Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания. Тема 4. Типологизация культуры




План

Тема 4. Типологизация культуры

Темы докладов и рефератов

1. Структурно-функциональный подход в изучении культуры.

2. Орудийно-трудовая теория происхождения культуры.

3. Игровая концепция культуры.

4. Психоаналитическая версия культурогенеза.

5. Предпосылки и факторы возникновения культуры.

6. Уникальные и универсальные черты культуры.

7. Культурные традиции, обычаи и ритуалы.

8. Культурные реформы и революции

9. Социальные условия культурной динамики.

10. Модернизация и глобализация культуры.

 

Семинарское занятие – 2 часа

 

 

1. Понятие и критерии типологизации культуры.

2. Массовая и элитарная культуры, субкультуры и контркультура.

3. Этническая и национальная культуры. Региональная типологизация культуры.

4. Историческая типологизация культуры.

 

Основные понятия:

Восток и Запад, доминирующая культура, контркультура, локальные культуры, маргинальная культура, массовая и элитарная культуры, народная культура, национальная культура, популярная культура, «срединная» культура, субкультура, этническая культура

Выделяются критерии культуры. Критериев, типологии культур может быть множество: связь с религией; региональная принадлежность культуры; регионально-этническая особенность; принадлежность к историческому типу общества; хозяйственный уклад; сфера общества или вид деятельности; связь с территорией; специализация; уровень мастерства и тип аудитории и др. Обратившись к научной литературе, проанализируйте существующие типологии культуры.

Поскольку общество распадается на множество групп – национальных, демографических, социальных, профессиональных, постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Малые культурные миры называют субкультурами. Субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями, принято называть контркультурой. Охарактеризуйте существующие в современном российском обществе молодежные субкультуры с точки зрения ценностей, лежащих в их основе, культурных норм и правил поведения, идеологии, символов, а также особенностей внешних проявлений их носителей.

Социальное расслоение общества является причиной появления еще двух разновидностей культуры – массовой и элитарной. Массовая культура не выражает изысканных вкусов или духовных поисков народа. Время ее появления – середина XX в., когда средства массовой информации проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная музыка – яркий пример этого: она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.

Массовая культура, как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория, и она является авторской. Удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие и отражает его. Поэтому образцы ее быстро теряют актуальность, устаревают, выходят из моды. С произведениями элитарной и народной культуры подобного не происходит.

Элитарная, или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Высокая культура трудна для понимания неподготовленного человека. Как правило, она на десятилетия опережает уровень восприятия среднеобразованного человека. Круг ее потребителей – высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, завсегдатаи музеев и выставок, театралы, художники, писатели, музыканты. Когда уровень образования населения растет, круг потребителей высокой культуры расширяется. Формула элитарной культуры – «искусство для искусства». Охарактеризуйте современную массовую и элитарную культуры.

Важным для построения культурной типологии является определение понятий "этническая" и "национальная" культуры. Эти понятия нередко употребляются как синонимы. Однако в культурологии они имеют разное содержание. Проанализируйте отличительные черты этнической и национальной культур, приведите примеры сложных и противоречивых отношений между ними.

Региональная типологизация предполагает деление культур на восточные и западные, она фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностных ориентаций, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур. В современной культурологии под "Западом" подразумевается европейская, американская и австралийская культуры, под "Востоком" – культура стран Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Запад разнообразен, Восток еще более пестр, тем не менее у этих двух "противоположных" типов культуры можно выделить присущие им черты, отличительные особенности. Назовите эти черты и особенности.

Попытки изучить все основные исторические типы и формы культуры человеческого общества привели к появлению различных концепций культурно-исторического развития. Первая группа таких концепций основана на идее целостности всемирной истории и базируется на теориях линейного развития истории и культуры. Наиболее известными из них являются философия истории Г.Гегеля и исторический материализм К.Маркса.

Вторая группа концепций рассматривает историю человечества как пространство, заполненное регионально-культурными типами или локальными цивилизациями. Возник принципиально иной цивилизационный подход, основанный на идее развития неповторимых национальных культур. Представителями его явились Н.Я.Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, Л. Гумилев.

Проанализируйте два методологических подхода – линейный (формационный) и цивилизационный, лежащих в основании исторической типологизации культуры, дайте им оценку.

Рекомендуемая литература

1. Блохина М. В. Молодежные субкультуры в современном обществе / М. В. Блохина. – Тверь, 2004. – 128 с.

2. Глядя на Запад: культурная глобализация и российские молодежные культуры. – СПб., 2004. – 278 с.

3. Гуревич П.С. Культурология: учебник / П.С. Гуревич. - М.: Гардарики, 2005. – 278 с.

4. Ермишина Н.Д. Культурология: учеб. пособие для вузов / Н.Д. Ермишина. – М.: Академический проект, 2007. – 432 с.

5. Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. – СПб.: Лань, 2001. –832 с.

6. Кармин А.С. Культурология / А.С.Кармин, Е.С.Новикова. – СПб. Питер, 2005. – 464с.

7. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов / А.И. Кравченко. – М.: Академический Проект; Трикста, 2003. – 496 с.

8. Культурология: учебник / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М., 2007. – 566 с.

9. Культурология: учебное пособие/ В.А.Глуздов, И.И.Лукичева, А.А.Касьян и др.; / под ред. В.А. Фортунатовой и Л.Е. Шапошникова. – М.: Высш.шк., 2003. – 303 с.

10. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под науч. ред. Г. В. Драча. – 12-е изд. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007. – 576 с.

11. Погорелый Д.Е. Культурология: кредитно-модульный курс: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 571 с.

12. Романов Ю.И. Культурология / Ю.И. Романов. – СПб.: Питер, 2007. – 206 с.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.