Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания. И современная мировая культура




План

И современная мировая культура

Тема 7. Культура Нового времени

Темы докладов и рефератов

 

1. Архитектура и скульптура Древней Греции.

2. Древнегреческий театр.

3. «Золотой век» культуры Древнего Рима. Римский скульптурный портрет.

4. Литература и право в культуре Древнего Рима.

5. Основные достижения античной культуры.

6. Научное знание в античной культуре.

7. Средневековая архитектура: романский и готический стили.

8. Иконопись как феномен средневековой культуры.

9. Творчество титанов Возрождения.

10. Архитектура (скульптура, живопись) эпохи Возрождения.

 

 

Семинарское занятие – 2 часа

 

1. Специфика культуры Нового времени.

2. Современная западноевропейская культура: основные тенденции развития.

3. Культура и глобальные проблемы современности.

 

Основные понятия: ампир, импрессионизм, классицизм, кубизм, модерн, модернизм, рационализм, реализм, рококо, романтизм, символизм, футуризм, экспрессионизм.

 

 

При подготовке к первому вопросу необходимо раскрыть основные черты культуры Нового времени, обозначить культурные тенденции отдельных периодов эпохи, дать краткую характеристику художественных стилей этого времени. Новое время – историко-культурная система, сложившаяся и существовавшая в определенное время (с XVII до начала XX в.) в Западной Европе и Северной Америке. Свое начало Новое время берет с утверждения промышленного способа производства и буржуазного общества, основанного на частной собственности. Подумайте, почему закономерным итогом становления капитализма явилась научная революция XVII в., во многом определившая специфику культурного развития Нового времени. Революция чрезвычайно расширила возможности человека и сформировала веру в безграничные возможности человеческого разума. Отсюда убеждения мыслителей XVIII в. в необходимости просвещения человеческого ума как предпосылки разумного преобразования окружающей действительности. Наряду с верой в безграничные возможности разума к главным чертам культуры рассматриваемой эпохи следует отнести: исторический оптимизм, обоснование идей неотчуждаемых прав человека и равенства всех людей перед законом, неприятие любых догм, критическое отношение к авторитетам, многообразие стилей и направлений.Говоря о художественных стилях Нового времени, необходимо охарактеризовать барокко, рококо, классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Целесообразно это сделать в формате рефератов.

Ответ на второй вопрос предполагает уяснение того факта, что современная мировая культура есть уникальный синтез черт, заимствованных ею от предшествующей европейской традиции (подумайте, каких именно), и особенностей, свойственных только ей одной. Раскройте содержание таких особенностей современной мировой культуры, как вестернизация, американизм, массовизация и коммерциализация жизни, смена модели познания (отказ от ориентации на знание, которое всегда связано с его носителем и поэтому не является нейтральным, и переход к модели обезличенной информации, которая легче, чем знание, поддается хранению и передаче). Еще одной особенностью современной культуры принято считать прагматическую направленность человеческой жизни (главным критерием всех усилий человека становится польза, осязаемые плоды). В качестве знаковых культурных тенденций следует указать признание абсолютной значимости техники и технического прогресса, узкую специализацию в сфере общественного разделения труда и демократизацию всех сфер жизни современного общества.

Ответ на третий вопрос следует начать с констатации очевидного факта, что в ХХ в. человек столкнулся с проблемами, от решения которых зависит судьба земной цивилизации. Эти проблемы названы глобальными (от globus − земной шар). Проанализируйте типологические черты современного глобального социокультурного кризиса: катастрофические последствия приобретает ориентация мировой экономики на принцип количественного роста, возникают опасные тенденции в использовании различного рода ресурсов в связи с непомерной нагрузкой на экологическую сферу. Особое внимание следует уделить тем проявлениям глобального кризиса, которые связаны с внутренним развитием самого общества. Речь идет о цене научно-технического прогресса, о проблеме несправедливого распределения отрицательных воздействий этого прогресса на различные слои населения, страны и регионы мира. Глобальные масштабы приобретает новая болезнь человечества — дефицит переживания живого человеческого чувства. А ведь человек, по мнению Гвардини, это прежде всего «то, что он переживает». Основываясь на материале рекомендованной литературы, порассуждайте, есть ли у человечества шансы найти выход из сложившейся кризисной ситуации, и какую помощь в этом ему может оказать культура.

 

Рекомендуемая литература

 

1. История мировой культуры (мировых цивилизаций): учебное пособие / под ред. Г. В. Драча. – 7-е изд., – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 533 с.

2. Мировая художественная культура: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 / Б. А. Эренгросс, В. Р. Арсеньев, Н. Н. Воробьев и др.; под. ред. Б. А. Эренгросс. – М.: Высшая школа, 2005.–511 с.

3. Кравченко А.И. Культурология: учебник / А. И. Кравченко. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007. – 288 с.

4. Культурология. История мировой культуры: учебник для вузов / под ред. Проф. А. Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 600 с.

5. Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. – М.: Высшее образование, 2007.– 566 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.