КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Динамика цивилизации и принципы интеграции общества
[На стадии развития цивилизация, как отмечает А. Тойнби, обретает все новые и новые возможности дифференциации и обогащения духовной жизни, в котором осуществляется постоянное деятельное взаимодействие различных элементов общества, направленное на творческое преобразование бытия. Напротив, в стремлении к единству, находящему свое воплощение в тех или иных политических и духовных формах, скорее видятся свидетельства усиливающегося ослабления и надлома цивилизационных потенций.] На стадии распада рост разнообразия воспринимается как беспорядочное смешение, как крушение всяких барьеров, стирание индивидуальности и болезненный разлад. Опыт такого крушения порождает поиск единства человеческого общества. Это единство достигается либо через образование универсального государства, либо через открытие той истины, согласно которой калейдоскоп феноменального мира есть всего лишь иллюзия, скрывающая вечный и никогда не меняющийся мир подлинных сущностей, образующих незримое единство. <·..> Великая тоска по миру на земле, порожденная страданиями и бедами смутного времени, заставляла подданных универсального государства видеть в его создателях спасителей общества и почитать их как богов. И даже холодный скепсис историков по отношению к величайшим деятелям прошлого, таким, как Кир, Александр и Август, не умаляет их заслуг на тяжком пути к единству человечества, а лишь подчеркивает их гений, направивший политическую власть на благородное дело – воплощение выстраданного человеком идеала в действительность. Принадлежащее Александру видение «хомонойя» («согласие») не увядало в античном мире до тех пор, пока сохранялись остатки эллинизма. Действенная духовная мощь его гуманистического призыва особенно впечатляет, если мы обратим внимание на упорство его македонских соратников, не принимавших его попыток заставить их примириться с побежденными персидскими противниками, и на не менее упорное сопротивление остальных греков его указаниям о том, что правящая фракция в каждом городе-государстве должна открыть ворота города изгнанным оппонентам из противоположной партии. Идущее от Александра Великого послание единства человечества обладало способностью вселять согласие между людьми, столь удаленными во времени и отличающимися по своей вере от этого македонского воина-визионера, что мы вынуждены поискать тот источник, из которого черпается эта поразительная сила. Если мы обратимся к гуманисту современной западной школы, он, наверное, ответит, что человеческое братство – одна из самоочевидных фундаментальных истин. И он, наверное, добавит, что долг и желание служить не требуют каких-либо санкций для каждого, кто испытывает чувство родства со своими ближними. Оправданность принципа альтруизма считается самоочевидной для современного западного гуманизма любого направления. Коммунист, например, так же ревностно верит, как и позитивист, в то, что конечное предназначение человека – содействовать всемирному единству, в котором человечество – высшее начало, так как над ним нет Бога. Однако мы находим основания считать, что динамичные элементы коммунизма, движущие силы, придающие ему влияние в современных человеческих делах, черпаются, хотя и неосознанно, из триады теистических религий, и можем проследить, что некоторые из этих элементов восходят к христианству, а другие – к предшественникам христианства – иудаизму и зороастризму. (Т. VI. С. 1–8.)
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 407; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |