КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объектное Представление знаний
Вопросы, подлежащие изучению 4.1. Фреймы и слоты. 4.2. Наследование свойств. Пояснения к вопросам 4.1. Термин фрейм (от английского frame, что означает «каркас» или «рамка») был предложен Маренном Минским, одним из пионеров искусственного интеллекта, в 70-е годы для обозначения структуры знаний для восприятия пространственных сцен. Эта модель, как и семантическая сеть, имеет глубокое психологическое обоснование. Фрейм — это абстрактный образ для представления некоего стереотипа восприятия. В психологии и философии известно понятие абстрактного образа. Например, произнесение вслух слова «комната» порождает у слушающих образ комнаты: «жилое помещение с четырьмя стенами, полом, потолком, окнами и дверью, площадью 6-20 м2». Из этого описания ничего нельзя убрать (например, убрав окна, мы получим уже чулан, а не комнату), но в нем есть «дырки» или «слоты» — это незаполненные значения некоторых атрибутов — например, количество окон, цвет стен, высота потолка, покрытие пола и др. В теории фреймов такой образ комнаты называется фреймом комнаты. Фреймом также называется и формализованная модель для отображения образа. Различают фреймы-образцы, или прототипы, хранящиеся в базе знаний, и фреймы-экземпляры, которые создаются для отображения реальных фактических ситуаций на основе поступающих данных. Модель фрейма является достаточно универсальной, поскольку позволяет отобразить все многообразие знаний о мире через: - фреймы-структуры, использующиеся для обозначения объектов и понятий (заем, залог, вексель); - фреймы-роли (менеджер, кассир, клиент); - фреймы-сценарии (банкротство, собрание акционеров, празднование именин); - фреймы-ситуации (тревога, авария, рабочий режим устройства) и др. Традиционно структура фрейма может быть представлена как список свойств: ИМЯ ФРЕЙМА, (имя 1-го слота: значение 1-го слота), (имя 2-го слота: значение 2-го слота), . ……………………………………….. (имя N-го слота: значение N-го слота)). Ту же запись можно представить в виде таблицы 1, дополнив ее столбцами. Табл.1. Структура данных фрейма
В структуре данных фрейма: - имя фрейма – идентификатор, присваиваемый фрейму (имя – уникальное в данной фреймовой системе); - имя слота - обычно имя слота не несет никакой смысловой нагрузки и является лишь идентификатором данного слота имени: IS-A, DDESEN-DANTS (указатель прямого дочернего фрейма), COMMENT (комментарий),… - указатели наследования - показывают информацию об атрибутах слотов во фрейме верхнего уровня, наследуют слоты с такими же именами во фрейме нижнего уровня; - указатель атрибутов слота - указание типа данных. Указывается, что слот имеет численное значение, либо является текстом, либо является присоединенной процедурой, либо служит указателем другого фрейма,… Типы данных: FRAME (фрейм), INTEGER (целый), REAL (действительный), BOOL (булевый), LISP (присоединенная процедура), TEXT (текст), TABLE (таблица),... - значение слота - вводится значение слота; - демон – процедура, автоматически запускаемая при выполнении некоторого условия. Например, демон IF_NEEDED запускается, если в момент обращения к слоту его значение не было установлено, IF_ADDED запускается при подстановке в слот значения,... Существует несколько способов получения слотом значений во фрейме-экземпляре: - по умолчанию от фрейма-образца; - через наследование свойств от фрейма, указанного в слоте АКО; - по формуле, указанной в слоте; - через присоединенную процедуру; - явно из диалога с пользователем; - из базы данных. 4.2. Важнейшим свойством теории фреймов является заимствование из теории семантических сетей — так называемое наследование свойств. И во фреймах, и в семантических сетях наследование происходит по АКО-связям (A-Kind-Of = это). Слот АКО указывает на фрейм более высокого уровня иерархии, откуда неявно наследуются, то есть переносятся, значения аналогичных слотов. Пример 4. В сети фреймов на рис. 2 понятие «ученик» наследует свойства фреймов «ребенок» и «человек», которые находятся на более высоком уровне иерархии. Так, на вопрос «любят ли ученики сладкое» следует ответ «да», так как этим свойством обладают все дети, что указано во фрейме «ребенок». Наследование свойств может быть частичным, так как возраст для учеников не наследуется из фрейма «ребенок», поскольку указан явно в своем собственном фрейме. Рис.2. Сеть фреймов Основным преимуществом фреймов как модели представления знаний является то, что она отражает концептуальную основу организации памяти человека, а также ее гибкость и наглядность.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 646; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |