Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторические корни и условия формирования правового государства




 

Идея господства права в жизни народа имеет давние истоки: она явилась противовесом самовластию, произволу личности правителя.

Эту идею развивали такие мыслители античности, как Платон, Аристотель. Позднее ее подхватили и развили выдающиеся мыслители эпохи Гуманизма и Просвещения. Свой вклад в развитие учения о справедливом государственном строе внесли представители буржуазной политической мысли – Дж. Локк, Ш.Л. Монтескье и другие.

В истории общественно‑политической мысли идеи о справедливом государстве по‑разному именовались, порой их реализация приобретала мифологический и даже сказочный вид. Так, идеи о справедливом устройстве государства и гармонизации отношений между государством и обществом разрабатывались представителями утопического социализма XVI–XVII веков. В трудах Т. Кампанеллы («Город Солнца»), Т. Мора («Утопия») принципиально по‑новому осмысливался порядок публичных отношений. Критиковались такие устои государственности, как частная собственность, привилегии, угнетательская сущность государств.

Томас Мор критиковал монархическое английское государство за его законы, защищающие только частную собственность и интересы богачей. В его работе «Утопия» описано справедливое устройство государства, в котором обобществлены предметы потребления, труд носит обязательный характер. Политическое устройство такого государства основано на всеобщем равенстве и свободе. Демократизм «Утопии» выражался в том, что все должностные лица избираются народом, подотчетны ему и обязаны действовать в его интересах. Государство занято организацией производства и распределения, борется с преступностью, обеспечивает мирный труд граждан.

Платон (Pláton) (428 или 427 до н. э., Афины – 348 или 347, там же), древнегреческий философ. Основные работы: «Апология Сократа», «Критон», «Эвтифрон», «Лазет», «Лисий», «Хармид», «Протагор», «Государство» и др.

 

Итальянский мыслитель Томмазо Кампанелла также развивал идеи справедливого мироустройства. В своей работе «Город Солнца» в качестве экономической основы идеального государства он провозглашал общественную собственность. Граждане обязаны трудиться, именно участие в общественно‑полезном труде является основной формой воспитания. Правителем идеального государства является самый опытный и мудрый гражданин Города Солнца, который уступает свою власть более достойному. Должности в идеальном государстве распределяются исходя из образованности и опытности, без учета родственных отношений. Основа службы – благодетель. Демократизм утопического государства состоял в участии всех граждан старше 20 лет в работе Большого Совета – высшего органа управления.

Томас Мор (анг. Sir Thomas More или более известный, как Saint Thomas More) (1478–1535, Лондон) – английский мыслитель, писатель. Основная работа «Утопия».

 

В отечественной правовой науке идеи правовой государственности развивались в трудах В.С. Соловьева, П.И. Новгородцева, Б.А. Кистяковского, С.И. Гессена.

Преемственность проблематики правового государства сохранилась и после 1917 года, хотя внимание к ней было ослаблено. Данная теория встречала все больше критических замечаний, подчеркивался ее буржуазный характер.

Томмазо Кампанелла (итал. Tommaso Campanella) (1568–1639) – итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма. Основная работа «Город Солнца».

 

После Октябрьской революции 1917 года в России стала создаваться новая правовая система, направленная на обслуживание идеи господства диктатуры пролетариата. Широкое хождение имели теории отмирания права и государства. Однако вопреки этим ожиданиям произошел крутой поворот в сторону создания одной из самых разветвленных систем права в мире.

Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900), русский религиозный философ, поэт, публицист и критик.

 

В Советской стране теория правового государства в течение своего развития оценивалась неоднозначно. Так, в середине 20‑х годов XX века некоторые юристы ставили вопрос о применимости к советскому государству концепции правового государства. Высказывалось мнение о том, что пролетарское государство по мере успехов строительства социализма будет превращаться в общенародное государство.

Но в конце 20‑х годов XX века положение резко переменилось. Идеи правовой государственности были объявлены буржуазными. В стране все шире стали внедряться авторитарные методы руководства, что неизбежно вело к ограничению демократии и нарушениям прав и свобод человека. Из официальной теории были полностью устранены идеи защиты чести и достоинства личности, охраны прав и свобод граждан. Попирались важнейшие демократические ценности: независимость судей, принцип состязательности сторон, гуманизм. По делам о государственных преступлениях обвиняемые были полностью лишены права защиты и обжалования приговора, репрессировались близкие и родственники осужденных.

Кистяковский Богдан (Федор) Александрович (1868–1920), философ, социолог и правовед. По своим философским взглядам – неокантианец.

 

После XX съезда КПСС, разоблачившего произвол и беззаконие периода культа личности, были сделаны определенные шаги, направленные на восстановление принципа законности: проведена широкая реабилитация осужденных, ликвидированы органы внесудебной репрессии. Однако полномасштабные меры по укреплению законности не были выполнены.

Новый этап в истории развития идей правовой государственности связан с преобразованиями, начатыми во второй половине 80‑х годов XX века. Результатом длительных реформ и политических преобразований стала Конституция РФ 1993 года, закрепившая в статье 1 признание России правовым государством.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.