КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гарантии и методы обеспечения законности и правопорядка
ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ЗАКОН ГЛАСИТ 24 июня 1999 года № 120‑ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года 2. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Режим законности предполагает предоставление одинаковых прав и предъявление единых требований ко всем гражданам, т. е. осуществление принципа равенства перед законом. Естественно, что его проведение в жизнь способствует укреплению в сознании людей таких важных социальных ценностей, как авторитет права и государства, социальная справедливость. В то же время режим законности подразумевает наличие твердых гарантий выполнения содержащихся в нормах права предписаний. Мало принять тот или иной закон, нужно создать механизм, обеспечивающий его проведение в жизнь, реализацию правовых норм, порядок обжалования неправомерных действий должностных лиц, защиты прав граждан. Такая модель поведения, описанная в норме, будет восприниматься как закрепление реальных возможностей, обеспеченных государством.
Под гарантиями законности понимают взятые в системе объективно сложившиеся факторы и специально предпринимаемые меры упрочения режима точного и неуклонного воплощения требований закона в жизнь.
Выделяют следующие виды гарантий: правовые, политические, культурные, экономические. К числу правовых относят такие гарантии, как совершенствование законодательства, надзорно‑контрольные мероприятия, меры защиты, меры ответственности. Действенность гарантий достигается только в их взаимосвязи и единстве, т. е. в системе. Обеспечение законности представляет собой систему мер, направленных на профилактику нарушений законности и упрочение законности. Профилактика нарушений законности заключается в выявлении причин и условий нарушений законности, устранении указанных причин и условий, ликвидации всех тех негативных факторов, явлений и процессов, которые ведут к нарушениям законности. Упрочение законности предполагает формирование, совершенствование и развитие гарантий законности в деятельности государственных органов, должностных лиц. Организация системы обеспечения законности в деятельности государственных органов включает в себя решение следующих задач: • анализ допущенных нарушений законности, причин и условий их совершения; • разработку мер по профилактике правонарушений; • совершенствование мер защиты законности в деятельности государственных органов; • разработку мер по укреплению законности; • совершенствование служебной подготовки, управленческой деятельности; • формирование практических навыков и умений обеспечения законности в процессе выполнения служебных обязанностей. Обеспечение законности тесно связано с общей задачей укрепления российской государственности. Немаловажное значение имеют мероприятия, направленные на борьбу с преступностью. Обеспечение законности в российском обществе и преодоление высокого уровня преступности, в том числе организованной, немыслимы без решения крупных социальных и экономических задач. Необходимо сократить огромный разрыв между богатыми и бедными слоями населения, минимизировать безработицу, обеспечить выполнение социальных программ, т. е. устранить почву для роста преступности и нарушений законности. Гарантии законности и правопорядка являются одной из задач проводимой правовой реформы. Так, большие надежды возлагаются на обновление правовой базы организации и деятельности судов и органов юстиции. Эти правоохранительные органы должны занять достойное место в системе государственной власти. Правовая реформа предполагает использование таких методов обеспечения законности, как: законодательное обеспечение прав человека; упрочение и защита конституционного строя; реформирование государственного управления; координация нормотворческой деятельности Федерации и ее субъектов; реформа местного самоуправления; развитие системы правового воспитания, образования и юридической науки; организация правовой экспертизы и другие.
Рекомендуемая литература
Бестужева Е.В. Социологический подход к анализу современного состояния правозаконности // Современное право. – 2007. – № 11. Бобылев А.И. Механизм государственно‑правового воздействия на правопорядок // Актуальные проблемы правовопорядка. – М., 2000. – С. 19–26. Боннер А.Т. Законность и справедливость в правоприменительной деятельности. – М., 1992. Бошно С.В. Законность и целесообразность // Законодательные органы власти субъектов Российской Федерации. Практика. Мнения. Проблемы. – 1997. – № 2. – С. 97–105. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность. – М., 1976. Егорова Н.Е., Иванюк О.А., Потапенко В.С. Правовое обеспечение государственных реформ: проблемы и пути их решения // Журнал российского права. – 2007. – № 10. Жариков Ю.С. Теоретические проблемы реализации уголовного принципа законности // Право и образование. – 2007. – № 4. Законность в Российской Федерации. – М., 2008. Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности // Государство и право. – 1994. – № 3. О состоянии законности, правопорядка в Российской Федерации и работе органов прокуратуры за 2000 год по пресечению правонарушений. – М., 2001. Право и законность. – М., 1987.
Контрольные вопросы
• Как соотносятся понятия «законность» и «правовой порядок»? • Какие принципы служат реализации законности? • Как соотносятся понятия «законность» и «целесообразность»?
Глава 21. Правовое и социальное государство
• Исторические корни правового государства. • Идея господства права. • Право и справедливость. • Развитие теории правового государства. • Признаки правового государства. • Гражданское общество как социальная основа правового государства. • Социальное государство.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 3713; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |