокладывая путь «понимающей социологии». 3,1,1. Теоретический фундамент социологии Постигаемый мир является продуктом познающего духа, ибо в нем мы познаем лишь то, что вложено самим духом. Г. Зиммель Принадлежа к сторонникам «философии жизни», Зиммель выступает против позитивизма, материалистической и идеалистической (спиритуалистической) метафизики, опираясь на исходное понятие «жизнь» («жизненность»): только «живой опыт» (жизнь и опыт) содержит связи, в которых раскрывается все познание и все мышление. Жизненная стихия есть проявление бесконечной творческой силы, создающей различные формы своего воплощения. Последние становятся устойчивыми (объективированными) образованиями в бесконечном ритме жизни. Форма — это граница, организация тела, определенная внутренним единством. При этом органическая форма неорганического тела определена ему извне физико-химическими влияниями. Органическое же тело создает свою форму изнутри; формообразующая сила принадлежит самой жизни (8, 77). Пока жизнь существует, ей нужна форма. Однако, «жизненное стремление» постоянно вступает в противоречие со всеми застывшими (стабильными) формами, создавая имманентное состояние конфликта современной культуры (7, 483). Жизнь как непрестанный поток противостоит той жизни, которая уже сформировалась в конкретных образованиях: «она на- ! Данный подход получил развитие у американского социолога Р. Мертона, и на рубеже 60-70-х годов XX века «теории среднего ранга» стали формой развития социологии. ходит себе прибежище только в формах и в формы не вмещается, а потому разбивает всякую ею самой воздвигнутую форму» (8, 22). В этом смысле жизнь является «более жизнью» по сравнению со всем тем, что помещается ею в высеченной и взращенной ею самой форме. По отношению к содержанию, которое обрело жизненную форму там, где имеет место творческий процесс, — духовная жизнь также жизнь более любого ей присущего содержания. В этом смысле она выступает как «более — чем — жизнь». Таковы, по Зиммелю, два измерения трапсценденции (выхода за свои пределы) жизни. При таком рассмотрении действительность есть лишь форма, в которую заключено содержание. В данном дуализме форма противостоит содержанию (материалу) и формирует его с точки зрения выполняемых ею функций. Диалектика их взаимодействия такова: а) форма отражает несколько содержаний одновременно, образуя их единство; б) при обретении формы эти содержания отделяются от других содержаний; в) формы структурируют содержания, которые они отражают во взаимодействии друг с другом. Процесс развития закладывает в форму и содержание —- силы разрушения, которые выводят эти образования за их рамки. Тем самым они открывают возможность для создания новых форм и обновления всей культуры как результата духовной и практической работы. В этом смысле философия жизни есть у Зиммеля одновременно и философия культуры: духовная жизнь образует культуру путем саморефлсксии, поэтому культура — это путь души к себе самой. Динамика (поток) жизни «сносит» устаревшие культурные формы и заменяет их новыми бесчисленное число раз, образуя бесконечное чередование культурных форм. Это вечное становление создает трагическую ситуацию в самом моменте бытия культуры: трагическое противоречие между объективной значимостью и самоутверждением жизненных форм текущей вперед жизни — вытеснением старых форм новыми (7, 495). «Жизнь во всех ее областях бунтует против самой необходимости быть втиснутой в какие-либо жесткие, устойчивые формы» (7, 497). При этом происходит замена старой проблемы новой, одного конфликта другим (7, 514). В этой непрерывности заключается «хронический» конфликт культуры и жизни1 (7, 483). В изучении истории (в отличие от природы) неизбежно незнание всего комплекса социальной действительности. Отсюда вытекает потребность исследовать форму, способную охватить известное и неизвестное. Через нее материал превращается в эмпирические тела. Содержание разных форм (или тотальных явлений) есть предмет изучения других социальных наук. Для исторической теории познания остается проблема: как жизнь принимает духовную форму исторического? 1 По Зиммелю, противоречивость культуры и жизни порождает конфликты, создающие исторический фон последней. Такие его типы, как спор, конкуренция, состязание и т. п., имеют позитивное значение: они выступают как необходимость, внутри которой общение (борьба) протекает по обоюдно признанным нормам и правилам. Задача здесь заключается в том, чтобы знать и сохранять противоположности (а не разрешать), а также уметь обращаться с ними. Отделимая от содержания идеальная форма есть «чистая форма» — эмансипированная от жизни (8, 67). Но это не «форма форм». В «чистой форме» лишь исчезают все различия конкретных форм, поэтому она стоит по ту сторону изменения и многообразия. Деятельность историка (гуманитария) лежит по ту сторону природной каузальности и предстает как «трансцендентальное формотворчество», в котором отсутствует онтологическое содержание. Трансцендентальное познание есть сугубо гносеологическое и в нем предметы должны сообразовываться с нашим познанием. Источником творчества является индивид с присушим ему априорно заданным видением. В соответствии с формами последнего складывается многообразие культуры (философия, религия, искусство, наука и др., обладающие собственной внутренней организацией и уникальной «логикой»).
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 2190; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |