Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фраз, способных убить творчество 8 страница




Метод обмена мнениями включает в себя следующие шесть шагов:

1. Провести краткую беседу с членами группы.

2. Провести презентацию своей точки зрения каждой подгруппой.

3. Подготовить презентации противоположных точек зрения.

4. Провести презентации.

5. Провести критический разбор презентаций.

6. Согласовать новые решения путем консенсуса.

9.5 Коллажи и фантазии

Этот метод рекомендуется использовать в случаях, когда проблемы и мнения участников группы о них очень трудно сформулировать словами. Становиться очевидным, что будет трудно описать их как в группе, так и с другими людьми за ее пределами, в том числе с руководством. Именно в такой ситуации может помочь метод коллажей и фантазий, поскольку он рассчитан на наше визуальное восприятие.

Метод коллажей и фантазий - это способ создания иллюстраций на основе полученной информации. Еще в древние времена люди общались друг с другом только при помощи наскальных рисунков. Алфавит развился из пиктограмм, т. е. «рисуночного письма» или «картинописи». Однако это отнюдь не означает, что вербальное мышление - более прогрессивное.

Альберт Эйнштейн как-то заметил: «Слова, так, как они пишутся или произносятся, по-видимому, не играют существенной роли в механизме моего мышления. В качестве элементов мышления выступают более или менее отчетливые образы...»\

У Леонарда да Винчи способ выработки идей был таков: он закрывал глаза, полностью расслаблялся и испещрял лист бумаги произвольными линиями и каракулями. Затем он открывал глаза и отыскивал в каракулях образы и нюансы, предметы и явления. Многие из его изобретений родились из таких каракулей.

Наброски - это способ общения с самим собой. Томас Эдисон, прежде чем сформулировать мысль, делал сотни набросков. Он располагал целой коллекцией закорючек, относящихся к изобретению электрической лампочки: большинство из них не поддавались ничьей расшифровке, только сам Эдисон мог в них разобраться.

Графическое воплощение идеи (наброски, машинальное черчение или рисование) дополнит вербальное выражение уже существующей идеи и может помочь вам в оформлении новой.

Если пользоваться данным методом для решения каких-либо задач в одиночку, то необходимо совершить следующие действия [11]:

1. Рассмотреть задачу. Постараться исследовать ее всесторонне. Записать задачу на листе и поразмышлять над ней в течение нескольких минут: «Что в нее не вписывается?», «Каковы главные преграды?», «Что неизвестно?», «Что хочется понять?», «Больше всего беспокоит, что...».

2. Расслабиться. После этого обнаружится, что интуитивное сознание более свободно использует образы и символы.

3. Предоставить интуиции возможность создавать образы, сценарии, символы, отражающие сложившуюся ситуацию. Не нужно знать, как будет выглядеть рисунок прежде, чем он будет нарисован.

4. Придать форму задаче, обозначив ее границы. Они могут быть любыми по размерам и принимать любые очертания. Они могут быть нарисованы тщательно или небрежно. Очерченные границы задачи придадут рисунку особый характер и глубину, помогут воссоздать цельность восприятия, что имеет смысл как само по себе, так и в отношении рисунка. Цель заключается в том, чтобы отделить зерна от плевел и полностью сосредоточиться на задаче.

5. Рисовать так, как этого желает интуиция. Следует упражняться в рисовании бессознательно. Некоторые при этом рисуют не правой, а левой рукой (или наоборот,

 

Цит. по кн.: Кузнецов Б. Г. Эйнштейн. - М., 1967.

если речь идет о левшах), чтобы добиться меньшего участия сознания в создании образов. Пусть линии и каракули сами диктуют вам, как их рисовать и располагать. За качество не стоит беспокоиться - рисунок никому не нужно будет показывать.

Случайность и хаотичность придают глубину каракулям, указывая на существование некой неизвестной системы нанесения линий, которую можно рассматривать как секретное послание подсознания.

6. Если результат не удовлетворяет, взять другой лист бумаги и сделать еще один рисунок, а потом еще - столько, сколько понадобится.

7. Исследовать свой рисунок. Это - послание подсознания. Сначала оценить рисунок в целом, потом - по частям. Он является зримым отражением мыслей. Искать в каракулях символы, которые могут дать неожиданные подсказки или сообщить новую информацию.

8. Записать первое пришедшее на ум слово относительно каждого образа, символа, каждой закорючки, линии или структуры.

9. Связать все слова воедино, написав краткую заметку. Дать волю ассоциациям, записывать все мысли, которые приходят в голову. Сравнить написанное с рисунком. Если почувствуется потребность в переработке, то следует сделать это и делать так до тех пор, пока не появится уверенность, что рисунок и слова передают одни и те же мысли на двух разных языках: вербальном и графическом.

10. Затем посмотреть, как то, что вы написано, соотносится с поставленной задачей.

Как изменилась точка зрения на задачу? Появились ли новые идеи? Посетило ли озарение? Каковы сюрпризы подсознания? Какие части рисунка озадачили? Что кажется неуместным?

Рассмотренный метод имеет ограниченную область применения, но участникам группы полезно знать о нем. Применительно к работе группы по решению проблем рекомендуется использовать модифицированный метод коллажей и фантазий [9].

Если группы столкнулись с трудностями, описанными выше, без использования данного метода им будет трудно преодолеть их.

Метод коллажей состоит из шести шагов:

Шаг 1 Координатору или руководителю при подготовке обсуждения проблем в группе следует собрать кипу разных журналов и газет. Издания выбираются наугад, но они должны представлять разные виды печатной продукции. Очень важно не ограничивать свой выбор только деловой прессой. Пусть здесь будут спортивные издания, а также журналы по домоводству, туризму и т. п., серьезные и популярные газеты. Чем шире диапазон привлекаемой печатной продукции, тем лучше. Не бойтесь рисковать, поскольку все эти виды изданий могут помочь процессу. На этом этапе нам также понадобятся ножницы, клейкая лента и клей.

 

 

Шаг 2 Руководитель объясняет группе, что данный метод поможет наглядно представить текущую и желаемую ситуацию. Возможно, понадобится напомнить группе о трудностях, с которыми она столкнулась при описании ситуации словами, и поощрить использование дополнительного метода, который в отличие от чисто вербального сочетал бы вербальное и визуальное представление информации.

Этот метод заключается в том, что к группе обращаются с просьбой создать два коллажа, один из которых отображает текущую ситуацию, а другой — идеальную, к созданию которой группа стремится. Коллаж — это просто композиция из вырезок и

клочков, приклеенных на какую-либо основу. Кроме вырезок из газет и журналов, группа может использовать все, что окажется под рукой. Основой обычно служит большой лист бумаги или переносная доска для презентаций, но это вовсе не обязательно.

 

 

Шаг 3 Поскольку такое упражнение может оказаться новым и необычным для многих участников группы, очень важно его тщательно продумать заранее. Членов группы просят создать визуальную интерпретацию того, как они представляют ситуацию, в которой находится данная проблема в настоящий момент, а также их видение или фантазию ее будущих перспектив. Группе потребуется весь ее творческий талант для выражения своих взглядов. Очень важно, чтобы была создана атмосфера, в которой нет места критике, которая была бы веселой и творческой. Перед руководителем и координатором стоит задача создать именно такую обстановку.

 

 

Шаг 4 Группа вместе с руководителем, а если потребуется и координатором, создает два коллажа. Лучше всего делать их по отдельности, один за другим, хотя иногда может оказаться полезным работать над ними одновременно.

Помещение, где создаются коллажи, должно быть достаточно просторным, чтобы любой член группы мог свободно ходить там, и ничто не мешало бы его творческой мысли. Часто коллажи создаются на полу; и люди могут сидеть, ходить вокруг, вырезать слова и картинки, обсуждать композицию в подгруппах. Не обращайте внимания на некоторый творческий беспорядок, даже поощряйте его, так как именно в такие моменты возникает кристально четкое представление о том, над чем работает группа.

Время, отведенное на создание коллажей, может варьироваться. Как правило, на создание одного коллажа достаточно одной рабочей встречи группы, но иногда может потребоваться и больше времени. Бывает и наоборот, когда оба коллажа создаются за одну встречу, что требует значительного напряжения участников.

 

 

Шаг 5 После завершения работы над созданием коллажей переходите к подготовке словесной презентации того, что изображено на коллажах и что это означает. Это следует делать посредством обсуждения в группе, и на данном этапе в коллаж могут быть внесены изменения и дополнения.

 

 

Шаг 6 На последнем этапе группе необходимо использовать созданные коллажи для обсуждения. Это может быть осуществлено двумя основными путями:

1. Если группа успешно выполнила предыдущие шаги, то она может перейти к рассмотрению проблемы традиционным путем.

2. Может случиться, что группе потребуется представить свои коллажи руководству компании или другим заинтересованным сторонам. Тогда важно, чтобы группа или ее координатор объяснили доходчиво суть данного метода и ситуацию, на фоне которой возникла данная проблема. Только после этого можно показать коллажи.

Учитывая особенность метода «коллажи и фантазии», результат обсуждения может оказаться неоднозначным: или группа успешно решила проблему, или решение не получено. Результаты могут быть использованы в докладе руководству предприятия.

«Коллажи и фантазии» являются очень мощным методом, который использует зрительное восприятие, чтобы помочь словесному описанию проблемы. Хотя этот метод и не является универсальным, но он может применяться во многих ситуациях при условии его понимания и доверия к нему.

Метод коллажей и фантазий состоит из следующих шести шагов:

1. Подготовить журналы, газеты, ленту, клей и ножницы.

2. Объяснить группе суть данного метода.

3. Подготовить место, где будет применяться этот метод по отношению к текущей проблеме.

4. Создать коллажи.

5. Подготовить словесные презентации этих коллажей.

6. Использовать полученные результаты.

9.6. Матричная диаграмма

Матричная диаграмма - инструмент, выявляющий важность различных связей. Этот инструмент служит для организации огромного количества данных, так что логические связи между различными элементами могут быть графически проиллюстрированы [1].

Применение матричной диаграммы может быть полезным в следующих случаях:

• когда тема (предмет) настолько сложна, что связи между различными факторами не могут быть установлены при помощи обычного обсуждения;

• когда требуется определение зависимости (или независимости) между компонентами отдельных факторов и выделение их относительной важности.

Матричную диаграмму можно применять для рассмотрения связей и корреляцией между задачами, функциями и характеристиками. В конечном виде матричная диаграмма выражает соответствие определенных факторов и явлений и различными причинами их появления и средствами устранения их последствий, а также показывает степень зависимостей этих факторов от причин их возникновения и мер по их устранению. Такие матричные диаграммы называются матрицами связей. Принцип построения матричной диаграммы показан на рис. 32. Такая матричная диаграмма является наиболее распространенной и называется диаграммой L - формы.

 

 

А В
в1 в2 в3      
а1   Д        
а2            
а3          
а4            
а5            
а6            

Рис. 32. Матрица связей: а1, а2,....а1 и в1, в2,...в1 - компоненты исследуемых объектов А и В, которые характеризуются различной теснотой связей: (Д - слабые, 0 - средние, • - сильные) В вертикальных и горизонтальных заголовках располагаются компоненты факторов (или объектов). Символ, стоящий на пересечении строки и столбца матричной диаграммы, указывает на наличие связи между соответствующими компонентами и тесноту этой связи, как показано на рис. 32. На практике применяют различные по своей компоновке матричные

диаграммы. Наиболее распространенные из них (диаграммы связей Т - формы и Х - формы) приведены на рис. 33 и 34.

Если в строке матричной диаграммы отсутствует какой-либо символ, это означает, что связь между данной компонентой и компонентами другого фактора отсутствует. Если символ отсутствует в столбце матрицы, то компонента, соответствующая столбцу, не влияет ни на одну из причин в соответствующей строке.

а5 _________

а4 ^

а3 _______

_а2_______


а1

______

в1


 

 

в2


 

 

в3


 

 

в4


 

 

в5


с1_______

_с2_______

_сз_______

_с4_______

с5 |

 

Рис. 33. Матричная диаграмма связей, скомпонованная по размеру в виде диаграммы Т -формы.

 

 

 

            а5            
            а4            
            а3            
            а2            
            а1            
          D J^><^ В С          
d5 d4 d3 d2 d1 в1 в2 в3 в4 в5
                   
            с1            
            с2            
            с3            
            с4            
            с5            

 

Рис. 34. Матричная диаграмма связей, скомпонованная по размеру в виде диаграммы Х - формы.

 

Построение матричной диаграммы состоит из нескольких шагов.

 

 

Шаг 1 Участники группы определяют, по каким факторам рассматриваемой проблемы следует определить связи между их компонентами. Затем руководитель (или кто-нибудь из участников группы) должен подготовить карточки с матричной диаграммой (таблицей) с заголовками, но незаполненными ячейками.

Шаг 2 Карточки раздаются каждому участнику группы, после чего они должны самостоятельно заполнить диаграмму символами, показывающими тесноту связей:

Д- слабые связи,

О- средние,

• - сильные.

Произвести заполнение матрицы участники может либо на собрании, либо вне его самостоятельно. Одновременно делают заготовку данной матричной диаграммы на большом листе бумаги.

 

 

Шаг 3 Проводится собрание группы, на котором ведется обсуждение полученных результатов. Руководитель берет карточку любого участника группы (или свою) и поэтапно (по строкам или столбцам) обсуждает с группой степень установленных связей. В случае, когда мнения группы о значении связи между двумя компонентами полностью совпадают, соответствующий символ определенным цветом маркера заносится в ячейку большой таблицы матричной диаграммы. Если мнения участников о значении связи между компонентами расходятся, то соответствующие символы заносятся в ячейки пунктиром маркерами других цветов, определенных для каждого символа.

Таким образом, заполняется вся матричная диаграмма. После этого группа должна
обсудить все спорные оценки связей и постараться прийти к единому решению. В

ячейках, в которых связи между компонентами в ходе обсуждения определены единогласно, фиксируются соответствующим маркером. При этом символы, обозначенные пунктиром, которые обсуждались на данном этапе, следует перечеркнуть, чтобы больше их не рассматривать.

 

 

Шаг 4 Полученная на предыдущем шаге матричная диаграмма поможет участникам группы определить, какие проблемы наиболее важны для решения и далее они определяют варианты возможных решений данной проблемы.

Пример построения матричной диаграммы связей при рассмотрении темы «Увеличение продаж услуг сотовой связи в условиях присутствия операторов-конкурентов» для двух факторов «Грамотная маркетинговая политика» и «Реализация» показан на рис. 35.

Грамотная Реализация

---------------- 1--------------------- 1---------------- 1--------------- 1------------------- 1---------------- 1----------------

маркетинговая политика Кол-во торговых точек Наличие широкого ассортимента Хороший инф-й канал Усл-я работы торговой точки Корректное оформл-е докум-ции Вып-е агентами всех условий договора Своевр. Получение рекламной продукции
Изучение потребностей рынка          
Рекламные акции Д    
Изучение конкурентов            
Ценовая политика            
Предугадывание потребностей          
Маркетинговое планирование        

 

Рис. 35 Пример построения матричной диаграммы

Глава 10. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕШЕНИЙ

Главным принципом успешного решения проблемы является опора на факты, а не предположения. Теоретически это понимают все, но на практике, как уже упоминалось, многие склонны при выработке решения проблемы опираться все-таки на мнения в случаях, когда многие этапы процесса решения не подчиняются видимому порядку.

Собранные и интерпретированные данные на предыдущих шагах - еще не последний этап в решении проблемы. Нам важно, чтобы решения, выработанные группой, не только были приняты руководством, но и внедрены в производственную деятельность организации. Необходимо помнить, что решение принимается на основе анализа его эффективности - об этом и пойдет речь в данной главе.

10.1. Основные закономерности в проведении анализа

Анализ эффективности решений предполагает анализ и сравнение расходов, понесенных на входе реорганизации деятельности, и доходов, которые в результате могут быть получены. Содержание терминов «расходы» и «доходы» могут показаться в отдельных проблемах специфичными и неоднозначными, но на практике в нашей повседневной жизни мы постоянно используем анализ доходов и расходов, что позволяет подойти к любой проблеме с универсальных позиций.

Являясь частью процесса решения проблем, анализ эффективности представляет собой следующий этап, после того как группа согласует первоначальное мнение о том, какому решению следует отдать предпочтение. Это происходит после рассмотрения всех собранных данных и исследования всех возможных решений, но до тех пор, пока эффективность предложенных решений не будет просчитана, группа не имеет морального права давать свою окончательную рекомендацию. Таким образом, этот этап имеет огромное значение, и очень важно, чтобы группа была готова рассмотреть другие возможности и не слишком придерживалась уже выбранного решения до тех пор, пока не будет пройден данный этап.

Любые решения проблем организации, больших или маленьких, влекут за собой изменения - в системе управления, в технологии, в структуре издержек производства и т. д. Обратимся к мировому опыту по совершенствованию деятельности организации, чтобы не совершать распространенных ошибок.

В рамках традиционного подхода к совершенствованию процессов в организации чаще всего предусматриваются следующие мероприятия:

• Внесение изменений в технологию производства продукта под воздействием требований маркетинга или в результате появления инженерных разработок. Под гибкостью производства, по существу, понимается лишь способность быстро реагировать на эти условия. Очень мало кто понимает, что строгое следование этому подходу, собственно, и делает это производство негибким.

• Снижение издержек производства мыслится лишь через повышение индивидуальной производительности труда, через увеличение норм выработки или через замещение живого труда (как правило, рабочих) в производственных процессах капиталом и энергией.

• При снижении запасов - стремятся к сокращению их до минимума, но не к полной ликвидации. Таким образом, руководство просто страхует себя и производство на случай непредвиденных обстоятельств.

• Применяется интеграция производственных процессов, основанная на глубоком технологическом разделении труда. В результате некоторое ускорение выполнения отдельных технологических операций почти полностью сводится к нулю увеличением общего времени обработки деталей и узлов из-за отсутствия производственной программы, длительного времени переналадки производственного оборудования, перемещения и транспортировки деталей или узлов от одной операции к другой, с одного участка на другой.

• Увольнение работников производится в периоды плохой хозяйственной конъюнктуры и наем дополнительной рабочей силы в период подъема экономики.

• Рекомендуется приобретение материалов по как можно более низким ценам при наличии, как минимум, трех поставщиков, конкурирующих между собой. При этом качество материалов отходит на второй план.

Но, как показывает мировая практика, эти традиционные решения не являются на самом деле эффективными. Все вышеперечисленные действия руководства организации разрешают только текущую ситуацию, не влияя на корни возникающих проблем.

В рамках нового (передового) управленческого мышления изменения в технике и технологии производства, улучшение качества выпускаемых изделий происходят не спонтанно под давлением внешней среды (в виде требований маркетинга или появления новых инженерно-конструкторских разработок), а постоянно, чему как раз и может способствовать деятельность группы по решению проблем.

Рассмотрим основные закономерности совершенствования производства, выявленные в ходе практической деятельности по улучшению качества передовыми предприятиями и организациями с работающих на уровне мировых стандартов, о которых нельзя забывать всем тем, кто участвует в разработке и принятии решений:

• Стремление немедленно внести улучшение в продукт, изменить его какой-то элемент, который не понравился чем-то потребителю, может нарушить гармонию, сбалансированность изделия и в результате негативно отразиться на его качестве.

• Основную часть выгод в области производительности и качества продукции можно получить, не прибегая к закупке и внедрению дорогостоящей техники, что увеличивает в действительности издержки производства.

• Сложность производственного оборудования и рост издержек производства - два процесса, идущие рука об руку: чем сложнее техника, тем выше издержки производства.

• Внедрение средств автоматизации, а также попытки производить одновременно новую технику и внедрять новые методы управления без предварительной организационной подготовки производства, направленной на внедрение нового управленческого мышления оборачивается сплошными убытками, бесполезной тратой сил и ресурсов, ничего не добавляет конкурентоспособности компании.

• Чисто управленческими средствами можно добиться куда более впечатляющих успехов, применяя при этом более старое оборудование.

 

10.2. Среда принятия решений

При принятии управленческих решений всегда важно учитывать риск или уровень определенности, с которой можно спрогнозировать результат. Необходимо учитывать тот факт, что организация не автономна, она тесно взаимосвязана с внешней средой и зависит от взаимоотношений с факторами внешней среды.

В ходе оценки альтернатив и принятия решений участники группы должны учитывать все факторы и прогнозировать возможные результаты с учетом изменений разных обстоятельств. Решения обычно принимаются в разных обстоятельствах по отношению к риску. Эти обстоятельства традиционно классифицируются как условия определенности, риска и неопределенности.

Решение принимается в условиях определенности, когда руководитель точно знает результат каждого из альтернативных вариантов.

К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна.

Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов.

Рассмотрим основную группу факторов, влияющих на организацию.

 

Рис. 36. Основные факторы, влияющие на организацию

Из рис. 36 видно, что при выборе вариантов решения необходимо учитывать не только возможности организации, но и учесть все факторы взаимосвязей с каждым из определений, оказывающих влияние на организацию. Необходимо предусмотреть все возможные варианты поворота событий и учесть их при выработке решения.

Кроме того, следует учитывать и изменения ситуации, обусловленные ходом времени. В нашем быстро изменяющемся мире, в условиях развития науки и техники, политических и экономических условий, ситуация может преобразиться настолько, что критерии для принятия решения станут недействительными. Поэтому решения следует принимать, пока информация, на которой основаны решения, остаются релевантными и точными. Здравый смысл подсказывает, что решение следует принимать достаточно быстро для того, чтобы желательное действие сохранило свое значение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 296; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.