Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобализация экономики как основа трансформации функций государства 5 страница




Существуют разные представления о том, как и на протяжении какого времени следует добиваться сбалансированности бюджета. Так, согласно теории ежегодно балансируемого бюджета, которая была широко распространена в качестве теоретической основы государственной политики большинства развитых стран до 1930-х гг., следует добиваться равенства доходов и расходов государства ежегодно. Это, по мнению сторонников данной теории, позволяет национальным правительствам проводить более ответственную полигику. Государство живет по средствам, не накапливает долги, не провоцирует инфляцию. Если происходит снижение доходов, то государство должно либо увеличивать налоги, либо снижать расходы. В условиях, когда увеличиваются денежные доходы, государство должно действовать прямо противоположно, т.е. снижать налоги либо увеличивать расходы. В настоящее время этой теории на практике придерживается ограниченное число стран, главным образом страны с развивающейся и переходной экономикой.

В большинстве развитых стран широкое распространение в практике государственного регулирования экономики получила теория циклического балансирования бюджета. Основы этой теории были заложены Дж. Кейнсом в 1930-е гг. Именно кейнсианская теория отвергла необходимость ежегодно сбалансированного бюджета. Она фактически легализовала бюджетные дефициты для стимулирования экономики. Суть теории циклического балансирования бюджета состоит в том, что во время экономического спада для стимулирования экономического роста государство обязано сократить налоги и увеличить расходы. Государство должно компенсировать резкое падение спроса и воспрепятствовать уменьшению государственных расходов. При этом неизбежно возникнет дефицит бюджета. В течение фазы экономического подъема государство рассчитывается по долгам за счет повышенных ставок налогообложения или за счет увеличения налоговых поступлений вновь заработавших предприятий. Таким образом, к концу экономического цикла бюджет становится сбалансированным. То есть балансирование осуществляется на протяжении цикла: избыток бюджетных средств в фазе подъема компенсирует бюджетный дефицит в фазе кризиса.

При этом большая роль отводится «встроенным стабилизаторам» (прогрессивная система налогообложения, трансфертные платежи государства - социальные выплаты, пособия по безработице и др.). С их помощью размер совокупного спроса способен автоматически снижаться или расширяться в зависимости от фазы цикла в противоположном движению конъюнктуры направлении. Например, при спаде деловой активности в результате снижения совокупного дохода происходит автоматическое сокращение налоговых поступлений и увеличение определенных видов трансфертных платежей, что приводит к образованию циклического дефицита и частично компенсирует сокращение совокупного спроса. В условиях подъема экономики происходит обратное: увеличиваются налоговые платежи, сокращаются трансфертные платежи.

В рамках многих современных теорий, в частности теории компенсирующегося бюджета, считается невозможным, да и не нужным добиваться его сбалансированности. Если учитывать, что в современных условиях действуют устойчивые факторы, увеличивающие дефицит бюджета, то необходимо более полно использовать государственный кредит как законный источник доходов бюджета. Именно государственный кредит, по мнению представителей этой теории, способен не только компенсировать разрыв доходов и расходов, но и притянуть на себя излишнюю часть сбережений и инвестировать ее в экономику.

В большинстве стран с развитой рыночной экономикой правительство стремится балансировать бюджет в более долгосрочной перспективе - на циклической или функциональной основе. В условиях переходной экономики, когда ситуация в целом менее предсказуема, правительство вынуждено ежегодно балансировать бюджет. Поэтому неслучайно в Бюджетном кодексе РФ отмечается, что федеральный, региональный или местный бюджет не могут быть приняты с профицитом или дефицитом, должна осуществляться ежегодная балансировка бюджета. Это, конечно, менее эффективный способ, поскольку он ведет к снижению степени встроенной стабильности экономики, вызывает частые колебания налоговых ставок, снижает инвестиционную активность, а также эффективность распределения доходов. Однако в некоторой степени он оправдан в условиях переходной экономики.

В России в соответствии с Бюджетным кодексом РФ Государственная дума может принять только сбалансированный бюджет. Поэтому наряду с доходными статьями федеральный бюджет должен включать дефицит в качестве балансирующей статьи. В то же время в расходной части бюджета выделяется специальная статья «Расходы по обслуживанию и погашению государственного долга». Этим российская бюджетная практика отличается, например, от американской. В США бюджет может приниматься с дефицитом, т.е. он изначально не является сбалансированным. При этом источники погашения долга, как и доходы по выданным кредитам, поступающие в счет погашения долга, вынесены за рамки бюджета.

Существует такое понятие, как первичный профицит, который означает превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание государственного долга.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом необходимо определить источники финансирования дефицита бюджета.

В большинстве стран, в том числе и в России, используются следующие основные способы финансирования бюджетного дефицита:

- кредитно-денежная эмиссия (монетизация);

- долговое финансирование (внутреннее и внешнее).

Монетизация как способ сокращения дефицита бюджета представляет собой увеличение количества денег в обращении (в том числе за счет банковского финансирования). Этот способ используется государством очень редко, в исключительных случаях, поскольку он является чисто инфляционным, однако его не стоит исключать из арсенала методов финансирования дефицита бюджета[26].

При монетизации увеличивается количество денег в обращении, темпы роста денежной массы существенно превосходят темпы роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен. При этом все экономические агенты платят своеобразный инфляционный налог и часть их доходов перераспределяется в пользу государства через возросшие цены. У государства образуется дополнительный доход - «сеньораж», т.е. дополнительный доход от печатания денег.

Монетизация дефицита госбюджета может не сопровождаться непосредственно эмиссией наличных денег, а осуществляться в других формах, например в виде расширения кредитов ЦБ государственным предприятиям по льготным ставкам или в форме отсрочен­ных платежей. В последнем случае правительство покупает товары и услуги, не оплачивая их в срок. Если отсроченные платежи накапли­ваются в отношении предприятий государственного сектора, то они нередко финансируются Центральным банком или же накапливают­ся, увеличивая общий дефицит государственного бюджета. Поэтому, хотя отсроченные платежи, в отличие от монетизации, официально считаются неинфляционным способом финансирования бюджетного дефицита, на практике это разделение оказывается весьма условным.

Монетизация является достаточно рискованным способом фи­нансирования дефицита бюджета, поскольку может оказывать отри­цательное воздействие на состояние платежного баланса. Это связа­но с тем, что в результате монетизации происходит рост предложе­ния денег и на руках у населения накапливается избыток наличных денег. Он неизбежно порождает увеличение спроса на отечествен­ные и импортные товары, а также на различные финансовые активы, включая зарубежные. Это в свою очередь приводит к росту цен и создает давление на платежный баланс. Если платежный баланс ста­новится отрицательным, то это не уменьшает дефицит федерального бюджета, а, наоборот, ведет к его увеличению. Более того, это отри­цательно влияет на курс национальной валюты: происходит се час­тичная девальвация. Механизм восстановления равновесия платеж­ного баланса в этих условиях основан на «связывании» избыточного денежного предложения при помощи продажи на валютном рынке части официальных резервов ЦБ, что позволяет стабилизировать денежный рынок в целом.

Монетизация дефицита государственного бюджета вызывает тем меньшее повышение уровня инфляции в стране, чем более открытой является экономика и чем больше валютных резервов ЦБ может ис­тратить на поддержку относительно фиксированного обменного курса национальной валюты и восстановление платежного баланса. При этом рост инфляции в результате монетизации бюджетного де­фицита оказывается более значительным в режиме гибкого валютно­го курса, хотя расходы официальных валютных резервов при этом уменьшаются. Наибольший рост инфляции возникает в условиях абсолютно свободных колебаний валютного курса, за счет которого восстанавливается равновесие денежного рынка. В последнем слу­чае уровень официальных валютных резервов ЦБ остается практиче­ски неизменным.

Негативные инфляционные последствия монетизации бюджет­ного дефицита могут быть смягчены мерами жесткой кредитно-денежной политики. Если ЦБ сокращает кредитные возможности коммерческих банков (обычно это осуществляется посредством уве­личения нормы резервов или учетной ставки процента) одновремен­но с расширением кредита государственному сектору на финансиро­вание бюджетного дефицита, то внутренние рыночные ставки воз­растают, сдерживая экономическую активность. В результате этого частные инвестиции и чистый экспорт сокращаются и инфляция уже не оказывает такого негативного воздействия на состояние платеж­ного баланса.

Денежная эмиссия может быть неинфляционной только при зна­чительных темпах экономического роста, поскольку растущая эко­номическая активность сопровождается увеличением спроса на деньги, который и поглощает часть дополнительной денежной мас­сы. Но при этом большое значение приобретает воздействие таких факторов, как инфляционные ожидания, размер денежной базы и предпочтения экономических агентов.

В целом монетизация может быть использована как способ ре­шения проблемы дефицита госбюджета. Однако необходимо иметь в виду, что это небезопасный для экономики способ. Национальными правительствами он обычно используется в исключительных случа­ях, например, когда:

- имеется значительный внешний долг, что исключает льготное финансирование дефицита бюджета из внешних источников;

- возможности внутреннего долгового финансирования практи­чески исчерпаны;

- валютные резервы ЦБ истощены, в силу чего регулирование платежного баланса остается первостепенной задачей;

- экономика способна выдержать высокую инфляцию, а гражда­не уже привыкли к постоянному росту цен.

Если же правительство все-таки избирает эмиссионный способ бюджетного финансирования, то ЦБ необходимо в первую очередь ввести ограничения (лимиты) кредитования государственных пред­приятий и организаций. В противном случае может возникнуть риск полного вытеснения частного сектора с кредитного рынка и падение инвестиционной активности. Необходимо также постоянно держать под контролем уровень инфляции, следить за состоянием платежно­го баланса.

Менее болезненным и более управляемым способом решения проблемы дефицита государственного бюджета является долговое финансирование. В результате долгового финансирования дефицит бюджета покрывается за счет займов, осуществляемых государством как внутри страны, так и за ее пределами. На основании этого фор­мируется внешний и внутренний долг государства.

В разных направлениях экономической мысли по-разному относятся к долговому финансированию. Так, представители неоклассического направления начиная с А. Смита негативно относятся к долговому финансированию. Они считают, что А. Смит был прав, когда говорил, что дефицитное финансирование - это «улица с односторонним движением, вступив на которую однажды, нельзя повернуть обратно»[27]. В результате долгового финансирования уменьшается богатство нации, усугубляется налоговое бремя, что препятствует накоплению капитала.

Современные монетаристы (М. Фридман, Ф. Кейтен и др.) считают, что если государство финансирует свои потребности за счет займов на рынке капитала, то это ведет к увеличению процентной ставки, а значит, к вытеснению частных инвестиций и резкому сокращению инвестиций. Кроме того, через государственный долг происходит перекладывание экономического бремени на будущие поколения, когда за счет налоговых поступлений в будущем граждане будут вынуждены расплачиваться по долгам государства.

Представители кейнсианского направления, напротив, считают, что в государственных заимствованиях нет ничего страшного. Благодаря им осуществляется распределение налогового бремени во времени, что не так уж плохо, поскольку результатами таких заимствований могут пользоваться несколько поколений, поэтому они и должны нести бремя по их возмещению. Государственный долг выступает как источник мобилизации дополнительных ресурсов и увеличения финансовых возможностей, поэтому государственные займы могут являться важным фактором ускорения темпов социально-экономического развития.

Объективная необходимость использования долгового финансирования для удовлетворения потребностей общества обусловлена сегодня многими факторами. Прежде всего, увеличением расходов государства. Проведение активной социальной политики, обеспечение обороноспособности, международная деятельность и т.п. требуют от государства постоянного увеличения бюджетных расходов. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены возможностями налогообложения. В этом смысле государственный кредит помогает ослабить противоречие между все увеличивающимися потребностями общества и ограниченными средствами государства.

Применение государственных займов для финансирования дополнительных государственных расходов определяется также значительно меньшими их негативными последствиями для экономики по I-равнению, например, с дополнительной эмиссией. С другой стороны, практика долгового финансирования является политически бо-|| ее благоприятной для правительства, чем повышение налогов. В с гранах, где дефициты бюджета запрещены и финансирование через эмиссионный банк также недопустимо, доходная часть государственного бюджета может финансироваться только через налоги. Но увеличение налогов всегда негативно воспринимается гражданами, мнение которых для правительства является небезразличным, особенно во время выборов. Поэтому посредством кредитного финансирования правительство может значительно увеличить свои расходы, не усиливая столь непопулярное налоговое бремя. Это, кстати, и объясняет тот факт, почему в последнее время кредитное финансирование стало одним из популярных инструментов экономической политики в большинстве развитых стран, задолженности которых в последние два-три десятилетия значительно возросли.

Долговое финансирование может стимулировать экономический рост. Увеличивая свои расходы за счет займов, государство тем самым предъявляет спрос на инвестиционные и потребительские товары. При этом начинает действовать положительный эффект мультипликатора, оказывая стимулирующее влияние на другие отрасли хозяйства и занятость.

Вместе с тем надо иметь в виду, что совокупный объем государственной задолженности не может быть слишком высоким. В противном случае государственный долг становится трудноуправляемым. Увеличение государственных расходов осложняет проблему контроля будущих дефицитов, а постоянно растущие процентные выплаты по государственному долгу существенно ограничивают возможность применения правительством бюджета в качестве стабилизационного рычага воздействия на экономику. При этом внешняя задолженность может стать серьезным фактором не только экономического, но и политического значения. Непомерно высокие выплаты из государственного бюджета по долгам отвлекают средства от финансирования социальных, экономических, оборонных и прочих программ правительства.

 

§4. Государственный внутренний и внешний долг

Результатом государственных заимствований является внутренний и внешний долг. Государственный долг как экономическая категория представляет собой определенную систему отношений, возникающую между органами государственного управления, с одной стороны, частными лицами, негосударственными институтами, иностранными государствами - с другой, по поводу формирования и погашения задолженности органов государственного управления, возникающих в результате формирования дополнительных средств государства.

С точки зрения материально-вещественного содержания государственный долг представляет собой сумму долговых обязательств государства по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам и процентам по ним, выданным государством гарантиям перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.

В некоторых странах к государственному долгу относятся также обязательства международных институтов, которые по своей природе являются надгосударственными образованиями, т.е. существует более широкое представление о государственном долге. Напротив, в ряде стран в государственный долг не входит или входит частично сумма обязательств государственной власти по гарантированию обязательств третьих лиц.

На наш взгляд, следует различать совокупный долг и государственный долг. Совокупный долг - это более широкое понятие, которое включает не только государственный долг, но и долг финансовых и нефинансовых организаций. Государственный долг, или общественный, - это задолженность только органов государственной власти разных уровней перед другими секторами хозяйства.

Вся сумма непогашенных обязательств государства составляет капитальный государственный долг. Расходы по выплате доходов кредиторов по всем долговым обязательствам и по погашению обязательств, срок по которым наступил, образуют текущий государственный долг.

В мировой практике выделяются две основные формы заимствований: безоблигационные и облигационные.

Безоблигационная государственная задолженность - это задолженность в виде несекъюритизированных кредитов и займов, т.е. икая форма задолженности, которая не предполагает выпуск ценных бумаг. Отличительными особенностями этой формы являются:

1. Наличие в качестве кредитора одного и того же лица на протяжении всего времени кредита (займа).

2. Невозможность перехода права требования к третьим лицам, а значит, относительная безопасность заемщика от концентрации прав требования в руках нежелательных лиц.

3. Ограниченные возможности реструктуризации такой формы в случае сложностей с обслуживанием долга.

Среди всех видов кредитов и займов, наиболее активно используемых в последние годы в большинстве стран, являются синдицированные кредиты, т.е. кредиты, выдаваемые несколькими кредитными учреждениями. Данный вид кредитов получает все большее распространение в условиях глобализации и активно применяется при заимствованиях на внешних рынках, поскольку обладает целым рядом преимуществ, а именно:

- позволяет одновременно привлекать финансовые ресурсы различных крупных финансовых учреждений (банков);

- обладает высокой гибкостью условий как для кредитора, так и для заемщика;

- предоставляет возможность осуществления продолжающегося характера финансирования через автоматически возобновляемый кредит (кредитные линии, мультивалютный кредит и т.п.).

Кредитование национальных правительств ЦБ или международными финансовыми институтами (Мировой банк, Международный валютный фонд и т.п.) чаще всего осуществляется в форме двусторонних кредитов, которые носят индивидуальный характер.

Целевые займы используются в тех случаях, когда необходимо решить отдельную задачу - сократить дефицит бюджета, поддержать отдельную отрасль, профинансировать отдельные объекты социальной или производственной инфраструктуры. В таком случае привлекаемые займы не могут быть использованы на решение других задач.

Облигационная задолженность возникает в результате выпуска долговых ценных бумаг. Хотя исторически она возникла намного позднее, чем безоблигационная, однако сегодня данная форма становится все более преобладающей, вытесняя несекъюритизированные кредиты и займы. Это объясняется тем, что секъюритизированная форма имеет целый ряд преимуществ:

- позволяет обеспечить больший объем инвестиционного спроса;

- расширяет возможности гибкого регулирования объема и стоимости заимствований;

- облегчает реструктуризацию долга;

- позволяет осуществлять оптимизацию структуры долга в ходе его управления.

Эмиссия долговых ценных бумаг как форма привлечения заемных финансовых средств государствами в наибольшей степени свойственна передовым странам и в меньшей - развивающимся.

В зависимости от происхождения кредитных ресурсов государственный долг может быть разделен на внутренний и внешний. Критерием такого разделения может быть валюта займа, вид заемщика, рынок размещения и другие критерии.

В России под государственным внутренним долгом понимаются долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками перед резидентами (юридическими и физическими лицами) или нерезидентами, выраженные в валюте РФ. На 1 января 2010 г. размер внутреннего долга РФ составил 3301,8 млрд руб., что соответствует 7,7% ВВП. Предполагается, что в ближайшие годы будет продолжаться его рост: в 2011 г. он составит 4109,7 млрд руб., а в 2012 г. - 4344,3 млрд руб.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ внешний государственный долг - это долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, выраженные в иностранной валюте. За последние годы размер государственного внешнего долга РФ существенно сократился. Так, если в 2007 г. он составлял 50,1 млрд долл. США, то в 2008 г. - 44,1 млрд долл. США, в 2009 г. -41,4 млрд долл. США, в 2010 г. - 41,2 млрд долл. США. На 2011 г. планируется дальнейшее снижение размеров внешнего долга, который должен составить 40,9 млрд долл. США.

Для измерения государственного долга и международного сравнения долговой зависимости отдельных стран в мировой практике применяется ряд показателей и индикаторов государственного долга. К их числу относятся следующие:

- внешний долг / валовый внутренний продукт (%);

- внешний долг / экспорт товаров и услуг (%);

- стоимость обслуживания внешнего долга / экспорт товаров и услуг (%);

- платежи процентов / экспорт товаров и услуг (%);

- платежи процентов / валовый внутренний продукт (%);

- валютные резервы / внешний долг (%);

- валютные резервы / импорт товаров и услуг (месяц);

- краткосрочный внешний долг / внешний долг (%);

- льготный компонент внешнего долга / внешний долг (%)

- и, наконец, многосторонний компонент внешнего долга / внешний долг (%).

Наиболее употребляемыми из приведенных индексов являются первые три. Они показывают, как соотносится общая сумма внешне-m долга с годовым объемом ВВП, годовой экспортной выручкой и 1ШП, а также, какая часть экспортной выручки страны уходит в порядке обслуживания внешнего долга. Остальные показатели по разным причинам, в частности вследствие отсутствия соответствующих статистических данных, применяются реже.

В последнее время при анализе долговой ситуации в стране стали применяться дополнительные индексы, увязывающие внешний долг с динамикой внутренних инвестиций, а также с государственным бюджетом (бюджетным дефицитом).

Наиболее всеобъемлющим является показатель отношения внешнего долга к ВВП. Он определяет возможность обслуживания внешнего долга, погашения платежей за счет произведенного продукта данного года и в этом своем качестве отражает аспект обще-экономической ликвидности. Если наблюдается рост ВВП, то не с i рашен и рост внешнего долга. Главное, чтобы темпы роста ВВП не отставали от темпов роста внешнего долга.

Если наблюдается отрицательные или даже нулевые темпы прироста ВВП, как это имело место в России в 1990-е гг., государство вынуждено перераспределять денежные средства в пользу государственного бюджета посредством государственных займов. При этом если увеличение госдолга систематически превосходит темпы роста ВВП и изменяет структуру портфеля частных инвесторов в пользу государственных долговых обязательств, то неизбежно наступает момент снижения относительных объемов производственного капитала в экономике в целом.

Полагают, что пороговое значение показателя внешнего долга к ВВП - не выше 80%, хотя некоторые считают критической отметкой 50%. Превышение страной этой величины - показатель ее сомнительной платежеспособности, свидетельствующей о непосильной долговой нагрузке.

К середине 1996 г. Россия имела четырехкратный запас до порогового значения по данному коэффициенту. После августа 1998 г. ВВП России в долларовом исчислении составил около 200 млрд долл. США, и, следовательно, данный показатель приблизился к 70%. В начале 2000 г. он снизился до 30%. В настоящее время составляет менее 20%.

Для оценки долговой нагрузки важным является также показатель «отношение внешнего долга к экспорту». Этот показатель характеризует, насколько объем экспорта сопоставим с объемом государственного внешнего долга. То есть он позволяет непосредственно судить, насколько страна в состоянии осуществить классическую схему внешнего финансирования: покрывать валютными доходами от национального экспорта свою внешнюю задолженность. Очевидно, что, чем ниже этот показатель в пределах 100% экспортной выручки, тем благополучнее страна как мировой дебитор. У стран, не имеющих трудностей с погашением внешней задолженности, данный показатель исчисляется 10-20%. У традиционно проблемных должников он превышает 500%.

Считается нормальным превышение суммой долга размеров экспорта не более чем в два раза. При таком или ниже значении этого показателя предполагается, что выручки от экспорта будет достаточно для покрытия внешних заимствований, а рост долговой зависимости при увеличивающемся экспорте не будет представлять серьезной угрозы для национальной экономики. По этому показателю Россия находится практически на уровне США (150-200%). Исходя из предоставленной отсрочки ежегодные отчисления России на обслуживание внешнего долга в ближайшее время не превысят 8-9% суммы экспорта. Это во много раз меньше, чем платежи, осуществляемые другими заемщиками. Венгрия и Польша, например, отчисляют 16 и 20% экспорта. В практике стран с переходной экономикой отношение обслуживания долга к экспорту на уровне 20% признается приемлемым, поэтому Россия по этому показателю находится в весьма выгодном положении.

Для оценки долговой зависимости важное значение имеет также показатель расходов на обслуживание внешнего долга, которые включают основной долг, проценты и комиссии. В настоящее время самые высокие показатели по обслуживанию внешнего долга у Мексики - 21 млрд долл. США в год. Второе место занимает Бразилия -20 млрд долл. США. Россия находится на восьмом месте.

Для оценки долговой зависимости кроме общих расходов на обслуживание госдолга важное значение имеет также показатель «отношение расходов по обслуживанию внешнего долга к экспорту». В процентном отношении этот показатель не должен превышать 15-20. Наивысшие показатели в этой группе отмечаются у Венгрии, Аргентины, Индонезии, Мексики - более 40%.

Россия до недавнего времени имела относительно небольшой показатель, близкий к пороговому. В 1995 г. этот показатель был значительно ниже критического и составлял всего 6,5%. Это во многом объясняется тем, что именно в середине 1990-х гг. России удаюсь договориться с Парижским и Лондонским клубами кредиторов

0 реструктуризации российских долгов на выгодных для России условиях.

Большой интерес представляет также показатель «величина внешнего долга на душу населения» Данный показатель лучше характеризует степень внешнеэкономической зависимости страны, чем абсолютное значение внешней задолженности. По этому показателю положение России не такое критическое. Ее показатель почти в 12 раз ниже соответствующего показателя Швеции, почти в 6 раз - Германии и более чем в 4 раза - США. Среди стран с переходной экономикой Россия по этому показателю занимает восьмое место.

Другая ситуация складывается при анализе темпов прироста внешнего долга на душу населения. Здесь Россия опережает много стран. Прирост долга на душу населения особенно быстрыми темпами осуществляется в последние 3-4 года. Самой благополучной по этому показателю выглядит Франция. Из стран с переходной экономикой наиболее высокие темпы прироста внешней задолженности в последние годы наблюдаются у Азербайджана, Грузии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Украины.

Аналогичная картина складывается применительно к индексам роста внешнего долга на душу населения. Здесь лидируют Испания, Германия, Франция, Китай. Россия находится на пятом месте. У нее примерно такой же индекс, как и у США.

Все приведенные выше показатели долговой зависимости имеют очень большое значение для анализа ситуации, складывающейся в той или иной стране. Непомерно высокие расходы бюджета, связанные с выплатой процентных ставок и погашением займов, ограничивают возможности проведения государством бюджетно-налоговой политики, что противоречит целям макроэкономической стабилизации. В экстремальном случае это может привести либо к тому, что государство из-за необходимости финансировать обслуживание государственного долга будет не в состоянии выполнять возложенные па него функции по обороне страны, проведению социальной политики, регулированию экономических отношений и т.п., либо оно будет вынуждено объявить себя банкротом, приостановив погашение займов и выплату процентов по ним.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.