Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания. Тема 3. Культура как система




План

Тема 3. Культура как система

Темы докладов и рефератов

1. Психоаналитический подход к изучению культур. (З. Фрейд, К.Юнг, Г.Рохейм.)

2. Культура как совокупность знаковых систем (структурализм К.Леви-Стросса, М.Фуко и др.).

3. К.Ясперс и его теория "осевого времени".

4. Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского.

5. О.Шпенглер об исторической типологии мировой культуры.

6. Этнос и культура в концепции Л.Н.Гумилева.

7. Ценность как основа и фундамент культуры: концепция культуры и культурных типов П.Сорокина.

8. Семиотика культуры.

9. Культура и гендерные исследования.

Семинарское занятие – 2 часа

 

1. Культура как целостная система: основные концепции.

2. Теории культурогенеза.

3. Культурная статика: базисные элементы культуры и их взаимосвязь.

4. Культурная динамика.

Основные понятия:

диверсификация культуры, культурная динамика, культурная модернизация, культурная революция, культурная статика, культурные заимствования, культурогенез, ассимиляция, культурные нормы, культурные обычаи, культурные универсалии, культурный комплекс, культурные традиции и инновации, социокультурная система

 

В современной культурологии довольно прочно закреплено представление о культуре как о сложной многоуровневой и многофункциональной системе.

Начало системному подходу было положено Э.Тайлором в работе «Первобытная культура». Изучив большой этнографический материал и проанализировав конкретные элементы первобытной культуры, автор сформулировал целостное видение культуры первобытности и показал культурное единство и единообразное развитие всего человечества на пути от «дикости» к «цивилизации». С точки зрения английского ученого, культура представляет собой целостность, которая складывается из верований и обычаев, искусства и нравственности, законов и обычаев, традиций и привычек, усвоенных человеком как членом общества.

Большое влияние на становление представлений о культуре как целостной системе оказал американский культурантрополог Л.Уайт. Категория «культура» понимается им как особый объект действительности, специфический класс социальных явлений, не зависящий от отдельного человека и подчиняющийся внутренней логике своего развития.

Идея культуры как целостной системы воплощалась и в творчестве Б.Малиновского, который проводил исследование функциональности социальных институтов в структуре культуры как целого. Он показал, в частности, что разрушение одного из институтов культуры может привести к нарушениям в системе социального взаимодействия.

В настоящее время системное восприятие культуры является доминирующим в культурологии. Приведенные выше концепции культуры как целостной саморазвивающейся системы далеко не бесспорны. Выявите противоречия и недостатки существующих теорий культуры как системного образования, обоснуйте продуктивность рассмотрения культуры не как простой совокупности отдельных элементов, а во всей ее функциональной целостности.

Главный недостаток структурно-функционального подхода к изучению культуры заключается в том, что он не затрагивает вопроса о генезисе культуры как целостной системы. Вместе с тем вопрос о возникновении культуры является ключевым для культурологии. Дайте определение культурогенеза и обоснуйте необходимость решения проблемы происхождения культуры.

В современной науке существует множество различных трактовок культурогенеза: орудийно-трудовая концепция, эволюционная, психоаналитическая, символическая, социокультурная, игровая, религиозная и т. д. Проанализируйте и охарактеризуйте существующие теории возникновения культуры.

Культурная статика – это срез или угол зрения, под которым рассматривается культура. Она изображает предмет исследования с точки зрения его структуры, компоновки частей, соединения каждой части (элемента), их функций и упорядоченности и описывает внутреннее строение культуры – совокупность базисных элементов или черт, и формы культуры – конфигурации, характерные сочетания таких элементов.

Если мы представим культуру в виде сложной системы, а именно такой и является человеческая культура, создававшаяся тысячами поколений людей, то обязательно найдутся исходные клеточки, или первокирпичики. Такие базисные единицы культуры называют элементами, или чертами культуры. Они бывают двух видов – материальными и нематериальными.

Совокупность первых создает особую форму культуры – материальную культуру. Она включает физические объекты, созданные человеческими руками (их называют артефактами). Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, несут на себе определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества в целом. Совокупность вторых образуют нематериальную, или духовную культуру: нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом. Нематериальные объекты нельзя трогать, слышать, видеть, осязать, они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением. Охарактеризуйте материальные и духовные элементы культуры, дайте им определения.

Культура никогда не остается неподвижной: она возникает, развивается, приходит в упадок, она распространяется из одной страны в другую, передается от прошлых поколений будущим. Модификацию черт культуры во времени и пространстве, любые изменения, с ней и в ней происходящие, описывает культурная динамика. Процессы трансформации и модификации культуры описываются различными понятиями: культурные заимствования, культурная диффузия, культурная трансмиссия, культурная реформа и революция, культурная ассимиляция и аккумуляция, интеграция и диверсификация, культурная экспансия. Раскройте содержание этих понятий.

Рекомендуемая литература

1. Гуревич П.С. Культурология: учебник / П. С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2005. – 280 с.

2. Каверин Б.И. Культурология: учеб. пособие для вузов / Б.И. Каверин. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 288 с.

3. Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин, Е.С.Новикова. – СПб.: Питер. – 2005. – 464 с.

4. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект; Трикста, 2003. – 496 с.

5. Культурология: учебное пособие/ составитель и ответств. редактор А.А.Радугин. – М.: Библионика, 2007. – 304 с.

6. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М., 2007. – 566с.

7. Малиновский Б. Научная теория культуры / Б. Малиновский. – М., 2005. – 184 с.

8. Сорокин П. Социальная и культурная динамика / П.Сорокин. – СПб., 2000. – 1076 с.

9. Тайлор Э. Б. Первобытная культура / Э.Б.Тайлор. – М., 1989. – 573 с.

10. Уайт Л. Избранное. Науки о культуре. Эволюция культуры / Л.Уайт. – М., 2004. – 388 с.

11. Фрейд З. Психоанализ, религия, культура / З.Фрейд. – М., 1992. – 293 с.

12. Хейзинга Й. Homo Ludens / Й.Хейзинга. – М., 1992. – 416 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.