КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Первый элемент — налогоплательщики
Система налогообложения по соглашению о разделе продукции Восьмой элемент — источник уплаты единого налога по УСН Он зависит оттого, какой способ исчисления налоговой базы по единому налогу по УСН выбран налогоплательщиком. В случае если налогоплательщиком выбран первый способ исчисления налоговой базы («доходы»), то источником уплаты единого на лога по УСН является налогооблагаемый доход налогоплательщика до налогообложения. Если же налогоплательщиком выбран второй способ исчисления налоговой базы («доходы минус расходы»), то источником уплаты единого налога по УСН является прибыль налогоплательщика до налогообложения. Контрольные вопросы 1. В чем состоит сущность УСН? 2. Кто является налогоплательщиками единого налога по УСН? 3. Приведите примеры субъектов, которые не вправе применять УСН. 4. Каковы общий порядок и условия начала применения УСН? 5. Каковы общий порядок и условия прекращения применения УСН? 6. Что является объектом налогообложения единым налогом по УСН? 7. Какие предусмотрены льготы по УСН? 8. Как исчисляется налоговая база по УСН? 9. Каковы ставки единого налога по УСН? 10. Каковы налоговый и отчетный периоды по УСН? 11. Каков порядок и сроки исчисления и уплаты единого налога по УСН? 12. Какова налоговая отчетность по УСН? 13. Что является источником уплаты единого налога по УСН?
В настоящее время условия и порядок применения специального налогового режима при выполнении соглашения о разделе продукции регламентируются гл. 264 НК РФ. В целях развития недропользования и инвестиционной деятельности, установления правовых основ отношений, возникающих в процессе осуществления российских и иностранных инвестиций в поиск, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной экономической зоны, был принят Федеральный закон от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Предусмотренное этим Законом соглашение о разделе продукции (СРП) является договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется провести указанные работы за свой счет и на свой риск. Такое соглашение определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами. Сторонами СРП являются: Российская Федерация, от имени которой в соглашении выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, или уполномоченные ими органы; инвесторы — граждане РФ, иностранные граждане, юридические лица и создаваемые на основе договоров о совместной деятельности и не имеющие статуса юридического лица объединения юридических лиц, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр. Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено инвесторам, устанавливаются федеральными законами. В настоящее время действует целый ряд федеральных законов, определяющих перечень участков недр. В отдельных случаях указанные участки недр могут предоставляться на основе решения Правительства РФ и органа государственной власти соответствующего субъекта РФ без утверждения федеральными законами. В соответствии с действующим законодательством разрешается предоставление на условиях раздела продукции не более 30% разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых. Разработка условий пользования недрами и подготовка проекта соглашения по каждому объекту недропользования осуществляется комиссией, созданной Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ. Предусмотренные СРП работы и виды деятельности должны выполняться в соответствии с утвержденными программами, проектами, планами и сметами. Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с СРП, которое должно предусматривать условия и порядок: • определения общего объема продукции и ее стоимости; • определения части произведенной продукции (в том числе ее предельного уровня), которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по СРП (компенсационная продукция); • раздела между государством и инвестором прибыльной продукции, под которой понимается произведенная продукция за вычетом части этой продукции, используемой для уплаты платежей за пользование недрами, и компенсационной продукции; • передача государству принадлежащей ему в соответствии с условиями СРП части произведенной продукции или ее стоимостного эквивалента; • получение инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями СРП. Компенсационная продукция, а также часть прибыльной продукции, являющаяся в соответствии с условиями СРП долей инвестора, принадлежат на праве собственности инвестору. Минеральное сырье, поступающее в собственность инвестора, может быть вывезено с таможенной территории РФ на условиях и в порядке, которые определены СРП. За исключением налога на прибыль и платежей за пользование недрами, инвестор в течение срока действия СРП освобождается от взимания налогов, сборов, акцизов и иных обязательных платежей. Взимание указанных налогов, сборов и иных обязательных платежей заменяется разделом продукции на условиях СРП. В настоящее время действуют три соглашения о разделе продукции, подписанные Российской Федерацией с инвесторами нефтегазовых проектов. При исполнении каждого из этих соглашений применяется индивидуальный порядок налогообложения. Проект «Сахалин-2» является первым в истории России проектом, основанным на принципах соглашения о разделе продукции. Он включает в себя месторождения нефти и газа, которые расположены на шельфе острова Сахалин примерно в 15 км от северо-восточного побережья в акватории, которая шесть-семь месяцев в году покрыта льдами. Месторождения, входящие в проект, в совокупности содержат около 1 млрд баррелей нефти и конденсата и 18 трлн фт3 газа. Оператором проекта «Сахалин-2» является компания «Сахалин Энержи», которая была учреждена в 1994 г. в целях разработки месторождений нефти и газа на шельфе острова Сахалин в рамках Соглашения о разделе продукции по проекту «Сахалин-2». В рамках проекта «Сахалин-2» работает Наблюдательный совет, который является управляющим органом проекта. В его состав входят представители Правительства России, администрации Сахалинской области и иностранных акционеров проекта. Важнейшей его функцией является утверждение программ работ и смет расходов освоения месторождений, порядка организации материально-технического снабжения, программ подготовки и использования кадров по проектам освоения в рамках СРП. Реализация проекта является поэтапной, рассчитана на 30— 40 лет. Объем инвестиций, необходимых для реализации проекта, должен превысить 10 млрд долл. США. СРП по проекту предусматривает обязательство компании по выплате ежегодных взносов в размере 20 млн долл. США в фонд развития Сахалина. Эти деньги должны использоваться по решению органов государственной власти Сахалинской области в интересах социально-экономического развития региона. «Сахалин Энержи» также возмещает российской стороне расходы по поисково-разведочным работам на общую сумму 160 млн долл. США и с 1999 г. компания выплачивает 6% роялти от продажной стоимости добытой нефти. По данным компании «Сахалин Энержи», общая стоимость вероятных контрактов с предприятиями российской промышленности должна составить более 20 млрд долл. США, в настоящее время заключено более 4000 контрактов, что дает возможность привлекать в рамках проектов большое количество российских инвестиций, обеспечивает спрос на российскую продукцию, создание рабочих мест. «Сахалин-1» является вторым проектом СРП, реализующимся на сахалинском шельфе. Он включает в себя три месторождения — Чайво, Одопту и Аркутун-Даги. Месторождения расположены в северо-восточной части шельфа острова Сахалин на глубине от 10 до 60 м. В районе месторождений море покрыто льдом в течение шести-семи месяцев в году. СРП по проекту «Сахалин-1» было заключено 30 июня 1995 г. и вступило в силу с 10 июля. Объем ожидаемых инвестиций по проекту составлял около 12 млрд долл. США. Объем извлекаемых запасов углеводородов по проекту оценивается в 2—3 млрд баррелей нефти и 17,1 трлн фт3 природного газа. Оператором проекта «Сахалин-1» является компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» (ЭНЛ). Одним из приоритетных направлений проекта является задача развития рынка и сбыт газа. В рамках проекта запасы газа трех месторождений «Сахалин-1» должны обеспечить долгосрочные крупные коммерческие поставки газа на экспорт, а также дополнительные поставки на российский внутренний рынок. Реализация проекта должна обеспечить значительные экономические выгоды России, среди которых не только прямые поступления, но и создание новых рабочих мест. За первые пять лет существования проекта СРП «Сахалин-1» общая стоимость контрактов, размещенных среди российских подрядчиков и поставщиков, составила более 1 млрд долл. США. Существенную часть работ выполняют такие российские подрядчики, как ВНИПИнефть, Амурский судостроительный завод, ОАО «Дальмостстрой» и т.д. Соглашение о разработке и добыче нефти на Харьягинском месторождении на условиях СРП было заключено в декабре 1995 г. на срок 20 лет с условием возможности продления указанного срока по инициативе инвестора на 13 лет. Согласно условиям этого СРП, 100% полученной нефти предназначается для экспорта. По замыслу, прибыльная продукция должна распределяться между инвесторами и государством в зависимости от производственных показателей. Указанные соглашения о разделе продукции были введены до вступления НК РФ и регламентировались отдельными налоговыми законами. 6 июня 2003 г. Федеральным законом № 65-ФЗ была введена гл. 264 НК РФ «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции», в которой четко регламентированы налоговые отношения государства с инвесторами по СРП. В соответствии с законодательством были разработаны и введены специальные термины, которые используются в целях определения налоговой базы по налогам по новому специальному режиму. Эти термины действуют только в целях налогообложения: • инвестор — юридическое лицо или создаваемое на основе договора о совместной деятельности и не имеющее статуса юридиче ского лица объединение юридических лиц, осуществляющих вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества и (или) имущественных прав) в поиск, разведку или добычу минерального сырья и являющееся пользователем недр на условиях соглашения о разделе продукции; • продукция — полезное ископаемое, добытое на территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе РФ и (или) в пределах исключительной экономической зоны РФ, на участке недр, предоставленном инвестору, и первое по своему качеству соответствующее государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации (предприятия). Не может быть признана полезным ископаемым продукция, полученная при дальнейшей переработке полезного ископаемого и являющаяся продукцией обрабатывающей промышленности; • произведенная продукция — количество продукции горнодобывающей промышленности и продукции разработки карьеров, содержащееся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующей государственному стандарту РФ, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого — стандарту организации (предприятия), добытой инвестором в ходе выполнения работ по соглашению и уменьшенной на количество технологических потерь в пределах установленных нормативов. При выполнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции, установленный п. 2 ст. 8 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», доля государства в общем объеме произведенной продукции составляет не менее 32% общего количества произведенной продукции; • раздел продукции — раздел между государством и инвестором произведенной продукции в натуральном и (или) стоимостном выражении в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции»; прибыльная продукция — произведенная за отчетный (налоговый) период при выполнении соглашения продукция за вычетом части продукции, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых и компенсационной продукции; • компенсационная продукция — часть произведенной при выполнении соглашений продукции, которая не должна превышать 75% общего количества произведенной продукции, а при добыче на континентальном шельфе РФ — 90% общего количества произведенной продукции, передаваемой в собственность инвестора для возмещения понесенных им расходов (возмещаемые расходы), состав которых устанавливается соглашением в соответствии с правилами НК РФ; • пункт раздела — место коммерческого учета продукции, в котором государство передает инвестору часть произведенной продукции, причитающуюся ему по условиям соглашения; • цена продукции — определяемая в соответствии с условиями соглашения стоимость продукции, если иное не предусмотрено НКРФ; • цена нефти — цена реализации нефти, которая указана сторонами сделки, но не ниже среднего за отчетный период уровня цен нефти сырой марки «Юралс», определяемого как сумма средних арифметических цен покупки и продажи на мировых рынках нефтяного сырья за все дни торгов, деленное на количество дней торгов в соответствующем отчетном периоде. Специальный налоговый режим действует только для тех соглашений, которые: • заключены после проведения аукциона на предоставление права пользования недрами на иных условиях, чем раздел продукции, в порядке и на условиях, которые определены п. 4 ст. 2 Федерального закона «О соглашении о разделе продукции» и признания аукциона несостоявшимся; • при выполнении соглашений, в которых применяется порядок раздела продукции, установленный п. 2 ст. 8 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», доля государства в общем объеме произведенной продукции составляет не менее 32% общего количества произведенной продукции; • соглашения предусматривают увеличение доли государства в произведенной продукции в случае улучшения показателей инвестиционной эффективности для инвестора при выполнении соглашения. Использование права на переход на специальный налоговый режим возможно только в том случае, если налогоплательщик предоставляет в налоговый орган пакет документов: • соглашение о разделе продукции; • решение об утверждении результатов аукциона на предоставление права пользования участком недр на иных условиях, чем раздел продукции, осуществляемый в соответствии с Федеральным законом «О недрах» и о признании аукциона несостоявшимся в связи с отсутствием участников. Рассматриваемый специальный налоговый режим предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством о налогах и сборах, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашений. Однако ряд налогов и сборов, которые предусмотрены в гл. 264 НК РФ «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции» сохраняется. При выполнении соглашения, предусмотренного условиями раздела произведенной продукции в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона «О соглашении о разделе продукции», инвестор уплачивает следующие налоги и сборы: • налог на добавленную стоимость; • налог на прибыль организаций; • страховые взносы; • налог на добычу полезных ископаемых; • платежи за пользование природными ресурсами; • плату за негативное воздействие на окружающую среду; • плату за пользование водными объектами; • государственную пошлину; • таможенные сборы; • земельный налог; • акциз. При выполнении соглашений о разделе продукции, предусматривающих раздел продукции в соответствии с п. 2 ст. 8 Федерального закона «О соглашении о разделе продукции», инвестор уплачивает следующие налоги и сборы: • налог на добавленную стоимость; • государственную пошлину; • страховые взносы; • таможенные сборы; • плату за негативное воздействие на окружающую среду. Инвестор освобождается от уплаты региональных и местных налогов и сборов в соответствии с НК РФ по решению соответствующего органа власти субъекта Федерации или представительного органа местного самоуправления. В случае если региональным и местным законодательством не предусмотрено освобождение инвесторов от региональных или местных налогов и сборов, часть прибыльной продукции, являющейся долей инвестора по условиям СРП, подлежит увеличению за счет соответствующего уменьшения доли государства, причем расчет этой суммы осуществляется с учетом ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в истекшем периоде. В ряде случаев, когда ввозимые на территорию РФ товары используются для выполнения работ по соглашению о разделе продукции, предусмотренных программами работ и сметами расходов, они освобождаются от уплаты таможенной пошлины, так же как и произведенная в соответствии с условиями соглашения вывозимая с таможенной территории РФ продукция. Налогоплательщиками при применении рассматриваемого налогового режима являются организации — инвесторы соглашения о разделе продукции, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». Налог на прибыль уплачивается инвестором в общем порядке по ставке, действующей на дату подписания СРП, с учетом следующих особенностей: • объектом налогообложения является стоимость части прибыльной продукции, принадлежащей инвестору по условиям СРП - уплата налога на прибыль инвестора при выполнении работ по СРП производится обособленно от уплаты налога на прибыль по другим видам деятельности; • налог на прибыль вносится в бюджет субъекта РФ, на территории которого расположен представляемый в пользование участок недр, независимо от места регистрации плательщика; • по согласованию сторон налог на прибыль уплачивается инвестором в натуральной или стоимостной форме. При исчислении НДС при реализации инвестором принадлежащей ему в соответствии с условиями СРП произведенной продукции из подлежащих взносов в бюджет в соответствующем периоде сумм указанного налога вычитаются все суммы НДС, уплаченные инвестором в этом периоде по приобретенным им для выполнения обязательств товарно-материальным ценностям, а также работам и услугам. Разница, возникающая в случае превышения сумм указанного налога, уплаченного инвестором поставщикам, над суммами, исчисленными при реализации произведенной продукции, являющейся собственностью инвестора, подлежит возмещению инвестору исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в соответствующем истекшем периоде. Обороты между инвестором и оператором по безвозмездной передаче товарно-материальных ценностей, необходимых для выполнения работ по соглашению, а также операции по передаче денежных средств, необходимых для их финансирования в соответствии с утвержденной сметой, освобождаются от НДС. В качестве таких операторов могут выступать созданные инвестором для этих целей на территории РФ филиалы или юридические лица, а также иностранные компании. Существенные особенности имеют определение налоговой базы, исчисление и уплата налога на добычу полезных ископаемых. Налоговая база определяется отдельно по каждому соглашению о разделе продукции. Налоговая ставка при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазокондексатных месторождений составляет 340 руб. за тонну. При этом указанная ставка (величина ставки может меняться) применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть. Данный коэффициент ежемесячно определяется налогоплательщиком по формуле К=(Ц- 15) х Р: 261, где Ц — средний за налоговый период уровень пен нефти сырой марки «Юралс» в долларах США за один баррель; Р — среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого ЦБ РФ. Средний за налоговый период уровень цен сырой нефти марки «Юралс» определяется как сумма средних арифметических цен покупки и продажи на мировых рынках нефтяного сырья за все дни торгов, деленная на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде. Сумма налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и исчисляемой с учетом коэффициента К ивеличины налоговой базы. При выполнении соглашений о разделе продукции налоговые ставки, устанавливаемые для расчета НДПИ в обычных условиях, при добыче полезных ископаемых, за исключением нефти и газового конденсата, применяются с коэффициентом 0,5. Налоговая ставка, устанавливаемая для нефти и газового конденсата, применяется с коэффициентом 0,5 до достижения предельного уровня коммерческой добычи нефти и газового конденсата, который может быть установлен соглашением. При достижении предельного уровня добычи нефти и газового конденсата, установленного соглашением, применяется ставка 1, которая не изменяется в течение всего срока действия соглашения.
