Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

М. Чехов об импровизации




И метод физических действий К.С. Станиславского.

Импровизацонного навыка выполнения действия

Импровизационного) самочувствия. Воспитание

Творческое самочувствие означает импровизационное самочувствие. Так думал К.С. Станиславский. Одно из программных требований школы - воспитание импровизационного самочувствия.

Благодаря настоящему времени сцены, искусство актера - одна непрерывная импровизация. Этюд или спектакль, любое действие актера, если оно подлинное, при повторении на репетиции, повторном воплощении на сцене, на зрителях всегда немножко отличаются другими нюансами воспроизведения действия. Это происходит потому, что сценическое время никогда не повторяется, каждую секунду исполнителю приходится проживать заново, как это происходит в жизни.

Искусство сцены очень эфемерно, оно живет только в настоящем моменте. Актеру приходится выполнять свою действенную задачу всегда заново, заново проживая все видения, действия, образы в своем воображении здесь, сегодня, сейчас. И по-другому просто не может быть, т.к. актер сам такое же временное существо. Его жизнь на сцене, да и сама его жизнь, не останавливается ни на секунду. Всякий раз актер немножко разный, как и его самочувствие, психофизическое состояние, его мысли, ощущения, настроение... В его сознании, подсознании, в нем самом, постоянно толпится, комбинируется каждую секунду новая образная информация, всякий раз переживаемая немножко иначе, чем в прошлый раз. Происходит это потому, что сценическое время, очень похоже повторяет жизненное время человека. Каждое мгновение жизни это новое мгновение и новая информация. Ни одна секунда времени нашей жизни никогда не вернется. То же самое происходит со сценическим временем актера. А это значит, что актер просто не может повториться!

Навык повторять действие, не повторяясь при этом, проживать сценическое время всегда заново, - приобретается в течение первого этапа обучения. Точнее, говоря, студент учится порождать, творить время и всю сценическую реальность.

Очень часто при повторении пути своего действия в этюде, студенты - актеры теряют свежесть восприятия и импровизационное самочувствие, теряют переживание безусловного времени, буквальных секунд и минут, не могут сосредоточиться на "текущем мгновении". Но действие надо совершить СЕЙЧАС "по-настоящему", КАК В ПЕРВЫЙ РАЗ.

Упражнение "как в первый раз" очень эффективно для воспитания импровизационного навыка, для подготовки творческого самочувствия. Творческое (игровое, импровизационное самочувствие) так же нарабатывается методом физических действий К.С. Станиславского. Об этом методе актерской работы уже упоминалось в предыдущих параграфах.

Метод физических действий "красной нитью" проходит через все этапы обучения актерскому искусству. Он касается всех сторон сценического творчества, объединяя в себе все сценические элементы. Прежде всего, метод является основой импровизационного, действенного существования актера. Ведь актер находится в постоянном поиске характера сценического действия, исходя из предлагаемых обстоятельств.

Для студента на первом этапе обучения важно при помощи "физических действий", верно подобранных, организованных в логической последовательности, направленных к осуществлению цели наподобие "партитуры", подойти к правильному переживанию в результате исполнения этой партитуры.

Многочисленные опыты Станиславского подтвердили, что логика и последовательность действий вызывают логику и последовательность чувств. А сами действия (лучше назвать их физическими приспособлениями для достижения цели) выполняют в импровизационном "отсеивании", когда постепенно находятся все более удобные и точные физические пути.

Сценическое "сейчас" - наиболее удобная координата времени для метода физических действий. Всегда изменяющееся "сейчас" соответствует творческому инструменту актера - жизни тела. Тело актера каждую секунду проживает не повторяясь. Благодаря эвристической природе времени тело актера действует всякий раз заново. Каждую новую секунду тело действует заново, не повторяя предыдущих действий.

Владение сценическим "сейчас", ощущение неповторимости мгновения, учет прошлых, расчет будущих темпов и ритмов сценического существования становится частью профессионализма актера.

Итак, этюды - упражнения, а затем и участие в спектакле для студента - актера всегда импровизационное проживание, действие заново, поиски новых творческих путей. Неизменными при этом остаются цель и сценическая задача, что и чего надо добиваться в процессе действий. Значительным образом изменяется только то, как актер добивается осуществления задачи. Цель и задача всегда в повторном исполнении одна и та же, а способов, какими достигается их выполнение, - приспособлений, - множество. В свою очередь приспособление, при его повторном исполнении, как бы актер ни старался (если выполнение его органичное и живое), оказывается все-таки немножко другим по окраске, темпу и т.д.

Еще раз напомним, что актерское искусство само по себе есть непрерывная импровизация. Нет такого момента на сцене, когда актер был бы лишен возможности импровизировать. Даже если он неподвижен, он живет и действует импровизационно: "впервые" дышит, "впервые" думает, "впервые" воспринимает, "впервые" оценивает.

Следует сказать, что импровизация в поиске физических действий и приспособлений не должна переходить в произвол. Не должна искажаться цель, т.к. в методе физических действий она играет главную роль и без нее импровизация не имеет основы. Чересчур импровизационное самочувствие может сыграть с актером злую шутку, сделав его творческий процесс неуправляемым; актер теряет ориентиры, начинает, как говорится, "заигрываться". Чем точнее держать цель, тем свободней импровизирующий своими приспособлениями актер.

Импровизационность – закон сценического действия, душа и сердце театрального искусства. “Как в первый раз” и “заново” – закон для актера.

М. Чехов написал в своей книге "О технике актера": "Усвоить психологию импровизирующего актера - значит найти себя как художника" (109.2.252).

Все, что в действиях актера принимает застывшую, негибкую форму, а то и безжизненно повторяется "один в один", уводит его от самой сущности его профессии - импровизации.

 

 

2.7. "Через сознательное к подсознательному творчеству"-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 2448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.