Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Фраз, способных убить творчество 13 страница




• Отличных ровных линий, окружностей и т. п. можно добиться, нарисовав их под линейку карандашом перед презентацией, а затем только обводя фломастером по карандашной линии. Публика не заметит обмана и решит, что вы второй Леонардо да Винчи.

• Держите в кармане запасную ручку.

• Проверьте, хорошо ли крепятся схемы (мне было бы неловко говорить о столь элементарных вещах, если бы не приходилось быть свидетелем последствий пренебрежения такими мелочами).

Эпидиапроектор

 

Равно как и слайды, ЭДП является тем визуальным средством, которым очень легко злоупотребить. Следует запомнить следующее:

• Не включайте прибор, пока не разместите рисунок, и выключайте его перед тем, как менять изображение.

• Тщательно все отрепетируйте, чтобы точно знать, куда протягивать руку за новым рисунком и куда складывать их после демонстрации.

• Убедитесь, что вы поместили ЭДП на сцене таким образом, что его не нужно будет никуда передвигать, пока последний выступающий не закончит с ним работать, иначе вы рискуете потерять интерес слушателей и собственное время, каждый раз настраивая аппарат. В связи с этим еще до начала презентации вы должны убедиться, что он не является постоянной помехой для глаз и не заслоняет аудито­рии ведущего, сцену или что-то еще.

• Репетируйте, пока не убедитесь, что все в порядке. В первое время, когда вы включаете его, можно позволить себе беглый взгляд, чтобы убедиться, что все в порядке, но избегайте нервно поглядывать на него всякий раз, когда меняете изображение. Вы должны быть хорошо знакомы с оборудованием, чтобы уверенно им пользоваться.

• Убедитесь, что освещение во время презентации будет не слишком яркое, иначе изображение на экране будет бледным. Репетиция на месте проведения будущей презентации все покажет; если же провести ее там не удается, вы можете либо снизить уровень освещения на сцене, либо договориться, что кто-то выключит свет, пока используется эпидиапроектор. В последнем случае вам необходимо позаботиться, что какой-то свет на ведущего все же будет направлен.

• Если вы пользуетесь указкой, то никогда не допускайте, чтобы ее кончик бродил по экрану. Укажите на нужное место, ненадолго ее там задержите, а затем уберите.

• Не пытайтесь использовать указку как щегольскую тросточку, маршальский жезл, деревяшку для почесывания спины или как зубочистку.

 

Слайды

При использовании слайдов необходимо помнить, что ошибки в дизайне и содержании являются помехой для коммуникации. Однако можно допустить множество ошибок в исполнении, которые влекут за собой за собой нечто гораздо более разрушительные -осмеяние. Когда третий слайд подряд демонстрируется вверх ногами, даже самая сдержанная аудитория начинает смеяться. После пятого в зале не остается сухого кресла. И хотя многие могут выразить вам свое сочувствие, каждый уйдет в уверенности, что вам нельзя доверить даже повесить картину, не то что осуществить аэрокосмический проект стоимостью 8 миллионов долларов.

Большая часть связана либо с проектором, либо с его оператором. Рекомендации оператору:

• Он должен отобрать слайды в соответствии со сценарием, а затем, зарядив их в кассету, еще раз свериться со сценарием.

• Он не должен делать каких бы то ни было сокращений или изменений в порядке демонстрации после генеральной репетиции.

• Он должен избегать перезарядки слайдов во время презентации (лучше использовать вторую кассету или второй проектор).

• Если какой-нибудь слайд необходимо показать дважды, то лучше сделать с него копию, а не пытаться его вынуть и вставить в другое место.

• У оператора должен быть фонарик, чтобы находить упавшие слайды.

• Он должен твердо знать, как поступать в случае поломки: например, если слайд застрял, прекратить демонстрацию или попытаться его вынуть и продолжить показ?

Рекомендации по демонстрации слайдов:

• Очень часто ведущие демонстрируют слайд и убирают его без всяких комментариев или даже явно его не замечая, даже если слайд довольно сложен и требует объяснений. Если слайд не относится к легко воспринимаемым и понятным каждому, то к нему следует обратиться, возможно, объяснить и, если учесть время, обсудить его с аудиторией, после чего сделать паузу, чтобы слушатели переварили информацию.

• Никогда никому не загораживайте экран. Более того, никогда не стойте между экраном и проектором не только из-за отбрасываемой тени, но и потому, что часть слайда проецируется на ваше лицо и придает вам глупый вид, что совершенно отвлекает аудиторию.

• Не оглядывайтесь через плечо при смене слайда, чтобы убедиться, правильный ли кадр демонстрируется. Вы должны быть в этом уверены, потому что именно для этого и проводились репетиции. Но, конечно, никто не запрещает вам смотреть на слайд вместе с аудиторией при обсуждении каких-то важных деталей.

• Когда вы поворачиваетесь к экрану, то публике трудно расслышать, что вы говорите. Лучше стоять боком к публике (при этом экран оказывается у вас справа, если вы правша) и поворачивать к экрану только голову.

• Как только тема, связанная с слайдом, исчерпана, его нужно убрать, если только нет какой-то конкретной причины для его дальнейшей демонстрации.

• Как и в случае с эпидиапроектором, блуждать по экрану указкой не следует. Если вам необходимо ее использовать (только не делайте этого, если не можете достать место, на которое необходимо обратить внимание), то укажите, на что нужно, задержите ее ненадолго, а затем уберите сразу же, как только закончили объяснение.

 

Репетиция Заключительный аспект подготовки — репетиция. Количество репетиций определяется опять же самой группой.

Так как ответственность за презентацию лежит на всех членах группы, то необходимо хотя бы один раз провести репетицию всей презентации с тем, чтобы убедиться, что она пройдет плавно и без помех. Слишком большое количество репетиций имеет такие же отрицательные последствия, как и их полное отсутствие. Одного прогона обычно бывает достаточно для большинства презентаций.

Таким образом, рассматривая подготовку к презентации, следует помнить, что хорошая подготовка наполовину гарантирует ее успех и заключает в себе шесть аспектов:

1. Определите, что группа желает достичь в ходе презентации.

2. Постарайтесь взглянуть на проблему с точки зрения высшего руководства.

3. убедитесь в логической последовательности презентации.

4. Обдумайте возможные щекотливые и каверзные вопросы.

5. Подготовьте конспекты и наглядные материалы.

6. Отрепетируйте презентацию.

Группа должна быть уверенной, что она тщательно проработала все возможные вопросы, которые могут быть заданы, в том числе особенно щекотливые. Для этого участникам группы полезно поиграть в «адвоката дьявола». Эта игра позволяет затронуть такие вопросы, которые могут не возникнуть при других обстоятельствах. Участники группы должны при подготовке презентации выделить время для проведения этой игры и добиться того, что на каждый каверзный вопрос будет найден ответ, способный убедить даже самых скептически настроенных слушателей.

Вступление

Практически любая презентация требует какого-нибудь вступления. Какие элементы точно должны в него входить, будет, естественно, зависеть от обстоятельств: 'вы ведь не станете объяснять, кто вы такой, если обращаетесь к работникам своего отдела (если вам приходится это делать, то примите мои соболезнования).,

Вступление имеет двойное значение: оно определяет важные моменты, а также помогает выступающему упростить отношения с аудиторией с помощью "нейтрального" материала, который каждый может принять и согласиться с ним. Чем больше вы заставляете их кивать головами, тем лучше, если только все кивают одобрительно.

Полное вступление состоит из пяти элементов (на каждый из них достаточно и одного предложения).

• Приветственные любезности просто поблагодарите людей за то, что они нашли время прийти на презентацию, и выразите надежду, что они не пожалеют о том, как его провели.

• Представьтесь ваше имя и должность, ваш опыт, если это существенно (Я работал в области самолетостроения в течение двух лет, хотя, конечно же, не достиг такого высокого уровня, как вы...), а также добавьте некоторые детали о коллегах, которые здесь присутствуют.

• Цели что вы предполагаете объяснить, предложить или продемонстрировать на этой презентации. Это должно быть обязательно связано с тем, какую они рассчитывают получить прибыль от того, что вы им представляете; не говорите «Мы расскажем вам о нашем новом О2 180», а скажите: «Мы покажем вам, как наш С2 180 может обеспечить вам более быстрое и более экономичное...» Все должно быть представлено с уклоном к их интересам, а не вашим: не «Что я собираюсь вам рассказать», а «То, что, как мне кажется, вы бы хотели узнать».

• Карта маршрута - как долго продлится презентация, будет ли она разбита на части, будет полностью проходить здесь или переместится в другую часть здания, включает ли она видео, будет ли перерыв на кофе?

• Правила движения - в частности, хотите ли вы, чтобы люди прерывали вас, если у них есть вопросы, ждали конца раздела или оставляли все вопросы до конца презентации? Прежде чем начать, объясните им порядок работы.

Первые несколько минут презентации крайне важны, хотя это не имеет никакого отношения к их содержанию. Существует примета, что нужно начать с шутки; и хотя, как и многие другие приметы, она не верна, но правда кроется где-то в ее корнях. Дело в том, что выступающему необходимо, чтобы слушатели его приняли; а если вы дадите понять, что у вас с аудиторией много общего, то вас выслушают с гораздо большим интересом.

Хорошая неназойливая шутка, которая имеет отношение к делу, забавна и вызывает громкий смех - отличный способ дать им почувствовать, что все вы дети одного племени. Тем не менее неудачная шутка имеет прямо противоположный эффект, от которого потом очень трудно оправиться. Таким образом, шутливое начало может оказаться довольно опасным с очень маленькой или незнакомой аудиторией.

Но есть и другие способы расположить к себе слушателя, например:

• любое выражение ваших искренних чувств;

• какое-нибудь откровение о себе;

• возражение собственным доводам во время презентации.

Такие приемы срабатывают, потому что они показывают, что вы такой же человек, как и все остальные, и не стремитесь подчеркнуть свое превосходство. Это, конечно, применимо не только для начала презентации в целом, но и для начала выступления каждого нового участника.

 

Подача материала

Непосредственно проведение презентации, способ выражения мыслей, работа голосом -это не то, чему можно научить в книге: более того, с тех пор как микрофоны стали обыкновенным явлением для крупных презентаций, это стало гораздо менее важным фактором, чем было прежде. Но отдельные моменты все же стоит рассмотреть.

Для большинства ведущих главная проблема преодоление состояния оцепенения, одеревенелости: вы, должно быть, часто наблюдали, как кто-то, обычно говорящий в живой, интересной и убедительной манере, вдруг становится монотонным и каким-то деревянным, когда ему нужно обратиться с трибуны к паре десятков людей. Похоже, какой-то ужасный демон парализует мышцы лица и сокращает голосовые связки. Можно сказать, что только опыт побеждает этого демона, но достижение этой победы может тормозиться двумя факторами:

1. Использование канцелярского языка вместо разговорного.

2. Неспособность понять, что хорошее выступление обращено к большому количеству людей так, словно это один человек.

Ваша цель говорить почти так же, как если бы вы беседовали с парой друзей. Постарайтесь сохранить стиль своего поведения. Сохраняйте естественность:

• мимики, движений головы и тела;

• высоты и силы голоса;

• жестов;

• темпа речи;

• пауз.

Но ваша цель не контролировать эти факторы; ваша задача - устранить барьеры, которые скрывают их - научиться устранять те препятствия, которые мешают вам быть самим собой, нормальным, естественным, дружелюбным, как только вы оказываетесь перед аудиторией. Тот же, кто не сумеет устранить эти препятствия с помощью практики и опыта, должен либо распрощаться с мыслью о публичных выступлениях, либо пройти специальный обучающий курс.

Тем не менее, если вы обращаетесь к тысяче людей без микрофона, то эта простая и естественная манера становится невозможной, и вы оказываетесь в сфере настоящего ораторства, которое несколько отличается в приемах, даже если и служит тем же целям.

Дурные манеры и вредные привычки

Ведущие презентаций могут помочь друг другу, если будут наблюдать друг за другом на предмет некоторых общих промахов, которые трудно заметить самому, и конструктивно и ободряюще комментировать выступление товарища. Вы можете довольно многому научиться, просто наблюдая ошибки других и обсуждая причины этих ошибок. Ниже при­ведены основные технические промахи, за которыми нужно следить.

• Бормотание

Лучше быть слишком громким, чем слишком тихим.

• Запинание

Чрезмерные паузы, обычно заполненные многочисленными " э-э". Почти всегда это признак недостаточной отрепетированности.

• Нечеткая речь

Встречается гораздо реже, и легко исправляется, если вы поймаете себя на этом грешке.

• Фразы-паразиты

«Суть в том...», «и все такое...», «если вы знаете, что я имею в виду»... Эти фразы сами по себе безвредны, но если они переходят в разряд наиболее употребимых, то могут отвлекать аудиторию. Подобный недостаток стоит того, чтобы обращать на него внимание, если он действительно начинает отвлекать. Но иногда можно навредить себе ещё больше, привлекая внимание людей к этому недостатку, чем просто не обращая на него внимания.

 

• Слабый визуальный контакт

Не сверлите взглядом заднюю стену. Не смотрите на людей агрессивно или гипнотически, просто смотрите, как вы бы делали это при обычном разговоре. Речь идет о всей аудитории, включая тех, кто сидит по сторонам. Кроме того, учтите, что если вы отводите или опускаете взгляд, аудитория, скорее всего, не запомнит то, что вы сказали.

• Дурные манеры

Дурные манеры, такие как почесывание уха, похлопывание по бедрам и так далее, стоят того, чтобы заняться их исправлением, только если они повторяются настолько часто, что отвлекают аудиторию, и она следит за их повторением с гораздо большим интересом, чем за презентацией.

• Понижение голоса

Общий недостаток всех ораторов-любителей понижение голоса в конце каждого предложения. Имеющие такой недостаток обычно совершенно не осознают этого, а он создает атмосферу скуки и безрадостности, поскольку с концом каждого предложения создается впечатление, что беседа окончена, но каждый раз она начинается вновь. Если человек заметил этот недостаток, прослушав, к примеру, запись собственного выступления, можно считать, что он уже на три четверти исправился.

 

Вопросы аудитории

Это небольшой, но технический вопрос: должны ли быть вопросы? Несомненно, как бы вы хорошо не подготовились к презентации, вопросы будут возникать. Не будем рассматривать вопросы уточняющие, направленные на получение дополнительной информации. Поговорим о трудных вопросах, вопросах-ловушках, которые могут серьезно повлиять на ход презентации и его итоги. Следующие рекомендации могут вам помочь.

1. Могут ли вопросы нанести вред? Если вы полагаете, что кто-то из аудитории намерен навредить вам своим вопросом, глупо предоставлять ему возможность делать это публично. Будет определенно разумнее предложить отвечать на вопрос индивидуально в неофициальной обстановке после презентации.

2. Могут ли вопросы помочь? Не появляется ли у аудитории чувство, будто их подавляют в ходе беседы? Если такая опасность существует, то слушателям нужно дать шанс что-то сказать, прежде чем это чувство начнет расти. Вопросы аудитории могут оказаться для вас ценным руководством, иначе вы можете утратить контакт с аудиторией и стать для слушателей неинтересным и непонятным.

3. Когда должны задаваться вопросы? Лучше всего их должны задавать после окончания каждого раздела, вы можете запланировать это заранее.

Основные типы задаваемых вопросов

Скрытое возражение

Например, «Почему цена такая высокая?» или «А что это изменит?» и т. д. С

такими вопросами можно справиться при помощи стандартных правил:

- не становитесь в оборонительную позицию,

- сформулируйте вопрос для себя,

- не вступайте в спор, а отложите его на потом,

- упомяните о выгодной стороне дела.

 

 

Испытующий вопрос

Предназначен для проверки ваших знаний и опыта. Золотое правило здесь - не блефовать и не пытаться оправдать свое незнание. Если вы не знаете, пообещайте задавшему вопрос выяснить это и выполнить обещание. На самом деле, это может быть полезным оправданием, чтобы вернуться к вопросу позднее.

Вопрос-демонстрация

Довольно часто реальным мотивом задающего вопрос является показать своим коллегам, как хорошо он информирован. Ничто не сделает человека счастливее, чем публичная похвала его знаний, поэтому не бойтесь сказать ему о том, как он умен.

Вопрос-вызов

Вы высказываете некое утверждение, посягая таким образом на область знаний одного из слушателей. Самое лучшее - мгновенно отступить, сохраняя достоинство, вернуть ему полные территориальные права в его владениях и, возможно, спросить у него совета.

Оборонительные вопросы

Что-то из того, что вы предлагаете, может означать сокращение штата, бюджета, положения, влияния или дополнительного дохода одного или нескольких ваших слушателей. Единственный способ справиться с этим - задать вопрос этому человеку и добиться, чтобы он разговорился, а затем, если вы затрудняетесь, как разрешить его на фактическом уровне, постарайтесь передать его другим членам группы.

Вашей первой реакцией на трудный вопрос любого типа должно быть подавление эмоционально отклика, а второй - исследовать вопрос и попросить задавшего вопрос доработать и уточнить его:

- ответить на вопрос,

- признать свое незнание и пообещать отыскать ответ,

- отложите его, чтобы заняться впоследствии им лично в течение большего времени,

- переадресуйте его коллеге-эксперту, если вы захватили его с собой,

- переадресуете его человеку, который его задал,

- задайте его другому члену аудитории,

- предложите его для всеобщего обсуждения.

В заключении необходимо отменить, что в случае представления презентации по решениям проблем в группе, аудитория, которой будут представлены результаты, скорее всего будет небольшой - заинтересованные должностные лица и специалисты организации. Для такой аудитории будут уместны следующие рекомендации:

- максимум вопросов и ответов,

- максимум неофициальности,

- максимум гибкости в последовательности и содержании,

- максимум знаний своего предмета,

- минимум навыков оратора и навыков в обращении с визуальными средствами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время, в условиях интенсивного развития бизнеса и возрождения российской промышленности становится актуальной тема технологий работы с персоналом. Квалифицированные кадры - наиболее важный аспект в функционировании любого предприятия. Именно от персонала, его лояльности, опыта, знаний зависит вся деятельность предприятий. Очень важно руководителям предприятий, в погоне за прибылью, не забывать об этом.

Ценность данного пособия заключается в том, что здесь предложена технология коллективного решения проблем и подробно рассмотрены методы к каждому этапу данного процесса. Технология и методы коллективного решения проблем, предложенные вниманию в книге, разработаны специалистами в различных сферах деятельности (менеджменте, психологии, управлении качеством) и с успехом применяются на практике в зарубежных странах (Японии, европейских стран, США).

Технологии коллективной работы наиболее часто применяются в деятельности различных подразделений любого предприятия, но чаще всего вся эта работа сводится к обычному обсуждению, решаются текущие задачи, без углубленного рассмотрения проблем, в силу чего они возвращаются вновь и вновь; предлагаются стандартные решения, которые являются малоэффективными. В книге предлагаются простые в освоении и применении творческие методы работы групп по решению проблем, которые используют потенциал коллективного разума, нестандартные идеи, что повышает результативность и эффективность принятых решений.

Использование на практике предложенных методов позволяет улучшить конкурентоспособность предприятия на рынке, повысить заинтересованность персонала в улучшении своей работы и работы организации в целом, развивать творческие способности сотрудников. Творческие методы, рассмотренные в книге, могут использоваться в обычной деятельности предприятий, и они просто необходимы при создании систем качества, реинжиниринге или оптимизации бизнес-процессов

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Глудкин О. П., Горбунов Н. М., Туров А. И., Зорин Ю. В. Всеобщее управление качеством: Учебник для вузов / О. П. Глудкин, Н. М. Горбунов, А. И. Туров, Ю. В. Зорин; Под ред. О. П. Глудкина. М.: Горячая линия - Телеком, 2001. - 600 с.: ил.

2. Дафт Р. Л. Менеджмент / Р. Л. Дафт- СПб.: ПИТЕР, 2001. - 832. с.: ил.

3. Джей Э.Эффективные презентации./ Э. Джей Пер. с англ. Т. А. Сиваковой. - Мн.: Амалфея, 1996. - 208 с.

4. Искусство администрирования: Практическое пособие / Под ред. Дебры Олкок/ Пер. с англ. - М.: Изд-во «Финпресс», 1998. - 176 с.

5. Как добиться успеха: Практ. советы деловым людям / Под общ. ред. В. Е. Хруцкого. -М.: Республика, 1992. - 510 с.

6. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления / В. И. Кнорринг. М., 1999.

7. Ладанов И. Д. Практический менеджмент (психотехника управления и самотренировка). / И. Д. Ладанов М.: Изд. «Элника», 1995. - 492 с.

8. Ларичев О. И. Наука и искусство принятия решений. / О. И.Ларичев М., 1979.

9. Робсон М. От идеи к решению: использование потенциала управленческой группы. / М. Робсон. Пер. с англ. - М.: Три Л, 2000. - 192 с.

10. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. М.Основы менеджмента. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури М.: Дело, 1999

11. Микалко М. Тренинг интуиции. / М. Микалко- СПб.: Питер, 2001. - 192 с.

12. Микалко М. Тренинг интеллекта. / М. Микалко- СПб.: Питер, 2001. - 192 с.

13. Образцов В. И. Лабиринты управления: Практ. руководство для менеджеров / В. И. Образцов. Калининград: Янтарный сказ, 2001. - 248 с.: ил., схемы

14. Основы менеджмента. Учебное пособие для вузов. / Научный редактор А. А. Радугин. М.: Центр, 1998. - 432 с.: ил.

15. Адлер Ю. П., Полховская Т. М., Шпер В. Л., Нестеренко П. А. Управление качеством. Часть 1: Семь простых методов: Учебное пособие для вузов / Ю. П. Адлер, Т. М. Полховская, В. Л. Шпер, П. А. Нестеренко - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: МИСИС,

2001. - 138 с.

16. Шипунов В. Г., Кишкель Е. Н. Основы управленческой деятельности: управление персоналом, управленческая психология, управление на предприятии. Учебник для сред. спец. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. / В. Г. Шипунов, Е. Н.Кишкель М.: Высш. Шк., 2000. - 304 с., ил.

17. Фатхутдинов Р. А. Разработка управленческих решений. / Р. А. Фатхутдинов М., 1997.

18. Фатхутдинов Р. А Производственный менеджмент. / Р. А Фатхутдинов. М., 1997.

19. Ryoji FUTAMI. «Тпу Outline of Seven Management Tools for QC», Rep. Stat. Appl. Res., JUSE, Vol.3.3, No. 2, June 1986, p. 7-26:Пер. с англ. Ю. П. Адлера.


Учебное издание САМСОНОВА Майя Викторовна ЕФИМОВ Владимир Васильевич Технология и методы коллективного решения проблем Учебное пособие

 

Редактор Н. А. Евдокимова

 

Подписано в печать 30.09.2001. Формат 60х84/16. Бумага тип. №1. Печать трафаретная. Усл. печ. л. 19,00. Уч.-изд.. л. 17,00. Тираж 150 экз. Заказ

 

Ульяновский государственный технический университет 432027, г. Ульяновск, ул. Сев. Венец, д.32 Типография УлГТУ, 432027, г. Ульяновск, ул. Сев. Венец, д. 32




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.