Пример 6.22 Организация осуществляет добычу нефти в рамках реализации соглашения о разделе продукции. В июне 2005 г. было добыто 10 т нефти. Средний за налоговый период уровень цен нефти сорта «Юралс» в долларах США составил 50,94 за 1 баррель, среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю, устанавливаемого ЦБ РФ, — 28,5045 руб. за 1 долл. США. При этом организацией не достигнут предельный уровень коммерческой добычи нефти, установленный в соглашении. Необходимо рассчитать сумму налога на добычу полезных ископаемых, подлежащую уплате за налоговый период. Решение Согласно п. 3 ст. 34637 НК РФ налоговая база при добыче нефти определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. Соответственно, налоговую базу будут составлять 10 т нефти. Согласно п. 5 ст. 34637 НК РФ налоговая ставка составляет 340 руб. за тонну. Эта ставка применяется с коэффициенте Кц, который равняется (50,94 - 15) х 28,5045: 261 = 4,8571. В данном случае налоговая ставка применяется с коэффициентом 0,5 до достижения предельного уровня коммерческой добычи нефти, который установлен соглашением. Сумма налога: 340 х 10 х 4,8571 х 0,5 = 8257,07 руб. за июнь, так как налоговый период по НДПИ равняется одному месяцу.
За пользование недрами инвестор уплачивает государству разовые, ежегодные и регулярные платежи. Разовые платежи (бонусы) уплачиваются при заключении СРП и (или) по достижении определенного результата. Ежегодные платежи (рентам) уплачиваются за проведение поисковых и разведочных работ, за единицу площади использованного участка недр в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности указанных работ, степени геологической изученности участка недр и степени риска. Регулярные платежи (роялти) рассчитываются в процентном отношении от объема добычи минерального сырья или стоимости произведенной продукции и уплачиваются инвестором в денежной форме или в виде части добытого минерального сырья. По налогам, которые уплачивают налогоплательщики при выполнении СРП, в налоговые органы по месту нахождения участков недр, предоставленных в пользование, необходимо представлять налоговые декларации по каждому налогу и по каждому соглашению отдельно от другой деятельности. В том случае, если участки недр находятся на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ, налоговые декларации представляются по месту нахождения налогоплательщиков. Формы налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждаются Министерством финансов РФ. Кроме налоговых деклараций, налогоплательщики должны представить в указанные налоговые органы не позднее 31 декабря года, предшествующего планируемому, утвержденные в порядке, установленном соглашением, программу работ и смету расходов по соглашению на следующий год. В случае внесения изменений и (или) дополнений в программу работ и смету расходов, налогоплательщик обязан представить указанные изменения и (или) дополнения в срок не позднее 10 дней с даты их утверждения в установленном соглашением порядке. Такое особенное требование к налогоплательщикам связано с необходимостью тщательного контроля за экономической оправданностью расходов в целях исключения их завышения для увеличения доли компенсационной продукции, что соответственно снижает долю прибыльной продукции, которая делится между инвестором и российской стороной, — такое положение в настоящее время имеет место практически по всем заклю ченным соглашениям и является причиной серьезных международных конфликтов. Налогоплательщики подлежат постановке на учет по месту нахождения участков недр, предоставленных им в пользование, за исключением случаев, когда эти участки недр находятся на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ (тогда налогоплательщики встают на учет по месту своего нахождения). В случае если в качестве инвестора по СРП выступает объединение организаций, не имеющее статуса юридического лица, то постановке на учет подлежат все организации, входящие в состав объединения. Форма свидетельства о постановке на учет в налоговом органе инвестора по соглашению в качестве налогоплательщика, осуществляющего деятельность по СРП, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (региональные налоговые инспекции). Особенности налогообложения инвесторов СРП вызвали необходимость выработки особых способов контроля за их деятельностью и полнотой выполнения обязательств перед российской стороной. Выездной налоговой проверкой может быть охвачен любой период времени в течение срока действия СРП начиная с года вступления соглашения в силу. Инвестор обязан хранить первичные документы, связанные с исчислением налоговой базы и уплатой налогов в течение всего срока действия соглашения. Выездная налоговая проверка может длиться шесть месяцев, но не превышать этот срок, кроме случаев, когда организация имеет филиалы или представительства, — тогда налоговая проверка может быть продлена на один месяц для проверки каждого филиала или представительства. Выводы Поступления налога, непосредственно связанного с разделом продукции, пока крайне незначительны: от этих соглашений в основном поступают роялти и бонусы. Главным недостатком действующей системы раздела продукции оказался сам принцип раздела, когда делится только прибыльная продукция, т.е. инвестор имеет право на компенсацию своих затрат. Как показала практика, в стремлении увеличить указанные затраты все инвесторы подписанных соглашений оказались единодушны. В результате роста затрат инвестора прибыльной продукции в нормативные сроки не оказалось. Контрольные вопросы 1. Кто признается инвестором по СРП? 2. Как определяется понятие «продукция» при определении налоговой базы по налогам, уплачиваемым инвесторами СРП? 3. Чем отличается понятие «продукция» от понятия «произведенная продукция» в налоговом законодательстве по выполнению СРП? 4. Что такое раздел продукции? 5. Как делится прибыльная продукция между инвестором и государством, представляющим в пользование участки недр? 6. В чем особенность понятия «компенсационная продукция», чем оно отличается от понятия «расходы налогоплательщика»? 7. Какие налоги уплачивают инвесторы СРП? 8. Какие особенности имеет расчет налоговой базы по налогу на прибыль в условиях выполнения СРП? 9. Как уплачивается НДС при выполнении СРП? 10.Каковы особенности уплаты НДПИ в условиях СРП? 11.Каков порядок регистрации налогоплательщиков — инвесторов СРП? 12. Каковы сроки проведения выездных налоговых проверок по СРП?
9.3 Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) взимается в соответствии с гл. 26.3 НК Ф и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения (г. Москва и г. Санкт-Петербург) и применяется наряду с общей системой налогообложения. Вмененный доход — это потенциально возможный доход налогоплательщика ЕНВД, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета ЕНВД по установленной ставке. Необходимо отметить, что если организация или индивидуальный предприниматель занимаются деятельностью, которая переведена на ЕНВД, то они обязаны его уплачивать и не вправе отказаться от такой обязанности. Практика показывает, что ЕНВД уплачивает значительная часть малых предприятий. Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся теми видами деятельности, которые указаны в п. 2 ст. 34626 НК РФ, в том числе: 1) оказание бытовых услуг в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, в том числе: —ремонт обуви и изделий из меха; —ремонт металлоизделий; —ремонт одежды; —ремонт часов и ювелирных изделий; —ремонт и обслуживание бытовой техники, компьютеров, оргтехники; —услуги прачечных, химчисток, фотоателье; —услуги по чистке обуви; —парикмахерские услуги и др.; 2)оказание ветеринарных услуг; 3)оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств; 4)оказание услуг по предоставлению во временное владение (пользование) мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках (за исключением штрафных автостоянок); 5) оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями. При этом ЕНВД уплачивают только те предприятия и индивидуальные предприниматели, которые используют для перевозок не более 20 транспортных средств для оказания указанных услуг; 6) розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли; 7)оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслу живания не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания; 8) распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций; размещение рекламы на транспортных средствах и ряд других видов деятельности. При переходе на ЕНВД организаций предусматривается их освобождение от уплаты таких налогов, как: 1)налог на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом); 2)налог на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом); 3)НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. При переходе на ЕНВД индивидуальных предпринимателей предусматривается их освобождение от уплаты: 1)налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом); 2)налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом); 3) НДС (аналогично п. 3 в отношении организаций). В случае осуществления налогоплательщиками наряду с предпринимательской деятельностью, облагаемой ЕНВД, иных видов предпринимательской деятельности, налоги и сборы в отношении последней исчисляются и уплачиваются налогоплательщиками в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными НК РФ. В течение пяти дней с начала осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, организации и индивидуальные предприниматели обязаны подать в налоговый орган заявление о постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога. В течение пяти дней с момента получения вышеуказанного заявления налоговый орган, осуществивший постановку на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика ЕНВД, выдает последним уведомление о постановке на учет в качестве налогоплательщика единого налога. При прекращении организацией (индивидуальным предпринимателем) предпринимательской деятельности, подлежащей обложению единым налогом, налогоплательщики подают в налоговый орган по месту учета соответствующее заявление в течение пяти дней со дня прекращения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом. Налоговый орган в течение пяти дней со дня получения от налогоплательщика указанного заявления направляет ему уведомление о снятии с учета в качестве налогоплательщика ЕНВД.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1059; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |