Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобализация экономики как основа трансформации функций государства 1 страница




В современных условиях экономические функции государства не могут не претерпевать определенных изменений. Это в первую очередь связано с таким явлением, как глобализация, которая находит свое выражение в усилении открытости и взаимовлияния национальных экономик. Такое усиление происходит благодаря широкому распространению научно-технического прогресса через развитие коммуникационных, транспортных и информационных технологий, связывающих производителя и потребителя, позволяющих управлять крупными международными комплексами из единого центра, ускоряющих переливы капитала и миграцию людей. В этих условиях функции государства по регулированию экономики меняются. И в первую очередь они трансформируются под влиянием изменений в характере взаимосвязей производителей.

Как известно, первоначально процесс интернационализации хозяйственной жизни был связан с международным движением товаров и услуг. Экономические связи между странами были не столь глубокими. Однако постепенно менялся сам объект мирохозяйственного общения - от простейших форм (единичный товар) до сложнейших комбинаций (товар-группа) и появления высших товарных форм: товара-объекта и товара-программы[15]. В результате межотраслевую торговлю стала вытеснять внутриотраслевая торговля, основанная на внутриотраслевой специализации отдельных стран. Интернационализация обмена была оттеснена интернационализацией производства, институциональной формой которой стали выступать транснациональные корпорации (ТНК).

В более позднее время одним из направлений внутриотраслевой специализации становится предметная специализация, которая предполагает сосредоточение выпуска определенных видов продукции данной отрасли в той или иной стране. В частности, в настоящее время существует специализация крупных фирм США, Великобритании, ФРГ, Японии по некоторым видам оборудования, синтетических материалов и т.п.

Более тесные связи между производителями разных стран возникают на базе подетальной специализации, представляющей собой специализацию заводов отдельной страны на выпуске комплектующих изделий, узлов или деталей, не имеющих самостоятельного применения, а использующихся в качестве частей конечного продукта. Такого рода международная специализация получила развитие при производстве продукции массовых видов: автомобилей, тракторов, радио-, телеаппаратуры и др. Так, например, доля комплектующих изделий в экспорте продукции машиностроения США, Великобритании и Франции в среднем выросла за последние 20 лет с 40 до 50%. Весьма высока доля комплектующих изделий в экспорте малых развитых стран Европы.

Получает определенное развитие и технологическая специализация, в ходе которой предприятия специализируются не на производстве изделий, а на выполнении определенных видов работ. К этому виду специализации относится изготовление поковок, литья, штамповок, заготовок и т.п. не только на внутренний, но и на внешний рынок.

Развитие международной специализации производства сопровождается развитием международной кооперации. Особенно усилился этот процесс в условиях подетальной и технологической специализации. Именно эти виды специализации требуют установления более тесного контакта между производителями деталей, узлов или полупродуктов. При этом в условиях усложнения современной продукции международная кооперация выходит за рамки отдельных стран и превращается в кооперацию между странами и между отраслями. Например, при изготовлении такой сложной продукции, как самолеты, суда, локомотивы, автомобили и т.д., используются десятки тысяч различных деталей и узлов, причем выпускаемых в различных отраслях - не только в автомобилестроении или авиастроении, но и в резинотехнической, электронной, химической и других отраслях.

Наибольшее распространение за последние годы получило подрядное кооперирование, которое предполагает, что одна из сторон соглашения дает другой стороне заказ на выполнение определенной работы на основе обусловленных требований, включая объемы и сроки поставок, их качество и т.п. Например, крупные американские и западноевропейские автомобильные концерны «Форд», «Дженерал моторc», «Рено», «ФИАТ» закупают 40-45% комплектующих изделий и материалов у фирм-субпоставщиков, а у японских концернов «Тойота» и «Нисан» закупки у субподрядчиков составляют 60-65% стоимости автомобиля.

В этих условиях отношения между производителями строятся не на основе обычных договоров купли-продажи, а на основе долгосрочных контрактов, в которых устанавливается порядок определения объемов поставки кооперируемой продукции, цен на нее и т.д. Важным элементом договоров становится обеспечение ритмичности поставок, установление санкций за нарушение сроков поставок.

Кооперирование между фирмами разных стран развивается не только в сфере производства, но и в области научных исследований и опытно-конструкторских разработок, проектирования и сооружения объектов, в сфере сбыта, оказания услуг и др.

В настоящее время специализация и кооперирование охватывают все большее число стран - как развитых, так и развивающихся. Это в свою очередь означает усиление зависимости разных стран, когда их нормальное развитие и функционирование уже невозможно без учета внешнего фактора.

Сложившаяся ситуация потребовала решительных шагов со стороны национальных правительств по либерализации движения капитала, снятия барьеров для обеспечения свободного межстранового передвижения товаров и услуг. Принятые меры по либерализации движения капитала, товаров и услуг между странами, с одной стороны, обеспечили возможность продуктивного функционирования национальных хозяйствующих субъектов на международном уровне, а с другой - создали почву для выхода международного капитала на качественно новый уровень.

Активная экспансия ТНК и быстрый рост международного товарооборота требовали соответствующего расширения кредитных ресурсов и легкого доступа к ним в любой точке мирового экономического пространства. Поэтому для современной мировой экономики характерно значительное ускорение движения капитала. Это объясняет, почему в условиях глобализации происходит стремительный рост финансовых рынков (валютных, кредитных, фондовых), когда они приобретают все более самостоятельное и самодовлеющее значение, отрываясь от собственно сферы производства и торговли.

Благодаря компьютерным технологиям, новым видам платежных систем и связи финансовые ресурсы перемещаются со скоростью света из одной точки земного шара в другую. Сегодня товарообмен в мировой торговле не просто дополнился капиталообменом, он уже уступил место совокупному объему потоков денег и капитала, сделкам на международном финансовом рынке. Широкое распространение получило такое явление, как финансовая глобализация.

В настоящее время финансовая глобализация, с одной стороны, означает сближение, сходимость и идентичность цен и качества на определенный финансовый продукт. Благодаря новейшим информационно-коммуникационным технологиям происходит фактическое размывание границ между национальными финансовыми рынками. В результате значительно укрепляются связи между отдельными сегментами мирового рынка и национальными рынками денег и капитала. Появляется возможность оценивать эффективность капиталовложений в пределах всей международной экономики, сопоставлять их перспективы одновременно в десятках стран и многих видах бизнеса. В условиях, когда соотношение спроса и предложения на капиталы формируется на наднациональном уровне, появляются гораздо лучшие возможности для использования инвестиций.

С другой стороны, мировой финансовый рынок все более тяготеет к установлению абсолютной монополии. Если еще несколько лет назад основной целью финансовых рынков было обеспечение функционирования реального сектора экономики, то в последние годы мировой финансовый рынок стал проявлять самодостаточность.

Перемещение денег только между наиболее развитыми странами мира превышает 500 млрд долл. США в день. В 2000 г. общий объем финансовых потоков во всем мире приблизился к 180 трлн долл. США. Международный оборот на рынке торговли валютой приближается к 1,7 трлн долл. США в день[16].

В этих условиях появляются огромные массы денег, циркулирующих на наднациональном уровне. Это так называемые быстрые капиталы или горячие деньги, существующие в виде: краткосрочных банковских кредитов; портфельных инвестиций в акции; краткосрочных вложений в ценные бумаги компаний (облигации, векселя).

Эти «горячие деньги», вложенные на короткий срок (иногда на сутки или даже на несколько часов), курсирующие в больших масштабах между странами, слабо поддаются точной статистической оценке. Но, во всяком случае, они в 2,5-3 раза больше по объему, чем долгосрочные формы движения капитала.

Появление феномена «быстрых денег» стало также возможным в связи с изменениями в самой природе капиталовложений. Сегодня наряду с традиционными формами инвестирования (прямые и портфельные) все более отчетливо проявляется деление форм инвестирования на две основные. Это стратегическое инвестирование, когда приобретаются ценные бумаги, которые обеспечивают контроль или, по крайней мере, участие в принятии решений в компании. В этом случае стратегический инвестор может быть не очень озабочен быстрым ростом рыночной цены.

В то же время появляется такая форма, как тактическое инвестирование. В этом случае ценные бумаги покупаются с целью продажи, когда рыночная цена на них повысится. Их объектом чаще всего выступают ценные бумаги в тех районах мира, где курсы быстро растут. Наплыв тактических инвестиций в эти районы еще больше подталкивает курсы ценных бумаг вверх, и они далеко отрываются от тех реальных активов, которые за ними стоят. Происходит «перегрев» местного финансового рынка, что может привести к финансовым потрясениям. Тактическому инвестору безразлично, покупает он ценные бумаги машиностроительного комбината или мебельной фабрики. Его цель одна - приобрести фондовые активы, которые быстро растут в цене. Поэтому цель тактических инвесторов откровенно спекулятивная.

По оценкам «Harvard Business Review» сегодня на каждый доллар США, обращающийся в реальном секторе мировой экономики, приходится по 50 долл. США в финансовой сфере. Общий объем мирового рынка вторичных ценных бумаг приближается к 100 трлн долл. США, а годовой оборот финансовых трансакций достиг полуквадриллиона долл. США. В конце прошлого столетия только 1-2% от общей суммы мирового оборота валютных средств было связано с торговлей и прямыми иностранными инвестициями, а 98% приходилось на спекуляцию и краткосрочные капиталовложения. Если в 1970 г. официальные валютные резервы в мире составляли 10-15% от общего объема оборота валютных рынков, то в конце 1990-х гг. этот показатель оказался уже менее 1%.

При любых признаках нестабильности «быстрые капиталы» покидают объекты инвестирования также быстро, как и приобретаются при ажиотажном спросе. В результате масштабные переливы денег на международном уровне способствуют дестабилизации экономики стран и даже целых регионов, приводят к острейшим финансовым кризисам.

Отмена жесткого контроля над процентными ставками, обменными валютными операциями, количественных ограничений кредитных операций банков привели к резкому возрастанию числа и объема финансовых спекуляций. У финансового капитала появилось много новых возможностей для самовозрастания, минуя сферу производства.

Это и наличие офшорных зон - так называемых налоговых оазисов, где капиталы надежно защищены извне и где они могут многократно прокручиваться. Это и втягивание в зону финансовых спекуляций средств социальных фондов (пенсионных, фонда социального страхования и др.). Это и появление новых институциональных инвесторов, в число которых входят страховые, трастовые, фондовые, инвестиционные компании, пенсионные, взаимные, хеджинговые и другие фонды. И, наконец, появление в 1970-1980-е гг. новых финансовых инструментов и операций (в виде фьючерсов, опционов и др.), дающих прекрасную возможность для безграничных финансовых манипуляций. В результате экономическая глобализация все больше стала приобретать форму финансовой глобализации, подрывая основы национальных денежно-финансовых систем, что наглядно сначала показал финансовый кризис, начавшийся в Юго-Восточной Азии осенью 1997 г., а потом - мировой финансовый кризис 2008 г.

Таким образом, можно говорить о том, что главной характерной чертой развития мировой экономики сегодня стала максимальная интеграция хозяйственной жизни отдельных, прежде всего промышленно развитых, стран. На современном этапе глобализация приобрела черты основополагающего фактора, который отражает процесс растущих взаимосвязей между регионами, влияет на состояние и перспективы развития всего комплекса мирохозяйственных связей, а также на пути решения проблем реформирования и создания современной архитектуры международной валютно-финансовой системы. Глобализация экономики сопровождается ростом взаимозависимости национальных финансовых рынков, вторичных финансовых рынков, увеличением спекулятивных валютных потоков между государствами, что ограничивает возможность формирования макроэкономической политики на национальных уровнях.

В этих условиях происходит кардинальное усложнение структуры субъектов (акторов) мировой экономики. На мировой арене наряду с национальными государствами и преимущественно национальными по сфере своей деятельности компаниями активно действуют ТНК и транснациональные банки, международные экономические организации, региональные организации, в том числе интеграционные объединения, а также неправительственные организации.

В целом глобализация - это качественно новое состояние экономики. Это не просто очередная стадия в развитии интернационализации хозяйственной жизни, а качественно новый этап развития всемирного хозяйства. В условиях глобализации национальное и наднациональное как бы меняются местами. Если раньше главную роль в международных связях играли национальные отношения, поскольку международные отношения рассматривались в качестве естественного продолжения тех тенденций и отношений, которые складывались внутри страны, то сегодня картина принципиально изменилась. Сегодня всемирные экономические отношения все больше приобретают роль ведущих, определяющих, тогда как внутристрановые отношения даже самых крупных стран вынуждены приспосабливаться к реалиям глобальной экономики.

Экономическая глобализация в отличие от интернационализации означает формирование единых «правил игры» для каждого национального капитала, которые устанавливаются международными экономическими структурами. И ни один национальный капитал не может их игнорировать, поскольку глобализация экономики предполагает подчинение данным правилам всех участников экономических взаимосвязей.

Стремление капитала выйти за национальные границы и беспрепятственно перемещаться в межстрановом пространстве усиливает давление на национальные правительства, заставляя их заключать международные соглашения по снятию наиболее существенных ограничений для такого передвижения капитала. Национальным правительствам в свою очередь трудно противостоять такому давлению. Идя на уступки крупному капиталу, национальное правительство лишается традиционных рычагов воздействия на общественные процессы внутри страны, постепенно теряет контроль над социально-экономической и политической ситуацией в стране.

Выйдя из-под контроля национальных правительств и не встречая прежних препятствий с их стороны, международный капитал является инициатором формирования международных наднациональных финансовых организаций, которые поощряют подобные транснациональные финансовые переливы. Опираясь на экономическую мощь ТНК и международного финансового капитала, международные организации начинают диктовать свои условия и требования национальным государствам, повышая тем самым зависимость национальных экономик от решений и действий институтов наднационального масштаба. Данная ситуация неминуемо ведет к ослаблению реальной власти национальных государств и их прежней силы влияния на положение вещей как на государственном, так и на международном уровнях. Реальная же власть международных финансовых и экономических институтов возрастает. На национальном уровне сужается государственное регулирование экономики, а регулирование на уровне мирового хозяйства в интересах крупного капитала усиливается.

 

§2. Роль государства в условиях открытой экономики

Для глобализации характерным является ослабление регулирующей функции государства. За время существования рыночной экономики национальное государство выработало особые механизмы регулирования экономики, не позволяющие рынку разрушать социальную сферу, - обеспечивать развитие системы образования, здравоохранения, сохранять окружающую среду. В условиях глобализации происходит размывание некоторых регулирующих функций национальных государств, которые оказались уже не в состоянии в том виде, как и прежде, защищать национальную экономику. Современное государство оказалось не в состоянии регулировать те экономические и социальные процессы, которые вышли за национальные рамки и которые приобрели самостоятельный и самодовлеющий по отношению к национальным экономикам характер.

В этих условиях широкое распространение получили идеи рыночного фундаментализма, ориентированные на рынок как автоматический регулятор и принижающие роль национальных правительств. Все чаще стали высказываться идеи о том, что в современных условиях роль национальных государств должна ослабевать, большинство стран должно отказаться от национального суверенитета и ввести «ограниченный суверенитет». При этом некоторые авторы пытаются доказать, что национальные правительства себя изжили и являются пережитками прошлого. Так, например, К.Омаи отмечает, что «традиционные национальные государства превратились в неестественные, даже невозможные с точки зрения бизнеса единицы в глобальной экономике», а «прежняя картина мира...стала не более чем иллюзией»[17].

К. Омаи считает, что современные национальные государства становятся локальными единицами власти в формирующейся глобальной системе, в которой определяющую роль играют финансовые рынки и ТНК. На смену традиционным государствам приходят, по его мнению, так называемые региональные государства, естественные экономические зоны, естественность, масштабы которых формируются потребностями глобальной экономики.

В сегодняшнем мире без границ, пишет К. Омаи, «"невидимая рука" имеет радиус действия и силу, о которой Адам Смит мог только мечтать». При этом он добавляет, что национальное государство и «"невидимая рука" могут параллельно и одновременно сосуществовать только в том случае, если первое может контролировать и регулировать второе, чего в современных условиях не наблюдается»[18].

По мнению идеологов либеральной глобализации, в современных условиях существующие в большинстве стран формы и методы государственного регулирования являются главным препятствием на пути формирования и эффективного функционирования единой глобализированной экономики. Они считают, что сложившиеся мировые рынки могут действовать эффективно, если отсутствует их регулирование со стороны национальных государств. Поэтому национальные правительства должны отказаться от регулирования движения капиталов, должны ликвидировать все ограничения на иностранные инвестиции, отменить какие-либо субсидии для местной промышленности, предоставить иностранцам право покупки любых акций и ценных бумаг, включая акции банковской и телекоммуникационной систем. Государство должно также отказаться от импортных квот, снизить до минимума экспортные и импортные тарифы, максимально уменьшить налоги, сократить до минимума объем государственного сектора. Государство не должно также вмешиваться в решение социальных вопросов, поскольку согласование интересов богатых и бедных будет осуществляться автоматически, как результат действия стихийных рыночных сил.

Безусловно, сторонники неолиберальной модели глобализации не отрицают необходимости регулирования экономических процессов, которые все больше выходят за рамки отдельных национальных хозяйств. Однако, по их мнению, эту роль должны выполнять не национальные правительства, а глобальные компании либо наднациональные организации, вплоть до создания особого субъекта управления в виде «мирового правительства».

Так, например, предлагается, чтобы ТНК самостоятельно, независимо от национальных правительств, определяли меры воздействия на потенциально слабых партнеров, масштабы своей социальной ответственности и даже способы преодоления национальных, политических и культурных препятствий для свободного их продвижения на национальные рынки. При этом управление инвестициями, промышленностью, информацией и индивидуальными потребителями также должно перейти от национальных правительств к частным ТНК. К ним должно перейти и принятие политических решений, определяющих экономические аспекты развития.

Наднациональное регулирование международным бизнес-процессом должно быть передано международным организациям уровня ВТО и МВФ. При этом часть функций национальных правительств, как считают сторонники неолиберальной глобализации, могли бы взять на себя международные неправительственные организации. Это решение таких задач, как защита и обеспечение прав трудящихся в области гарантированного медицинского обслуживания, пенсионных услуг, условий труда, регулирование науки и образования, контроль за миграцией населения, решение экологических проблем.

Под воздействием этих взглядов в развитых странах на протяжении последних 10 лет происходило не столько свертывание экономических функций государства, сколько их изменение в сторону более активного участия в борьбе за мирохозяйственные позиции. Это нашло свое проявление в поддержке крупного транснационального капитала, а также отраслей, работающих на внутренний рынок, увеличении государственных инвестиций в наукоемкие технологии и на покупку новых технологий, привлечении высококвалифицированных специалистов со всего мира.

Однако попытки национальных правительств привлечь в свою страну иностранный капитал обернулись целым рядом негативных противоречий. Так, снижая налоги и социальные гарантии работникам в интересах ТНК, государство тем самым подорвало финансовую основу для решения своих собственных задач. Поскольку уменьшались налоги, уменьшался и бюджет, увеличивался его дефицит. В этих условиях государство опять было вынуждено уменьшать расходы, что вело к дальнейшему сокращению бюджета и возможностей государства по финансированию социальных и других расходов.

В условиях, когда главным хозяйствующим субъектом становятся ТНК, подрываются основы государственного регулирования экономики в его прежних формах. И это в первую очередь касается механизмов регулирования макроэкономического равновесия.

Как известно, до тех пор, пока бизнес был преимущественно национальным, он в основном ориентировался на национальный рынок. Ему было небезразлично, какая ситуация складывается в стране и каков уровень доходов большинства граждан, поскольку объем продаж его продукции и соответственно размер прибыли полностью определялись возможностями платежеспособного спроса населения.

На такой зависимости долгие годы строились теории макроэкономического равновесия, начиная от классиков политической экономии - А.Смита, Д.Рикардо, включая неоклассическую и кейнсианскую школу и заканчивая современными посткейнсианскими теориями. Считалось, что стоимость продукта, созданного в обществе, должна быть равна величине тех доходов, которые получают различные социальные группы и которые они готовы потратить на произведенный предпринимателями товар. Но даже если они отказываются от приобретения товаров, то должны работать стимулы, которые бы заинтересовывали их инвестировать эти средства в производство. Только таким образом можно обеспечить макроэкономическое равновесие и соответственно стабильность в обществе. В условиях, когда главную роль в экономике начинают играть ТНК, и не просто ТНК, а глобальные сети, созданные этими ТНК, которые в то же время включают основную массу национальных мелких и средних предприятий, картина принципиально меняется.

Сегодня, например, при производстве автомобилей в Германии почти половина комплектующих изготовляется за ее пределами - в Чехии, Италии, Франции, Мексике и США. Это означает, что в окончательную цену автомобиля включены затраты труда мексиканских, французских, итальянских и других рабочих. И если сборка автомобиля была сделана в Германии и там же он был реализован, то немецкого производителя вряд ли интересует, какова зарплата рабочих в других странах, где производились комплектующие, и могут ли они на эту зарплату купить автомобиль.

Таким образом, в условиях, когда бизнес становится мобильным, его совершенно не интересует уровень доходов и покупательная способность населения той или иной страны. Он всегда сможет покинуть одну страну и переместиться в другую, найти более выгодные условия приложения для своего капитала. Такая ситуация не может не выступать дестабилизирующим фактором для национальных хозяйств, поскольку разрушает основы устойчивого развития современных национальных государств, усиливает вероятность экономических кризисов, социальной и политической нестабильности.

В этих условиях интересам национальных государств соответствовала бы такая система регулирования поведения деятельности ТНК на территории национальных государств, которая могла бы обеспечить реализацию интересов не только национальных государств, но и граждан, которые живут в этой стране. К сожалению, в большинстве случаев реальная ситуация складывается с точностью до наоборот.

Как уже отмечалось выше, рынки большинства стран все более испытывают на себе негативное воздействие спекулятивного финансового капитала. Мировые финансовые рынки начинают не только определять поведение частных инвесторов и заемщиков, но и оказывать влияние на правительства суверенных государств при принятии ими управленческих решений. Экономические решения правительств по защите национальной экономики от рыночного давления в свою очередь выливаются в резкое колебание валютных курсов и отток капитала, что усиливает нестабильность.

Глобализация привела к усилению неравномерности развития между богатыми и бедными странами. Так, если в 1960-е гг. богатые страны в своем развитии превышали бедные в 20 раз, то в настоящее время - уже в 60-70 раз. Кроме того, увеличился разрыв в уровне экономического развития развивающихся стран. Это объясняется тем, что выгоды глобализации для разного типа развивающихся стран не всегда очевидны вследствие их более слабых конкурентных позиций на мировых рынках. Поскольку развитые страны являются поставщиками технологий, информации, наукоемкой продукции и капитала, то чаще всего развивающиеся страны попадают в технологическую зависимость от развитых.

Под влиянием усиливающейся открытости национальных экономик наибольшую ценность начинают приобретать ресурсы как финансовые, так и интеллектуальные, что еще более обостряет противоречие между развитыми и развивающимися странами. Поскольку не всегда развивающиеся страны способны обеспечить необходимый уровень образования населения, развития науки и качества информационной среды, они неминуемо обречены на углубление зависимости от внешних финансовых и информационных центров.

Все перечисленное свидетельствует о том, что в условиях, когда национальные экономики становятся более открытыми, функции национальных правительств по регулированию экономики не могут не меняться. Это обусловлено особым характером взаимосвязи национального и наднационального, когда развитие национального уже нельзя представить без влияния наднационального. И это влияние сегодня является настолько сильным, что, во-первых, требует координации усилий национальных правительств и наднациональных организаций по регулированию системы экономических отношений как внутри страны, так и за ее пределами. Во-вторых, глобализация, имеющая неоднозначные последствия для различных стран и регионов, возлагает новые функции на государственный уровень управления, обусловливает необходимость поиска новых форм регулирования национальных хозяйств, которые сегодня все более и более превращаются в неотъемлемый элемент системы международных экономических отношений. Перед национальными государствами встают новые задачи, связанные с минимизацией рисков, которые неизбежны в условиях усиливающейся открытости экономики. Кроме того, возникает необходимость определения стратегии и конкретных направлений управления процессом вовлечения национальной экономики в процессы глобализации.

При этом важно понимать, что сильное государство необходимо не только для сохранения нации и национальной культуры, но и для поддержки национального капитала, для поддержки национального производителя в его конкурентной борьбе при разделе мирового дохода.

Сильное государство способно обеспечить такие условия международного обмена, при которых национальному капиталу доставалась бы большая доля, чем капиталу менее сильного государства. В таком случае больше получали бы не только собственники капитала, но и работники, и государство в целом. Оно обеспечивает социальную защищенность работников, поддерживает обеспечение их потребностей на высоком уровне, а также юридическую и политическую защиту своих производителей.

Глобализация экономики не отменяет рыночной системы хозяйствования. Более того, рыночные отношения все более приобретают всеобъемлющий характер. А известно, что рыночная система требует четко определенных прав собственности и судебной власти, защищающей их. Она требует конкуренции и совершенной информации. Но конкуренция ограничена, а информация далека от совершенства, существует неполнота рынков. Все эти признаки рыночного хозяйства не исчезают в условиях глобализации, напротив, они усиливаются.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 803; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.