Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объектное Представление знаний




Вопросы, подлежащие изучению

4.1. Фреймы и слоты.

4.2. Наследование свойств.

Пояснения к вопросам

4.1. Термин фрейм (от английского frame, что означает «каркас» или «рамка») был предложен Маренном Минским, одним из пионеров искусственного интеллекта, в 70-е годы для обозначения структуры знаний для восприятия пространственных сцен. Эта модель, как и семантическая сеть, имеет глубокое психологическое обо­снование.

Фрейм — это абстрактный образ для представления некоего стереотипа восприятия.

В психологии и философии известно понятие абстрактного образа. Например, произнесение вслух слова «комната» порождает у слушающих образ комнаты: «жилое помещение с четырьмя стенами, полом, потолком, окнами и дверью, пло­щадью 6-20 м2». Из этого описания ничего нельзя убрать (например, убрав окна, мы получим уже чулан, а не комнату), но в нем есть «дырки» или «слоты» — это незаполненные значения некоторых атрибутов — например, количество окон, цвет стен, высота потолка, покрытие пола и др.

В теории фреймов такой образ комнаты называется фреймом комнаты. Фреймом также называется и формализованная модель для отображения образа.

Различают фреймы-образцы, или прототипы, хранящиеся в базе знаний, и фрей­мы-экземпляры, которые создаются для отображения реальных фактических си­туаций на основе поступающих данных. Модель фрейма является достаточно универсальной, поскольку позволяет отобразить все многообразие знаний о мире через:

- фреймы-структуры, использующиеся для обозначения объектов и понятий (заем, залог, вексель);

- фреймы-роли (менеджер, кассир, клиент);

- фреймы-сценарии (банкротство, собрание акционеров, празднование име­нин);

- фреймы-ситуации (тревога, авария, рабочий режим устройства) и др.

Традиционно структура фрейма может быть представлена как список свойств:

ИМЯ ФРЕЙМА, (имя 1-го слота: значение 1-го слота),

(имя 2-го слота: значение 2-го слота),

. ………………………………………..

(имя N-го слота: значение N-го слота)).

Ту же запись можно представить в виде таблицы 1, дополнив ее столбцами.

Табл.1. Структура данных фрейма

Имя фрейма Указатель наследования Указатель атрибутов слота Значение слота   Демон
Слот 1        
Слот 2        
………        
Слот N        

 

В структуре данных фрейма:

- имя фрейма – идентификатор, присваиваемый фрейму (имя – уникальное в данной фреймовой системе);

- имя слота - обычно имя слота не несет никакой смысловой нагрузки и является лишь идентификатором данного слота имени: IS-A, DDESEN-DANTS (указатель прямого дочернего фрейма), COMMENT (комментарий),…

- указатели наследования - показывают информацию об атрибутах слотов во фрейме верхнего уровня, наследуют слоты с такими же именами во фрейме нижнего уровня;

- указатель атрибутов слота - указание типа данных. Указывается, что слот имеет численное значение, либо является текстом, либо является присоединенной процедурой, либо служит указателем другого фрейма,… Типы данных: FRAME (фрейм), INTEGER (целый), REAL (действительный), BOOL (булевый), LISP (присоединенная процедура), TEXT (текст), TABLE (таблица),...

- значение слота - вводится значение слота;

- демон – процедура, автоматически запускаемая при выполнении некоторого условия. Например, демон IF_NEEDED запускается, если в момент обращения к слоту его значение не было установлено, IF_ADDED запускается при подстановке в слот значения,...

Существует несколько способов получения слотом значений во фрейме-экзем­пляре:

- по умолчанию от фрейма-образца;

- через наследование свойств от фрейма, указанного в слоте АКО;

- по формуле, указанной в слоте;

- через присоединенную процедуру;

- явно из диалога с пользователем;

- из базы данных.

4.2. Важнейшим свойством теории фреймов является заимствование из теории се­мантических сетей — так называемое наследование свойств. И во фреймах, и в се­мантических сетях наследование происходит по АКО-связям (A-Kind-Of = это). Слот АКО указывает на фрейм более высокого уровня иерархии, откуда неявно наследуются, то есть переносятся, значения аналогичных слотов.

Пример 4. В сети фреймов на рис. 2 понятие «ученик» наследует свойства фреймов «ребенок» и «человек», которые находятся на более высоком уровне иерархии. Так, на вопрос «любят ли ученики сладкое» следует ответ «да», так как этим свойством облада­ют все дети, что указано во фрейме «ребенок». Наследование свойств может быть час­тичным, так как возраст для учеников не наследуется из фрейма «ребенок», поскольку указан явно в своем собственном фрейме.

Рис.2. Сеть фреймов

Основным преимуществом фреймов как модели представления знаний является то, что она отражает концептуальную основу организации памяти человека, а также ее гибкость и наглядность.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 628; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.