КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура «большой» традиции
Санскритский индуизм Единство и многообразие религиозных традиций Индии Говорить об индуизме как о единой традиции было бы большим упрощением. Даже поверхностное сравнение самых известных священных текстов индуизма («Бхагавадгиты», «Бхагаватапураны», «Рамаяны», «Махабхараты») требует примирения очень разных, иногда противоречивых позиций по таким основополагающим вопросам, как монизм, теизм, вегетарианство и каста. Большая часть истории индуизма отражает попытки такого примирения. Это история образования школ и сект, временной политической поддержки одной ортодоксальной доктрины и устранения теорий, противоречащих ей, а также история непрерывного синтеза. Это ни в коем случае не процесс чисто интеллектуального анализа, который приводит в результате к логически непротиворечивым выводам. Более верным является характеристика индуизма как большого резервуара верований и практик, из которого каждая секта брала в разное время разные позиции. Несмотря на разнообразие сект и отсутствие единой церковной организации, многие ученые считают, что индуизм обладает внутренней целостностью и преемственностью. Одна из наиболее плодотворных попыток выявить целостность индуизма была сделана в книге индийского антрополога Μ.Η. Шриниваса в его исследовании «Религия и общество у кургов Южной Индии». В этой работе Μ.Η. Шринивас различает варианты индуизма в соответствии с географическим распространением: «всеиндийский индуизм», «полуостровной индуизм», «региональный индуизма» (наблюдается в отдельных регионах), «местный индуизм» (встречается на локальных территориях внутри региона). Но концепция Μ.Η. Шриниваса отражает не только чисто географическое распределение: в ней дается определение «всеиндийского индуизма», воплощенного в корпусе санскритских священных текстов и ритуалов брахманов. Это отождествление предоставляет идеальный образец («эталон») индуизма и критерий для измерения его распространения среди различных групп и в разных регионах. Процесс распространения санскритского индуизма Μ.Η. Шринивас назвал «санскритизацией». Структуру и организацию «большой» традиции можно изучать с трех разных сторон: 1) ее священная география, 2) состав ее профессиональных представителей и их социальной организации и 3) культурные представления (включая религиозные обряды и церемонии). Священные центры. Ритуальная жизнь в индуизме подразумевает наличие четырех типов священных мест: дом, храм, монастырь и места паломничества. Из них самым важным является дом, так как дом – это центр всех ежедневных ритуалов и семейных обрядов. Храм, вероятно, является вторым по важности центром, по крайней мере, если судить по частоте посещения. Для ортодоксального индуиста ежедневное посещение храма не является чем-то необычным. Как ортодоксальные, так и неортодоксальные индусы посещают храм по праздникам или в особых случаях, чтобы принести дары или совершить покаяние. Паломничество к Гангу и в Бенарес является мечтой любого индуса, паломничества же к другим священным рекам и святыням совершаются, чтобы принести особое покаяние, выполнить обет и попросить об особых благодеяниях. Несмотря на то что монастырь посещают раз или два в год, он занимает абсолютно особое место в структуре «большой» традиции. Это место нахождения главного учителя, высшего духовного авторитета секты, к которому последователи приходят получить совет, благословение, а также защиту и укрепление в вере. Официально главе секты принадлежит право выносить окончательное решение в вопросах, которые не могли быть улажены панчаятом касты и другими местными органами. Специалисты в священном. Разные типы специалистов связаны с каждым видом священных центров. Между домашним жрецом и семейным жрецом, с одной стороны, и главой монастыря – с другой, существует большая разница: первые являются только специалистами по технике ритуала, чья компетенция проверяется простыми прагматическими испытаниями, в то время как последний почитается за свою святость, ученость и мудрость. На домашних жрецов, однако, смотрят с большим уважением, чем на жрецов храмовых, так как они обычно лучше знают Веды. В то же время храмовые жрецы выполняют более важную функцию: они передают приношения и просьбы людей изображениям в храме, тогда как домашние жрецы рассматриваются как необходимые помощники хозяина дома и используются «вместо книги». Одна группа специалистов, которые в разной степени связаны с ритуалом, занимает в ней особое положение. Группа включает санскритских пандитов, знающих до тонкостей правила ритуала, к помощи которых прибегают в случае ритуального «загрязнения», свадьбы и т. д., а также астрологов. К специалистам, не связанным с каким-либо институтом, принадлежат также специалисты по ведийским мантрам, которые имеют в своем распоряжении магические формулы и ритуалы, чтобы умилостивить богов или противодействовать дурному влиянию, и врачи, основным инструментом которых являются травы и лекарства, описанные в древних текстах. Знание, необходимое для возведения храмов, домов и других построек, также традиционно считалось частью священной традиции, оно было вверено создателям изображений из камня и металла, архитекторам и другим ремесленникам. Специалисты в тех науках, которые считались необходимыми Для изучения Вед, и сейчас преподают в современном Санскритgkom колледже. Священные обряды. Два важных различия делят все обряды на: домашние против храмовых и ведические против пуранических. Первое различие касается места проведения обряда и типа его исполнителя, второе – типа священного текста, который предписывает тот или иной обряд. Домашние обряды, в частности ежедневные ритуалы и обряды перехода, являются в большинстве своем ведическими, храмовые церемонии основаны на пуранах. Связь между домашними и храмовыми обрядами в основе своей пураническая – через специальные подношения изображениям пуранических богов. Эти изображения почти одинаковы в храмах и домах. Главное, чем отличаются храмовые обряды от домашних, – это обряд подношения даров изображению Бога, который противопоставлен лишенному изображения ведическому жертвоприношению. Два типа обрядов, возможно, представляют собой разные культурные традиции, развивавшиеся параллельно. В быту пураническая традиция наслаивается на ведическую, и хозяин и его жрец исполняют оба типа обрядов. Существуют также аналогии между временным циклом домашних и храмовых обрядов. Точно так же как домашние обряды включают цикл ежедневных ритуалов, расписанных с утра до вечера, и другой цикл церемоний, отмечающих важные события жизни человека, храмовые обряды подчинены циклам ежедневного почитания и сезонным праздникам. Ежедневное подношение изображениям божеств в храмах имеет черты сходства с ежедневным циклом домашних обрядов, а сезонные праздники, определяемые в соответствии с фазами луны и положением зодиакальных созвездий, отмечают важные события (рождение, свадьбу и т.д.) в жизненном цикле богов.
Дата добавления: 2014-12-17; Просмотров: 422; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |