Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Юридическая техника. 1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой




ЗАКОН ГЛАСИТ

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТАТЬЯ 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

 

В Регламенте Государственной Думы предусмотрен порядок повторного рассмотрения федеральных законов, отклоненных Советом Федерации, а также повторного рассмотрения тех из них, которые отклонены Президентом Российской Федерации.

Официальное опубликование принятого закона – заключительный этап законодательного процесса. Опубликование осуществляется в специальных органах на основании Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания Российской Федерации». Так, например, федеральные конституционные и федеральные законы публикуются в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете».

Опубликование является условием действия законов (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ). Иные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

 

 

 

Юридическая техника – это система базирующихся на практике нормотворчества и теоретически обоснованных правил и приемов подготовки наиболее совершенных и целесообразных по форме и структуре проектов нормативных актов, обеспечивающих максимально полное и точное соответствие формы нормативных предписаний их содержанию, доступность, простоту и легкую обозримость нормативного материала, исчерпывающий охват регулируемых вопросов.

 

Таким образом, юридическая техника охватывает целый ряд процедур правотворческой деятельности: определение предмета акта, выбор формы, структуры акта, языковые и иные требования к его содержанию и оформлению.

Важнейшей проблемой юридической техники является определение предмета проекта акта. Предмет правового регулирования нормативного акта составляют общественные отношения, которые должны обладать двумя обязательными свойствами:

• они должны нуждаться в соответствующем регулировании;

• по своей природе они могут быть предметом правового регулирования.

Предмет закона могут составлять лишь те общественные отношения, которые носят существенный характер.

Реальное выяснение и уяснение предмета проекта возможно лишь на основании глубокого изучения существующего правового материала. Особое значение при определении предмета проекта следует уделить непосредственному анализу живой социальной практики. Только такой подход позволит стать закону выразителем общественных интересов. Тонко и ярко описал это требование к подготовительной работе Ж.‑Ж. Руссо. Он сравнил мудрого законодателя с архитектором, который, прежде чем возвести здание, обследует и изучает почву, чтобы узнать, сможет ли она выдержать его тяжесть. Законодатель не начинает писать законы наудачу, он предварительно испытывает, способен ли народ, которому он их предназначает, им подчиняться, – полагал мыслитель.

Непосредственно с определением предмета нормативного акта связан выбор его формы. Трудности, возникающие при решении этого вопроса, имеют различные причины, основная из которых связана с многообразием видов правовых актов и одновременно отсутствием нормативного закрепления их классификации. Эта задача должна решаться принятием закона «О нормативных правовых актах в Российской Федерации».

При выборе формы проекта следует учитывать федеративное устройство России, обусловившее трехуровневое деление правового регулирования: предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов, предметы ведения субъектов. Решение этого вопроса содержится в статьях 71–73 Конституции РФ.

Юридическая техника содержит ряд рекомендаций по структуре нормативных правовых актов, поскольку разные акты имеют свои особенности. Остановимся на законе, соответственно, законодательной техники.

Каждый закон должен иметь название, что позволяет сразу определить его предмет, круг регулируемых им общественных отношений. Название закона должно быть сформулировано кратко, но при этом отражать его основное содержание. Название закона, регулирующего определенный круг общественных отношений, отличается от названия закона, изменяющего ранее принятые нормативные акты. В первом случае кратко указывается основное содержание закона; во втором – приходится перечислять или воспроизводить полностью названия актов, которые новым законом изменяются. Неудачными являются наименования закона слишком длинные, не отражающие предмета правового регулирования. Примером дефектов в наименовании является федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 93‑ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимости». Слишком длинные неясные наименования законом «народные» названия. Так, названный закон известен под названием «О дачной амнистии».

Преамбула представляет собой вводную часть закона, в которой излагаются мотивы его принятия, задачи и цели. В ней раскрываются причины принятия и направленность закона, его политическое, экономическое или социально‑культурное значение. Преамбула не является необходимым элементом нормативного правового акта, однако ее наличие желательно.

Основная часть закона – его нормативно‑правовое содержание, включающее предписания, дозволения и запрещения. Нормативно‑правовое содержание закона излагается в логической последовательности с разбивкой на статьи, которые, в свою очередь, делятся на пункты с цифровым обозначением либо на части, каждая из которых начинается с красной строки.

Статьи, параграфы, главы и разделы закона должны быть снабжены специальными подзаголовками, лаконично выражающими их суть, что позволяет быстро найти необходимое положение.

В большинстве случаев нормативно‑правовая часть закона излагается постатейно в соответствии со схемой «если – то», вслед за которой указываются те невыгодные последствия (санкции), которые наступают при неисполнении или нарушении нормы. Следует, однако, заметить, что невыгодные последствия (санкции) отнюдь не всегда содержатся в данной статье, они могут быть указаны в другой статье закона или даже в ином нормативном правовом акте.

Особый раздел законодательной техники – это язык закона. Его значение предопределено тем, что право воздействует на волю и сознание людей при помощи языковых средств. Именно язык служит средством передачи информации о содержании правовых предписаний. Языковое воплощение нормативного правового акта придает воле законодателя цельность, законченность формы, обеспечивает удобства для изучения и применения. Нормативный правовой акт – это письменное литературное произведение, и к нему предъявляются такие же требования, как и к любому другому произведению книжно‑письменной речи. Кроме того, нормативный акт представляет собой один из подвидов официально‑делового произведения наряду с другими актами‑документами, имеющими юридическое значение.

При изложении законодательной мысли в форме нормативного акта используются языковые средства, выработанные специально для данной сферы правотворчества, т. е. употребляемые преимущественно или даже исключительно в данной области. Это дает основание выделить язык законодательства как самостоятельный стиль литературного языка, который обусловлен особыми социальными задачами, стоящими перед правом, специфическим способом отображения предмета и характеризуется специальными композиционными и стилистическими средствами, особым словарным составом языка для выражения мысли законодателя.

Наиболее яркими особенностями языка закона являются:

• официальный характер, документальность внешнего языкового выражения мысли законодателя;

• его ясность и простота;

• максимальная точность выражения.

Можно выделить следующие требования к терминологии закона:

• использование терминов с четким и строго очерченным смыслом;

• употребление слов и выражений обычно в более узком или специальном значении по сравнению с тем, какое они имеют в общелитературном языке;

• использование слов и выражений в прямом и первичном их значении;

• отказ от двусмысленных и многозначных терминов;

• единство применяемой терминологии по всему законодательству или по его крупным разделам, которое выражается в первую очередь в том, что один и тот же термин в различных нормативных актах должен использоваться в одном смысле. Разные правовые понятия не следует обозначать одним и тем же термином.

Законодательная техника предъявляет следующие требования к стилю изложения:

• логическая последовательность и стройность изложения мысли законодателя, ее смысловая завершенность;

• единообразие способов изложения однотипных формулировок, хотя содержательно, с точки зрения информативности, они могут быть различными.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.