КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Враждуя, миротворствовать: диалектика арабских мудрецов
НЕ ОБАГРЯЯ МЕЧА В отличие от греческих и римских авторов, Сунь-цзы не уделяет основного внимания изобретению стратегем, поверхностных или переходных технологий борьбы. Его цель – создать систематическое Учение как руководство для правителей и полководцев в ведения ими войны умов, и войны успешной. Сунь-цзы уверен, что искусный полководец покорит армию противника не сражаясь, возьмет его города не осаждая и ниспровергнет его государство, не обагряя кровью мечей. Сунь-цзы столь же уверен, что борьба на войне – это больше чем столкновение вооруженных людей. Интеллектуальные и моральные факторы на войне значат много больше, чем физические. Сунь-цзы предостерегает царей и командующих от надежды на чистую военную мощь. Он отказывается понимать войну как убийство и разрушение. Главная цель его стратегии – захват противника совсем или почти без ущерба (для обеих сторон). Армия лишь наносит последний удар противнику, предварительно обезоруженному, уязвимому. Секретные агенты заранее дезорганизуют его тайными подрывными действиями, организуя «пятую колонну» в его рядах. Трактат Сунь-цзы оказал глубочайшее влияние на китайскую и японскую военную мысль, а тем самым на историю этих стран. Комментарии. Древнекитайский теоретик и полководец Сунь-цзы (VI–V вв. до н.э.) рассматривает войну как явление, связанное со многими факторами в поведении не только армии и полководца, но и государства, правителя и народа. На протяжении многих веков трактат Сунь-цзы пользовался огромным признанием в Китае, Японии, Корее, а также в Монголии эпохи Чингиз-хана и в государстве Тимура. В народной мифологии Сунь-цзы подчас почитался как бог войны. Причину столь устойчивого влияния концепции древнекитайского мыслителя на последующие поколения следует видеть в том, что Сунь-цзы соединил стратегию войны с принципами цивилизационного устроения общества. Не отвергая войну как средство физического насилия, он придал ей характер рационального воздействия на противоположную сторону не с тем, чтобы ее уничтожить, а с целью подчинения и включения государства противника, если и насколько возможно, в состав своих сил. Положения трактата легли в основу философской школы, разрабатывавшей общие принципы взаимодействия государства, общества и армии. А. Игнатенко В «княжьих зерцалах» есть идея, которой принадлежит абсолютный рекорд повторяемости – свидетельство всеобщего и безусловного признания. Разумный человек и хороший политик должен избегать войны... Суть здесь не в признании безоговорочной ценности мира и полной непригодности войны... Относительная вредность силового решения политических и иных проблем заключается в практической нецелесообразности любой формы острой вражды. Она сводится к трем пунктам. Во-первых, приводит к невосполнимым утратам. Во-вторых, враждебность может стать неуправляемой. В-третьих, боя нужно избегать в случае неготовности или неспособности к нему. Враждебность имеет разные формы. Авторы «зерцал» выделяют в ней несколько этапов, для каждого предлагая соответствующие средства. «Враждебность подобна нарыву: вначале его можно излечить успокоительными средствами; если не получилось – содействовать вызреванию нарыва и его вскрытию; лишь в крайнем случае действовать каленым железом». Этапы возрастания враждебности – основа классификации врагов по степени непримиримости, истокам враждебности. На этом тройственном делении врагов построены 16 правил враждебности султана Абу-Хамму в его книге «Жемчужина на пути». Правило первое – не робеть, можно одолеть и сильнейшего противника; второе – осведомляться... пятое – ввести в заблуждение... седьмое – наносить удары по тылам противника, восьмое – уклоняться от прямого столкновения... пятнадцатое – учиться у потенциального противника. Правила, которые излагаются в «Поучении владыкам», приписываемом аль-Маварди; первое – «разумный человек, рискуя, должен убедиться, что то, ради чего он рискует, предпочтительнее того, чем он рискует. Вступая в бой, властелин приобретает одну из трех достохвальных вещей: или Божью награду его избранникам, или власть – наидостойнейшую степень в земной жизни, или славу, которая сохранится и после смерти... Битва есть крайнее средство, (лишь) в некоторых случаях неизбежное... Седьмое – предпочитай хитрость силе: «О воин! Уловками достигнешь успеха». Всеобщий принцип жизнедеятельности. «Голова без хитрости хуже тыквы», – гласит средневековая арабская пословица. «Храбрый убьет десятерых, хитрый – уничтожит все войско». Хитрость напрямую связана с разумом, единственный обладатель которого – человек. Если внимательно проанализировать соответствующие места «зерцал», вывод может быть только один: перед человеком стоит выбор – быть разумным и хитрить или отказаться от хитрости и тем самым исключить себя из разряда разумных существ. Широкое понятие хитрость – «хиля» – употреблялось, в частности, для наименования приемов, которые мы в настоящее время отнесли бы к разряду прикладной математики и механики. Ильм аль-хияль – «наука искусных приемов» обнаруживается в средневековых классификациях наук... Перехитрить Бога – и такую задачу ставили перед собой некоторые средневековые мусульмане...Тут уж не покажется странным высказывание Ибн аль-Азрака в его «Чудесах на пути, или Природе владычества»: «Мир – жди войны». Или мысль аль-Муради: «Мир – одна из войн». Если так, обман становится допустим практически во всех обстоятельствах. Абу-Хамму в «Жемчужине на пути» призывает своего сына: «Хитри по-разному, обманывай по-всякому. Хорошая уловка стоит целого войска». Однако было одно высказывание Пророка, которое и являлось решающим аргументом в любом споре: «Война – обман». Все «зерцала» приводили его. Комментарии. Приведенные в книге А. Игнатенко примеры – одно из проявлений того, с какой настороженностью или недоверием в просвещенном сознании классических эпох воспринималась война как проявление насилия, жестокости или обманного действия. Признание неизбежности военного насилия в жизни общества сочеталось с соображениями относительно ограниченности его возможностей или с предвосхищением пагубного ответного удара, а также различного рода усилиями по нейтрализации таких последствий. Сопоставление взглядов арабских политических мудрецов показывает, насколько эти взгляды сходны с суждениями Сунь-цзы. У арабских мыслителей военное насилие, понимаемое в сущности как политическая «хирургия», стоит лишь на третьем месте после мер профилактики и консервативного (терапевтического) «лечения» больных органов общества и государства. Нельзя понимать упрощенно ключевые понятия и Сунь-цзы, и пророка Мухаммеда: «Война – путь обмана», «Война – обман». Дешевый обман – слишком зыбкая почва в отношениях любого типа, он может свидетельствовать не об уме и таланте, а о дешевой хитрости и примитивном коварстве. Военные хитрости – продукт ума, таланта, широты взглядов, изобретательности, творчества; это не дешевые уловки. Недаром арабы пришли к признанию, что эти «хитрости» требуют философского видения проблем и высшего математического расчета. Стратегемы требуют стратегической философии и таланта непрямого воздействия на противника. Отказ от стратегом как обмана во спасение чреват утратой разума и тем самым деградацией самого человека: стратегия позволяет избегать насилия и потерь, она – путь гуманизма в делах войны. В.Ф. Малиновский
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 550; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |