КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психология толпы
Главной характерной чертой нашей эпохи служит именно замена сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы. Г. Лебон Г. Лебон рассматривает историю как процесс смены культурного доминирования рас (наций), в котором «толпа» является движущей силой данной смены (революций). Под толпой он понимает группу людей (собрание индивидов), охваченных общими избыточными инстинктами и чувствами, настроениями и стремлениями, которые обусловливают доминирование в коллективной душе (берут верх) «бессознательные качества»1 (17, 135). Последние и производят замену «сознательной деятельности индивидумов бессознательной деятельностью толпы» (17, 122). В толпе индивиды превращаются в некий безвольный автомат (деиндивидуализация, депсрсонолизация) с подавленными рациональными началами. Нахождение в ней ведет к образованию «коллективной души», которая превращает индивиды в иррациональные существа, стремящиеся к немедленной некритической реализации внушенных им идей. В этом плане толпа подвержена быстрым сменам реакций от разрушения до самопожертвования. Хотя толпа в интеллектуальном отношении всегда стоит ниже отдельного индивида, но с точки зрения чувств и поступков она может быть хуже или лучше его, смотря по обстоятельствам. Лебон подчеркивает, что все зависит от того, какому внушению повинуется толпа. «Именно это обстоятельство совершенно упускали из виду все писатели, изучающие толпу лишь с точки зрения ее преступности. Толпа часто бывает преступна — это правда, но часто также бывает героична. Она пойдет на смерть ради торжества какого-нибудь верования или идеи; в толпе 1 Идеи Лебона о бессознательном начале (базовой инстинктивной природе) толпы, под давлением которого разрывается тонкий слой цивилизованного поведения, вдохновили 3. Фрейда применить концепцию «либидо» для объяснения массового поведения (войско, церковь) и к использованию психоаналитического подхода для преодоления границы между индивидуальной и социальной психологией. См. об этом1 Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я» // Преступная толпа. — М.:!998. можно пробудить энтузиазм и заставить ее, ради славы и чести, идти без хлеба и оружия, как во времена крестовых походов, освобождать Гроб Господень из рук неверных, или же, как в 1793 году, защищать родную землю. Это героизм, несколько бессознательный, конечно, по именно при его помощи и делается история. Если бы на счет народам ставились только одни великие дела, хладнокровно обдуманные, то в мирных списках их значилось бы весьма немного» (17, 138). По концепции Лебона в конце XIX века начался новый этап европейской цивилизации, в котором центральное место занимает толпа — наступает «эра толпы» как начало се упадка. Если раньше главными факторами событий были политика государств и соперничество государей, а мнение масс не принималось во внимание, то в настоящее время, наоборот, голос толпы становится преобладающим, а личные свойства государей уже не берутся в расчет: «в душе толпы подготавливаются теперь судьбы нации» (17, 124), Лебон отмечает, что два фактора привели к кризису современного общества: а) разрушение верований (религиозных, политических, социальных) и б) открытия в области науки и промышленности, положившие начало новым условиям существования людей. Это вызвало к жизни новую социальную силу, становящуюся повелительницей современной эпохи — могущество масс (эра масс). Однако история указывает нам, отмечает Лсбон, что сила толпы па-правлена лищь к. разрушению: цивилизации создавались и «оберегались маленькой горстью интеллектуальной аристократии, никогда — толпой» (17, 128). Владычество толпы всегда указывает на фазу варварства. Мы не можем знать, что будет с нашей цивилизацией, но мы должны покориться и пережить царство толпы1. Классификация толп Лебон является одним из пионеров постановки проблематики массови-зации социальных процессов, возникшей на основе индустриал ьно-урба- 1 Приход царства толпы Лебон связывает также с социализмом (Психология со-ииолизма. — СПб.: 1995), выступая его ярым противником, так как считал идею эгалитарного равенства людей причиной психологических конфликтов и социальных несчастий. Он толковал (вслед за Спенсером) социализм как угрозу цивилизации и предсказал катастрофические последствия распространения социалистических идей, которые, по его мнению, находят убежденных защитников в маргинальных и люмпенских, совершенно неграмотных слоях, лишенных критического духа. Поэтому, социализм является обществом, состоящим из толпы неприспособленных к жизни людей — дегенератов. Его приход приведет к низшим, уже пройденным ступеням цивилизации. Однако, по Лебону, «государственный социализм» будет неизбежно установлен как «национальный рай» (скорее всего, в Италии) и выльется в «коллективную таргедию». Этот социалистический эксперимент целесообразен в качестве примера, который отрезвит народы. Приход социализма породит эпоху разрушений, цезаризма и всесилия государственности, а затем, вслед за массовым истреблением людей, сурового деспотизма. Он стал свидетелем правоты своих прогнозов, построенные тоталитарные государства (Италия, Германия, СССР и др.) в определенной мере подтвердили его положения о поведении толпы, вождизме ужасными последствиями национал-социалистических и коммунистических режимов. нистической организации промышленного капиталистического общества и ставшей популярной в мировой социологии благодаря его работам. Он понимает се как проявление психологического закона «духовного единства толпы»: нахождение индивида в собрании большого количества людей придает ему ощущение слитности с другими («коллективная душа»), которое инициирует неосознанные моменты душевной жизни1. В результате сознательная личность исчезает в толпе и предастся инстинктам, которые в нормальном состоянии находятся под контролем. При этом бессознательная деятельность входящих в собрание индивидов образует новые психологические черты, задающие массовым чувствам одно направление, независимо от индивидуальных свойств и рода занятий. Применительно к проблематике массовизации Лебон разрабатывает вопросы мсжгрупповых и внутригрупповых взаимодействий и явлений: мсжгрупповой агрессии («толпы неорганизованной»), стихийности поведения индивидов в толпе, эффектов группового принятия рашений, роли «вожаков* толпы и др. Но, как он заявляет, теория толпы разрабатывается им не для того, чтобы ею управлять, а чтобы не давать ей много воли над собой (17, 129). Классификацию толп Лебоп проводит на основе общих черт и частных особенностей собраний различных категорий, когда под влиянием соответствующих возбудителей они превращаются в толпу. Ее исходной точкой служит простое скопище: а) варвары, почитающие волю одного вождя и б) расы. Из него, на основе общих черт, формируется организованная (одухотворенная) толпа, включающая в себя разнородный и однородный типы. Лебон подчеркивает, что самым могущественным фактором, определяющим поступки людей и выражающимся в свойствах толпы, является раса. Душа расы вполне подчиняет себе душу толпы и имеет могущественную силу, ограничивающую се колебания. Поэтому толпы, состоящие из индивидов разных рас (русские, французы, англичане и т. п.), имеют свои _____________ 1' Лебон различает «душу расы» и «душу толпы»: первая обусловлена наследственностью, а вторая — собранием разнородных людей, которые образуют отличные от характера рас психологические черты. «В неи может происходить накопление только глупостей, а не ума» (17, 135). различия, создаваемые наследственной организацией в мыслях и чувствах людей. В частности, подчеркивает он, латинская толпа, стоящая за равенство, как бы она ни была революционна или консервативна, непременно обратится к вмешательству государства (склонность к централизации и цезаризму) для реализации своих требований. Английская же или американская толпа, стоящая за свободу, не признает государства и всегда будет обращаться к частной инициативе. Отсюда Лсбон выводит закон: низшие свойства толпы выражаются тем слабее, чем сильнее в ней развита душа расы (17, 221). Господство толпы означает варварство или же возвращение к варварству. Только путем приобретения прочно организованной души раса может мало-помалу избавиться от неразумной власти над ней толпы и выйти из состояния варварства. 1, Организованная толпа. Под организованной (одухотворенной) толпой Лебон понимает собрание индивидов, в котором их чувства и идеи принимают одно и то же направление, образующее коллективную душу, временно организующее их в единое существо, где разнородное утопает в однородном и берут верх бессознательные качества (психологический закон духовного единства толпы) (17, 132). Самые несходные между собой по своему уму люди могут обладать одинаковыми страстями, инстинктами и чувствами, уподобляющими ич друг другу на уровне самых обыкновенных индивидов. «Между великим математиком и его сапожником может существовать целая пропасть с точки зрения интеллектуальной жизни, но с точки зрения характера между ними часто не замечается никакой разницы или же очень небольшая» (17, 135). Эти общие качества характера, управляемые бессознательным и существующие в почти одинаковой степени у большинства нормальных индивидов расы, соединяются в толпе. В коллективной душе интеллектуальные способности индивидов и, следовательно, их индивидуальность исчезают. Такое именно соединение заурядных качеств в толпе и объясняет, почему она никогда не может выполнить действия, требующие возвышенного ума. Однако Лебон подчеркивает, что в толпе не просто соединяются зау7, рядные качества (средняя величина) отдельных индивидов, а происходит образование новых черт — общих и специфических. Это и позволяет подвергнуть организованную толпу определений классификации. В организованной толпе наблюдаются следующие обилие черты: 1). Исчезновение чувства ответственности, сдерживающего всегда отдельных индивидов: индивид в толпе приобретает, благодаря только численности (анонимности), сознание неодолимой силы, которое дозволяет ему поддаться инстинктам, обуздываемым, когда он бывает один. 2). В толпе действует заразительность (зараза),как род гипнотических явлений, которая способствует образованию коллективных свойств, противоречащих человеческой природе: принесение индивидуальных интересов в жертву интересу коллективному. 3). В толпе проявляется восприимчивость к внушению, которая приводит личность к состоянию потери сознательности (рассудка и воли) и подчинения внушающему лицу. Данная черта делает, по Лебону, процесс при- нятия группового решения одинаковым в разного рода толпах: «Суждения, высказанные относительно общих вопросов собранием каменщиков и бакалейщиков, мало отличается от суждений ученых и артистов, когда они соберутся вместе для совещания по этим вопросам» (17, 226). И далее: «...статистика указала, что каков бы ни был состав присяжных, решения их бывают тождественны» (17. 227). Таким образом, в организованной толпе человек спускается на несколько ступенек ниже по лестнице цивилизации: в толпе — это варвар, то есть существо инстинктивное. «Итак, исчезновение сознательной личности, преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением идеи, — вот главные черты, характеризующие индивида в толпе. Он уже перестает быть самим собой и становится автоматом, у которого своей воли не существует» (17, 137). Специфические черты, наблюдающиеся в организованной толпе, следующие (как то у женщин, дикарей, и детей) (17, 139): 1) импульсивность, изменчивость и раздражительность; 2) податливость внушениям и легковерие; 3) преувеличение и односторонность чувств; 4) нетерпимость, авторитарность и консерватизм; 5) способность к проявлению нравственности: самопожертвованию, Последняя черта свидетельствует о том, что хотя толпа и стоит в интеллектуальном плане ниже изолированного индивида, но, с точки зрения чувств и вызываемых ими поступков, она может быть лучше или хуже него (в зависимости от того, какому внушению повинуется толпа). «Не будем слишком сетовать о том, что толпа, главным образом, управляется бессознательными инстинктами и совсем не рассуждает. Если бы она рассуждала иногда и справлялась бы со всеми непосредственными интересами, то, быть может, никакая цивилизация не развивалась бы на поверхности нашей планеты, и человечество не имело бы истории» (17, 154). Лебон подвергает анализу механизмы различных факторов, действующих в организованной толпе в рамках закона ее духовного единства. 1. Идеи толпы. Лебон раскрывает механизм того, как из изменения ос 2. Рассуждения толпы. Лебон отмечает способность толпы к рассужде как и в идеях эскимоса, знающего по опыту, что лед прозрачен и тает во рту, и выводящего отсюда заключение,что и стекло, как прозрачное тело, должно также таять во рту;...или в идеях рабочего, подвергающегося эксплуатации со стороны своего хозяина и выводящего отсюда заключение, что все хозяева должны быть эксплуататорами» (17, 159). Неспособность толпы правильно рассуждать мешает ей критически относиться к тому, что она слушает, и отличать истину от заблуждений. Большинство людей не в состоянии составить частное мнение, основывающееся на собственных рассуждениях. Это свойство используют те, кто стремится управлять толпой, то есть умело вызывают образы, увлекающие ее. Поэтому речи, которые произносились и имели огромное влияние на толпу, плохи в чтении, но хороши воздействием на умы в данную минуту. 3. Воображение толпы. Лебон рассматривает способность толпы к вооб Толпа, способная мыслить образами, восприимчива только к образам. Последние могут увлечь ее или продлить в ней ужас и сделаться двигателями ее поступков. Лебон отмечает, что хлеб и зрелища некогда составляли для римской черни идеал счастья, и она больше ничего не требовала. Века прошли, но этот идеал мало изменился: ничто так не действует на воображение толпы как театральные представления, которые воздействуют на эмоции толпы и вызывают сильные впечатления. Нереальное действует на нее почти так же, как и реальное, и она имеет явную склонность не отличать их друг от друга. «Могущество победителей и сила государств именного и основываюся на народном воображении. Все великие исторические события — буддизм, христианство, исламизм, реформа и революция и угрожающее в наши дни нашествие социализма — являются непосредственным или отдаленным последствием сильных впечатлений, произведенных на воображение толпы. Таким образом, все государственные люди всех ве-1 ков и стран, включая сюда и абсолютных деспотов, всегда смотрели на народное воображение как на основу своего могущества и никогда не решались действовать наперекор ему» (17, 161). При этом надо учитывать, что не факты сами по себе поражают народное воображение, а то, каким образом они распределяются и представляются толпе. Чтобы овладеть умом толпы, надо чтобы эти факты представляли некий поразительный образ. 4. Религиозное чувство. Лебон особо выделяет религиозное чувство и ха-- распространять их — вот главные черты этого чувства»1 (17, 163), Подобную религиозную сущность приобретают и идол, и герой, и политическая идея, как только чувство к ним обнаруживает вышеуказанные свойства. Нетерпимость и фанатизм составляют необходимую принадлежность каждого религиозного чувства и неизбежны у тех, кто думает, что обладает секретом земного или вечного блаженства. Эти черты встречаются в каждой группе людей, восстающих во имя какого-нибудь убеждения, «Якобинцы времен террора были так же глубоко религиозны, как и католики времен инквизиции, и их свирепая пылкость вытекала из одного и того же источника» (17, 163). Поэтому наиболее важные исторические события только тогда становятся понятными, когда мы вполне уясним себе ту религиозную форму, в которую всегда, в конце концов, облекаются все убеждения толпы. Лебон констатирует: «Однако все насилия, революции, убийства, потребность в прапаганде, объявление войны всем королям, легко объясняются, если смотреть на них просто как на возникновение нового религиозного верования в душе толпы»2 (17, 165). Среди подготовительных факторов верований и мнений толпы Лебон выделяет следующие3 (17, 167): а) раса, выражающая влияние предков; б) традиции, выражающие синтез души расы; в) время, подготавливающее упрочение (разрушение) верований; г) политические и социальные учреждения как продукт идей, чувств и д) образование и воспитание. Рассматривая роль образования и воспитания, формирующих элементы сознательного, Лебон исходит из установки, что они могут дать лишь практические результаты в смысле развития профессиональных способностей и подготовки к занятию общественных должностей. Но в этом как раз и заключается серьезная опасность: существующая система образования (особенно латинская) не подготавливает людей для жизни. «Рассудок, опыт, инициатива и характер — вот условия успеха в жизни; книги же этого не дают» (17, 178). Книги — это словари, очень полезные для наведения справок, но совершенно бесполезно хранить в своей голове целые длинные / ' При этом Лебон отмечает преобладающую роль религиозных верований (идеи) в жизни народов и их истории" из религиозных верований непосредственно вытекало большинство исторических событий (17,!03). В современный исторический период небеса на время останутся пустыми («Бог умер!» Ницше). В силу одного этого должен измениться мир. 2 Лебон замечает, что если бы было возможно заставить толпу усвоить атеизм, то Ьн выразился бы в таком же пылкой нетерпимости, как и всякое религиозное Чувство, и в своих внешних формах скоро превратился бы в настоящий культ. «Методы инквизишш — это методы всех искренне убежденных людей, и эти люди не были бы таковыми, если бы употребляли другие методы» (17, 165). - J Наряду с данными отдаленными факторами Лебон выделяет и непосредственные: образы, слова и формулы, иллюзии, опыт, рассудок и др., которые действуют на подготовленную отдаленными факторами почву и облекают в известную форму идею, развивая ее со всеми последствиями. отрывки из них. Подобное учение лишь ведет к потере учениками, запертыми в школе, времени и труда в самые плодотворные годы жизни1. Лебон исходит из установки, что современная ему воспитательная система, проникнутая демократическими идеями, находится в полном разногласии с данными психологии и опыта. Она представляет серьезную опасность, так как «внушает тому, кто ее получил, отвращение к условиям своего общественного положения, так что крестьянин уже не желает более оставаться крестьянином, и самый последний из буржуа не видит для своего сына другой карьеры, кроме той, которую представяют должности, оплачиваемые государством..., где можно доотич-Ь| успеха не проявляя ни малейшей инициативы и не действуя самостоятельно» (17, 176). Современная Лебопу воспитательная система, по его мнению, лишь превращает своих учеников во врагов общества2 и подготавливает последователей самых худших видов социализма. «Внизу лестницы такая воспитательная система создает целые армии недовольных своей судьбой пролетариев, готовых к возмущению, вверху —- легкомысленную буржуазию, скептическую и легковерную, питающую суеверное доверие к провиденциальной силе государства, против которого, однако, она постоянно фрондирует, и всегда обвиняет правительство в своих собственных ошибках, хотя в то же время сама решительно неспособна принять что бы то ни было без вмешательства власти» (17, 177). Государство, подчеркивает Лебон, производящее всех этих дипломированных господ, может использовать из них лишь очень небольшое число, оставляя прочих без дела. Число избранных ограничено, а число недовольных, готовых принять участие во всякого рода возмущениях, возрастает. Найти же среди них работника для практических дел очень трудно. «В од- 1 В этом плане представляет интерес дискуссия об образовании и воспитании С другой стороны, концепция бихевиористского технократического (технологического) направления (Е. Моррис, В. Петтерн, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, Дж. Хо-манс и др.) является фундаментом «технологии поведения» («теории обмена»). В ней человек рассматривается как существо обучаемое: все нормы его поведения вырабатываются в процессе обучения (*человекостроительства») с использованиг ем обучающих, убеждающих и принуждающих (подкрепляющих) технологий. При этом активность, как адаптация личности к социальным функциям, направлена на подкрепление социальной среды, ее трансформации и принятие групповых норм, чтобы «выжить» в современном обществе. 2 С помощью статистических данных Лебон подтверждает свой тезис: с обобщснны\Е ном только департаменте Сены насчитывается 20 000 учителей и учительниц без всяких занятий, которые презирая ремесла и полевые работы, обращаются к государству за средствами к жизни» (17, 177) II. Однородная толпа. Лебон не проводит подробного анализа однород Секта представляет первую степень организации однородной толпы. В ее состав входят индивиды различной профессии и воспитания, различной среды, причем единственной связью между ними служат верования. Таковы, например, различные религиозные, а также политические секты. Каста представляет уже самую высшую ступень организации, доступную толпе. В ее состав входят лишь индивиды одной и той же среды и получившие одно и то же воспитание. Таковы будут касты военная и духовная. Класс образуется индивидами различного происхождения, собравшихся в силу известных интересов, привычек, образовавшихся под влиянием од-нинакового образа жизни и воспитания. Таковы, например, буржуазный класс, земледельческий и т. д. III. Разнородная толпа. Лебон разделяет разнородную толпу, состоящую Анонимная (уличная) толпа, которая образуется после известного состояния возбуждения и превращается в простой бессознательный автомат, с полным отсутствием чувства ответственности и повинующийся внушению. К ней он относит «преступную толпу», образовавшуюся под влиянием очень могущественного внушения и принявшую участие в свершении преступления (17, 222). Однако особенностью здесь является то, что индивиды, принявшие участие в преступном действии по общему решению, убеждены, что они исполняют свой долг, видя единодушное одобрение со стороны толпы. «Конечно, такой поступок будет преступным с точки зрения закона, но с психологической точки зрения мы так не назовем его» (17, 223). Неанонимная (совещательная) толпа, которая собирается для реализации общественных дел на основе чувства ответственности, придающего ее поступкам очень часто совершенно иное направление (17, 221). К ее разновидностям Лебон относит: а) присяжные и уголовные суды; б) избирательную толпу; в) парламентскую толпу. 1) Присяжные и уголовные суды, где для принятия решений умственный уровень отдельных индивидов совещательного собрания малозначителен, но зато велико влияние чувств, возникающих в процессе рассмотрения дел. «И к величайшему удивлению специалистов, статистика указала, что, каков бы ни был состав присяжных, решения их бывают тождественны» (37, 226—227). Присяжные, как и всякая толпа, легко поддаются обаянию, ораторскому искусству и т. п., что приводит к ошибочному решению (приговорам). Вместе с тем, Лебон решительно выступает против отмены института присяжных как средства контроля за судебной системой со стороны граждан. Кроме того, этот институт в состоянии смягчить строгости законов, кото- рые «уже потому, что они одинаковы для всех, должны быть слепы в принципе и не могут принимать во внимание частных случаев» (17, 231). Присяжные, интуитивно чувствуя степень вины подсудимого, могут оказать ему снисхождение при неправильном обвинении. «Будем опасаться могущества толпы, но еще более мы должны страшиться власти некоторых каст. Первую можно все-таки убедить, вторые же остаются непреклонными» (17, 232). 2) Избирательная толпа — это собрание, созываемое для избрания лиц На этом основании Лебон выступает против ограничений «всеобщего голосования» в пользу, в частности, ученых и образованных. Ведь они обладают лишь особыми сведениями в социальных вопросах. Все их беды зак- j лючаются в том, что они не посвящены в психологию масс. «Ведь все наши экономисты — большей частью образованные люди, в большинстве случаев — профессора и академики, но разве существует хоть один общий вопрос, протекционизм, биметаллизм и т. д., относительно которого они пришли бы к согласию. И это потому, что вся их наука представляет собой лишь очень смягченную форму всеобщего невежества. Перед социальными же проблемами, куда входит столько неизвестных величин, сравниваются вес незнания»2 (17, 238). Поэтому то и надо относиться к догмату верховной власти толпы как ко всем религиозным догматам, подвластным только времени. 3) Парламентская толпа — это собрание многих людей, которые долж Парламентские собрания, по его мнению, представляют опасность в двух направлениях: а) в отношении насильственной растраты финансов, 1 Идеи, высказанные Лебоном по поводу «избирательной толпы», являются сегодня азбукой электоральной социологии и ее технологий. - В полной мере данное утверждение можно отнести к ситуации реформирования современной России, в которой, на взгяд автора, продолжает господствовать марксистская моноконцепция экономического материализма — определяющей роли экономики в развитии общества. Мы являемся свидетелями того, что данная эко-номизаиия социального развития не в состоянии привести к ожидаемым эффективным результатам: кто знает одну экономику, тот не знает и экономики. как последствии требований избирательной толпы; б) в отношении прогрессивного ограничения свободы, посредством принятия регламентирующих законов (17, 249). Последнее неизбежно ведет к увеличению числа чиновников, обязанных приводить законы в исполнение. Власть этой административной касты предстает как безответственная, безличная и беспрерывная, то есть не зависящая от парламентских перемен. Благодаря этому государство становится всемогущим и оказывает свое поглащающее индивидуальную свободу влияние. Однако такое ограничение свободы является признаком наступающего упадка режима и народа (несмотря не внешние вольности, порождающие лишь иллюзию свободы) (17, 251—252). 2.2.3. Вожаки толпы Лебон рассматривает «вожаков толпы» как своего рода рычаг, приводящий в действие факторы и двигатели духовной организации толпы. Они являются ядром, вокруг которого объединяются верования и мнения: вожак — это властелин, организующий и управляющий толпой как особого рода «раболепным стадом». «Роль всех великих вожаков, главным образом, заключается в том, чтобы создать веру — все равно, религиозную ли, политическую, социальную, или веру в какое-нибудь дело, человека или идею — вот почему их влияние и бывало всегда очень велико» (17, 194). Большинство людей, по Лебону, за пределами своей специальности не имеют ясных и более или менее определенных понятий почти ни о чем. В силу этого они нуждаются в лидере и, в конце концов, попадают под влияние какого-нибудь вожака, который, давая им веру, удесятеряет их силы1. Великие исторические события были осуществлены безвестными верующими, вся сила которых заключалась в их вере. «Не ученые и не философы создали великие религии, управляющие миром и обширные царства, распространявшиеся от одного полушария до другого!»2 (194). Во всех этих случаях, конечно, действовали великие вожаки, а их не так много в истории. Лебон разделяет класс вожаков на две категории. К одной принадлежат люди энергичные, но кратковременно прояляющие сильную волю (Ней, Мюрат, Гарибальди). Они не обладают никакими особыми талантами, но смелы, буйны, храбры и выполняют свою функцию при условии, что над ними находится человек или идея, предопределяющие их поведение. Такие вожаки особенно пригодны для внезапных дерзких предприятий, чтобы увлечь массы несмотря на опасность и превратить в героев вчерашних рекрутов. Однако в обыденной жизни они могут обнаруживать слабость и неспособность руководить своими поступками, хотя в определенных условиях умели руководить другими людьми. ' Фактор «вожаков толпы» стал у 3. Фрейда решающим объяснительным принципом для понимания «психологии толпы». 2 Вместе с тем, Лебон подчеркивает, что вожаки, подпадая под влияние созданных ими идей, распространяют их в массы с помощью механизмов утверждения, повторения, заразы, пока они не становятся народной истиной. Благодаря этому мысли ученых и философов живут и после их смерти. К другой категории принадлежат люди, обладающие сильной и стойкой волей (Магомет, Колумб, Лессепс — строитель Суэцкого и Панамского каналов). Их упорная воля представляет собой такое бесконечно редкое и могущественное качество, которое все заставляет себе покоряться, и ничто не может противостоять такой воле — ни природа, ни боги, ни люди (17, 196). Лебон прописывает своеобразную модель «личности вожака» с присущими ей следующими чертами: — это человек действия, а не мысли; - он часто психически неуравновешен (на границе безумия); — это человек сильной воли и твердых убеждений; — он хитрый оратор, способный внушить дюдям'веру; — это человек со «стертым» инстинктом самосохранения, готовый к — он способен к внушению личным примером; - это человек, обладающий обаянием (магия вождя)1; — он приносит в жертву личный интерес, семью. Благодаря этим качествам вожакам удается создать в душе толпы ту грозную силу, которая называется верой и содействует превращению человека в абсолютного раба своей мечты. В душе толпы, по Лебоиу, преобладает не стремление к свободе, а потребность подчинения. В результате происходит взаимная «встреча» врожденного инстинкта власти вождя и инстинкта массы подчинения вождю, образующая деспотию. В настоящее время вожаки толпы все более и более оттесняют общественную власть. Тирания новых властителей покоряет толпу и заставляет ее повиноваться им больше, чем она повиновалась какому-нибудь правительству2. «В душе толпы преобладает не стремление к свобо- 1 Обаяние Лебон называет престижем (приобретенный и личный) — это род гоподства над людьми индивида, идеи или вещи, имеющий таинственную неодолимую силу и основу которого составляет успех (17, 201, 207). - Проблематика «культа вождя* получила развитие в антитоталитарной концепции «элита — масса» (X. Арендт, Э. Ледерер, Э. Фромм и др.). раскрывающей мезанизмы «творчества» властителей толпы, которые всегда были психологами, инстинктивно понимающими ее душу. Тоталитаризм, как одно из следствий мас-^ совизации, превращает людей в дестратификационпуто (бесклассовую) податливую массу — единый народ. Бюрократическое сверхорганизованиое общество {фашизм, социализм и др.) создает систему контроля «сверху» над обществом и бытовым поведением людей, подкрепляя ее популизмом — инструментом заигрывй-ния с толпой. На роль вождя при этом претендует сам официальный правитель: культ его личности доходит до обожествления (Муссолини, Гитлер, Сталин, Мао Цзэдун, Пол Пот и т. п.), а фанатичная вера в него и оказываемые почести принимают гипертрофированный характер. Своекорыстная элита развращает массы и! получает возможность манипулировать псевдогруппой («социально однородное общество») и осуществлять свое господство, опираясь (ориентируясь) на «очищенные» (концлагерь, Гулаг, культурная революция и т. п.) массы. Власть диктует гражданам, что они должны делать и как должны думать: политическая машина и пропагандистеко-идеологические конструкции, накладываясь на массовое сознание, формируют иллюзорные представления о смысле жизни, деформируют (вульгаризируют) жизненные ценности, создают нужные для себя социальные настроения и на этой основе легко мобилизуют массы на их реализацию. ^ де, а потребность подчиняться; толпа так жаждет повиноваться, что инстинктивно покоряется тому, кто объявляет себя ее властелином» (17, 195). Под господством тиранов государство становится всемогущим провидением. Однако опыт учит, что власть таких богов никогда не бывает ни слишком прочной, ни слишком сильной. Эволюция цивилизации Лебона не интересуют модели «мировой схематики» (прогресса), ибо история не есть планомерный, все дальше текущий процесс в духе Гегеля, Конта, Маркса. Цстория есть чередование различных цивилизаций (культур), из которцх^^ждая имеет свою «душу». Они живут под знаком возникновения, роста и расцвета, и упадка (гибели). Он разделяет концепцию Г. Спенсера и в общей эволюции выделяет фазы, которые имеют одинаковое значение для всех народов и часто повторяются в истории цивилизаций, в определенной мере раскрывая причины нынешнего могущества толпы (17, 252). а) На заре цилилизаций возникают смешанные скопища разнородных б) Затем время начинает сливать скопище разнородных единиц в новый в) Наконец, после созидания, время переходит к делу разрушения: дос Следовательно, заключает Лебон, фазы перехода таковы: от варварства к цивилизации в погоне за мечтой, затем — постепенное ослабление и умирание цивилизации, как только мечта эта будет потеряна, — вот в чем заключается цикл жизни каждого народа. С высоты XX века многое можно поставить в вину первым работам, акцентирующим психологический аспект проблематики больших групп. В частности, Тард и Лебон стоят у истоков аристократической концепции «элита — масса», предопределившей направленность их разработок по вопросам народов, толп и развития общества. Эта концепция претерпела глу-j бокую эволюцию и в рамках доктрины массового общества второй половины XX века была оспорена демократической концепцией1. Однако несомненным плюсом был пионерский интерес к изучаемой проблематике boi всей ее сложности и остроте. Опережающая интуиция Тарда и Лебона позволила им в трактовке социологического психологизма вскрыть механизмы взаимодействия между людьми, перешагнула рамки времени и стран, и оказалась созвучной с событиями, переживаемыми на новом рубеже ве-1 ков. Их работы — это программы (технологии) действий, которые содержат перечень ценностных принципов «обучения» людей взаимодействию и принятию групповых решений. Таков путь научных концепций Тарда и Лебона через идеологемы к почти педагогической программе, научно обосновывающей социальное творчество. И сегодня их разработки проблематики массовизации позлоляют предугадывать верования, убеждения и действия масс (толпы) и рас (наций и народов). Работа в приграничной между психологией и социологией области науч-1 лого знания задала существенный импульс психологизации социологии и развитию социально-психологических изысканий — социальной психологии. При этом, по мнению автора, обвинения Тарда и Лебона в антидемократизме и расизме — беспочвенны. В частности, Лсбон делает акцент на широкой вариабильности психических проявлений в условиях разных культур и абсолютизирует культурно-обусловленные различия в содержании и структуре психических процессов, присущих расам. Но это ни в коей мере не имеет расистской направленности (предубежденности). Расисте-! кая идеология может использовать разнообразный теоретический и фактологический материал науки (как и инсинуированный). Однако почему на-] ука должна отказаться от исследования важных закономерности и массо-| вых, национальных процессов только лишь из опасения возможных дей-1 ствий расистов? 1 Демократическая концепция «элиты — массы» (Д. Белл, С. Липсст, Т. Пар-соне, У. Ростоу, Э. Шилз и др.) рассматривает массу как широкий слой населения, в котором «центр» (элита) и «периферия» (массы) — смешалась. Такая ассимиляция привела к гомогенизации и образованию «общества согласия». В нем между властвующей элитой (технократией, меритократией и т. п.), как неким каркасом общества, состоящим из администраторов (аппарата управления), и большинством населения имеют место «промежуточные» группы (страты, организации, ассоциации и т. п.), которые играют роль «буфера». Определяющая роль «среднего слоя» («класса») обусловливает доминирование массовых интересов, рост гражданственности и включение масс во все сферы жизнедеятельности общества. В силу этого их активизм перестал носить разрушительный характер и способствует формированию социального партнерства, которое порождает устойчивый социум.
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |