Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобализация экономики как основа трансформации функций государства 8 страница




- численность и доля работников, занятых в государственном секторе;

- объем продукции, производимой предприятиями государственного сектора;

- объем государственного заказа, выполняемого предприятиями как государственного, так и частного секторов, и его доля в валовом внутреннем продукте (ВВП);

- сумма и доля капиталовложений в ВВП, а также в процентах к общему объему инвестиций в стране.

Отмеченные показатели должны дополняться оценкой качественных конечных результатов функционирования государственного сектора. Для этого необходимо использовать общепринятую систему показателей, отражающих качество и эффективность предпринимательской деятельности.

Поскольку сердцевину отношений государственного сектора составляет государственная собственность, то нередко это дает основания для отождествления его с государственной собственностью. Однако с методологической точки зрения очень важно различать их как явления разного порядка. Государственный сектор - это часть экономики, характеризующаяся функционированием экономических субъектов, отношения между которыми развиваются на основе государственной собственности. Государственная собственность - это властно-хозяйственные отношения между экономическими субъектами, возникающими по поводу вовлечения объектов государственной собственности в экономический оборот, непосредственно контролируемые государством.

Государственная собственность, представляя более широкое понятие, чем государственный сектор, фиксирует не только наличие объектов собственности у государства и вовлечение их в воспроизводственный процесс, но также огромный срез отношений, связанных с определением правил владения, пользования и распоряжения государственным имуществом, перераспределением объектов и прав собственности, определением условий присвоения результатов хозяйственной деятельности в виде доходов, исполнением государственного бюджета и др.

Современная экономика всегда состоит из двух крупных секторов: частного и государственного. Вместе с тем экономика многослойна, включает разные сферы деятельности (можно выделить реальную экономику, финансовую и т.д.), где государство посредством государственного сектора воздействует на экономические процессы. Государственный сектор как собирательный образ прямого воздействия государства на экономические процессы характеризуется набором признаков, главным из которых является принадлежность объектов государству. При этом частный сектор может функционировать не только на основе частной собственности, а государство как субъект экономической деятельности также может прибегать к активному использованию частной собственности, что проявляется в pntiibix формах сотрудничества государства с частным бизнесом. Тем не менее мы полагаем, что государственный сектор - это та сфера, или часть экономики, где функционируют именно государственные предприятия и учреждения.

Уточнение понятий «государственная собственность» и «государственный сектор» имеет большое значение для разработки основ теории государственного вмешательства в экономику, позволяющей отмстить на вопрос о том, какой государственный сектор необходим |ля российской экономики на современном этапе развития.

Основными формами государственного сектора являются: государственные предприятия; акционерные общества; бюджетные учреждения.

Способы создания или формирования объектов государственной собственности разнообразны:

- прямое создание государственных предприятий;

- обращение частной собственности в государственную (покупка блокирующего, контрольного или полного пакета акций);

- деприватизация (принудительное отчуждение ранее приватизированных предприятий).

Создание объектов государственной собственности формирует материально-вещественную основу государственного сектора, и именно с этим связано прямое участие государства в воспроизводстве общественного продукта. Часть создаваемого общественного продукта и накопленного общественного богатства переходит во владение государства, выступая материальной основой участия государства в процессе общественного производства, по поводу которой и возникают отношения, принимающие форму отношений государственной собственности.

 

§2. Государственная и муниципальная собственность: сущность и основные формы проявления

Государственная собственность и муниципальная составляют основу прямых методов государственного регулирования экономики. Поэтому очень важно уточнить их содержание. Однако сделать это невозможно без уточнения сущности категории «собственность» как таковой. Сегодня это становится особенно важным, поскольку вопросам экономического содержания собственности в настоящее время уделяется недостаточное внимание, а раскрытие сущности отношений собственности сводится к анализу ее материально-вещественного содержания.

Мы придерживается той точки зрения, что следует различать юридическое и экономическое содержание собственности. Именно раскрытие экономического содержания собственности позволяет понять собственность как сложное явление, представляющее основу любой экономической системы.

Собственность - это многогранная системная экономическая категория. Отношения собственности определяют социальную среду хозяйственной деятельности, которая в конечном счете находит свое отражение в результатах хозяйствования, в их распределении. Отношения собственности, определяя условия производства и труда, создают стимулы, побуждающие к результативному труду. Собственность оказывает существенное влияние на социальную структуру общества, деля общество на собственников и не собственников.

Таким образом, собственность есть сущностное проявление общественного строя в экономической сфере, генеральное распределение ролей в обществе. Собственность - это не просто вещные отношения, это принципиальное устройство обществом хозяйственной практики в целом, т.е. системы присвоения экономически значимых благ. Экономическое содержание собственности раскрывается через всю систему производственных отношений. Но это не означает, что собственность растворяется во всей системе экономических отношений каждого данного общества. Собственность - это реальное производственное отношение, имеющее сложную структуру[32].

Сложность структуры отношений собственности во многом определяется тем, что само общественное производство имеет две стороны. С одной стороны, оно представляет собой целесообразную деятельность человека, направленную на преобразование элементов природы. С другой - в процессе производства возникают определенные отношения. Поэтому целесообразное использование экономически значимых благ (присвоение) происходит в обществе как общественно организованный процесс, и оно охватывает два круга отношений. Один - отношения субъектов к объектам. Другой - отношения между субъектами. Субъектно-объектные отношения - это имущественные (вещные) отношения. Субъектно-субъектные же отношения - это властно-хозяйственные отношения.

Наиболее полно сущность отношений собственности раскрывается через отношения присвоения и отчуждения. Категория «присвоение» в широком смысле слова характеризует собой взаимодействие человека с природой. В процессе труда человек воздействует на предметы труда посредством орудий труда. Тем самым происходит присвоение человеком природы. Однако «присвоение» следует понимать и в узком смысле. В таком случае это понятие употребляется для описания отношений присвоения продуктов труда отдельными членами общества или коллективами. При этом присвоение какого-либо ограниченного блага одним субъектом производственных отношений есть его отчуждение другим. Поэтому именно данная диалектическая пара - «присвоение - отчуждение» - раскрывает экономическое содержание отношений собственности.

Присвоение в узком смысле слова - это и есть власть в хозяйстве. Власть в хозяйстве - это не просто принадлежность чего-либо кому-либо (материально-вещественный аспект). Это особая система отношений, позволяющая охарактеризовать, в чьих интересах осуществляется производство, каким образом происходит распределение созданного продукта и какой тип управления при этом складывается.

В юридических документах собственность обычно фигурирует не иначе, как имущественные отношения (наряду с другими вещными отношениями). Власть в хозяйстве же редко обозначается как собственность. Однако, на наш взгляд, отношения собственности в полном объеме представляют собой целостность, в которой можно выделить в качестве структурных составляющих имущественные и властно-хозяйственные отношения.

Ряд статей Конституции РФ, Гражданский кодекс РФ устанавливают правовые основы и нормы собственности как имущественных отношений. Особенность имущественных отношений собственности их субъектно-объектная структура. Имущественные отношения в связи с этим всегда обозначаются формулой «собственность на...» с добавлением разновидности объекта, являющегося собственным имуществом. Например, собственность на землю, собственность на недвижимость, собственность на средства производства и т.п. Такое понимание собственности называют еще правовым, которое своими корнями уходит в древнеримское право, в рамках которого впервые были четко обозначены основные черты и особенности данного правового института.

Однако следует иметь в виду, что имущество (экономические ресурсы) не является и не может являться конечной целью собственника. Поэтому вряд ли можно согласиться с теми экономистами, которые отождествляют собственность с принадлежащим субъекту имуществом (естественные ресурсы и недвижимое имущество)[33]. Такой подход можно назвать факторным или ресурсным. Однако он недостаточен для определения сущности категории «собственность».

Собственность - это не просто вещные отношения. Экономическое содержание собственности можно определить как принципиальное устройство обществом хозяйственной практики, как власть в хозяйстве. Эта власть в хозяйстве представляет собой целую гамму отношений. Их основа - отношения по поводу присвоения средств производства, которые в свою очередь определяют отношения распределения, обмена, потребления, а также тип политической власти. Власть в хозяйстве не может не подкрепляться политической властью.

В экономической науке вся сложность исследования отношений собственности состояла в том, чтобы попытаться объяснить, является ли собственность отдельным экономическим отношением или она не может быть таковым, а проявляется во всей системе производственных отношений. Именно по этим направлениям и велись дискуссии в советской экономической науке[34].

Те, кто считал, что собственность является отдельным экономическим отношением, вольно или невольно склонялись к отождествлению экономического и юридического содержания собственности. Поэтому при раскрытии экономического содержания собственности в лучшем случае они раскрывали содержание прав собственности на имущество, состоящее в правах владения, пользования, распоряжения. Владение рассматривалось как фактическое обладание имуществом; пользование - как процесс извлечения полезных свойств имущества; распоряжение - как действия, связанные с отчуждением имущества (продажа, дарение, обмен, сдача в аренду, передача по наследству). Реальным собственником считался тот, кто соединял в себе все три указанных свойства — владение, пользование, распоряжение.

Другие экономисты, которые считали, что собственность — это не отдельное отношение, отмечали, что категории «владение», «пользование», «распоряжение» не раскрывают экономического содержания собственности. Имущество (экономические ресурсы) не является и не может являться конечной целью собственника. Собственность на имущество - это лишь средство обеспечить себе особое положение в обществе. Особенность положения собственников -реальная возможность руководить хозяйством (общественным воспроизводством). Собственник может использовать эту возможность непосредственно, совмещая функции собственника с функциями предпринимателя. Но собственник может в тех или иных формах передавать имущество управляющим или другим лицам, осуществлять предпринимательскую деятельность. Однако во всех таких случаях передача имущества происходит гак, чтобы реальные пользователи, распорядители или владельцы имущества непременно обеспечивали социальные и экономические интересы собственника. Интересы собственника приоритетны, и в этом состоит существо собственности как властно-хозяйственных отношений.

Принципиальное различие функций предпринимателя и собственника и возможность их полной или частичной разделенности между субъектами, полной или частичной совмещенности в одних и тех же субъектах хозяйствования создают в реальной жизни разнообразные типы (фигуры) как предпринимателя, так и собственника. Разнообразие же конкретных форм разделения и совмещения функций (хозяйственных ролей) собственника и предпринимателя проявляется в разнообразии форм предприятий, ибо каждое из действующих предприятий являет собой единство имущественного комплекса и управления им.

Формы предприятий не только разнообразны, но и изменчивы. В этом проявляется свобода и активность предпринимателей и собственников как хозяйствующих субъектов. Однако в рамках общественного строя все разнообразие взаимодействий собственников и предпринимателей укладывается в несколько основных социально устойчивых типов хозяйствования, называемых хозяйственными укладами.

Общества, имеющие социальную структуру, всегда многоукладны. Многоукладность хозяйства - решающий признак так называемых смешанных обществ. В указанном смысле все общества смешанные, за исключением тоталитарных, в которых многоукладность ликвидируется насильственно и принудительно не допускается.

Важная закономерность многоукладности - дифференциация укладов по их влиятельности на развитие общественного хозяйства и общества в целом. Среди укладов непременно выдвигается на ведущие позиции один из них. Он становится самым влиятельным, доминирующим, господствующим.

Доминирующий хозяйственный уклад формируется и воспроизводится на основе определенного типа хозяйствования поведения таких субъектов, как предприниматель и собственник. В их поведении проявляется тип общественных отношений, закрепленный в формах собственности и формах предпринимательства. Такие формы, характерные для доминирующего хозяйственного уклада, приобретают значение господствующих в обществе.

Способ функционирования, свойственный доминирующему укладу, оказывает определяющее влияние на формирование всего общественного устройства, той общественной среды, в которой действуют и недоминирующие уклады. Поэтому по доминирующему укладу все экономические системы типизируются.

Таким образом, отношения собственности - это сложная система отношений, которая тем не менее имеет свои определенные формы выражения, проявляющиеся в праве собственности. Как отмечается в отечественной экономической литературе, «определяющей характеристикой каждого элемента права собственности является понятие исключительности»[35]. Определенной степенью исключительности, т.е. определения свободного доступа к ресурсу субъекта или группы субъектов, добиваются путем четкого определения или спецификации прав собственности. По уровню исключительности выделяют три основных правовых режима:

1. Частная собственность - предоставляет отдельному субъекту полное исключительно право решать судьбу того или иного ресурса.

2. Государственная и коллективная собственность — доступ к ресурсам и возможность решать их судьбу определяется набором правил, которые устанавливают исходя из коллективного интереса.

3. Общая, или коммунальная, собственность - доступ к ресурсам открыт всем членам общества или отдельного локального сообщества (общины, коммуны) без исключения.

На основе данных правовых режимов выделяют различные формы собственности, которые различаются тем, кому принадлежат объекты собственности и каким образом осуществляется присвоение в рамках той или иной формы.

Так, индивидуальное присвоение характеризуется тем, что отдельные люди относятся к имуществу как личному источнику богатства. Коллективная и общественная формы присвоения собственности представляют собой сложные структуры отношений, так как участниками процессов присвоения в данном случае являются не отдельные индивиды, а определенное множество лиц, т.е. субъектом присвоения выступает именно группа лиц, а не отдельный человек. Вся совокупность этих лиц находится во взаимосвязи как друг с другом, так и с другими лицами, группами лиц, что усложняет организацию и регулирование процесса присвоения.

Следуя этим теоретическим посылкам, попытаемся теперь определить сущность государственной собственности.

На наш взгляд, экономическое содержание государственной собственности раскрывается через ряд важных принципиальных характеристик.

Во-первых, государственная собственность представляет собой определенную систему отношений по поводу присвоения материальных и духовных благ государством в целях реализации общегосударственных (общенациональных) интересов.

Государству могут принадлежать имущество, неимущественные права, денежные средства (бюджет). Без этого государственной собственности не существует. Государственная собственность может проявлять себя посредством аккумулирования и распределения той или иной части национального дохода. В то же время она может проявляться в форме особой государственной собственности, в форме государственного сектора или особого государственного уклада экономики. Государство может быть также включено в структуру правомочий в качестве одного из субъектов экономики.

Однако сама по себе принадлежность государству чего-либо еще не означает, что в экономической системе существует государственная собственность. Имущество, которое принадлежит государству, может использоваться не в интересах государства, а, например, в интересах отдельных хозяйствующих субъектов или даже граждан. В этом случае государственной собственности в экономическом смысле не существует. То, что принадлежит государству, является, по сути, частной собственностью, так как реализует групповой или индивидуальный интерес. Только в том случае, когда в процессе использования принадлежащего государству имущества реализуются общенациональные интересы, можно говорить о наличии государственной собственности как таковой.

Для реализации государственной собственности в государственных целях должен быть субъект, заинтересованный в этом. Однако в условиях господства частной собственности такой субъект сам по себе вряд ли возникнет. Напротив, чаще всего на государственных предприятиях создаются коммерческие структуры, реализуются платные услуги в социальных учреждениях, что реально служит индивидуальным или групповым интересам с использованием государственного имущества.

Не лучше обстоит дело и на государственных предприятиях, функционирование которых должно быть направлено на реализацию исключительно государственных нужд. Однако государственные предприятия функционируют в условиях рыночной экономики, часто действуя на коммерческих условиях, реализуя групповой экономический интерес.

Чтобы функционирование государственной собственности действительно обеспечивало реализацию общегосударственных интересов, должна осуществляться специальная политика государства. Решению этой задачи должна быть подчинена система органов государственного управления, а также система контроля за использованием государственной собственности.

Во-вторых, важной характеристикой, раскрывающей экономическое содержание государственной собственности, является способ и сфера возникновения данной формы собственности. Уяснить сущность государственной собственности невозможно вне исследования эволюции экономических функций государства и определения объективных основ и границ государственного вмешательства в регулирование рыночной экономики.

Хотя роль государства в экономическом развитии всегда была огромна, однако только после Великой депрессии 1929-1933 гг. стало ясно, что современная рыночная экономика не может эффективно функционировать без государственного вмешательства. Экономика, опирающаяся главным образом на рыночный механизм, органически не способна к самоограничению потребления, поэтому данный механизм непригоден в качестве регулятора экономической жизни.

Механизм рыночной экономики не в состоянии охватить все сферы экономической системы и подчинить их функционирование своим законам. В экономике любой страны имеются такие отрасли и сферы, которые или не могут развиваться по рыночным законам, или эффективность действия последних в таких сферах оказывается недостаточной. Рынок, руководствуясь коммерческим интересом, либо не хочет удовлетворять определенный круг потребностей из-за высоких издержек, низкой прибыли, значительных рисков, либо не может обеспечить эффективное производство товаров, либо не должен заниматься данными видами деятельности в силу возможности нанесения существенных потерь и порождения определенных угроз для существования общества.

Это относится в первую очередь к производству так называемых общественных товаров и услуг, а также к тем сферам экономики, которые не могут руководствоваться интересами прибыли. Поэтому государство берет па себя развитие таких сфер, как национальная оборона, охрана общественного порядка, государственное управление и удовлетворение общественных потребностей. Государство берет на себя также строительство и эксплуатацию сетей коммуникаций, единой энергетической системы, финансирует образование и здравоохранение. Государство позволяет сделать рыночную экономику экологически безопасной, гарантирует осуществление социально-экономических прав человека, организует поступательное движение научно-технического прогресса, сглаживает структурные и региональные диспропорции.

Таким образом, государственная собственность является объективно необходимым элементом нормального функционирования системы рыночных отношений. Она обусловлена ролью государства в регулировании экономики и представляет собой естественный продукт рыночной системы хозяйствования.

В третьих, важной характеристикой, раскрывающей экономическое содержание государственной собственности, является особый характер формирования собственности, управления и распределения доходов от использования государственной собственности.

Государственная собственность формируется либо путем национализации, либо путем строительства объектов за счет средств государства, либо путем покупки акций. Соответственно все доходы от использования государственной собственности принадлежат государству и должны использоваться в общенациональных интересах. В частности, доходы от естественных ресурсов и монопольных товаров, не будучи результатом экономической деятельности отдельных физических и юридических лиц, должны присваиваться государством и служить реализации общегосударственных или общенациональных интересов. Поэтому и управление государственной собственностью (функции, формы, методы) должно строиться с учетом реализации основополагающих социальных и экономических интересов общества и государства.

Как уже отмечалось выше, функции собственника и предпринимателя могут быть разделены, что находит свое проявление в существовании различных форм государственных предприятий. Правом владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом может не только собственник, но и, по его поручению, другое лицо. Однако только собственник может это делать исключительно по своему усмотрению, независимо от других лиц. Только собственник может владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему имуществом самостоятельно, руководствуясь лишь своими собственными экономическими и иными интересами. Именно в этом - в исключительном и всеобъемлющем характере полномочий собственника, в независимости его имущественного и правового положения от других лиц - и заключается специфика права собственности.

Собственник не просто владеет, пользуется и распоряжается принадлежащим ему имуществом, а делает это по своей собственной воле и желанию, имея при этом реальную возможность отстранять от него при необходимости всех других, мешающих осуществлению права собственности лиц. Поэтому, если лицо, распоряжающееся государственной собственностью, не учитывает интересы государства, оно может быть отстранено от использования государственной собственности. Более того, государство может даже требовать возмещение ущерба за использование собственности не в общегосударственных интересах. В этом смысле отношения по управлению госсобственностью являются особыми отношениями, так как их субъекты находятся в отношениях власти и подчинения, и воля одного субъекта всегда доминирует над волей другого либо согласуется с волей другого на основе норм административного права.

Участником отношений в сфере управления государственной собственностью может быть ограниченный круг субъектов, обладающих особым правовым статусом, связанным с участием в реализации исполнительной власти (государственные органы, их руководители и иные субъекты, наделенные полномочиями или функциями по реализации компетенции государственных органов, уполномоченных управлять государственным имуществом). Граждане и юридические лица, не наделенные указанным статусом, не могут рассматриваться в качестве субъектов отношений по управлению государственной собственностью. Реализуя правомочия собственника, государство вступает с ним в гражданские правоотношения.

При этом необходимо иметь в виду, что юридическим основанием возникновения отношений в сфере управления государственной собственностью является, как правило, односторонне-властные действия (веления) субъектов управления, тогда как основанием для возникновения других (гражданских) правоотношений собственности выступает свободное волеизъявление сторон.

Во всех случаях функционирование государственных предприятий должно исходить из примата общенациональных интересов. Поэтому критерием оценки эффективности использования государственной собственности могут быть только социально-экономические критерии, а сама природа государственной собственности в условиях рыночной экономики является двойственной, сочетающей в себе два начала - рыночное и нерыночное.

В качестве особой формы в настоящее время выделяют муниципальную собственность, которая похожа на государственную собственность, но в то же время отличается от нее. Муниципальная собственность представляет собой определенную систему отношений по поводу присвоения материальных и духовных благ местным сообществом в целях реализации интересов граждан, проживающих на данной территории. Она во многом похожа на государственную собственность, однако и отличается от нее.

Как и государственная собственность, муниципальная собственность представляет собой коллективную форму присвоения, которая реализует не частный, а коллективный интерес. Поэтому по своему материально-вещественному содержанию муниципальная собственность, так же как и государственная, представляет собой совокупность общественных (публичных) благ, для которых характерно отсутствие или низкая возможность обособленного потребления блага на стоимостной основе. К муниципальной собственности относятся те объекты, которые имеют высокую степень важности для эффективного функционирования муниципального хозяйства и решения вопросов местного значения. Кроме того, использование государственной собственности осуществляется в интересах всего общества. Точно так же, обладая правом самостоятельного распоряжения ресурсов, органы местного самоуправления могут использовать их исключительно для выполнения общественных функций.

В то же время муниципальная собственность отличается от государственной тем, что она является одновременно и групповой собственностью. Обладая признаками групповой собственности, муниципальная собственность имеет следующие отличительные характеристики:

- коллективно-групповой характер присвоения средств и результатов производства;

- присвоение средств и результатов производства осуществляется в пределах относительно самостоятельных (обособленных) местных территорий;

- субъект муниципальной собственности не персонифицирован, а представляет собой коллектив равноправных собственников;

- управление муниципальной собственностью осуществляется всеми членами местного сообщества. При этом решения о производстве и воспроизводстве общественных благ могут приниматься путем прямой или представительной демократии, через органы местного самоуправления;

- распределение благ, созданных местным сообществом, должно осуществляться в интересах всех его членов, однако формой такого распределения является не прибыль, а определенное количество общественно значимых товаров и услуг.

Таким образом, муниципальная собственность представляет собой сложную, комплексную и иерархическую систему отношений. То, что она соединяет в себе черты государственной и коллективной формы, еще не означает, что муниципальную собственность можно, с некоторой натяжкой, относить либо к групповой, либо к государственной собственности. По целям присвоения, типу управления, специфическим условиям формирования и распределения доходов муниципальная собственность представляет собой особый вид.

В то же время муниципальная собственность - это и не коллективная собственность, хотя и обладающая чертами последней. Коллективная форма собственности как совместная или групповая в большей степени тяготеет к частной собственности. Она в большей степени ориентирована на коммерческий результат, который распределяется в виде дивидендов между всеми участниками коллектива, обеспечивая тем самым их заинтересованность в развитии коллективной собственности.

Реализация муниципальной собственности, имеющей принципиально иную природу, не предполагает получения прибыли и последующего ее распределения между всеми участниками. Аналогом выплат дивидендов является потребление населением местного сообщества общественно значимых товаров и услуг. В этом смысле (ля муниципальной собственности в отличие от коллективной формы характерен общественный характер использования результатов деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.