Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная иерархия и каста




Фундаментальная оппозиция

Система каст представляет собой иерархию наследственных групп, которые одновременно различаются и взаимодействуют между собой на основе трех факторов: 1) градация статусов, 2) детальные правила, которые призваны обеспечить их разделение, 3) разделение труда и взаимозависимость.

Базисный принцип этой концепции основан на оппозиции чистое/нечистое. Эта оппозиция подразумевает иерархию, которая есть превосходство чистого над нечистым, она предполагает разделение труда, так как чистые и нечистые профессии должны быть разделены. Целое основано на необходимом и иерархизированном сосуществовании двух противоположностей.

Этот факт имеет первостепенное значение: именно целое управляет частями; и это целое воспринимается как основанное на оппозиции.

В нашей цивилизации мы обычно забываем о соотнесении с общим началом, и обращение к иной структуре взаимодействия поможет извлечь ее из категории антикварных курьезов и придать статус одной из форм, изобретенных человечеством.

Оппозиция чистое/нечистое и истоки института неприкасаемых. Обычно признают, что эта оппозиция проявляется в наиболее общей форме в противопоставлении двух крайних категорий: брахманов, жрецов по преимуществу, которые занимают высшее положение по отношению ко всему множеству каст, и неприкасаемых – крайне нечистых слуг, живущих за пределами деревень в отдельных поселениях. Неприкасаемые не могут пользоваться тем же колодцем, что и все остальные, вход в индуистские храмы им был воспрещен вплоть до реформы Ганди, они также обязаны подчиняться множеству других запретов. Термин «неприкасаемый» является скорее английским, чем местным, хотя он тоже существует, но этих людей в повседневной жизни обозначают в каждом отдельном случае с помощью названия касты, к которой они принадлежат. Чтобы обозначить категорию, часто прибегают к эвфемизмам, среди которых последний по времени, введенный Ганди, – хариджаны, «сыны Хари», т.е. создания Бога (Вишну).

Где искать корни подобной сегрегации неприкасаемых?

Часто оправдание идеи нечистоты ищут в правилах гигиены. На самом деле, даже если что-то от гигиены и присутствует в этом представлении, все же его нельзя объяснить таким образом, так как это представление религиозное.

У многих народов мира считается, что такие личные или семейные события, как смерть, рождение и др., таят в себе опасность, что приводит к временному затворничеству затронутых событием лиц, к запретам контактов и т.д.

Взамообусловленность чистоты брахманов и нечистоты неприкасамых. Из-за того, что неприкасаемые физически удалены из деревни и вынуждены исполнять всю черную работу, их иногда принимают за аутсайдеров религиозного общества. В то время как принцип, на основе которого они отделяются от других, является принципом религиозным, основой оппозиции. Мы уже заметили, что выполнение нечистых работ одними необходимо для поддержания чистоты других. Оба полюса необходимы, хотя и не равны. При необходимости в литературе по этнографии можно было бы найти этому множество подтверждений, особенно на юге: присутствие неприкасаемых, в качестве музыкантов или даже жрецов, обязательно на деревенских церемониях. Очевидно, что нечистота неприкасаемых неотделима в теории от чистоты брахманов. Вывод, который из этого следует: социальная реальность – это совокупность двух неравных, но взаимодополнительных частей. И неприкасаемость действительно исчезнет только тогда, когда чистота брахманов будет совершенно обесценена.

[Через оппозицию чистое/нечистое можно объяснить не только существование института неприкасаемых и исключительное положение брахманов, но и существование большого количества каст. Автор выделяет ряд критериев, на основе которых происходило разделение индийского общества, но отмечает, что все они так или иначе оказываются связанными с основной оппозицией чистое/нечистое.]

Другие критерии и деление статуса

Почитание коровы. Развитие оппозиции чистое/нечистое связано с отношением к корове. Как известно, скот, и в особенности корова, служит объектом настоящего поклонения. Корова, полуживотный, полубожественный двойник брахмана, стала символом, отделяющим высшую категорию людей от низшей. Ее священная природа социально значима.

Вегетарианство. Противопоставление режимов питания очень важно: оно является причиной раздела общества (хотя оно иногда уравновешивается другими факторами). Оно также ценно для классификации каст и в другом отношении, так как предполагает наличие ступеней: более чистым считается есть дичь, чем домашнюю свинью, которая была выращена низкими кастами и которая питается отбросами; более чистым считается есть мясо травоядного животного, чем хищника, и т.д. Поэтому и среди мясоедов можно провести большое количество различий.

Существуют и другие критерии социального плана: брахманы отвергают развод и повторное замужество вдов, они заключают (заключали) браки своих детей в самом раннем возрасте; касты же, которые не соответствуют этой высшей практике, считаются низшими, и они довольно многочисленны.

Некоторые выводы. Подчеркнем три момента, касающиеся принципов разделения общества на касты: 1) все критерии различения представлены в сознании как разные формы одного принципа; 2) все позволяют противопоставлять одну часть общества другой его части; 3) именно в этом и состоит в действительности иерархический принцип, а линейный порядок каст от А до Ζ представляет собой лишь его побочный продукт.

Оппозиция чистое/нечистое предстает как ведущий принцип иерархии до такой степени, что во многом совпадает с оппозицией высшее/низшее. Но эта оппозиция создает устойчивое внутреннее разделение общества. Забота о поддержании ритуальной чистоты приводит к стремлению освободиться от нечистоты, идущей от органической жизни, находиться в постоянном контакте с теми, кто освобождает от нее, и свести ее к минимуму, прибегая к услугам ритуально нечистых медиаторов. Запрет некоторых контактов соотносится с идеей неприкасаемости, причем прием пищи и заключение брака также подчинены целому ряду правил. Каким бы минимальным не было отличие в статусе, оно ревниво охраняется от всех контактов, которые могли бы его нивелировать. Каждая группа опасается контактов с низшими, а не с высшими.

Кроме бросающегося в глаза физического аспекта (чистоплотность, гигиена), представление о чистоте соответствует отчасти тому, что мы называем культурой или цивилизованностью: менее «щепетильные» касты представляют собой варваров для более «утонченных». В рамках социальной организации чистые люди являются отчасти эквивалентом того, что мы называем «приличные люди» или «люди благородного происхождения». Как мы отметили, нечистота отмечала прорыв биологического в социальную жизнь. Таким образом, мы видим в этом функциональный эквивалент отдаления человека от природы, которое столь очевидно у нас и которое, казалось бы, склонна игнорировать или даже отрицать индийская мысль. Наконец, это понятие не соотносится только с престижем, блеском и благополучием. В общей системе ценностей оно занимает место, которое у нас принадлежит добру и злу, вводя в нее различие относительное вместо различия абсолютного.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 513; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.