Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Англосаксонская правовая семья




 

Англосаксонская правовая система является наиболее распространенной в современном мире. Ее также называют семьей общего права. В состав семьи входят правовые системы таких стран, как Англия, Северная Ирландия, Новая Зеландия и многие другие. Около трети населения земного шара проживает в англосаксонских странах. Такое широкое распространение в определенной степени объясняется колониальным прошлым Великобритании.

 

Принципиальное отличие англосаксонской правовой системы в том, что главным источником права в ней является норма, сформулированная судьями, а правовое регулирование строится на юридической практике, прецедентах. Такой подход делает нормы права более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо‑германской системы, а также придает праву большую казуистичность и меньшую определенность. Деление права на частное и публичное отсутствует, нет кодексов европейского типа. Отрасли права выражены не столь четко, как в континентальных правовых системах.

 

В подготовке и квалификации юристов в данной правовой семье также имеются особенности. Если в романо‑германской правовой семье правосудие всегда осуществлялось судьями с университетским юридическим образованием, то в англосаксонской семье судьи приобретали свою квалификацию, работая адвокатами и изучая практику судопроизводства. Университетский диплом, а также профессиональные экзамены лишь недавно стали важной предпосылкой для того, чтобы стать адвокатом или судьей.

Еще одним отличительным признаком этой семьи служит ориентация норм англосаксонского права на разрешение одной, отдельно взятой проблемы вместо общего правила поведения, призванного урегулировать будущие подобные ситуации.

Англосаксонская правовая семья делится на две обособленные группы: английского права и права США.

Рассмотрим особенности английского права. Среди источников права главное значение здесь принадлежит судебной практике. Вторым по значению источником права является закон. Однако в силу исторических особенностей структуры английского права значение закона в ней не идет ни в какое сравнение с ролью законодательства и кодексов в странах континентального права. Обычай, доктрина и разум также стоят в ряду источников права, хотя их значение и не так велико.

Судебная власть Англии отличается силой, не уступающей законодательной и исполнительной властям. Высшие суды обладают обширными полномочиями: участвуют в создании общего права и права справедливости; им принадлежит существенная роль в утверждении прав и свобод; в их компетенции находятся любые споры; они сами регламентируют порядок своей работы; высшие инстанции вправе отдавать по определенным вопросам приказы администрации, а также приговаривать к тюремному заключению за неуважение к суду. Главным источником английского права продолжает оставаться судебный прецедент – решение одной из высших судебных инстанций, имеющее обязательную силу как для них самих, так и для нижестоящих судебных инстанций. Один из главных принципов судебного прецедента состоит в том, что сходные дела решаются сходным образом.

Прецедентное право сочетается со статутным (включает законы – статуты), при этом роль последнего возрастает. Английский суд обладает широкими возможностями усмотрения в отношении законов. Акты делегированного законодательства и акты исполнительной власти могут судом отменяться.

Ежегодно английским Парламентом издается 80 законов, итоги его законотворчества составляют 50 томов. Английское законодательство отличается казуистичностью, обусловленной влиянием судебной практики. Англия не имеет писаной Конституции. Ее заменяют законодательные акты, изданные старейшим в мире Парламентом, которому более 700 лет. Контроль за ним осуществляется исключительно общественным мнением, имеющим реальное значение в английской практике, а также через соблюдение права европейского сообщества, имеющего приоритет над обычным правом.

Возрастание роли законодательства непосредственно не означает потери судебным прецедентом своих позиций. Ряд институтов регулируются прецедентным правом (некоторые договоры, ответственность вследствие нарушенных обязательств и другие гражданские правонарушения). Кроме того, в силу исторически сложившихся особенностей английской правовой системы любые вновь принятые законы вообще не могут функционировать без множества сопутствующих судебных прецедентов.

В XX веке резко возрастает роль делегированного законотворчества, т. е. издания законодательных актов органами исполнительной власти.

Обычай как источник права в Англии имеет второстепенное значение. Обычное право существовало еще до возникновения общего права, но применение обычая имеет ограниченный характер. Так, по закону 1265 года подлежит применению исключительно старинный обычай (возникший до 1189 г.). Это ограничение касается только местных обычаев, для применения которых следует доказать давность его возникновения. В торговой сфере обычаи применяются свободно, даже появляются новые. В общественной жизни велика также роль обычаев, особенно конституционных, которые восполняют отсутствие соответствующих положений законов.

С течением времени английское право распространилось далеко за пределы самой Англии, при этом оно изменялось благодаря особым условиям тех стран, которыми оно воспринималось. Степень изменения была различной и зависела прежде всего от прочности связей между этой страной и Великобританией, от специфики географических условий, а также от особенностей и влияния местных цивилизаций.

Структура права США, хотя в целом аналогична английской, имеет довольно большое число специфических черт. Самые существенные различия возникают благодаря совершенно иному государственному устройству США, вследствие которого внутри американской правовой системы существует федеральное право и право штатов, в то время как английскому праву этот момент совершенно не знаком.

 

§ 5. Неотдифференцированная (религиозно‑общинная) семья

 

Особенностью религиозно‑общинной правовой системы является то, что в ней юридические элементы не получили обособленного функционирования. Они связаны религиозными и обычно‑общинными нормами. В соответствии с этим правовые системы данной общности имеют облик догматизированных, традиционных. В массовом правосознании они воспринимаются в качестве систем, основная регулирующая сила которых – догма веры, религиозное учение, традиция.

Религиозно‑общинная правовая система, как правило, характерна для застойных федеральных общественных структур.

По своей сути она представляет собой перенесение в сегодняшний день предыстории права.

Данные правовые системы имеют место в мусульманских государствах Азии и Африки.

Свое начало это право берет в Коране и считается плодом божественных установлений. Право дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться им, а не создавать свое новое право под влиянием тех или иных условий и обстоятельств. Развитие права осуществляется посредством толкований мусульманских юристов. Закон в современном понимании как акт, изданный компетентной властью, в мусульманском праве не существует.

 

Мусульманское право – это единая исламская система социально‑культурного регулирования, которая включает в себя как собственно юридические нормы, так и религиозные и нравственные постулаты, а также обычаи.

 

Мусульманское право отличается глубокой оригинальностью по сравнению с другими правовыми системами. Ввиду того, что оно сформировалось в глубокой древности, ему присущи архаизм ряда институтов, казуистичность, отсутствие четко выраженного системного строения. Мусульманское право, основанное на Коране, представляет собой систему, совершенно не зависимую от других правовых систем, не имеющих того же источника.

Существуют четыре наиболее важных источника мусульманского права: Коран – священная книга ислама; Сунна – собрание традиций, связанных с посланцем Бога; иджма – единое соглашение мусульманского общества; кияс – суждение по аналогии. Система этих источников неоднозначно понимается и объясняется в разных регионах, каждый из которых вносит в нее свои оригинальные элементы обычаев и культуры. Несмотря на наличие многих школ, различия касаются лишь деталей, а не общих принципов.

Коран представляет собой основу мусульманского права. Он содержит высказывания Аллаха последнему из его посланцев и пророков – Магомету. Его значение как источника права является первостепенным. В то же время Коран содержит сравнительно мало положений юридического характера и не может служить для удовлетворительной регламентации всего многообразия общественных отношений мусульманского мира. Правовые строфы Корана касаются различных вопросов: личный статус, мусульманская аналогия гражданского права, конституционные строфы, международное право, уголовное право, судебная процедура, экономика и финансы.

Сунна, в свою очередь, повествует о бытии и поведении пророка, которое должно служить примером для верующих. Соответствующая редакция представляет собой сборник традиций (адатов), касающихся действий и высказываний Магомета. Предположительно она была создана в XI веке н. э. докторами Эль‑Бокхари и Мослемом. Сунна – это вторичный источник мусульманского права, который способствовал восприятию норм обычного права, предшествовавших появлению ислама.

Иджма признается в качестве третьего источника мусульманского права. Она используется для углубления и развития легального толкования божественных источников, выступает в качестве своеобразного средства, способа восполнения пробелов в мусульманском праве в тех случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут дать убедительного ответа на возникающие вопросы.

Источником мусульманского права также признается суждение по аналогии (кияс). При толковании какого‑либо закона мусульманские юристы призывают на помощь рассуждение, представляющее собой «сочетание откровения с разумом человека». По существу, кияс представляет собой применение установленных первыми тремя источниками предписаний к не предусмотренным в них случаям. В то же время аналогия носит ограниченный характер. При помощи суждения по аналогии чаще всего можно найти решение, исходя из существующих норм права, лишь применительно к данному частному случаю. Нельзя надеяться приспособить к современности при помощи этого метода всю систему мусульманского права.

Обычай и судебная практика в мусульманской правовой семье источниками права не признаются.

Доктрина мусульманского права, складывавшаяся веками, очень трудно поддается изменениям. Характерной чертой данной семьи является ее статичность. Попытки нововведений встречаются с подозрением, любые оригинальные толкования запрещены.

Несмотря на все сложности, мусульманское право представляет собой одну из крупнейших систем и регулирует общественные отношения с участием более 800 миллионов человек в различных государствах. Многие страны мира заявляют в законодательстве о своей верности принципам ислама. Подобные положения включены в законы Марокко, Туниса, Алжира, Ирана, Пакистана и других стран.

Следует отметить, что ни одно из государств, независимо от степени преобладания в нем мусульманского права, не руководствуется исключительно им. Несмотря на бесспорность его авторитета, оно во всех странах дополняется их собственным законодательством и обычаями, что позволяет сделать заключение, что мусульманское право не является единственным источником права страны. Мусульманское право особое внимание уделяет семейному праву, регулирует ритуальное и религиозное поведение. В отличие от указанных традиционных отраслей права, конституционное, уголовное и фискальное право сильно подвержены новым веяниям и поэтому постепенно отходят от ортодоксального мусульманства.

Модернизация мусульманского права не означает утраты им своих оригинальных черт, а представляет собой синтез западного начала, выраженного в категориях и понятиях, и традиционного, задействованного в методах рассуждения и подходах, по‑новому применяющих европейские нормы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 1482; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.