КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Материнская часть плаценты образуется за счет основной отпадающей оболочки (части) миометрия 3 страница
Задача 61. На препарате материнская часть планцеты, в слизистой оболочке которой расположены крупные клетки со светлой цитоплазмой и округлым ядром. Как называются эти клетки и какую функцию они выполняют? Задача 62. «Человек родился в рубашке». О какой «рубашке» говорится в пословице и каков источник развития эпителия, ее изнутри выстилающего? Задача 63. Клеточный материал эмбриобласта зародыша человека становится двуслойным. Какой механизм образования слоев, стадия эмбриогенеза, возраст зародыша? положение дополнялось виталистическим взглядом о том, что ма- тёриал материнского зачатка приобретает форму будущего организма под влиянием нематериальных сил — «энтелехий», заложенных в семени отца. Виталистический взгляд Аристотеля в XVII веке был возрожден У. Гарвеем (1578—1657), предложившим и термин «эпигенез». У. Гарвей выдвинул принцип «все из яйца». Причем у животных, у которых ему не удалось обнаружить яиц, он допускал их зарождение из «разлагающихся веществ». Однако, в обеих этих интерпретациях теория эпигенеза успеха не имела, и во второй половине XVII и в первой половине XVIII века господствовала теория преформизма. Теория преформизма вновь возродилась во второй половине XVIII века в связи с распространением учения о всемирном тяго-. тении и влиянии его на мир химических и биологических процессов. Обоснование эпигенезу дал К. Ф. Вольф (1733—1794). Он утверждал, что лишь в результате поступления извне питательных соков в зачатке образуются клетки и сосуды, из которых затем формируются органы будущего зародыша. К. Ф. Вольф ссылался на наличие «существенной силы», которая обуславливает наступление и продвижение питательных веществ, необходимых для образования частей зародыша. Борьба теорий преформизма и эпигенеза стала особенно ожесточенной в конце XIX века в связи с развитием экспериментальной эмбриологии и, так называемой механики развития, претендовавших на каузальное объяснение онтогенеза. Однако, в те времена речь шла уже не о наличии в зачатковых клетках готового миниатюрного зародыша, а о химических и морфологических структурах, предопределяющих развитие организма. Эти положения дополнялись виталистическим взглядом о том, что материал материнского зачатка приобретает форму будущего организма под влиянием нематериальных сил — «энтелехий», заложенных в семени отца. Полемика между сторонниками эпигенеза и преформизма велась также вокруг проблемы соотношения внутренних и внешних факторов наследственности в эволюции. Представители эпигенеза пытались обосновать свои взгляды с ссылкой на явления наследования приобретенных признаков, на возможность влияния внешней среды на онто- и филогенез, т. е. опирались на различные ламарк- систские теории. Однако, многочисленные попытки подтвердить эти представления экспериментально оказались безуспешными. Вместе с тем успехи молекулярной биологии и генетики во второй половине XX столетия доказали наличие в зачатковых клетках предетермированных химических и биологических структур (молекул ДНК), которые определяют воспроизведение основных видов и индивидуальных особенностей развивающегося организма. СОВРЕМЕННАЯ ЭМБРИОЛОГИЯ Ставит своей задачей выявление движущих сил эмбрионального формообразования, вскрытие генетических и цитологических основ, клеточной, тканевой и органной дифференцировки. В 20—40 годы XX века большую роль в развитии эмбриологии сыграли работы Г. Шпемана и его школы по изучению влияния одних частей зародыша на другие; были выведены понятия «индуктор», «организатор». Д. П. Филатов (1876—1943) и другие советские исследователи развили учение Г. Шпемана и внесли в него существенные поправки. Д. П. Филатов связал экспериментальную эмбриологию с эволюционным учением и сформулировал понятие о формообразовательном аппарате, т. е. тех частей зародыша, взаимодействие которых приводит к осуществлению определенных этапов развития. Советские ученые сделали существенный вклад и в понимание закономерностей индивидуального развития. Н. И. Кольцов впервые произвел попытку синтеза эмбриологии и генетики. -П. Г. Светлов предложил оригинальный вариант теории «критических периодов» в развитии организма. Б. П. Токин начал исследование соматического эмбриогенеза, т. е. изучение развития организмов из соматических клеток. В настоящее время процесс развития понимается как реализация тех возможностей, которые заложены в «наследственном коде» половых клеток. Хотя для осуществления этих процессов развития необходимо наличие определенных условий среды, они йеизменно реализуются путем самодифференцировки на основе тех видоспецифических закономерностей, которые были исторически «выработаны и закреплены на протяжении эволюции органического мира. ПОЛОВЫЕ КЛЕТКИ ИЛИ ГАМЕТЫ
Сперматозоиды позвоночных имеют жгутиковую форму и обладают способностью к активному движению. В них различают головку, шейку, тело и хвост. Головка сперматозоида содержит плотное ядро, окруженное тонким слоем цитоплазмы. В ядре содержится гаплоидный набор хромосом, содержащих ДНК, РНК» протамины, гистоны. Сверху головка сперматозоида покрыта чехликом, в котором располагается плотная гранула — акросома. Чехлик и акросома являются производными пластинчатого комплекса Гольджи. Акросома содержит фермент гиалуронидазу, способную растворять оболочки, покрывающие яйцеклетки.
Задача 64. В наружном листке зародышевого щитка определяется координированное перемещение клеточных масс в каудальном направлении? Какая структура при этом образуется, на такой неделе развития? Как называется эта стадия эмбриогенеза? Задача 65. У зародыша человека началась закладка осевых органов. Каков возраст зародыша? Задача 66. У эмбриона человека определяется 7 пар сомитов. Каков возраст эмбриона? Задача 67. В зародыше человека регистрируется процесс обособления его тела от провизорных органов. Образование какой структуры приводит к этому и каков возраст зародыша? Задача 68. При развитии человека образуется желточный мешок, который не содержит желтка. Какую функцию выполняет этот орган? Задача 69. На серийных поперечных срезах зародыша человека обнаруживается замыкание нервной трубки на всем протяжении, исключая невропор. Какой неделе развития соответствует данное состояние? Задача 70. Инъекция мочи беременной женщины неполовозрелым мышам вызывает у последних бурное созревание фолликулов яичника (ранний клинический тест на выявление беременности). Какое вещество, содержащееся в моче, определяет данный гонадотропный эффект и где оно синтезируется? Задача 71. Дифференцировка эпителия в культуре возможна лишь в присутствии мезенхимы. Пересадка спинной губы бластопора стимулирует развитие нервной трубки в прилежащей эктодерме. Какой механизм развития демонстрирует эти примеры? Задача 72. Ребенок первых месяцев жизни обладает толерантностью к ряду инфекционных болезней. Чем определяется иммунитет новорожденного? Дополнительная литература 1. Токин Б. П. Общая эмбриология М., Высшая школа. 1977 г. 2. Бодемер. Современная эмбриология. М., «Мир». 1971 г. 3. Кнорре А. Г. Эмбриональный гистогенез. Л. «Медицина», 1971 г. 4. Кнорре А. Г. Краткий очерк эмбриологии человека. Л., «Медицина»,. 1963 г. 5. Пэттэн Б. М. Эмбриология человека. М., «Медицина», 1959 г. 6. Волкова О. В., Тарабрин С. Б. Эмбриогенез человека и его регуляция. М., Изд-во 2 МОЛГМИ, 1973 г. 7. Волкова О. В., Пекарский М. И. Эмбриогенез и возрастная гистология внутренних органов человека. М., «Медицина». 1976 г. 8. Фалин Л. И. Эмбриология человека. Атлас. М., «Медицина», 1976 г. 9. Субботин М. Я., Донских Н. В. Гистофизиология и гистопатология внезародышевых органов человека и млекопитающих. Новосибирск, 1975 г. 10. Субботин М. Я. Лекции по эмбриологии. Новосибирск, 1977 г. 11. Гармашева Н. Л., Константинова Н. Н. Введение в перинатальную медицину. М., «Медицина», 1978 г. 12. Мучиев Г. С., Фроленко О. Г. Охрана здоровья плода и новорожденного в СССР. М., «Медицина», 1979 г. 13. Браун Д., Диксон Г. Антенатальная охрана плода. М., «Медицина», 1982 г. 14. Хэм А., Кормак Д. Гистология. Изд. «Мир», 1983, т. 5. 15. Брусиловский А. И. Развитие, строение и функции плаценты человека. Симферополь, 1986 г. Шейка сперматозоида содержит проксимальную центриоль, играющую важную роль в делении оплодотворенного яйца, и дистальную, от которой отходит осевая нить, проходящая через тело и хвост. Тело сперматозоида содержит митохондрии, которые по спирали окружают осевую нить, а также вторую половину дистальной центриоли. В теле находятся запасы гликогена.
Рис. 1. Строение сперматозоида. 1—головка; 2 — шейка; 3 — хвост; 4 — акросома, 5 — ядро;.6 дистальная центриоля; 7 — проксимальная центриоля; 8 — митохондрии; 9 дипломакро-фибриллы центральные и периферические Хвост сперматозоида содержит осевую нить, которая окружена небольшим количеством цитоплазмы, содержащей фермент адено зинтрифосфатазу. Скорость движения сперматозоида 2—3 мм в минуту (рис. 1). Женская половая клетка — яйцеклетка — имеет округлую форму и не обладает способностью к самостоятельному движению. Яйцеклетка содержит крупное ядро с гаплоидным набором хромосом, ядрышко и ооплазму, в которой располагается питательный материал в виде желтка. Величина яйцеклетки зависит от количества отложенного в ооплазме желтка. Размеры яйцеклеток млекопитающих имеют диаметр 50—150 микрометров. Яйцеклетка содержит слаборазвитую цитоплазматическую сеть, митохондрии, пластинчатый комплекс Гольджи. В зрелой яйцеклетке отсутствует центросома. По периферии располагаются кортикальные гранулы, содержащие кислые мукополи- сахариды. Яйцеклетка покрыта первичной оболочкой, которая образуется путем затвердения наружного слоя цитоплазмы в ходе оогенеза, и вторичной оболочки, образованной фолликулярными клетками и называемой блестящей оболочкой. Ее наружная часть, состоящая из кислых мукополисахаридов, секретируется фолликулярными клетками. Внутренняя зона, состоящая из нейтральных мукополисахаридов, образуется ооцитом. Фолликулярные клетки выполняют трофическую функцию, доставляя в яйцеклетку питательные вещества. ТИПЫ ЯЙЦЕКЛЕТОК Классификация яйцеклеток основана на количестве и распределении желтка, содержащегося в ооплазме. Желток — совокупность включений, состоящих из питательных веществ. Яйцеклетки с небольшим количеством желтка, распределенном равномерно по всей цитоплазме, называются изолецитальными. Они характерны для ланцетника и морских ежей (рис. 2а). Яйцеклетки со средним количеством желтка; распределенном на нижнем вегетативном полюсе яйца, называются умеренно тело- лецитальными. Цитоплазма концентрируется на верхнем анималь- ном полюсе. Такие яйцеклетки характерны для амфибий (рис. 26). Яйцеклетка, содержащая большое количество желтка, заполняющего почти всю яйцеклетку, называется резко телолецитальной. Примером являются яйцеклетки акуловых, костистых рыб, пресмыкающихся, птиц и яйцекладущих млекопитающих (ехидна, утконос). У млекопитающих и человека в связи с внутриутробным развитием и питанием зародыша за счет материнского организма, яйцеклетка в процессе эволюции стала изолецитальной, возникнув из телолецитальной. Такие яйцеклетки, называются вторично х изолецитальными.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 976; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |